Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 15:18, курсовая работа
В. К. Вилюнас справедливо отмечает, что «многое из того, что в учении об эмоциях по традиции называют многообещающим словом «теория», по существу представляет собой скорее отдельные фрагменты, лишь в совокупности приближающиеся к ...идеально исчерпывающей теории». Каждая из них выпячивает какой-то один аспект проблемы, тем самым рассматривая лишь частный случай возникновения эмоции или какого-то ее компонента. Беда еще и в том, что теории, созданные в различные исторические эпохи, не обладают преемственностью.
Введение………………………………………………………………………..……1
Глава 1. Зарубежные теории эмоций………………………………………………2
1. Периферическая теория У.Джемса – Г.Ланге………………………………3
2. Теория У.Кеннона – П.Барда……………………………………….………..6
3. Теория Фестингера…………………………………………..……………….7
4. Когнитивно – физиологическая теория эмоций С.Шехтера………….……8
5. Теория дифференциальных эмоций К.Изарда………………………….….11
Глава 2. Отечественные теории эмоций………………………………………..…15
2.1. Информационная теория эмоций П.В.Симонова……………………………15
2.2. Теория И.П.Павлова…………………...………………………………………20
Глава 3. Сравнительная характеристика отечественных и зарубежных теорий эмоций………………………………………………………………………………24
Вывод………………………………………………………………………………..27
Список литературы…………………………………………………………………29
21
затруднен переход к другому процессу. Все те переключения к новым видам деятельности, к которым мы не подготовлены, приводят к тому, что они вторгаются неожиданно в налаженный ход жизни и порождают у нас неприятные чувства.
Человек в ходе своей жизни сталкивается с разнообразными воздействиями; эти воздействия выступают для него не в виде изолированного раздражителя, а в форме одновременного или последовательного их комплекса, то есть в виде системы раздражителей. Характерной особенностью работы коры мозга в ответ на такие комплексы раздражителей является образование динамического стереотипа как целой системы реакций на такие воздействия. Эта система реакций в связи с повторяющимися жизненными воздействиями укрепляется и приобретает относительно стереотипный, то есть устойчивый, характер.
Такие
стереотипные реакции становятся основой
устойчивого отношения человека
к различным сторонам жизни; самый
процесс образования таких
Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности позволяет увидеть физиологические основы индивидуальных различий в эмоциональной жизни.
И.П. Павлов отмечает, что в результате соотношений в основных свойствах процессов нервной системы – их силе, характере равновесия, подвижности – возникают четыре типа нервной системы.
22
Слабый тип характеризуется слабостью как раздражительного, так и тормозного процессов. У сильного, но неуравновешенного типа тормозные процессы отстают в силе от раздражительного процесса. Этот тип нервной системы И.П. Павлов называл «безудержным». Затем есть сильный, уравновешенный и при этом живой тип. И, наконец, сильный, уравновешенный и спокойный тип.
Тип нервной системы обнаруживается в характере эмоциональных реакций человека на воздействия окружающей действительности. У слабого типа резкий и неблагоприятный сдвиг в установившихся отношениях с окружающими может вызвать болезненную травму, которая проявится в растерянности, чувстве отчаяния и тому подобное. У сильного же типа такой сдвиг может вызвать значительно более умеренную эмоциональную реакцию.
Такие
свойства нервной системы, как ее
сила, подвижность, сильно видоизменяются
в результате воспитания и того жизненного
опыта, который человек приобретает в
ходе своего развития. Очень редко сильные
эмоциональные реакции человека выступают
в «неприкрытом» виде. В процессе жизни
в обществе, под влиянием воспитания человек
устраивает определенные требования к
поведению и у него формируется умение
сдерживать себя, образуются те «тормозы»,
которые позволяют подавлять не подходящие
для данной обстановки аффективные реакции.
23
И.П. Павлов
указал еще и на то, что встречающиеся
у людей различия в переживаниях,
в особенностях их эмоциональной сферы
коренятся в специально человеческих
типах нервной системы, которые он образно
назвал «художниками» и «мыслителями».
Так, для художественного типа является
характерной непосредственность и эмоциональность
восприятия действительности. Эти люди
с преобладанием образно-эмоционального
мышления. Для мыслительного типа характерно
другое – преобладание отвлеченно-словесного
мышления и меньшая интенсивность эмоциональных
реакций.[11,40]
24
Глава
3. Сравнительная
характеристика отечественных
и зарубежных теорий
эмоций
Каждая из представленных в данной работе зарубежных и отечественных теорий освещает лишь отдельные фрагменты, поэтому они переплетаются между собой, нередко теория дает аргументацию против самой себя, может противоречить другой, либо являеться ее усовершенствованной формой.
