Память

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 10:00, реферат

Описание

Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности.

Содержание

введение........................................................2
глава 1 память .Общие положения.
1.1 Основные виды памяти...........................3
1.2 Основные процессы памяти...................6
1.3 Теории памяти...........................................8
глава 2 Развитие и индивидуальные особенности памяти
2.1 Уровни развития мнемических способностей.....10
2.2 Индивидуальные различия памяти.........12
2.3 Развитие памяти в течении жизни..........14
глава 3 Приемы и упражнения для развития памяти и
облегчения процессов запоминания.
3.1 Образная память......................................16
3.2 Основные приемы и упражнения для развития памяти и облегчения процессов запоминания................................18

Заключение....................................................21
Список литературы.....................................23

Работа состоит из  1 файл

Рефират Память.doc

— 118.00 Кб (Скачать документ)

         которой хорошо бы избавиться, но это ошибочное  мнение.

         Итак, на входе - запоминание, запечатление, на выходе - воспроизведение. При этом часто по одному-единственному процессу - воспроизведению судят о качестве работы всего аппарата памяти. И качества всех других процессов памяти выводятся из представления о том, каким должно быть воспроизведение. Желательно, чтобы оно было точным и своевременным: аппарат должен выдать нужную информацию тогда, когда в ней появилась нужда. За это ответственно особое качество - готовность памяти.

         1.3 Теории памяти.

         В последние несколько десятилетий в связи с развитием генетики и молекулярной физиологии, а также кибернетики привлекли к себе внимание исследования биологических основ и физиологических механизмов памяти. Часть этих исследований была проведена на нейронном уровне, т.е. на уровне исследование работы отдельных нервных клеток и их ансамблей в процессе запоминания. Было показано, что следы памяти обнаруживаются в изменениях, которые в процессе запоминания происходят в нервных клетках отдельных структур головного мозга. Это выражается, в частности, в повышении пластичности (откликаемости) нейронов гиппокампа, ретикулярной формации и двигательной коры на возбуждающие воздействия в процессе запоминания.

         Одной из первых теорий памяти, не потерявшей своего значения до настоящего времени, была ассоциативная теория, возникшая еще в XVII в. В основе этой теории лежит понятие об ассоциации - связи между отдельными психическими феноменами, а также между ними и явлениями (предметами) внешнего мира.

         Память  в русле этой теории понималась как  сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости, лежащих в основе КП и ДП. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие закономерности функционирования и механизмы памяти (например, законы Г.Эббингауза). Но со временем эта теория столкнулась с рядом неразрешимых проблем, основной из которых явилась проблема объяснения избирательности человеческой памяти.

         В конце XIX в. на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальтпсихология. Для нее исходным понятием и одновременно главным принципом, на базе которого необходимо объяснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их целостная организация - гештальт. Именно законы формирования сохранения гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память. В русле этой теории особое значение придавалось структурированию материала. Динамика запоминания и воспроизвдения в их многочисленных проявлениях виделась следующим образом. Потребностное состояние человека создает у него определенную установку на запоминание или воспроизведение; оно оживляет в сознании некоторые структуры, на базе которых в свою очередь запоминается или воспроизводится человеком определенный материал.

         Найдя психологическое объяснение некоторым  фактам избирательности памяти, эта  теория, однако, столкнулась с проблемой  формирования и развития памяти человека в фило- и онтогенезе.

         На  вопрос о генезисе памяти не был  найден ответ и у представителей других направлений психологических исследований - бихевиоризма и психоанализа.

         Взгляды бихевиористов оказались близки взглядам сторонников ассоциативной  теории. Единственное существенное различие: бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессе научения.

         Заслугой  З.Фрейда и его последователей можно  считать выяснение роли эмоций в  мнемических процессах забывания  и запоминания. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны многие интересные психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с мотивационной сферой человека.

         С началом развития кибернетики, появлением вычислительной техники и математического  программирования в этих областях знаний начали моделироваться процессы памяти, механизмы запоминания, способы хранения и воспроизведения информации с помощью ЭВМ. В психологии начала разрабатываться новая теория памяти, которую можно назвать информационно-кибернетической. Это направление является очень перспективным, т.к. мозг человека - это тоже своего рода сложнейшая ЭВМ. Понимание процессов, происходящих в памяти, а также в целом процессов познания, мышления помогает созданию новых поколений ЭВМ, работа которых основана на процессах, подобных нейронным.

         У нас в стране эта концепция получила свое дальнейшее развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций человека, разработанной Л.С.Выготским и его ближайшими учениками А.Н.Леонтьевым и А.Р.Лурией.

         Свой  значительный вклад в изучение памяти внесли также П.И.Зинченко и А.А.Смирнов. Они детально исследовали зависимость непроизвольного и произвольного запоминания от организации практической деятельности и от других условий, в которых происходит запоминание или воспризведение информации человеком. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         глава 2 Развитие и индивидуальные особенности памяти 

         2.1 УРОВНИ РАЗВИТИЯ МНЕМИЧЕСКИХ  СПОСОБНОСТЕЙ. 

         Развитие  памяти происходит благодаря развитию мнемических способностей.Ключевым моментом развития памяти являются операционные механизмы, появление которых кардинально изменяет строение памяти и создает условия для системного взаимодействия функциональных , операционных и регулирующих механизмов, что выражается в увеличении эффективности запоминания , сохранения , воспроизведения и узнавания любого материала.

         Какими  способами можно развивать память?

