Память и её развитие в учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:29, реферат

Описание

Психология памяти имеет богатую историю. Ретроспективный анализ развития понимания процессов памяти свидетельствует о попытках определить их сущность. Решающий сдвиг в изучении в изучении процессов памяти связан с реализацией принципа единства деятельности и психики.Память не представляет собой способность человека – напротив, в явлениях памяти выступает вся личность. Совершенствование памяти зависит от общего развития и духовного роста человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….…3стр.
1. Общая характеристика памяти. Теории памяти………….………………….……………3стр.
2. Характеристика видов памяти и её процессов…………………………………………….8стр.
3. Непроизвольное запоминание………………………………………………………………………11стр.
4.Возможность целенаправленного развития памяти в учебной деятельности………………………………..……………………
Вывод………………………………………………………………………………………………….……………..17стр.
Список использованной литературы……………….………………………………………………18стр.

Работа состоит из  1 файл

Память и её развитие в учебной деятельности.1.doc

— 100.00 Кб (Скачать документ)

     Образная  память – это запоминание, сохранение и воспроизведение предметов и явлений действительности. Различают подвиды образной памяти – зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно долгого времени «видеть» воспринятую картину в своём воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. 
  Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных или речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Точность воспроизведения, т.е. соответствие образа оригиналу, зависит от участия речи при запоминании.

     Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению  со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью или самосохранением организма. 
Образная память спонтанна, гибка и обеспечивает длительное хранение следов воздействия.

     Эмоциональная память связана с фиксированием  переживаний, которыми сопровождаются те или иные события. Эмоции выполняют  регуляторную функцию в обеспечении  поведения и адаптации организма  к окружающей среде. Биологический смысл эмоциональной памяти заключается в выработке системы предупреждения. Эмоционально окрашенные ощущения фиксируются непроизвольно и практически мгновенно. Эмоциональная память самая прочная, поэтому имеет очень большое значение в процессе обучения. 

     Словестно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, формулировок. Мысли не существуют вне речи, вне тех или иных слов и выражений. По этому и вид  памяти называют не просто логическим, а словестно-логическим. Он специфически человеческий. У животных отсутствует словестно-логическая память.

     В одних случаях запоминается и  воспроизводится только общий смысл  учебного материала, суть мыслей, а  словесное воспроизведение не требуется. 
В других случаях необходимо запоминать и воспроизводить точное словесное выражение мыслей. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития. Чем меньше развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами.

     Запоминание — это процесс запечатления и  последующего сохранения воспринятой информации. Запоминание смысла – запоминание общих и существенных сторон учебного материала и отвлечение от не существенных деталей и особенностей. Выделение существенного зависит от понимания самого материала. Дети младшего школьного возраста самостоятельно выделяют существенные признаки с большим трудом, им необходима помощь учителя. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непроизвольное и произвольное.

     Произвольные  и непроизвольные виды памяти различаются в зависимости от степени волевой регуляции, от цели и способов запоминания и воспроизведения. Если не ставиться специальной цели запомнить или припомнить тот или иной материал и последний запоминается само собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий, то эта память непроизвольная. Человек запоминает интересную книгу. Если ставят специальную цель запомнить, применяют специальные приемы, производят волевое усилие, эта память произвольная.

     Непроизвольная  память в развитии предшествует произвольной. Жизненный опыт ребенка строится в основном на произвольной памяти и приобретается без специального намерения запомнить и без  специальных усилий. Человек пользуется в повседневной жизни кратковременной и долговременной памятями.

     Кратковременная память отличается от долговременной временем сохранения следа, емкостью и  формой хранения следа. Емкость кратковременной  памяти ограниченна и определяется как число элементов, которые  человек может воспроизвести после предъявления материала без ошибок.

     Долговременная  память – это запоминание на очень большой временной диапазон, начиная от нескольких десятков (точнее, 20) секунд и простираясь на минуты, часы, дни, месяцы, годы, имеющий значимую часть для человека. По всей видимости, это понятие включает несколько достаточно существенно различных видов памяти. Так, в частности, во вторичной памяти выделяют оперативную память, то есть по существу, пролонгированную кратковременную память. Суть ее заключается в том, что под влиянием внутренней мотивации или каких-либо внешних обстоятельств способность к воспроизведению продлевается на промежуток времени более 20 секунд.

     В когнитивной психологии сформирован  ряд требований, которым должна отвечать долговременная память:

1. Воспоминания  из долговременной памяти всегда  представляют собой процесс решения  определенной задачи.

2. «Понимание»  поступающей информации является  характерной особенностью поведения,  основанного на долговременной  памяти.

3. Информация в долговременной памяти организованна по принципу ассоциаций.

3. Непроизвольное запоминание.

     Непроизвольное  запоминание - это продукт и условие  осуществления познавательных и  практических действий. Это строго закономерный процесс, определяемый особенностями  нашей деятельности. Как показывают исследования, для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. Если материал входит в содержание основной цели деятельности, он запоминается лучше, чем в том случае, когда он включен в условия, способы достижения этой цели.

Осмысливание  задач и путей изучения непроизвольного  запоминания и его отношения  к произвольному непосредственно  связано с основными проблемами психологии памяти, как в их историческом развитии, так и в современном состоянии. Непроизвольная память сравнительно недавно стала областью специального экспериментального и теоретического исследования. Однако пройденный общей психологией путь до появления специальных исследований непроизвольной памяти является также важным и поучительным.

