Память и её виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 22:37, курсовая работа

Описание

Задачи:
1. Проанализировать зарубежные и отечественные теории памяти;
2. дать общее представление о памяти;
3. рассмотреть процессы и виды памяти, их особенности.

Содержание

Введение……………………………………………………………3-4
Глава I.
1.1 Подходы к изучению памяти в отечественной и зарубежной психологии…………………………………………………………5-10
1.2 Понятия и виды памяти………………………………………10-13
1.3 Основные процессы и механизмы памяти…………………...13-15
1.4 Индивидуальные особенности памяти………………………15-16
1.5 Типологические особенности памяти………………………..16-18
1.6 Значение памяти для человеческой жизнедеятельности……18-19
Заключение ………………………………………………………..20-21
Список используемой литературы…………………………………..22

Работа состоит из  1 файл

курсовая память.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное учреждение

среднего  профессионального образования

Тольяттинский медицинский колледж 

Специальность Фармация 

Психология 

                                            

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Память  и её особенности 
 

                                                         студентки Черновой Екатерины                                                                               215 группы

                                               Руководитель Зайнетдинова  Г.З 

                      
 

2010-2011 учебный год

             

Содержание 

Введение……………………………………………………………3-4

Глава I.

1.1 Подходы к изучению памяти в отечественной и зарубежной психологии…………………………………………………………5-10

1.2 Понятия и виды памяти………………………………………10-13

1.3 Основные процессы и механизмы памяти…………………...13-15

1.4 Индивидуальные особенности памяти………………………15-16

1.5 Типологические особенности памяти………………………..16-18

1.6 Значение памяти для человеческой жизнедеятельности……18-19

Заключение ………………………………………………………..20-21

Список используемой литературы…………………………………..22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Изучение  памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась  с процессом обучения, а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске.

     Память  — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении  прошлого опыта, делающая возможным  его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти. Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего не мыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано

     с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.

     «Без  памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое  было бы мёртво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

       Одной из первых психологических  теорий памяти, не потерявшей  своего научного значения до  настоящего времени, была ассоциативная  теория. Она возникла в XVII в., активно  разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии. 

Цель данной работы: на теоретическом уровне изучить особенности памяти у людей среднего возраста.

Объект: формирование развития памяти у людей среднего возраста.

Предмет: особенности развития памяти у людей среднего возраста.

Задачи:

  1. Проанализировать зарубежные и отечественные теории памяти;
  2. дать общее представление о памяти;
  3. рассмотреть процессы и виды памяти, их особенности.
 
 
 
 
---
 
 
 

1.1 Подходы к изучению памяти в отечественной и зарубежной психологии 

      В основе данной теории лежит понятие  ассоциации - связи между отдельными психическими феноменами, разработанное  Г. Эббингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером  и др. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти, например закон забывания Г. Эббингауза. В соответствии с этим законом, выведенным на основе опытов с запоминанием трехбуквенных бессмысленных слогов, забывание после первого безошибочного повторения серии таких слогов идет вначале довольно быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов.

      Отдельные элементы информации согласно ассоциативной  теории запоминаются, хранятся и воспроизводятся  не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими. 

     Со  временем ассоциативная теория столкнулась  с рядом трудноразрешимых проблем, основной из которых явилось объяснение избирательности человеческой памяти. Ассоциации образуются на случайной основе, а память из всей поступающей и хранящейся в мозге человека выбирает всегда определенную информацию. Понадобилось ввести в теоретическое объяснение мнемических процессов еще один фактор, объясняющий целенаправленный характер соответствующих процессов.

      Тем не менее ассоциативная теория памяти дала много полезного для познания ее законов. В русле этой теории было установлено, как изменяется количество запоминающихся элементов при разном числе повторений предъявляемого ряда и в зависимости от распределения элементов во времени; как сохраняются в памяти элементы запоминаемого ряда в зависимости от времени, прошедшего между заучиванием и воспроизведением.