         В качестве приемов развития можно  выделить 13 способов обработки информации в целях ее более эффективного запоминания , сохранения , воспроизведения.

         Группировка - разделение материала на группы( по смыслу , ассоциациям , фонетическим признакам и т.д. )

         Опорные пункты - выделение какого - либо краткого пункта , служащего опорой более широкого содержания(заголовки , цифровые данные , имена , чем либо выделяющиеся выражения и т. д.)

         Мнемический план - совокупность опорных пунктов.

         Классификация - разделение каких либо предметов , явлений , понятий по классам , группам, разрядам на основе общих признаков.

         Структурирование  - установление взаимного расположения частей , составляющих целое , внутреннего строения запоминаемого.

         Систематизация  - установление определенного порядка в расположении частей целого и связей между ними.

         Схематизация - изображение чего либо в основных чертах

         Аналогии  - установление сходства , подобия в определенных отношениях предметов ,явлений ,понятий в целом различных .

         Мнемотехнические  приемы - совокупность готовых , известных способов запоминания.

         Перекодирование - представление информации в образной форме.

         Достраивание  запоминаемого материала - метод локальной привязки или метод мест.

         Серийная  организация материала - установление или построение различных последовательностей: распределение по объему , по времени и т.д.

         Ассоциация - установление связей по сходству , смежности или противоположности . 

         В процессе развития мнемических способностей можно выделить 4 основных уровня :

         1.Уровень додеятельной памяти.Информация повторяется , циркулирует , но не обрабатывается , не трансформируется.

         2.Субъект начинает ориентироваться в запоминаемом материале, целенаправленно ,осмысленно.

         3.На этом уровне субъекту подвластны все способы обработки информации.

         4.Характеризуется сформированной функциональной системой  мнемических способностей. 
 

         2.2 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПАМЯТИ .

         Память  у людей различается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания. Все  это количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные различия. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти: зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и т.п., так и их функционирования. В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют, выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания. Один человек для того, чтобы лучше запомнить материал, обязательно должен его прочесть, так как при запоминании и воспроизведении ему легче всего опираться на зрительные образы. У другого преобладает слуховое восприятие и акустические образы, ему лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Третий легче всего запоминает и воспроизводит движения, и ему можно рекомендовать записывать материал или сопровождать его запоминание какими либо движениями.

         «Чистые»  виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных  крайне редки. Чаще всего на практике сталкиваются с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирующей выступает зрительная память.

         Наибольшего развития у человека достигают те виды памяти, которые чаще всего  используются. Большой отпечаток  на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и  логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица.

         Процессы  памяти тесным образом связаны с  особенностями личности человека, с  его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. Запоминание также зависит от отношения личности к запоминаемому материалу. Отношение определяет избирательный характер памяти. Мы обычно запоминаем то, что для нас интересно и эмоционально значимо. «Не подлежит сомнению, - писал С.Л. Рубинштейн, - что в запоминании более или менее значительную роль играют моменты». Эмоционально насыщенное будет лучше запоминаться, чем эмоционально нейтральное.

         Существенную  роль в памяти помимо эмоционального характера впечатления может играть общее состояние личности в момент получения этого впечатления, а также ее физическое состояние в целом. То, что память теснейшим образом связана с физическим состоянием, доказывают случаи болезненного нарушения памяти. Практически во всех таких случаях (они называются амнезиями и представляют собой кратковременные или длительные потери различных видов памяти) происходят характерные расстройства памяти, которые в своих особенностях отражают расстройства личности больного.

         Существуют, по-видимому, не очень заметные, но похожие на болезненные расстройства нормальной человеческой памяти, которые мы не замечаем так же, как и акцентуации характера. В жизни нередко проявляются те же расстройства памяти, которые в крайне выраженной форме наблюдаются у больных, поэтому важно иметь представление о типичных таких нарушениях.

         По  динамике протекания мнемических процессов  амнезии делятся на ретроградную, антероградную, ретардированную. Ретроградная амнезия представляет собой забывание  прошлых событий; антероградная - невозможность запоминания на будущее; рретардированная амнезия - вид изменения памяти, связанный с сохранением в памяти событий, пережитых во время болезни, и последующим их забыванием. Еще один вид амнезий - прогрессивная - проявляется в постепенном ухудшении памяти вплоть до ее полной потери. При этом вначале утрачивается то, что неустойчиво в памяти, а затем и более прочные воспоминания.

         Основатель  психоанализа З. Фрейд уделил большое  внимание анализу механизмов забывания, которые случаются в повседневной жизни. Он писал о том, что один из таких весьма распространенных механизмов состоит в «нарушении хода мысли силой внутреннего протеста, исходящего из чего-то вытесненного». Он утверждал, что во многих случаях забывания в его основе лежит мотив нежелания помнить. С таким утверждением можно спорить, но вряд ли следует отрицать, что в жизни такой механизм не работает.

         Примерами мотивированного забывания, по З. Фрейду, являются случаи, когда человек непроизвольно  теряет, закладывает куда-либо вещи, связанные с тем, что он хочет забыть, и забывает об этих вещах, чтобы они не напоминали ему о психологически неприятных обстоятельствах.

         Склонность  к забыванию неприятного действительно  широко распространена в жизни. Особенно часто такое мотивированное забывание неприятных намерений и обещаний проявляется в тех случаях, когда они связаны с воспоминаниями, порождающими отрицательные эмоциональные переживания.

Информация о работе Память