До сих пор некоторыми психологами вносятся «важные» изменения в более старые представления об эмоциях. Теория Джемса - Ланге об осознании вегетативных изменений в качестве проявления эмоций оказалась достаточно живучей. Отзвуки их взглядов можно встретить в современной физиологии. Однако огромное количество фактов убеждает нас в том, что роль «обратной сигнализации» с исполнительных аппаратов в концепции Джемса - Ланге оказалась явно преувеличенной.
Существенные
возражения против этой концепции привел
выдающийся физиолог Кеннон. Отвергнув
теорию Джемса – Ланге, Кеннон пришел
к выводу, что возникновение
25
характерные
особенности эмоциональных
И. П. Павлову принадлежит представление об участке коры полушарий, обладающем в каждый данный момент оптимальным уровнем возбудимости, это «светлое пятно сознания». В свете достижения современной физиологии центральной нервной системы становится ясно, что в формировании «светлого пятна сознания», гениально обрисованного Павловым, огромное значение принадлежит ретикулярной формации. Но это отнюдь не значит, что ретикулярная формация является «органом сознания», как еще недавно думали некоторые зарубежные психологи. Вне светлого пятна сознания осуществляется сложная деятельность, переход раздражителей и результатов их анализа из разряда неощущаемых в ощущаемые зависит и от социальной значимости сигналов. Именно поэтому некоторые ученые признали необходимость исследования эмоциональной сферы в процессе познания, которая всегда характеризуется чувством сомнения и оно внутренне присуще человеку.
Одной из таких теорий является теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно этой теории, положительное эмоциональное состояние возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные
26
результаты деятельности соответствуют намеченным. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется несоответствие. Теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека в различных социальных ситуациях. Лежащим в их основе когнитивным фактам приписывается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим процессам.
Немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. По Шехтеру, то же самое физиологическое возбуждение может испы-тываться как радость или гнев в зависимости от трактовки ситуации. Его теория получила название когнитивно - физиологической.
П. В. Симонов
же предложил концепцию, согласно которой
эмоции представляют собой аппарат, включающийся
при рассогласовании между жизненной
потребностью и возможностью ее удовлетворения,
то есть при недостатке или существенном
избытке актуальных сведений, необходимых
для достижения цели. При этом степень
эмоционального напряжения определяется
потребностью и дефицитом информации,
необходимой для удовлетворения этой
потребности.
27
Вывод
Таким образом, подводя итог проведенной мной работы, можно сделать следующие выводы: И зарубежные и отечественные психологи так и не пришли к единой теории, хотя рассматривали природу и сущность эмоций с двух позиций , одни утверждали, что органические проявления эмоций – это следствие психических явлений, другие заявляли, что органические реакции влияют на психические явления. Вероятно, причина в том, что под эмоциями обычно подразумевают самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. Все эмоции, эмоциональные переживания, проходят общий для высших психических функций путь развития – от внешних социально детерминированных форм к внутренним психическим процессам. Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью, степенью напряжения и уровнем обобщенности. Направленность эмоции связана не столько с результатом деятельности, сколько с тем, насколько полученный результат соответствует мотиву деятельности. Эмоции не только осознаются и осмысливаются, но и переживаются. Принимая во внимание все эти факты, довольно сложно представить одну теорию, которая не противоречила бы ни физиологии, ни психологии и самое главное: самой себе. Но я считаю, что на основе уже
28
выдвинутых
теорий, современные психологи, в
условиях высочайшего развития нейрофизиологии,
способны будут создать такую теорию,
которая смогла бы в полной мере осветить
до сих пор не раскрытый в полной мере,
но такой интересный и загадочный мир
человеческих эмоций.
29
Список
литературы
1. Блум Ф. Мозг, разум и поведение / Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хостедтер. – Москва : Мир, 1988. – 248с.
2. Ватранян Г. А. Эмоции и поведение / Г. А. Ватранян, Е. С. Петров. – Л : Наука, Ленинградское отделение, 1989. – 203с.
3. Грановская Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. – Издательство ЛГУ, 1988. – 314с.
4. Додонов Б. И. В мире эмоций / Б. И. Додонов. – Политиздат Украины, 1987. – 124с.
5. Додонов Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. – Москва : Политиздат, 1978. – 272с.
6. Изард К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. – СПб : Питер, 2006. – 432с.
7. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса / М : Наука, 1983. – 197с.
8. Рогов Е. И. Эмоции и воля / Е. И. Рогов. – М : Владос, 1999. – 239с.
9. Симонов П. В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. / П. В. Симонов. – Москва : Наука, 1975.– 236с.
10. Симонов
П. В. Метод К. С. Станиславского и физиология
эмоций / П. В. Симонов. – М : Изд-во Академии
наук СССР, 1962. – 212с.
30
11. Якобсон
П. М. Эмоциональная жизнь школьника / П.
М. Якобсон. – М : Просвещение, 1966. – 246с.
Информация о работе Отечественные и зарубежные теории эмоций