Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 10:00, реферат
Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности.
введение........................................................2
глава 1 память .Общие положения.
1.1 Основные виды памяти...........................3
1.2 Основные процессы памяти...................6
1.3 Теории памяти...........................................8
глава 2 Развитие и индивидуальные особенности памяти
2.1 Уровни развития мнемических способностей.....10
2.2 Индивидуальные различия памяти.........12
2.3 Развитие памяти в течении жизни..........14
глава 3 Приемы и упражнения для развития памяти и
облегчения процессов запоминания.
3.1 Образная память......................................16
3.2 Основные приемы и упражнения для развития памяти и облегчения процессов запоминания................................18
Заключение....................................................21
Список литературы.....................................23
2.3 РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ в течении жизни.
ВИДЫ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ТЕХ , С КОТОРЫМИ ОН ПОЯВЛЯЕТСЯ НА СВЕТ , ПРЕОБРАЗУЮТСЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЕГО ЖИЗНИ.
У человека с рождения есть генетическая , кратковременная , непосредственная и непроизвольная память.Все остальные виды памяти приобретаются в течении жизни.Память младенца можно определить как кратковременную , непроизвольную и непосредственную.
В первые годы жизни до момента поступления в школу у человека постепенно возрастает объем кратковременной памяти.В младшем школьном возрасте становится почти таким же , как у взрослого человека.
Первые признаки наличия оперативной памяти у ребенка появляются к концу первого года жизни .Произвольно запоминать материал дети могут не раньше 3-4 лет.К поступлению в школу у ребенка можно уже обнаружить все основные виды памяти.
Дальнейшее развитие памяти идет в школьные годы.Особую роль играет речь и другие знаковые системы в качестве мнемотехнических средств, т.е. приемов и способов улучшения запоминания и воспроизведения материала.
После окончания школы память человека продолжает развиваться.Ее изменения имеют индивидуальный характер и не всегда только прогрессивный.В первую очередь у человека с возрастом страдают врожденные виды памяти .Что же касается других видов - упражняемых -то их качество зависит от того , как часто и как умело человек пользуется ими в течение жизни, ставит ли он перед собой задачу поддерживать свою память на должном уровне за счет специальных упражнений.Если эту задачу он ставит и решает ,то память не только не ухудшается , но , напротив , улучшается.
Параллельно с улучшением упражняемых видов памяти могут ухудшаться биологически обусловленные ее виды.Отсюда целый ряд специфических жизненных проблем и парадоксов.Пример : Профессор хранит в своей памяти множество научных сведений , но в быту забывает элементарные вещи.
Все
нарушения памяти связаны с нарушениями
в работе мозга.Существует специальная
область медицины,где исследуются причины
нарушений и разрабатываются способы
восстановления памяти человека.
ГЛАВА 3 .
Приемы и упражения для развития памяти, облегчения процессов запоминания.
3.1 Образная память
В основе подавляющего числа современных методик по развитию памяти лежит образная память человека. Что же представляет собой образная память?
Миллионы лет человек жил в условиях дикой природы. От сос-тояния его сигнальной системы: зрения, слуха, осязания, вку-са, обоняния зависела сама жизнь. Ощущение постоянной готовности к опасной ситуации организовало по-своему мышле-ние, реакцию, внимание, память Ведь это кладовая опыта, пережито-го человеком и чем-то ему ценного. Ненужное забывалось быстро и без следа. Каким же образом выработалась самая лучшая форма запоминания? Достаточно просто и привычно, и потому наиболее экономно: память на звуки, запахи, цвета и т.д. Причем, память яркая, четкая - человек жил этим. Таким образом, в процессе ес-тественного отбора у человека развилась образная память. Те-перь такая память сохранилась лишь у дошкольников.
Пользуясь образной памятью, человек воспроизводит воспринимаемое им не словами, а образами, т.е. продолжает их видеть и уже работает с ними как хочет: то ли списывает, то ли считывает.
Механизм образной памяти следующий. Сна-чала человек воспринимает безразлично что (события, цифры, бук-вы, слова) путем упомянутого ранее озарения, переводимого не в малый круг знаний, выраженный ограниченным запасом слов, а в тот безграничный запас образов, которые щедро поставляет нам окружающий мир. Абстрактное (словесное) мышление это схема. И образы вставляются в нее, как страницы в книгу. Они сохраняют-ся столько, сколько необходимо. Когда нужно, они встают перед мысленным взором. А раз так, то наше абстрактное мышление сво-бодно и может делать с перелистываемыми образами что угод-но: использовать при сдаче экзаменов, вносить поправки в схему, додумывать любые недостающие детали. Запоминаемые образы пе-ред глазами, а перевести их можно в любой язык: русский, анг-лийский, немецкий, формулы, символы и т.д.
Почему же так? Немного теории. Мозг человека состоит из двух полушарий. Правое - образное полушарие, левое - словесное. Правое - это эмоции, левое - разум. Мозг привык запоминать все таким, как есть - в многообразии цветов, звуков, запахов, других качеств. Восприняв что-то, он в правом полушарии составляет об-раз - модель, в левом - соответствующие ему слова. Воспринятое таким образом не стирается. Оно порождает гениальные сти-хи, книги, картины, открытия. Это для него органично и естест-венно.
Но наша цивилизация вторглась и сюда. Девяносто процентов информации подается в усеченном виде - голос диктора, текст книги, обрывочные картинки телевизора и т.д. В одном полушарии оно впечатывается. B другом - бесформенное пятно. Отсюда не-контролируемое забывание. Дефекты внимания, пробелы памя-ти. Именно из-за усеченной информации распадается детское восприятие.
