Память и её развитие в учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:29, реферат

Описание

Психология памяти имеет богатую историю. Ретроспективный анализ развития понимания процессов памяти свидетельствует о попытках определить их сущность. Решающий сдвиг в изучении в изучении процессов памяти связан с реализацией принципа единства деятельности и психики.Память не представляет собой способность человека – напротив, в явлениях памяти выступает вся личность. Совершенствование памяти зависит от общего развития и духовного роста человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….…3стр.
1. Общая характеристика памяти. Теории памяти………….………………….……………3стр.
2. Характеристика видов памяти и её процессов…………………………………………….8стр.
3. Непроизвольное запоминание………………………………………………………………………11стр.
4.Возможность целенаправленного развития памяти в учебной деятельности………………………………..……………………
Вывод………………………………………………………………………………………………….……………..17стр.
Список использованной литературы……………….………………………………………………18стр.

Работа состоит из  1 файл

Память и её развитие в учебной деятельности.1.doc

— 100.00 Кб (Скачать документ)
 
 

РЕФЕРАТ 
 
 

Студентка:                                                          Степанова Лариса Андреевна 

Тема:  «Память и её развитие в учебной деятельности» 
 

СОДЕРЖАНИЕ  

Введение…………………………………………………………………………………………………………….…3стр.

1. Общая характеристика памяти. Теории памяти………….………………….……………3стр.

2. Характеристика видов памяти и её процессов…………………………………………….8стр.

3. Непроизвольное запоминание………………………………………………………………………11стр.

4.Возможность целенаправленного развития памяти в учебной деятельности………………………………..…………………………………………………………………….13стр.

 
Вывод………………………………………………………………………………………………….……………..17стр.

 
Список использованной литературы……………….………………………………………………18стр.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Психология  памяти имеет богатую историю. Ретроспективный  анализ развития понимания процессов памяти свидетельствует о попытках определить их сущность. Решающий сдвиг в изучении в изучении процессов памяти связан с реализацией принципа единства деятельности и психики.

     Память  не представляет собой способность  человека – напротив, в явлениях памяти выступает вся личность. Совершенствование памяти зависит от общего развития и духовного роста человека.

     Психологическое изучение памяти в зарубежной психологии получило освещение в трудах Гартии (1749 г.), Джеймса (1878 г.), Джона Стюарта (1876 г.), Рибо (1894, 1895 гг.).В отечественной психологии следует выделить работы Л.С. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.А. Крутецкого, Л.А. Венгера и др.. 

1. Общая характеристика памяти. Теории памяти.

     Память  – одна из самых популярных психических  особенностей человека, форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

     Память  – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти. 

     Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, которые покровительствовали всем неизвестным в то время наукам и искусствам. Имя этой богини дало название памяти. И в современных научных трудах можно прочитать выражение «Мнемическая направленность личности, Мнемическая задача, мнемические действия».

     Значение  памяти в жизни человека очень  высоко. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности  мозга запоминать и сохранять  в памяти образцы, мысли, пережитые  чувства, движения и их системы. Человек  лишенный памяти вечно находился  бы (по мнению И.М. Сеченова) в положении новорожденного, был бы существом не способным ничему научиться, ничем овладеть и его действия определялись бы только инстинктами.

     Память  создает, сохраняет и обогащает  наши знания, умения, навыки без чего не мыслимо ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше у него храниться в памяти, тем больше пользы он сможет принести обществу.

     Каждый  день мы узнаем что-то новое, с каждым днем обогащаются наши знания. Все, что узнает человек, может быть сохранено в кладовых его мозга.

     Наш мозг обладает важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит накапливает её.

     Образцы предметов и явлений, которые  возникают в мозге в результате воздействия их на анализатор, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Они сохраняются и в отсутствии этих предметов и явлений в виде представлений памяти.

     Важнейшая особенность психики состоит  в том, что отражение внешних  воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении. 
Постоянное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой, эти образы закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности.

     Память, как и все психические процессы, есть деятельность. Человек всегда осуществляет определенную психическую  деятельность. Он запоминает наиболее прочно только те факты, события и явления, которые имеют для его деятельности особо важное значение. Все, что с ним связанно запоминается лучше, чем то, что с ним не связанно. Большое влияние имеют эмоциональные отношения человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и на долго. Продуктивность памяти во многом зависит от волевых качеств человека, и не способные к волевым длительным усилиям запоминают всегда поверхностно и плохо.

     Память  считалась одним из наиболее разработанных  разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти за последнее время сделало её узловой проблемой науки. От разработки проблемы памяти в значительной степени зависит процесс различных областей (в первую очередь «техники»). В исследованиях памяти в качестве центральной выступает проблема её механизмов. Представления о механизмах запоминания составляет основу различных теорий памяти.

     В психологии не единой и законченной теории памяти. Большое разнообразие концепций и моделей обусловлено активизацией поисков, предпринимаемых представителями различных наук. За последнее время сформировались и продолжают формироваться различные подходы к изучению памяти.

     Исследованиями  памяти в настоящее время заняты представители различных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и многие другие. В каждой из этих наук существуют свои вопросы. Но все эти науки  вместе взятые, расширяют наши знания о памяти человека, дополняют друг друга, позволяют заглянуть в одно из важных явлений человеческой психологии. Психологическое учение о памяти на много старше медицинского, генетического, биохимического исследований.

