Память

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 10:00, реферат

Описание

Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности.

Содержание

введение........................................................2
глава 1 память .Общие положения.
1.1 Основные виды памяти...........................3
1.2 Основные процессы памяти...................6
1.3 Теории памяти...........................................8
глава 2 Развитие и индивидуальные особенности памяти
2.1 Уровни развития мнемических способностей.....10
2.2 Индивидуальные различия памяти.........12
2.3 Развитие памяти в течении жизни..........14
глава 3 Приемы и упражнения для развития памяти и
облегчения процессов запоминания.
3.1 Образная память......................................16
3.2 Основные приемы и упражнения для развития памяти и облегчения процессов запоминания................................18

Заключение....................................................21
Список литературы.....................................23

Работа состоит из  1 файл

Рефират Память.doc

— 118.00 Кб (Скачать документ)

         2.3 РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ  в течении  жизни.

         ВИДЫ  ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ТЕХ , С КОТОРЫМИ ОН ПОЯВЛЯЕТСЯ НА СВЕТ , ПРЕОБРАЗУЮТСЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЕГО ЖИЗНИ.

         У человека с рождения есть генетическая , кратковременная , непосредственная и непроизвольная память.Все остальные  виды памяти приобретаются в течении  жизни.Память младенца можно определить как кратковременную , непроизвольную и непосредственную.

         В первые годы жизни до момента поступления  в школу у человека постепенно возрастает объем кратковременной  памяти.В младшем школьном возрасте становится почти таким же , как  у взрослого человека.

         Первые  признаки наличия оперативной памяти у ребенка появляются  к концу первого года жизни .Произвольно запоминать материал дети могут не раньше 3-4 лет.К поступлению в школу у ребенка можно уже обнаружить все основные виды памяти.

         Дальнейшее  развитие памяти идет в школьные годы.Особую роль играет речь и другие знаковые системы в качестве мнемотехнических средств, т.е. приемов и способов улучшения запоминания и воспроизведения материала.

         После окончания школы память человека продолжает развиваться.Ее изменения  имеют индивидуальный характер и не всегда только прогрессивный.В первую очередь у человека с возрастом страдают врожденные виды памяти .Что же касается других видов - упражняемых -то их качество зависит от того , как часто и как умело человек пользуется ими в течение жизни, ставит ли он перед собой задачу поддерживать свою память на должном уровне за счет специальных упражнений.Если эту задачу он ставит и решает ,то память не только не ухудшается , но , напротив , улучшается.

         Параллельно с улучшением упражняемых видов  памяти могут ухудшаться биологически обусловленные ее виды.Отсюда целый ряд специфических жизненных  проблем и парадоксов.Пример : Профессор хранит в своей  памяти множество научных сведений , но в быту забывает элементарные вещи.

         Все нарушения памяти связаны с нарушениями в работе мозга.Существует специальная область медицины,где исследуются причины нарушений и разрабатываются способы восстановления памяти человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         ГЛАВА 3 .

         Приемы  и упражения для  развития памяти, облегчения процессов запоминания.

         3.1 Образная память

         В основе подавляющего числа современных  методик по развитию памяти лежит  образная память человека. Что же представляет собой образная память?

         Миллионы  лет человек жил в условиях дикой природы. От сос-тояния его  сигнальной системы: зрения, слуха, осязания, вку-са, обоняния зависела сама жизнь. Ощущение постоянной готовности к опасной ситуации организовало по-своему мышле-ние, реакцию, внимание, память Ведь это кладовая опыта, пережито-го человеком и чем-то ему ценного. Ненужное забывалось быстро и без следа. Каким же образом выработалась самая лучшая форма запоминания? Достаточно просто и привычно, и потому наиболее экономно: память на звуки, запахи, цвета и т.д. Причем, память яркая, четкая - человек жил этим. Таким образом, в процессе ес-тественного отбора у человека развилась образная память. Те-перь такая память сохранилась лишь у дошкольников.

         Пользуясь образной памятью, человек воспроизводит  воспринимаемое им не словами, а образами, т.е. продолжает их видеть и уже работает с ними как хочет: то ли списывает, то ли считывает.