Образная память искусственно вызывает недостающие ощуще-ния, дополняя усеченную информацию до полноценного образа, его вызвавшего. Включение всех каналов восприятия отменяет прин-цип "Повторение - мать учения". Повторение разрушает то, что человек запомнил. Природа во второй раз не повторяет. А что такое мгновенное запоминание? Это адекватная реакция. Никаких стрессов, уверенность в себе, умственная работа становится творческой. От здоровой психики зависит и хорошее здоровье.
Не
тратишь время на зубрежку - оно
освобождается для более
То есть образная память возвращает целостное детское восприятие мира, восстанавливает естественную память, учит творческому мышлению. Это более стойкая форма памяти, разру-шить которую почти невозможно, так как она исходит из интере-сов и профессиональных знаний самого человека и уже неотдели-ма от его личности. Все, что он будет делать, после приобретения, точнее возвращения, своей естественной гениаль-ности, будет делать ее методами, неуклонно совершенствуя и систему и себя своей жизнью.
Растет скорость самой работы. Кроме того, что снят стресс учебы, освобождено от зубрежки время и улучшилось здоровье, растет емкость оперативной памяти. Если словесная - это 7+(-)2 бит/сек на один образ, то образная - 60+(-)5 бит/сек. Бит информации - это однозначный вопрос с ответом "да" или "нет". Если мозг словесной памятью задает пять-девять таких вопросов в секунду, то образной 55-65.
В чем же принцип, суть предлагаемой методики развтия памяти? Напомним, что существует следующая асимметрия полушарий головного мозга: правое полу-шарие является эмоциональным, образным, левое - логическим.
Наша задача научить работать оба полушария одновременно и научиться воспринимать мир всеми органами чувств одновременно так, как это делали наши предки и еще способны делать наши де-ти.
3.2 Основные приемы и упражения для развития памяти, облегчения процессов запоминания.
Рассмотрим некоторые приемы и упражения для развития памяти, облегчения запоминания.
1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации (“Каждый охотник желает знать, где сидит фазан” -- о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.).
2. Ритмизация -- перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.
3. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова -- чтобы запомнить медицинские термины, “супинациям и “пронация”, используют созвучную и шуточную фразу “суп несла и пролила” ).
4.
Нужно находить яркие,
5.
Метод Цицерона. Представьте, что
обходите свою комнату, где
вам все хорошо знакомо.
6. Метод тренировки зрительной памяти -- метод Айвазовского. Посмотрите на предмет или пейзаж, или на человека в течение 3 секунд, стараясь запомнить детально, потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет в деталях, задавайте себе вопросы по подробностям этого образа, потом откройте глаза ни 1 секунду, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета и так повторите несколько раз.
7
Развитие слухового
а) Возьмите линейку и ударьте о стол. Расслабьтесь, закройте глаза, добейтесь состояния "пустоты" в голове, постарайтесь "услышать" звук в воображении, подкрепляя слуховые ощущения зрительными (видеть линейку в момент удара о стол), и тактиль-ными (ощущать всем телом линейку, стол, удар).
б) Изменение слуховых ощущений. Представьте (аналогично тактильным ощущениям), что один вид звука входит в зону другого звука и "перетекает" в него. Например, представьте, что какой-либо музыкальный звук завладел одной из зон Вашего тела (почувствуйте вибрацию), мысленно распространите вибрацию на все тело. Затем представьте, что со-вершенно иной тональности звук завладел одной из зон те-ла. Распространите его по всему телу. По этой же схеме звук или неприятное ощущение "убирается" с тела.
в) Соощущения. Возьмите пять дощечек с наклеенными на них различными материалами. Попросите, чтобы Вам подобранными заранее предме-тами (металлическими, деревянными, стеклянными, пластмассовыми и т.д.) ударяли, допустим, о стол. В это время Вы должны, по-ложив правую руку поочередно на каждую из дощечек, восприни-мать и запоминать (один звук - одну дощечку). Например, о стол ударили стеклянным предметом, соответственно Вы услышали удар стекла о стол. В это же время Вы рукой воспринимаете клеен-ку, наклеенную на дощечку. Представьте, что Вы касаетесь с зак-рытыми глазами клеенки, которая при каждом прикосновении изда-ет "стеклянный" звук, т.е. Вы можете представить, скажем, рюмку, сделанную из клеенки, и таким образом запомнить ощущение. Затем, когда Вы будете воспроизводить этот образ, Вы сможете считать звук и материал. Цель упражнения - достигнуть состояния, когда Вы будете воспринимать звук в виде тактильных и слуховых ощущений, т.е. при восприятии определенного звука Вы должны ощутить прикос-новение соответствующего материала.
8.
Развитие вкусового
Тренировка
вкусовых ощущений. Сконцентрируйте внимание
на кончике языка в течение одной -двух
минут, начнется слюноотделение. Возьмите
кусочек сахара и положите его перед собой.
Посмотрите на него, закройте гла-за, представьте
(необходимо ярко увидеть, ощутить тактильно,
услышать звук одновременно). Продолжайте
держать внимание на кончике языка, стараясь
вызвать вкус сахара. Обычно отдаленно
вкусовые ощущения появляются уже через
20-30 секунд, затем они от упражнения к упражнению
усиливаются. Если же у Вас очень плохо
получается (5-7% от всех занимающихся),
попробуй-те сахар на кончике языка и постарайтесь
вызвать соответству-ющие вкусовые ощущения
по предложенной схеме. Вы должны достигнуть
следующего: представив пред-мет в воображении,
ощутив его тактильно, услышав звук и од-новременно
автоматически сконцентрировав внимание
на кончике языка, Вы должны почувствовать
вкус этого предмета, причем это должно
происходить неосознанно.