      В конце XIX в. на смену ассоциативной  теории памяти пришла гештальттеория. Для нее исходным понятием и одновременно главным принципом, на базе которого необходимо объяснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их изначальная, целостная организация - гештальт. Именно законы формирования гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память.

      В русле данной теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, его доведение до целостности, организации  в систему при запоминании  и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти (последнее предназначалось для того, чтобы объяснить избирательность мнемических процессов). Главная мысль, проходившая красной нитью через исследования сторонников обсуждаемой концепции памяти, состояла в том, что и при запоминании и при воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе.

      Динамика  запоминания и воспроизведения  в гештальттеории виделась следующим  образом. Некоторое, актуальное в данный момент времени потребностное состояние создает у человека определенную установку на запоминание или воспроизведение. Соответствующая установка оживляет в сознании индивида некоторые целостные структуры, на базе которых в свою очередь запоминается или воспроизводится материал. Эта установка контролирует ход запоминания и воспроизведения, определяет отбор нужных сведений.

      Найдя психологическое объяснение некоторым  фактам избирательности памяти, эта  теория, однако, столкнулась с не менее сложной проблемой формирования и развития памяти человека в филогенезе и онтогенезе. Дело в том, что и мотивационные состояния, которые детерминируют мнемические процессы у человека, и сами гештальты мыслились как наперед заданные, неразвивающиеся образования. Вопрос о зависимости развития памяти от практической деятельности человека здесь непосредственно не ставился и не решался.

      Не  было найдено удовлетворительного  ответа на вопрос о генезисе памяти и у представителей двух других направлений  психологических исследований мнемических процессов - бихевиоризма и психоанализа.

      Взгляды сторонников бихевиоризма на проблему памяти оказались весьма близкими к  тем, которые разделялись ассоцианистами. Единственное существенное различие между  ними заключалось в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессах научения.

      Заслугой  З. Фрейда и его последователей в  исследовании памяти явилось выяснение  роли положительных и отрицательных  эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны многие интересные психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с функционированием мотивации.

      Примерно  в это же время, т.е. в начале XX в., возникает смысловая теория памяти. Утверждается, что работа соответствующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры (А. Бине, К. Бюлер). На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое: подлежащий заучиванию или воспроизведению материал в данном случае включается в контекст определенных смысловых связей.

      Таким образом, в различных теориях, память рассматривалась с разных точек  зрения. В ассоциативной теории память рассматривалась, как система ассоциаций, в гештельттеории большое значение придавалось структурированию материала при запоминании, а в биховиоризме - подкреплению. В свою очередь З. Фрейд придавал значение роли эмоций, мотивов и потребностей в запоминании. В русле смысловой теории, память изучалась с точки зрения образования смысловых связей.

      В отечественной психологии преимущественное развитие получило направление в  изучении памяти, связанное с общепсихологической  теорией деятельности. В контексте  этой теории память выступает как  особый вид психологической деятельности, включающей систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи - запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации. Здесь внимательно исследуется состав мнемических действий и операций, зависимость продуктивности памяти от того, какое место в структуре занимают цель и средства запоминания (или воспроизведения), сравнительная продуктивность произвольного и непроизвольного запоминания в зависимости от организации мнемической деятельности (А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов и др.).

      Начало  изучению памяти как деятельности было положено работами французских ученых, в частности П. Жане. Он одним из первых стал трактовать память как  систему действий, ориентированных  на запоминание, переработку и хранение материала. Французской школой в психологии была доказана социальная обусловленность всех процессов памяти, ее прямая зависимость от практической деятельности человека.

      У нас в стране эта концепция  получила свое дальнейшее развитие в  культурно-исторической теории происхождения высших психических функций. Были выделены этапы филогенетического и онтогенетического развития памяти, особенно произвольной и непроизвольной, непосредственной и опосредствованной. Согласно деятельностной теории памяти, образование связей-ассоциаций между различными представлениями, а также запоминание, хранение и воспроизведение материала объясняются тем, что делает человек с этим материалом в процессе его мнемической обработки.

Информация о работе Память и её виды