         Механизм  образной памяти следующий. Сна-чала человек  воспринимает безразлично что (события, цифры, бук-вы, слова) путем упомянутого  ранее озарения, переводимого не в  малый круг знаний, выраженный ограниченным запасом слов, а в тот безграничный запас образов, которые щедро поставляет нам окружающий мир. Абстрактное (словесное) мышление это схема. И образы вставляются в нее, как страницы в книгу. Они сохраняют-ся столько, сколько необходимо. Когда нужно, они встают перед мысленным взором. А раз так, то наше абстрактное мышление сво-бодно и может делать с перелистываемыми образами что угод-но: использовать при сдаче экзаменов, вносить поправки в схему, додумывать любые недостающие детали. Запоминаемые образы пе-ред глазами, а перевести их можно в любой язык: русский, анг-лийский, немецкий, формулы, символы и т.д.

         Почему  же так? Немного теории. Мозг человека состоит из двух полушарий. Правое - образное полушарие, левое - словесное. Правое - это эмоции, левое - разум. Мозг привык запоминать все таким, как есть - в многообразии цветов, звуков, запахов, других качеств. Восприняв что-то, он в правом полушарии составляет об-раз - модель, в левом - соответствующие ему слова. Воспринятое таким образом не стирается. Оно порождает гениальные сти-хи, книги, картины, открытия. Это для него органично и естест-венно.

         Но  наша цивилизация вторглась и  сюда. Девяносто процентов информации подается в усеченном виде - голос  диктора, текст книги, обрывочные картинки телевизора и т.д. В одном полушарии оно впечатывается. B другом - бесформенное пятно. Отсюда не-контролируемое забывание. Дефекты внимания, пробелы памя-ти. Именно из-за усеченной информации распадается детское восприятие.

         Образная  память искусственно вызывает недостающие ощуще-ния, дополняя усеченную информацию до полноценного образа, его вызвавшего. Включение всех каналов восприятия отменяет прин-цип "Повторение - мать учения". Повторение разрушает то, что человек запомнил. Природа во второй раз не повторяет. А что такое мгновенное запоминание? Это адекватная реакция. Никаких стрессов, уверенность в себе, умственная работа становится творческой. От здоровой психики зависит и хорошее здоровье.

         Не  тратишь время на зубрежку - оно  освобождается для более продуктивной деятельности. Сумел вообразить - значит помнишь. Обучение теперь сводится к пониманию. Понял - представил. Представил - уже знаешь. Но на этом не исчерпываются полезные свойства образной памяти. Способность воспроизводить через любой промежуток времени, забывать по заказу, заниматься нес-колькими делами сразу без потери качества, восстанавливать любую картинку после беглого взгляда и т.д.

         То  есть образная память возвращает целостное  детское восприятие мира, восстанавливает  естественную память, учит творческому  мышлению. Это более стойкая форма памяти, разру-шить которую почти невозможно, так как она исходит из интере-сов и профессиональных знаний самого человека и уже неотдели-ма от его личности. Все, что он будет делать, после приобретения, точнее возвращения, своей естественной гениаль-ности, будет делать ее методами, неуклонно совершенствуя и систему и себя своей жизнью.

         Растет  скорость самой работы. Кроме того, что снят стресс учебы, освобождено  от зубрежки время и улучшилось здоровье, растет емкость оперативной памяти. Если словесная - это 7+(-)2 бит/сек на один образ, то образная - 60+(-)5 бит/сек. Бит информации - это однозначный вопрос с ответом "да" или "нет". Если мозг словесной памятью задает пять-девять таких вопросов в секунду, то образной 55-65.

         В чем же принцип, суть предлагаемой методики развтия памяти? Напомним, что существует следующая асимметрия полушарий головного мозга: правое полу-шарие является эмоциональным, образным, левое - логическим.

         Наша  задача научить работать оба полушария  одновременно и научиться воспринимать мир всеми органами чувств одновременно так, как это делали наши предки и еще способны делать наши де-ти.

         3.2 Основные приемы и упражения  для развития памяти, облегчения  процессов запоминания.

         Рассмотрим  некоторые приемы и упражения для развития памяти, облегчения запоминания.

         1. Образование смысловых фраз из  начальных букв запоминаемой  информации (“Каждый охотник желает  знать, где сидит фазан” -- о  последовательности цветов в  спектре: красный, оранжевый и  т. д.).

         2. Ритмизация -- перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.

         3. Запоминание длинных терминов  с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут  похожие по звучанию русские  слова -- чтобы запомнить медицинские  термины, “супинациям и “пронация”, используют созвучную и шуточную фразу “суп несла и пролила” ).

