Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 15:18, курсовая работа
В. К. Вилюнас справедливо отмечает, что «многое из того, что в учении об эмоциях по традиции называют многообещающим словом «теория», по существу представляет собой скорее отдельные фрагменты, лишь в совокупности приближающиеся к ...идеально исчерпывающей теории». Каждая из них выпячивает какой-то один аспект проблемы, тем самым рассматривая лишь частный случай возникновения эмоции или какого-то ее компонента. Беда еще и в том, что теории, созданные в различные исторические эпохи, не обладают преемственностью.
Введение………………………………………………………………………..……1
Глава 1. Зарубежные теории эмоций………………………………………………2
1. Периферическая теория У.Джемса – Г.Ланге………………………………3
2. Теория У.Кеннона – П.Барда……………………………………….………..6
3. Теория Фестингера…………………………………………..……………….7
4. Когнитивно – физиологическая теория эмоций С.Шехтера………….……8
5. Теория дифференциальных эмоций К.Изарда………………………….….11
Глава 2. Отечественные теории эмоций………………………………………..…15
2.1. Информационная теория эмоций П.В.Симонова……………………………15
2.2. Теория И.П.Павлова…………………...………………………………………20
Глава 3. Сравнительная характеристика отечественных и зарубежных теорий эмоций………………………………………………………………………………24
Вывод………………………………………………………………………………..27
Список литературы…………………………………………………………………29
Показательны
и эксперименты с ложной обратной
связью. Эмоциональное отношение
испытуемых к воспринимаемым объектам
определялось в таком опыте не
реальными висцеральными
Было
также показано, что характер и
интенсивность эмоциональных
11
По мнению
Шехтера, эмоциональные состояния
— это результат взаимодействия
двух компонентов: активации и заключения
человека о причинах его возбуждения
на основе анализа ситуации, в которой
появилась эмоция.
Однако
проверка гипотезы Шехтера во многих
случаях не подтверждала ее. Например,
приписывание причины эмоционального
состояния нейтральному фактору
не во всех случаях приводило к
снижению интенсивности переживания.
Отрицательные результаты в этих экспериментах
были получены на лицах с высокой личностной
тревожностью, а также на находящихся
в состоянии стресса. Данный метод не сработал
и в клинике, что объясняют сильной концентрацией
внимания больных на истинных причинах
их болезней. X. Левенталь и А. Томаркен
показали, что феномен приписывания возникает
только в новых условиях и при среднем
уровне негативных эффектов.[4,83]
1.5.Теория
дифференциальных эмоций К. Изарда
Объектом изучения в этой теории являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс. К. Изард постулирует пять основных тезисов:
12
1) основную
мотивационную систему
2) каждая базовая эмоция обладает уникальными
мотивационными функциями и подразумевает
специфическую форму переживания;
3) фундаментальные эмоции переживаются
по-разному и по-разному влияют на когнитивную
сферу и на поведение человека;
4) эмоциональные процессы взаимодействуют
с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными,
когнитивными и моторными процессами
и оказывают на них влияние;
5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические,
перцептивные, когнитивные и моторные
процессы влияют на протекание эмоционального
процесса.
В своей теории К. Изард определяет эмоции как сложный процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты, вследствие чего он рассматривает эмоцию как систему. Некоторые эмоции, вследствие лежащих в их основе врожденных механизмов, организованны иерархически. Источниками эмоций являются нейронные и нервно-мышечные активаторы (гормоны и нейромедиаторы, наркотические препараты, изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы), аффективные активаторы (боль, половое
13
влечение,
усталость, другая эмоция) и когнитивные
активаторы (оценка, атрибуция, память,
антиципация).
Говоря
о базовых эмоциях, К. Изард выделяет
их некоторые признаки:
1) базовые эмоции всегда имеют отчетливые
и специфические нервные субстраты;
2) базовая эмоция проявляет себя при помощи
выразительной и специфической конфигурации
мышечных движений лица (мимики);
3) базовая эмоция сопровождается отчетливым
и специфическим переживанием, осознаваемым
человеком;
4) базовые эмоции возникли в результате
эволюционно-биологических процессов;
5) базовая эмоция оказывает организующее
и мотивирующее влияние на человека, служит
его адаптации.[6,56]
К. Изард
признает, что некоторые эмоции,
отнесенные к базовым, не обладают всеми
этими признаками. Так, эмоция вины
не имеет отчетливого мимического
и пантомимического выражения. С
другой стороны, некоторые исследователи
приписывают базовым эмоциям и другие
характеристики.