     В доэкспериментальный период развития ассоциативной психологии не было еще  деления памяти на непроизвольную и  произвольную. Фактически вся память рассматривалась как непроизвольная. Сведение памяти к механике ассоциаций устраняло необходимость рассматривать память зависимости от обстоятельств жизни и деятельности человека. В этих условиях выпадала содержательная сторона самого процесса запоминания. Поэтому проблема особенностей непроизвольной памяти по сравнению с произвольной по существу и не могла возникнуть. Запоминание трактовалось, как процесс непроизвольного ассоциинирования. Ассоциационисты указывали на роль произвольного внимания и воли в запоминании. Такие указания мы находили у Гартии, у обоих Миллей, Бэна и другие.

     Важнейший шаг вперед в разработке вопросов памяти в нашей отечественной психологии был сделан Галичем. У Галича есть указания и на непроизвольное запоминание и условия его продуктивности. Непроизвольная память «может схватывать предметы свежие, огромные, блестящие…, то, что сильно поражает внимание. В запоминании смысла предметов автор отмечает роль определенной их упорядоченности, облегчающей процесс понимания. Таким образом, и в непроизвольной памяти необходимо проявление человеком определенной активности к предметам. Об этом свидетельствует и следующее положение Галича, высказанное в связи, с характеристикой представлений. 
Предмет бывает представлением только тогда, когда из внешнего мира переходит во внутренний. Необходимым условием образования представления о предмете является проявление человеком какой-либо психической деятельности по отношению к нему.

     Задача  изучения непроизвольного запоминания  заключается в том, чтобы раскрыть такие специфические особенности  деятельности, которые обеспечивают наиболее благоприятные условия высокой продуктивности непроизвольного запоминания.

4. Возможность целенаправленного  развития памяти  в учебной деятельности

     Прежде  всего непроизвольное запоминание  выступает как продукт любой  целенаправленной деятельности. Животное в поисках пищи запоминает те места, где ее находит. Ребенок-дошкольник, играя, слушая музыку, общаясь с окружающим миром, запоминает при этом предметы, слова мысли, действия и т.п. Ученик, слушая на уроке новый материал и стараясь понять его содержание, запоминает многое в нем без специальных на то усилий. Каждый человек может более или менее подробно вспомнить, что он делал в течение дня, может пересказать содержание прочитанной мысли, виденного кинофильма.

     Хотя  во всех этих случаях он специально не ставил цели на запоминание. В перечисленных приемах непроизвольное запоминание является продуктом целенаправленной деятельности, т. к. речь идет о запоминании объектов, на которые эта деятельность непосредственно была направлена.

     Содержание  основной цели требует более активной ориентировки и получает действенное подкрепление как достигнутый результат деятельности и потому лучше запоминается, нежели то, что касается условий достижения цели.

     Факты специальных исследований показывают, что материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются в нем.

     В исследовании, где изучали непроизвольное запоминание текста, который требовалось  понять школьникам, обнаружили, что  очень легкий текст запоминался  хуже, чем текст средней трудности. Трудный же текст запоминался лучше при таком более активном способе работы с ним, как составление плана, чем при использовании готового плана этого же текста. Следовательно, непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним.

     Непроизвольное  запоминание будет тем более  продуктивным, чем более заинтересованно  человек относится к содержанию выполняемой задачи. Так, если ученика  интересует урок, он запоминает его  содержание лучше, чем тогда, когда школьник слушает только «для порядка». Специальное изучение условий высокой продуктивности непроизвольного запоминания знаний в обучении показало, что одним из таких важнейших условий является создание внутренней, собственно познавательной мотивации учебной деятельности. Это достигается за счет специальной организации системы учебных задач, при которой каждый полученный результат становится необходимым средством для получения каждого последующего.

     Произвольное  запоминание – это продукт  специальных мнемических действий, т.е. таких действий, основной целью которых будет само запоминание. Продуктивность такого действия также связана с особенностями его целей, мотивов и способов осуществления. При этом, как показали специальные исследования, одно из основных условий произвольного запоминания – чёткая постановка задачи запомнить материал точно, полно и последовательно. Различные мнемические цели влияют на характер самого процесса запоминания, на выбор различных его способов, а в связи с этим и на его результат. Роль мнемической задачи нельзя свести к действию самого по себе намерения запомнить. Разные мнемические задачи вызывают различную ориентировку в материале, в его содержании, структуре, в его языковой форме и т.д., обусловливая выбор соответствующих способов запоминания. Поэтому в учебной работе важно давать учащимся дифференцированные задания: что именно и как надо запомнить.

     Большую роль в произвольном запоминании  играют мотивы, побуждающие запоминать. Сообщаемая информация может быть понята и заучена, но, не приобретая для школьника устойчивой значимости, может быстро забываться. Люди, у которых недостаточно воспитано чувство долга и ответственности, часто забывают многое из того, что им надо помнить.

     Среди условий продуктивности произвольного запоминания центральное место занимает использование рациональных приемов запоминания. Знания слагаются из определенной системы фактов, понятий, суждений. Для их запоминания необходимо вычленять определенные смысловые единицы, устанавливать связи между ними, применять логические приемы, связанные с более или менее развернутыми процессами мышления. Понимание – необходимое условие логического, осмысленного запоминание. Понятое запоминается быстрее и прочнее потому, что содержательно ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями, с прошлым опытом человека. Наоборот, непонятое или плохо понятое всегда выступает в сознании человека как что-то отдельное, содержательно не связанное с прошлым опытом. Непонятный материал обычно не вызывает и интереса к себе.

     Один  из важнейших приемов логического запоминания – составление плана заучиваемого материала. Оно включает в себя три момента:

1) разбивка  материала на составные части; 

2) придумывание  заглавий для них или выделение  какого-нибудь опорного пункта, с  которым легко ассоциируется все содержание данной части материала;

Информация о работе Память и её развитие в учебной деятельности