     В начале 20 века возникает смысловая  теория памяти. На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое. В настоящее время нет единой теории о механизмах памяти. Более убедительной, выглядит, нейронная теория, которая исходит из представления, что нейроны образуют цепи, по которым циркулируют биотоки. Под влиянием биотоков происходят изменения в синапсах, что облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям. Различный характер цепей нейронов и соответствует той или иной закрепленной информации.

     Другая  теория, молекулярная теория памяти считает, что под влиянием биотоков в работе нейронов образуются особые белковые молекулы, на которых и «записывается» поступающая в мозг информация. Ученые пробуют извлечь из мозга умершего животного «молекулы памяти».

     С началом развития кибернетики, с  появлением вычислительной техники  и развитием программирования начались поиски оптимальных путей принятия, переработки и хранения информации. За несколько последних десятилетий в подобных исследованиях был накоплен богатейший материал. Исследование механизмов памяти на различных уровнях, безусловно, обогащают друг друга.

     Память  включает ряд процессов: запечатление (запоминание), сохранение, забывание, восстановление (воспроизведение) информации. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею.

     Многообразные процессы памяти могут приобретать  различные формы: уже исходный процесс первичного закрепления материала может совершаться в форме непроизвольного запечатления, сознательного, преднамеренного запоминания, систематически организованного заучивания. Результаты этого запечатления, запоминания, заучивания могут проявиться в узнавании того, с чем человек предварительно ознакомился при его предъявлении, и в свободном его воспроизведении. Воспроизведение может, далее, выразиться в форме представлений и знаний, отвлеченных от частной ситуации, в которой они запомнились, или в виде воспоминаний, относящихся к собственному прошлому, к пережитому; здесь в воспроизведении отчетливо выступает двойной аспект знания и переживания, в специфическом воспоминании сказывается своеобразие переживаний. То, что воспроизводится, может всплывать, непроизвольно вспоминаясь; оно может активно припоминаться.

Отражение или воспроизведение прошлого в  памяти не пассивно; оно включает отношение  личности к воспроизводимому. Это  отношение может быть более или  менее сознательным. Оно становится вполне сознательным, когда воспроизведенный образ осознается в своем отношении к прошлой действительности, т. е. когда субъект относится к воспроизведенному образу как отражению прошлого.

     Общим для всех этих многообразных психических  процессов, которые обычно объединяются термином память, является то, что они отражают или воспроизводят прошлое, прежде пережитое индивидом. Благодаря этому значительно расширяются возможности отражения действительности – с настоящего оно распространяется и на прошлое. Без памяти не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть (С.Л. Рубинштейн).

     Запоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание  – это специфические процессы, в которые очень существенно  включаются мышление в более или  менее сложном и иногда противоречивом единстве с речью и все стороны  человеческой психики (внимание, интересы, эмоции и т.д.).

     Само  сохранение – это не пассивное  хранение материала, не простое его  консервирование. Сохранение – это  динамический процесс, совершающийся  на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий какую-то более или менее выраженную переработку материала, предполагающую участие различных мыслительных операций (обобщения, систематизации и т. д.). Сохранение в памяти включает освоение и овладение материалом, его переработку и отбор, обобщение и конкретизацию, систематизацию и детализацию и т. д., что отчасти совершается во всем многообразии процессов, в которых оно проявляется.

     Все эти процессы памяти в свою очередь  являются сторонами, моментами более  конкретной деятельности, связанной  с познанием мира и изменением его.

     Запоминание является собственно более или менее сознательной фиксацией достигнутого в настоящий момент познания действительности в целях использования его в будущей практической или теоретической деятельности. Так же как припоминание является извлечением знаний, добытых или усвоенных в прошлом, для практической или теоретической деятельности, протекающей в настоящем. Сложная деятельность запоминания, включающая организованный процесс заучивания, припоминания, воспроизведения и т.д. на основе первичной элементарной мнемической функции, является продуктом исторического развития, обусловленным потребностями конкретной человеческой деятельности. 

2. Характеристика видов  памяти и её  процессов.

     Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны. Деление памяти на виды должно быть обусловлено, прежде всего, особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. Это справедливо и для тех случаев, когда тот или иной вид памяти (например, зрительная или слуховая) выступает у человека как особенность его психического склада. Ведь прежде чем определенное психическое свойство в деятельности проявляется, оно в ней формируется.

     В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

1) по характеру  психической активности, преобладающей  в деятельности, память делят  на двигательную, эмоциональную,  образную и словесно-логическую;

2) по характеру  целей деятельности – на непроизвольную  и произвольную;

3) по продолжительности  закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) – на кратковременную, долговременную и оперативную.

     Двигательная (моторная) память проявляется в  запоминании и воспроизведении  движений и их систем. Она лежит  в основе выработки и формирования двигательных навыков. Двигательная память позволяет, например, пианисту играть в полной темноте. Установлено, что мысленное представление какого-либо движения всегда сопровождаются заметными загадочными движениями соответствующих мышц. Опыт: если держать в руке нить с привязанным к её концу грузом и представить себе, что груз раскачивается, то груз постепенно начнет раскачиваться. Все люди обладают двигательной памятью. Проявляется она у каждого человека по-разному.

Информация о работе Память и её развитие в учебной деятельности