Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 22:37, курсовая работа
Задачи:
1. Проанализировать зарубежные и отечественные теории памяти;
2. дать общее представление о памяти;
3. рассмотреть процессы и виды памяти, их особенности.
Введение……………………………………………………………3-4
Глава I.
1.1 Подходы к изучению памяти в отечественной и зарубежной психологии…………………………………………………………5-10
1.2 Понятия и виды памяти………………………………………10-13
1.3 Основные процессы и механизмы памяти…………………...13-15
1.4 Индивидуальные особенности памяти………………………15-16
1.5 Типологические особенности памяти………………………..16-18
1.6 Значение памяти для человеческой жизнедеятельности……18-19
Заключение ………………………………………………………..20-21
Список используемой литературы…………………………………..22
Ряд интересных фактов, раскрывающих особенности механизмов запоминания, условия, при которых оно происходит лучше или хуже, обнаружил в своих исследованиях АА. Смирнов. Он установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия.
С началом развития кибернетики, появлением вычислительной техники и развитием программирования (языков и приемов составления программ машинной обработки информации) начались поиски оптимальных путей принятия, переработки и хранения информации машиной. Соответственно приступили к техническому и алгоритмическому моделированию процессов памяти. За несколько последних десятилетий подобных исследований был накоплен богатый материал, который оказался весьма полезным для понимания законов памяти.
Представители
этих наук стали проявлять повышенный
интерес к собственно психологическим
исследованиям памяти, потому что
это открывало возможности для
совершенствования языков программирования,
его технологии и памяти машин. Этот
взаимный интерес привел к тому, что в
психологии стали разрабатывать новую
теорию памяти, которую можно назвать
информационно-кибернетической. В настоящее
время она делает только первые, но весьма
многообещающие шаги на пути к более глубокому
пониманию человеческой памяти с использованием
достижений кибернетики и информатики.
Ведь человеческий мозг - это тоже своего
рода сложнейшая электронно-вычислительная
и аналоговая машина.
1.2 Понятие памяти
Память одно из важнейших свойств психики. Любая форма психической деятельности опирается на память.
Память
- это отражение объективной
Память - это отражение прошлого опыта, заключающееся в запоминании, сохранении, последующем воспроизведении и узнавании того, что раньше было воспринято, пережито или сделано.
Память
- общемозговая функция, в которой
участвуют все разделы
Память - психический процесс, позволяющий человеку сохранять и при определённых условиях восстанавливать огромное количество информации, полученной его мозгом извне и от собственного тела.
Память - процесс сложный. Она состоит из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения.
Память
человека тесно связана с его
мышление, волей, чувствами и другими
психическими процессами.
Виды памяти
Двигательная
память представляет собой запоминание
и сохранение, а при необходимости и воспроизведение
с достаточной точностью многообразных
сложных движений. Она участвует в формировании
двигательных, частности трудовых и спортивных,
умений и навыков. Совершенствование ручных
движений человека на прямую связано с
этим видом памяти.
Мгновенная память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память - непосредственное отражение информации органами чувств. Её длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов.
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 ( без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объём. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя нескольких десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.
Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознание человека. Из мгновенной памяти в неё попадает только та информация, которая сознаётся, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.
Оперативная память представляет собой рассчитанную на хранение информацию в течение определённого, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, ставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.
Долговременная память способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает её следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить т о, что когда – то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания не редко требуются мышления и усилия воли, поэтому её функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.
Генетическая память эта память, в которой информация хранится в генотипе, передаётся и производится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по – видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека – единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью не редко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени « видеть» воспринятую картину в своём воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведение материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно – логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого – либо доказательства, смысл читаемого текста и т. п. Этот смысл он может передать собственными словами, причём достаточно точно. Этим типом памяти обладают учёные, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.
Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
Осязательная,
обонятельная, вкусовая память особой
роли в жизни человека не играют, и их возможности
по сравнению со зрительной, слуховой,
двигательной и эмоциональной памятью
ограничены. Их роль в основном сводиться
к удовлетворению биологических потребностей
или потребностей связанных с безопасностью
и самосохранением организма.
1.3 Основные процессы и механизмы памяти
Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.
06ъем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации.
Быстрота воспроизведения характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию.
Точность воспроизведения отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию.
Длительность сохранения отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию.
Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).
Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий.
Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить.
По другому признаку — по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти,— запоминание делится на механическое и осмысленное.
Механическое запоминание — это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности.
Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности его сохранения является метод повторения.
Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока материал не забыт.
Воспроизведение и узнавание— процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же — в отсутствие объекта.
Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным.
Непроизвольное— это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации.
Произвольное
воспроизведение — целенаправленный
процесс восстановления в сознании прошлых
мыслей, чувств, стремлений, действий.
Иногда произвольное воспроизведение
происходит легко, иногда требует усилий.
Сознательное воспроизведение, связанное
с преодолением известных затруднений,
требующее волевых усилий, называется
припоминанием. Качества памяти наиболее
отчетливо обнаруживаются при воспроизведении.
1.4 Индивидуальные
особенности памяти
Во-первых, индивидуальные особенности памяти связаны с особенностями личности. Даже люди с хорошей памятью запоминают не вес, а люди с плохой памятью не все забывают. Это объясняется тем, что память носит избирательный характер. То, что соответствует интересам и потребностям человека, запоминается быстро и прочно. Во-вторых, индивидуальные различия обнаруживаются в качествах памяти. Можно характеризовать память человека в зависимости от того, насколько развиты у него отдельные процессы памяти. Мы говорим, что у человека хорошая память, если он отличается:
1) быстротой запоминания,
2) прочностью сохранения,
3) точностью воспроизведения
4)
так называемой готовностью
Но память может быть хорошей в одном отношении и плохой — в другом.
Отдельные качества памяти могут сочетаться по-разному.