Память и её виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 22:37, курсовая работа

Описание

Задачи:
1. Проанализировать зарубежные и отечественные теории памяти;
2. дать общее представление о памяти;
3. рассмотреть процессы и виды памяти, их особенности.

Содержание

Введение……………………………………………………………3-4
Глава I.
1.1 Подходы к изучению памяти в отечественной и зарубежной психологии…………………………………………………………5-10
1.2 Понятия и виды памяти………………………………………10-13
1.3 Основные процессы и механизмы памяти…………………...13-15
1.4 Индивидуальные особенности памяти………………………15-16
1.5 Типологические особенности памяти………………………..16-18
1.6 Значение памяти для человеческой жизнедеятельности……18-19
Заключение ………………………………………………………..20-21
Список используемой литературы…………………………………..22

Работа состоит из  1 файл

курсовая память.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

     1. Наилучшим является сочетание  быстрого запоминания с медленным  забыванием.

     2. Медленное запоминание сочетается  с медленным забыванием.

     3. Быстрое запоминание сочетается  с быстрым забыванием.

     4. Наиболее низкой продуктивностью  отличается память, характеризующаяся медленным запоминанием и быстрым забыванием. 

     1.5 Типологические особенности памяти 

      С особенностями личности, с особенностями  деятельности человека связано преимущественное формирование одного из видов памяти. Так, у артистов хорошо развита эмоциональная память, у композиторов — слуховая, у художников — зрительная память, у философов — словесно-логическая.

     Преимущественное  развитие образной или словесной  памяти находится в связи с  соотношением первой и второй сигнальных систем, с типологическими особенностями высшей нервной деятельности. Художественный тип отличается преимущественным развитием образной памяти, мыслительный тип — преобладанием словесной памяти. Развитие памяти зависит также от профессиональной деятельности человека, так как в деятельности психика не только проявляется, но и формируется: композитор или пианист лучше всего запоминает мелодии, художник — цвет предметов, математик — типы задач, спортсмен — движения.

     Тип памяти определяет то, как человек  запоминает материал,— зрительно, на слух или пользуясь движением. Некоторые люди, для того чтобы запомнить, нуждаются в зрительном восприятии того, что они запоминают. Это люди так называемого зрительного типа памяти. Другим для запоминания нужны слуховые образы. Данная категория людей обладает слуховым типом памяти. Кроме того, существуют люди, которые, для того чтобы запомнить, нуждаются в движениях и особенно в речевых движениях. Это люди, обладающие двигательным типом памяти.

     Необходимо  обратить внимание на то, что типы памяти следует отличать от видов памяти. Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем. А так как любой человек запоминает все: и движения, и образы, и чувства, и мысли, — то разные виды памяти присущи всем людям и не составляют их индивидуальной особенности. В то же время тип памяти характеризует то, как мы запоминаем: зрительно, на слух или двигательно. Поэтому тип памяти представляет собой индивидуальную особенность данного человека. У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти. Принадлежность к тому или иному типу в значительной мере определяется практикой заучивания, т. е. тем, что именно приходится запоминать данному человеку и как он приучается запоминать. Поэтому память определенного типа может быть развита с помощью соответствующих упражнений.

     Само  по себе развитие памяти не происходит. Для этого необходима целая система  воспитания памяти. Воспитанию положительных  свойств памяти в значительной степени  содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать у других людей эффективные приемы. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации. Степень

     активности  указанных механизмов у разных людей  различна. Защитой мозга от ненужной информации объясняется, в частности, явление гипнопедии, т. е. обучение во сне. В состоянии сна некоторые механизмы, защищающие мозг от избыточной информации, выключаются, поэтому запоминание происходит быстрее.

1.6 Значение памяти для человеческой жизнедеятельности

 

     Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при  необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.  Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире.  

Существуют  две связи памяти:

1.Связь  памяти с мышлением особенно  ясно выражена в так называемой  логической памяти, входящей в  состав процессы мышления.

2.Связь  с чувствами выражается в том,  что человек испытывает удовольствие  при успехе и неудовольствие при неудачах запоминания и воспроизведения. 

Память  необходима человеку. Она позволяет  ему накоплять, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт и некоторую часть опыта других людей, которые человек усваивает  в виде знаний, умений и навыков. 

Память  избирательна. В ней сохраняется не всё, что прошло через сознание человека, а то что связанно с его потребностями, интересами, деятельностью. 

Классификация памяти:

По форме  психической активности: произвольная и непроизвольная.

По процессам: запечатление, сохранение, воспроизведение, забывание.

По видам  памяти можно распределить по:

а) анализаторам - это зрительная, слуховая, двигательная, органическая, вкусовая;

б) по сигнальным системам и роли подкорковых образований  – это образная, логическая и  эмоциональная память;

в) по способам запоминания – это прямая память и опосредованная.

Заключение

На теоретическом  уровне исследования видов памяти и  их особенностей нами изучены научные  труды по феноменологии памяти С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, а так  же учебника по общей психологии Р.С. Немова.

      Все задачи теоретического плана достигнуты.

      Наш психический мир многообразен и  разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В  свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатанные, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов.

     Многими исследователями память характеризуется  как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов  и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием. Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем знании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс — процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, по и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д. Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.

     Таким образом, память — это сложный  психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека. 

          
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. ЛУРИЯ А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Изд. МГУ,2008г.
  2. ФАЙГЕНБЕРГ И.М. Память и обучение. ЦОЛИТУВ, М 2004г.
  3. ЛЁЗЕР Ф. Тренировка памяти (пер. с нем.). М, Мир, 2006г.
  4. ВАРТАНЯН Г.А. и др. Организация и модуляция процессов памяти. Л. Медицина, 2005г.
  5. ИВАНОВ-МУРОМСКИЙ К.А. Мозг и память. Киев, Наука, 2007г.
  6. ВАРТИНЯН Г.А, ПИРОГОВ А.А. Механизмы памяти ЦНС. Л., Наука, 2008г

Информация о работе Память и её виды