14
Очевидно,
что базовыми можно называть те эмоции,
которые имеют глубокие филогенетические
корни, т. е. имеются не только у человека,
но и у животных. Так, С. Шевалье-Скольников
справедливо указывает, что способы эмоционального
выражения свидетельствуют о фундаментальности
эмоции только в том случае, если прослеживается
их филогенетическое происхождение, т.
е. если имеется экспрессивное сходство
выражения эмоции в мимике у человека
и у других приматов. Поэтому такие дискретные
эмоции, присущие только человеку, как
стыд и вина, к ним не относятся. Вряд ли
можно назвать эмоциями также интерес
и застенчивость.
Не отрицая
мотивационного значения эмоций, трудно
согласиться с К. Изардом в
том, что эмоции являются основной мотивационной
системой организма и в качестве фундаментальных
личностных процессов придают смысл и
значение человеческому существованию.
Мотивация гораздо сложнее, чем это представляется
К. Изарду, и эмоции выступают лишь в качестве
одного из мотиваторов, влияющих на принятие
решения и поведение человека. Точно так
же смысл и значение человеческого существования
определяется не только эмоциями, но и
ценностями, социальными потребностями
и т. п. Несколько странно рассмотрение
эмоций, с одной стороны, как мотивационной
системы организма, а с другой — как фундаментального
личностного процесса.[3,196]
15
Глава 2. Отечественные теории эмоций
2.1.Информационная
теория эмоций П. В. Симонова
Оригинальную
гипотезу о причинах появления эмоций
выдвинул П. В. Симонов. Он считает, что
эмоции появляются вследствие недостатка
или избытка сведений, необходимых
для удовлетворения потребности. Степень
эмоционального напряжения определяется,
по П. В. Симонову, силой потребности и
величиной дефицита прагматической информации,
необходимой для достижения цели.[4,24]
Это представлено им в виде «формулы эмоций»:
где Э
— эмоция; П — потребность; Ин
— информация, необходимая для
удовлетворения потребности; Ис — информация,
которой субъект располагает в момент
возникновения потребности.
Из этой формулы следует, что эмоция возникает только при наличии потребности. Нет потребности, нет и эмоции, так как произведение Э = 0 (Ин — Ис) тоже становится равным нулю. Не будет эмоции и в том случае, если потребность есть, а (Ин — Ис) = 0, т. е. если человек обладает необходимой для удовлетворения потребности информацией (Ис - Ин). Важность разности (Ин
16
— Ис) Симонов
обосновывает тем, что на ее основании
строится вероятностный прогноз удовлетворения
потребности. Эта формула дала Симонову
основание говорить о том, что «благодаря
эмоциям обеспечивается парадоксальная
на первый взгляд оценка меры незнания».[9,124]
В нормальной
ситуации человек ориентирует свое
поведение на сигналы высоковероятных
событий (т. е. на то, что в прошлом чаще
встречалось). Благодаря этому его поведение
в большинстве случаев бывает адекватным
и ведет к достижению цели. В условиях
полной определенности цель может быть
достигнута и без помощи эмоций.
Однако
в неясных ситуациях, когда человек
не располагает точными сведениями
для того, чтобы организовать свое
поведение по удовлетворению потребности,
нужна другая тактика реагирования
на сигналы. Отрицательные эмоции возникают
при недостатке сведений, необходимых
для достижения цели, что в жизни бывает
чаще всего. Например, эмоция страха и
тревога развиваются при недостатке сведений,
необходимых для защиты, т. е. при низкой
вероятности избегания нежелательного
воздействия, а фрустрация — при низкой
вероятности достижения желаемой цели.
17
Эмоции
способствуют поиску новой информации
за счет повышения чувствительности
анализаторов (органов чувств), а
это, в свою очередь, приводит к реагированию
на расширенный диапазон внешних
сигналов и улучшает извлечение информации
из памяти. Вследствие этого при решении
задачи могут быть использованы маловероятные
или случайные ассоциации, которые в спокойном
состоянии не рассматривались бы. Тем
самым повышаются шансы достижения цели.
