Память и её развитие в учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:29, реферат

Описание

Психология памяти имеет богатую историю. Ретроспективный анализ развития понимания процессов памяти свидетельствует о попытках определить их сущность. Решающий сдвиг в изучении в изучении процессов памяти связан с реализацией принципа единства деятельности и психики.Память не представляет собой способность человека – напротив, в явлениях памяти выступает вся личность. Совершенствование памяти зависит от общего развития и духовного роста человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….…3стр.
1. Общая характеристика памяти. Теории памяти………….………………….……………3стр.
2. Характеристика видов памяти и её процессов…………………………………………….8стр.
3. Непроизвольное запоминание………………………………………………………………………11стр.
4.Возможность целенаправленного развития памяти в учебной деятельности………………………………..……………………
Вывод………………………………………………………………………………………………….……………..17стр.
Список использованной литературы……………….………………………………………………18стр.

Работа состоит из  1 файл

Память и её развитие в учебной деятельности.1.doc

— 100.00 Кб (Скачать документ)

3) связывание  частей по их заглавиям или  выделенным опорным пунктам в  единую цепь ассоциаций.

     Объединение отдельных мыслей, предложений в  смысловые части сокращает количество единиц, которые надо запомнить, не уменьшая объема запоминаемого материала. Запоминание облегчается еще и потому, что в результате составления плана материал приобретает четкую, расчлененную и упорядоченную форму. Благодаря этому он легче схватывается мысленно в процессе самого чтения.

     Учебный материал, требующий по своему объему многократных повторений, может запоминаться тремя способами:

1) по частям  – частичный способ,

2) весь сразу  – целостный способ,

3) весь и  по частям – комбинированный  способ.

     Наиболее  рациональный – комбинированный способ, а наименование рациональный – частичный. При частичном способе отсутствует ориентация на общее содержание целого, поэтому отдельные части заучиваются изолированно одна от другой. Это ведет к быстрому забыванию заученного. Более продуктивен целостный способ, при котором используется общее содержание материала, облегчающее понимание и запоминание отдельных частей в их взаимосвязи. Но части могут различаться по трудности, к тому же середина материала всегда запоминается хуже, чем начало и конец, особенно при большом объеме. Здесь может быть применен комбинированный способ заучивания, когда сначала осмысливается, осознается весь материал в целом, в процессе чего выделяются и отдельные его части, потом заучиваются отдельные части, особенно более трудные, и наконец, материал снова повторяется в целом. Такой способ заучивания в наибольшей мере отвечает особенностям структуры мнемического действия, включающего следующие операции: ориентировку во всем материале, выделение групп его элементов, установление виутригрупповых отношений, установление межгрупповых связей.

     Возможность воспроизведения необязательно  будет показателем прочности  запоминания. Поэтому учитель должен всегда беспокоиться о том, чтобы  путем повторений достигнуть более  прочного закрепления знаний учащимися. По словам К.Д. Ушинского, учителя, который не заботится о повторении, о прочности знаний, можно уподобить пьяному вознице с плохо привязанным багажом: он все гонит вперед, не оглядываясь назад, и привозит пустой воз, хвастаясь лишь тем, что проделан большой путь.

     Однако  повторение продуктивно лишь тогда, когда оно осознанно, осмысленно и активно. В противном случае оно ведет к механическому  запоминанию. Поэтому лучший вид  повторений – это включение усвоенного материала в последующую деятельность. Опыт экспериментального обучения показал, что когда программный материал организован в специальную строгую систему задач (так, чтобы каждая предшествующая ступень была необходима для усвоения последующей), то в соответствующей деятельности ученика существенный материал с необходимостью повторяется каждый раз на новом уровне и в новых связях. В этих условиях необходимые знания прочно запоминаются даже без заучивания, т.е. непроизвольно. Ранее усвоенные знания, включаясь в контекст новых знаний, не только обновляются, но и качественно изменяются, переосмысливаются. 

Вывод

     Значение  памяти в жизни человека огромно: без нее была бы невозможна какая-либо деятельность. И.М.Сеченов указывал, что «…без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного». 
Память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. 
Проанализировав литературу, мы пришли к выводу, что если говорить об успеваемости в школах или институтах учащихся то, память во многом облегчает обучение. Поэтому всё же нужно заметить, что хорошая память сама по себе является интеллектуальной способностью человека, то есть память и интеллект идут параллельно, т.к., например, словарный запас человека является хорошим показателем высокого интеллекта, а память всё же неотрывна от психических процессов и в том числе от мышления. Память у всех различается: у кого-то преобладает образная, у других слуховая или зрительная и т.д

     Память  можно улучшить с помощью специальных  упражнений, благодаря постоянному  заучиванию стихотворений. Активное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, выступления, чтения монолога вслух и тогда не будет необходимости носить с собой записные книжки. Научись говорить себе «да» и это будет решением проблемы.

     Память  связывает прошлое человека с его будущим и настоящим и является важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения человека. Без памяти человек не мог бы развиваться как полноценная личность. Непроизвольное запоминание – продукт деятельности субъекта.

     Необходимое условие запоминания – взаимодействие субъекта с предметами. Таким образом, целенаправленное действие являются продуктивным в непроизвольном запоминании. При такой структуре деятельности складываются наиболее благоприятные условия для образования и закрепления нервных связей. 

Список  использованной литературы.

1. Анохин П.К. «Особенности  афферентного аппарата условного  рефлекса и их значение для  психологии.» «Вопросы психологии»  1955г., №6

2.   Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1980.

3. Блонский П.П. «Память и мышление» М., 1953г.

4. Божович Л.И. «Особенности памяти младшего школьника» в кн. «Очерки психологии детей.» под редакцией А.Н. Леонтьеваи Л.И Бажович., М. 1950 г.

5. Выгодский Л.С. «Педагогическая психология», М., 1998 г.

6. Выгодский Л.С. «Собрание сочинений», В-6-т.2.,М., 1982 г., стр 381-395.

7.   Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1996.

8. Гальперин П.Л. «Умственное действие как основа формирования мысли и образа.» «Вопросы психологии»,1957 г., №6

9. Громова Е.А. «Эмоциональная память и её механизмы» М., 1980 г.

10. Занков Л.В. «Память» М.,1949 г.

11. Зинченко П.И. «Непроизвольное запоминание». Москва – Воронеж, 1996 г.

12.   Зимняя И.А.. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2002г.

13. Истомина З.М. «Развитие памяти»., учебно-методическое пособие. М.,

14.   Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов  - М.: ЧеРо, 2000г.

15.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999г

16.   Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000г.

17.   Черемошкина Л.В. Психология памяти. – М.: Академия, 2002г.

18. Эинц Р. «Обучение и память» Минск, 1984г. 

Информация о работе Память и её развитие в учебной деятельности