Ответственность управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:30, реферат

Описание

Под управлением понимают осуществление воздействий, выбранных (на основании определённой информации) из множества возможных и направленных на поддержание или улучшение функционирования какой-либо системы. Являясь специфически человеческой функцией, управление в обществе, где в качестве субъекта и объекта выступают человек либо разнообразные социальные группы и организации, может быть определенно как целенаправленное, планомерное и систематическое информационное воздействие субъекта управления на его объект, с корректирующим учётом изменений, происходящих в последнем.

Содержание

Введение 2
1. Понятие ответственности 4
2. Виды ответственности 5
3. Нравственно-психологические качества ответственности руководителя 6
4. Профессиональная ответственность и социально-психологические характеристики личности руководителя 8
Заключение 17
Список литературы 18

Работа состоит из  1 файл

Содержани1.docx

— 47.94 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение 2

1. Понятие ответственности 4

2. Виды ответственности 5

3. Нравственно-психологические качества ответственности руководителя 6

4. Профессиональная ответственность и социально-психологические характеристики личности руководителя 8

Заключение 17

Список литературы 18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Любой руководитель (отдела, службы, фирмы) повседневно  осуществляет деятельность по управлению подчинёнными подразделениями, сотрудниками. Иным словами, он выполняет функцию  управления.

        Под управлением понимают осуществление  воздействий, выбранных (на основании  определённой информации) из множества  возможных и направленных на  поддержание или улучшение функционирования  какой-либо системы. Являясь специфически  человеческой функцией, управление  в обществе, где в качестве  субъекта и объекта выступают  человек либо разнообразные социальные  группы и организации, может  быть определенно как целенаправленное, планомерное и систематическое  информационное воздействие субъекта  управления на его объект, с  корректирующим учётом изменений,  происходящих в последнем. Управление  предполагает не подавление, манипуляцию,  навязывание объекту противоречащих  его природе требований, а напротив - максимальный учёт его особенностей, согласование каждого действия  с логикой его развития, понимание  совокупности его возможностей.

        В последнее время большое  внимание уделяется методам оценки  и подбора кандидатов на руководящую  работу. Это - собеседование, изучение  отзывов и рекомендаций, биографических  сведений. Широко практикуются графологический  анализ, психологические методы  и др.

        Психологические методы включают  тесты для определения личных  качеств и оценки возможностей  работника. Например, в США при  их подборе используется метод  психологического анализа, предусматривающий  изучение фотографий по специальным  физиогномическим таблицам, насчитывающим  198 признаков; графологический анализ  анкеты претендента по 238 пунктам;  изучение анкеты по 14 личностным  параметрам (анкета содержит 140 вопросов - по 10 на каждый параметр). Составленные  по каждому методу анализа  профили (морфологический, графологический  и анкетный) накладываются друг  на друга, в результате чего  получается трёхпрофильная характерограмма,  наиболее полно отражающая качества  личности.

     Ответственность - это возлагаемое на кого-либо или  взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях  и принять на себя вину за возможные  их последствия.

     Психологической предпосылкой ответственности является возможность выбора, т. е. сознательного  предпочтения определенной линии поведения. Выбор может осуществляться в  усложненных условиях, например, в  конфликтных, где сталкиваются интересы отдельно взятой личности, группы людей  или общества.

     Социальную  ответственность следует рассматривать  как стойкое личностное свойство. Составляя жизненные планы, человек  обычно взвешивает, посильна ли ему эта цель или нужно надеяться на внешние силы, на других людей.

     По  мнению исследователей, один человек  может выступать хозяином своей  судьбы, а другой “плывет по воле волн”, т. е. одна личность принимает  га себя ответственность, а другая - уходит от нее.

     Социально ответственным личностям свойственно  наличие позитивных качеств, начиная  от пунктуальности, точности, послушности  и заканчивая нравственными, гражданскими чертами, такими как честность, справедливость, принципиальность.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие ответственности

 

     Термин  “ответственность” имеет прямое отношение к различным областям психологии, Содержание этого понятия  анализируется в связи с изучением  личности, когнитивных процессов, психологии управления, нравственного воспитания. Ответственность изучается не только психологами, но и юристами, социологами, философами. Показательно, что даже в рамках одной науки термин “ответственность употребляется для рассмотрения различных сторон деятельности человека. В “Словаре современного русского литературного языка” дается следующее  толкование понятия ответственности: `Ответственность -- это возлагаемое  на кого-либо или взятое кем-либо обязательство  отчитываться в каких-нибудь своих  действиях и принять на себя вину за возможные их последствия. Ответственность  имеет непосредственное отношение  к выполнению обязательств, под которыми понимают “обещание или договор, требующие от принявшего их безусловного выполнения Андреева Г.М. Социальная психология - М., 1998 .

     Ранние  упоминания об ответственности встречаются  в конце Х века после выхода в свет книги “Повести временных  лет'. По свидетельству И.И. Срезневского, изучавшего эту работу, в тот период времени использовался термин “ответ, который по своему смыслу был близок к понятию ответственность Слово  “ответственность” было введено  в научный обиход А. Беном в  книге `Эмоции и воля” (1865 г.).

     Ответственность связывают с вопросом наказуемости, т.к. любой вопрос, возникающий при  обсуждении этого термина, является вопросом обвинения, осуждения, наказания.

     Дж. Ст. Милль (XIX век) так же, как и  А.Бейн, связывает ответственность  с наказанием. Пор мере развития научного знания (философского, социологического, психологического, юридического и др.) в понятии “ответственность”  были выделены объективные и субъективные стороны. Отечественный исследователь  проблемы психологии ответственности  К.Муздыбаев отмечает что этимологически слово ответственность происходит от глагола и относится к старославянскому понятию “вече”, означавшему совет, уговор, согласие.