         4. Нужно находить яркие, необычные  образы, картинки, которые по “методу  связки” соединяют с информацией,  которую надо запомнить. Например, нам надо запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук -- запомнить это будет легко, если вы вообразите их “персонажами” яркого, фантастического мультфильма, где стройный франт -- “карандаш” в “очках” подходит к полной даме “люстре”, на которую шаловливо влезает “стул”, на обивке которого сверкают “звезды”. Такой придуманный мультик забыть или перепутать трудно. Чтобы повысить эффективность запоминания по “методу связок”, полезно сильно искажать пропорции (огромный “жук”); представлять предметы, в активном действии (“карандаш” подходит); увеличивать количество предметов (сотни “звезд”); менять местами функции предметов (“стул” на даме “люстре”).

         5. Метод Цицерона. Представьте, что  обходите свою комнату, где  вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив себе свою комнату, -- все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем “обходе”.

         6. Метод тренировки зрительной  памяти -- метод Айвазовского. Посмотрите на предмет или пейзаж, или на человека в течение 3 секунд, стараясь запомнить детально, потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет в деталях, задавайте себе вопросы по подробностям этого образа, потом откройте глаза ни 1 секунду, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета и так повторите несколько раз.

         7 Развитие слухового воображения. 

         а) Возьмите линейку и ударьте о  стол. Расслабьтесь, закройте глаза, добейтесь  состояния "пустоты" в голове, постарайтесь "услышать" звук в воображении, подкрепляя слуховые ощущения зрительными (видеть линейку в момент удара о стол), и тактиль-ными (ощущать всем телом линейку, стол, удар).

         б) Изменение слуховых ощущений. Представьте (аналогично тактильным ощущениям), что один вид звука входит в зону другого звука и "перетекает" в него. Например, представьте, что какой-либо музыкальный звук завладел одной из зон Вашего тела (почувствуйте вибрацию), мысленно распространите вибрацию на все тело. Затем представьте, что со-вершенно иной тональности звук завладел одной из зон те-ла. Распространите его по всему телу. По этой же схеме звук или неприятное ощущение "убирается" с тела.

         в) Соощущения. Возьмите пять дощечек  с наклеенными на них различными материалами. Попросите, чтобы Вам подобранными заранее предме-тами (металлическими, деревянными, стеклянными, пластмассовыми и т.д.) ударяли, допустим, о стол. В это время Вы должны, по-ложив правую руку поочередно на каждую из дощечек, восприни-мать и запоминать (один звук - одну дощечку). Например, о стол ударили стеклянным предметом, соответственно Вы услышали удар стекла о стол. В это же время Вы рукой воспринимаете клеен-ку, наклеенную на дощечку. Представьте, что Вы касаетесь с зак-рытыми глазами клеенки, которая при каждом прикосновении изда-ет "стеклянный" звук, т.е. Вы можете представить, скажем, рюмку, сделанную из клеенки, и таким образом запомнить ощущение. Затем, когда Вы будете воспроизводить этот образ, Вы сможете считать звук и материал. Цель упражнения - достигнуть состояния, когда Вы будете воспринимать звук в виде тактильных и слуховых ощущений, т.е. при восприятии определенного звука Вы должны ощутить прикос-новение соответствующего материала.

         8. Развитие вкусового воображения. 

         Тренировка вкусовых ощущений. Сконцентрируйте внимание на кончике языка в течение одной -двух минут, начнется слюноотделение. Возьмите кусочек сахара и положите его перед собой. Посмотрите на него, закройте гла-за, представьте (необходимо ярко увидеть, ощутить тактильно, услышать звук одновременно). Продолжайте держать внимание на кончике языка, стараясь вызвать вкус сахара. Обычно отдаленно вкусовые ощущения появляются уже через 20-30 секунд, затем они от упражнения к упражнению усиливаются. Если же у Вас очень плохо получается (5-7% от всех занимающихся), попробуй-те сахар на кончике языка и постарайтесь вызвать соответству-ющие вкусовые ощущения по предложенной схеме. Вы должны достигнуть следующего: представив пред-мет в воображении, ощутив его тактильно, услышав звук и од-новременно автоматически сконцентрировав внимание на кончике языка, Вы должны почувствовать вкус этого предмета, причем это должно происходить неосознанно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Память