Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:29, реферат
Психология памяти имеет богатую историю. Ретроспективный анализ развития понимания процессов памяти свидетельствует о попытках определить их сущность. Решающий сдвиг в изучении в изучении процессов памяти связан с реализацией принципа единства деятельности и психики.Память не представляет собой способность человека – напротив, в явлениях памяти выступает вся личность. Совершенствование памяти зависит от общего развития и духовного роста человека.
Введение…………………………………………………………………………………………………………….…3стр.
1. Общая характеристика памяти. Теории памяти………….………………….……………3стр.
2. Характеристика видов памяти и её процессов…………………………………………….8стр.
3. Непроизвольное запоминание………………………………………………………………………11стр.
4.Возможность целенаправленного развития памяти в учебной деятельности………………………………..……………………
Вывод………………………………………………………………………………………………….……………..17стр.
Список использованной литературы……………….………………………………………………18стр.
3) связывание частей по их заглавиям или выделенным опорным пунктам в единую цепь ассоциаций.
Объединение
отдельных мыслей, предложений в
смысловые части сокращает
Учебный материал, требующий по своему объему многократных повторений, может запоминаться тремя способами:
1) по частям – частичный способ,
2) весь сразу – целостный способ,
3) весь и по частям – комбинированный способ.
Наиболее рациональный – комбинированный способ, а наименование рациональный – частичный. При частичном способе отсутствует ориентация на общее содержание целого, поэтому отдельные части заучиваются изолированно одна от другой. Это ведет к быстрому забыванию заученного. Более продуктивен целостный способ, при котором используется общее содержание материала, облегчающее понимание и запоминание отдельных частей в их взаимосвязи. Но части могут различаться по трудности, к тому же середина материала всегда запоминается хуже, чем начало и конец, особенно при большом объеме. Здесь может быть применен комбинированный способ заучивания, когда сначала осмысливается, осознается весь материал в целом, в процессе чего выделяются и отдельные его части, потом заучиваются отдельные части, особенно более трудные, и наконец, материал снова повторяется в целом. Такой способ заучивания в наибольшей мере отвечает особенностям структуры мнемического действия, включающего следующие операции: ориентировку во всем материале, выделение групп его элементов, установление виутригрупповых отношений, установление межгрупповых связей.
Возможность воспроизведения необязательно будет показателем прочности запоминания. Поэтому учитель должен всегда беспокоиться о том, чтобы путем повторений достигнуть более прочного закрепления знаний учащимися. По словам К.Д. Ушинского, учителя, который не заботится о повторении, о прочности знаний, можно уподобить пьяному вознице с плохо привязанным багажом: он все гонит вперед, не оглядываясь назад, и привозит пустой воз, хвастаясь лишь тем, что проделан большой путь.
Однако
повторение продуктивно лишь тогда,
когда оно осознанно, осмысленно
и активно. В противном случае
оно ведет к механическому
запоминанию. Поэтому лучший вид
повторений – это включение усвоенного
материала в последующую деятельность.
Опыт экспериментального обучения показал,
что когда программный материал организован
в специальную строгую систему задач (так,
чтобы каждая предшествующая ступень
была необходима для усвоения последующей),
то в соответствующей деятельности ученика
существенный материал с необходимостью
повторяется каждый раз на новом уровне
и в новых связях. В этих условиях необходимые
знания прочно запоминаются даже без заучивания,
т.е. непроизвольно. Ранее усвоенные знания,
включаясь в контекст новых знаний, не
только обновляются, но и качественно
изменяются, переосмысливаются.
Вывод
Значение
памяти в жизни человека огромно:
без нее была бы невозможна какая-либо
деятельность. И.М.Сеченов указывал,
что «…без памяти наши ощущения
и восприятия, исчезая бесследно
по мере возникновения, оставляли бы человека
вечно в положении новорожденного».
Память — это сложный психический процесс,
состоящий из нескольких частных процессов,
связанных друг с другом. Память необходима
человеку, - она позволяет ему накапливать,
сохранять и впоследствии использовать
личный жизненный опыт, в ней хранятся
знания и навыки.
Проанализировав литературу, мы пришли
к выводу, что если говорить об успеваемости
в школах или институтах учащихся то, память
во многом облегчает обучение. Поэтому
всё же нужно заметить, что хорошая память
сама по себе является интеллектуальной
способностью человека, то есть память
и интеллект идут параллельно, т.к., например,
словарный запас человека является хорошим
показателем высокого интеллекта, а память
всё же неотрывна от психических процессов
и в том числе от мышления. Память у всех
различается: у кого-то преобладает образная,
у других слуховая или зрительная и т.д
Память можно улучшить с помощью специальных упражнений, благодаря постоянному заучиванию стихотворений. Активное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, выступления, чтения монолога вслух и тогда не будет необходимости носить с собой записные книжки. Научись говорить себе «да» и это будет решением проблемы.
Память связывает прошлое человека с его будущим и настоящим и является важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения человека. Без памяти человек не мог бы развиваться как полноценная личность. Непроизвольное запоминание – продукт деятельности субъекта.
Необходимое
условие запоминания –
Список использованной литературы.
1. Анохин П.К. «Особенности
афферентного аппарата
2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1980.
3. Блонский П.П. «Память и мышление» М., 1953г.
4. Божович Л.И. «Особенности памяти младшего школьника» в кн. «Очерки психологии детей.» под редакцией А.Н. Леонтьеваи Л.И Бажович., М. 1950 г.
5. Выгодский Л.С. «Педагогическая психология», М., 1998 г.
6. Выгодский Л.С. «Собрание сочинений», В-6-т.2.,М., 1982 г., стр 381-395.
7. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1996.
8. Гальперин П.Л. «Умственное действие как основа формирования мысли и образа.» «Вопросы психологии»,1957 г., №6
9. Громова Е.А. «Эмоциональная память и её механизмы» М., 1980 г.
10. Занков Л.В. «Память» М.,1949 г.
11. Зинченко П.И. «Непроизвольное запоминание». Москва – Воронеж, 1996 г.
12. Зимняя И.А.. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2002г.
13. Истомина З.М. «Развитие памяти»., учебно-методическое пособие. М.,
14. Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов - М.: ЧеРо, 2000г.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999г
16. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000г.
17. Черемошкина Л.В. Психология памяти. – М.: Академия, 2002г.
18. Эинц Р. «Обучение
и память» Минск, 1984г.
Информация о работе Память и её развитие в учебной деятельности