     Ответственность всегда относилась к определенному  субъекту и отражала объем задач  и обязанностей личности, те. пределы  долга. долг есть обязанность человека перед кем-то или перед своей  совестью. Совесть же представляет собой осознание и переживание  ответственности, основанные на самооценках  исполнения обязанностей. В качестве субъекта ответственности могут  выступать: а) отдельная личность; б) группа как определенная общность людей; в) государство как некая макроструктура. Наличие инстанции, перед которой  субъект может и должен держать  ответ за свои действия, является важным регулятором общественной жизни. Такими инстанциями могут быть:1) общественно значимое лицо (например, президент, король, руководитель компании и т.п.); 2) социальная группа (политическая партия, организация, общество и т.д); З) исторически сложившиеся этические, нравственные, религиозные и др.требования.[10]

 
 

     2. Виды ответственности

 
 

     Существуют  различные виды ответственности. Например, выделяют политическую, юридическую, моральную. профессиональную, социальную В качестве одного из критериев социальной ответственности  берутся ролевые обязанности  и социальные отношения, обусловливающие  их.. Возможен также выбор и более  частных критериев классификации  ответственности, на основе которых  определяются такие ее виды, как  уголовная, административная, материальная, моральная.

     Ответственность выступает как существенная черта  личности и отражает объем личных задач человека е. пределы его  долга. Под долгом понимают обязанность  личности перед кем-то или перед  своей совестью, а под совестью осознание и переживание ответственности. Осознание личностью своей ответственности  определяется целым рядом факторов. К ним относятся познавательные, мотивационные, характерологические. ситуативные и прочие.

     В процессе эволюции ответственности  возникает внутренний механизм контроля. Субъект прежде всего отвечает за свои действия перед самим собой, а не перед внешней инстанцией. Виды ответственности различаются  тем, что они являются формой контроля либо с позиций личности либо с  позиций общества. Наличие инстанции  как таковой является важным фактором, регулирующим не только индивидуальную, но и общественную жизнь. Количество инстанций, перед которыми человек  несет ответственность, достаточно велико. Психологической предпосылкой ответственности является возможность  выбора. те, сознательного предпочтения определенной линии поведения. Выбор  может осуществляться в усложненных  условиях, например, в конфликтных, где сталкиваются интересы отдельно взятой личности, группы людей или  общества. Для личности особую значимость представляет проблема выбора своего “Я”. Здесь как раз и возникает  проблема быть или не быть или быть или казаться. для человека “быть” означает быть человеком, отстаивать свои жизненные позиции и нести  за них ответственность. Выбор «казаться» означает отказ от ответственности.[10]

 
 
 
 

     3. Нравственно-психологические  качества ответственности руководителя

 

     Нравственно-психологические  качества ответственности  являются необходимыми любому руководителю как  нравственные ориентиры его деятельности. Без них он просто неспособен руководить коллективом.

     К сожалению, к такому пониманию мы приходим с немалым запозданием. Нравственная нетребовательность дает дорогу к руководящим должностям людям аморальным, что приводит к  печальным последствиям.

     В трудовом коллективе все, что связано  с нравственными качествами ответственности  руководителя, воспринимается особенно остро. Качества эти необходимы для  создания в коллективе морального климата, благоприятствующего развитию здоровых межличностных отношений, сознательной трудовой дисциплины, закрепления у  людей чувства удовлетворенности  работой.

     Нравственные  качества отличаются большим разнообразием, поскольку сложна психологическая  структура самой личности.

     Рассмотрим  некоторые из этих качеств.

     Три вида нравственных качеств ответственности  представляются наиболее характерными с точки зрения рассматриваемого вопроса – это порядочность, способность  привлекать к себе людей, умение воздействовать на подчиненных. Эти качества характеризуют  особенность личности руководителя, как она воспринимается коллективом  и как она способна воздействовать на членов коллектива.

     Порядочность. Наверное, каждый мог бы предложить свое толкование, что такое порядочность. Мнения были бы в чем-то совпадающие, а в чем-то различающиеся. В общем  перечне признаков порядочности выделим три, которые наиболее важны  для руководителя: правдивость, уважительное и справедливое отношение к подчиненным, здоровое восприятие критики.

     Правдивость является основой нравственности. Доброкачественная  информация препятствует очковтирательству, демагогии, самовосхвалению, бюрократизму. Без правды невозможна нормальная совместная работа, осуществление всесторонне  взвешенной деятельности.

     От  частого обмана человек становится равнодушным.

     Ничто не деморализует людей столь сильно, как ложь и демагогия, разрыв между  словом и делом. Если человек слышит одно о благополучии дел, успехах  во всем и вся, а видит воочию нечто  другое – халатность и равнодушие, злоупотребление служебным положением и искажение показателей, то он, естественно, постепенно теряет веру в слова.

     Уважение  личности подчиненного и справедливое к нему отношение – это также  безусловный признак порядочности руководителя. Достоинство подчиненного не должно быть унижено ни при каких  обстоятельствах.

     Состояние взаимоотношений руководителя с  подчиненными служит своеобразной и  убедительной характеристикой уровня его профессионализма.

     Уважительное  отношение к подчиненным порождает  в коллективе хороший моральный  климат. Это главное условие налаживания  сознательной дисциплины и нормальной организации работы, развития инициативы работников. Справедливое отношение  к подчиненному означает объективную  оценку его деятельности, его взглядов, его поступков. Если добросовестный человек убежден в том, что при всех обстоятельствах его действия будут оценены по достоинству, то это вызывает у него состояние приподнятости и стимулирует к еще более производительной деятельности. И наоборот, отсутствие такой убежденности порождает состояние неудовлетворенности, обиды, а то и пессимизма.

Информация о работе Ответственность управления