Хотя реагирование на расширенный круг
сигналов, полезность которых еще неизвестна,
избыточно и незакономерно, оно предотвращает
пропуск действительно важного сигнала,
игнорирование которого может стоить
жизни.[8,89]
Все эти рассуждения П. В. Симонова вряд ли могут вызвать серьезные возражения. Дело, однако, в том, что он пытается все случаи возникновения эмоций «вогнать в прокрустово ложе» своей формулы и признает свою теорию единственно верной и всеобъемлющей.
Достоинством своей теории и основанной на ней «формулы эмоций» Симонов (1970) считает то, что она «категорически противоречит взгляду на положительные эмоции, как на удовлетворенную потребность», потому что в равенстве Э = — П (Ин — Ис) эмоция окажется равной нулю при исчезновении потребности. С его точки зрения положительная эмоция возникнет только в том случае, если поступившая информация превысит имевшийся ранее прогноз
18
относительно
вероятности достижения цели — удовлетворения
потребности, т. е. когда Ис будет
больше Ин. Тогда, например, спортсмен,
при истинности этого постулата,
в случае успеха, т. е. удовлетворения потребности
стать победителем соревнований или побить
рекорд не должен испытывать никаких эмоций,
если этот успех им ожидался. Радоваться
он должен только неожиданному успеху,
т. е. когда прогноз был хуже, чем получилось.
В противном случае у человека не будет
ни радости, ни торжества, если он окажется
у цели, достижение которой заведомо не
вызывало сомнений. И действительно, чего,
например, радоваться спортсмену — мастеру,
победившему новичка?
Таким образом, П. В. Симонов пытается опровергнуть теорию «редукции драйва» западных психологов, согласно которой живые системы стремятся к уменьшению потребности, а устранение или уменьшение потребности приводит к появлению положительной эмоциональной реакции. Выступает он и против взглядов П. К. Анохина, который, по существу, придерживается теории «редукции» при изложении своей «биологической» теории эмоций. По Анохину, «положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой-либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов происшедшего действия... точно совпадает с аппаратом акцептора действия». Наоборот, «несовпадение обратных
19
афферентных
посылок от неполноценных результатов
акта с акцептором действия ведет
к возникновению отрицательной эмоции».
С точки же зрения Симонова, удовлетворение
витальных потребностей, устраняя отрицательные
эмоции, лишь способствует появлению положительных
эмоций, но не вызывает их.
Если
под влиянием отрицательной эмоции
человек или животное будут стремиться
к скорейшему удовлетворению обусловившей
данную эмоцию потребности, то с положительной
эмоцией все обстоит гораздо сложнее.
Поскольку ликвидация потребности неизбежно
ведет к исчезновению положительной эмоции,
«гедонический принцип» («закон максимизации»)
побуждает человека и животное препятствовать
отсутствию потребности, искать условия
ее поддержания и возобновления. «Положение
парадоксальное с точки зрения теории
редукции влечения», — пишет Симонов.
Отмечая различия между положительными
и отрицательными эмоциями, Симонов указывает,
что поведение живых существ направлено
к минимизации воздействий, способных
вызвать отрицательные эмоции, и к максимизации
положительных эмоциональных состояний.
Но минимизация имеет предел в виде нуля,
покоя, гомеостаза, а для максимизации,
считает он, такого предела нет, потому
что теоретически он представляет собой
бесконечность. Это
20
обстоятельство,
полагает Симонов, сразу же исключает
положительные эмоции из сферы приложения
теории «редукции драйва».[5,33]
2.2.Теория
И.П.Павлова
В учении
И.П. Павлова имеется большой
Чувства возникают тогда, когда тормозной процесс, происходящий в клетках коры полушарий головного мозга, приводит к задержке раздражительного процесса, который совершается в полушариях.
Можно сказать, что причиной возникновения неприятного чувства является такая перемена раздражителей, то есть внешних воздействий, при которой имеющийся сильный раздражительный процесс заторможен и поэтому
Информация о работе Отечественные и зарубежные теории эмоций