Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 00:24, доклад
Научная парадигма — совокупность фундаментальных достижений в данной области науки, задающих общепризнанные образцы, примеры научного знания, проблем и методов их исследования и признающихся в течение определенного времени научным сообществом как основа его дальнейшей деятельности
Принимаемая в качестве парадигмы теория должна казаться предпочтительнее конкурирующих с ней других теорий, но она вовсе не обязана объяснять все факты и отвечать на все вопросы
Нарративная методология предполаг опосредствованность психол знания, в отлич от непосред переживания в старой парадигме описат пси.
Повествовательная необх-ть приходит на смену причинной детерминации. Критерий истинности или ложности трудноприменим, т.к. вымышленные истории подчиняются повествоват струк-ре как и подлинные.
Использование повествования в целях понимания.
Повествованием из культуры в культуру могут переносится универсальные типы и сюжеты, но это не «универсальность законов логических суждений»
Дихотомия относится:
1) к раскрытию возможностей деят подхода
2) к проб ориентировки психол теории на анализ структурно оформленных или динамических компонентов в активности чел
В пси сознания:
структурализм (Вундт, морфол трактовка созн) и функционализм (Джеймс, зачатки динамич объяснения, связанного с возникновением системы напряжения (позже их развивает Левин), но объяснительный принцип ограничен системой внутри сознания)
Методы психол исслед не могут быть однознач разведены на классы, соответствующие той или иной ориентации психол объяснений. Есть общие методы: наблюд, эксперим, есть специальные (на исслед динамичности): психоаналитические – все они позволяют проверять гипотезы разной объяснительной ориентации.
Деят подход – морфол парадигма, т.к. относительно инвариантная система, кот можно описать на разных ур. Однако, есть примеры, когда деят подход используется для динамич парадигмы – прим: установка. Способ реализации деят подхода может осуществляться и в той, и в др парадигме.
Естественно-научная и гуманитарная парадигмы
Есть путаница оттого, что акцент либо на методе изучения, либо на специфике предмета.
Гуманитарная парадигма:
Расширение поля возможных гипотез как научных в рамках гуманитарной парадигмы. Поворот лицом к человеку, а не к миру вещей.
Естественно-научная парадигма:
С ней связаны психофизиология, нейропсихолоигя и др.
Другая парадигма: деятельностный, культурно-исторический, когнитивный подход и др
Например, К.Левин в своих исследованиях реальзовал идеал классической рациональности, но как психолог, он выдвинул в качестве предмета механизмы потребностно-мотивационной регуляции поведения личности – а хэто уже элемент неклассической картины мира.
Экспериментальный метод - достаточно формальный инструмент, сравнительно независимый от теоретической платформы того или иного направления в психологии. Не нивелируется специфика психологических школ в способах операциоиализации переменных и целостного построения экспериментальных моделей.
Принятие объяснительных принципов только применительно к логике каузального вывода об эмпирически устанавливаемой зависимости, но никак не по отношению к содержательным основаниям психологического объяснения.
Б. М. Тепловым было обосновано право психологии не терять свой предмет и использовать при этом способы критической проверки психологических гипотез, а не апеллировать к объективируемым показателям как критерию научности и объективности.
Неклассическая парадигма:
Преодоление естественно-научной установки на овладение и управление психикой человека (В,П.Зинченко и А,В.Брушлинский)
Пузырей и Василюк: психологическая практика отделена от теории. Для нее разрабатываются свои методы.
Братусь: нужен переход от гуманитарной парадигмы к эсхатологической – которая бы исходила из представлений о предельных смыслах бытия.
Методологический прорыв возможен в осмыслении способов освоения области практической психологии.
Недостатки и ограничения классической психологии:
Постнеклассическая наука:
Принцип неопределенности – невозможность полного познания объекта, искажаемого мерностью измерительного устройства.
Принцип дополнительности – возможность нескольких способов описания вещества в разных экспериментах (новый статус междисциплинарных исследований, новый тип научной рациональности).
Многопредметность психологии à сосуществование множества теорий
Гусельцева две модели развития психологиеской науки:
Ценностные аспекты психологического знания:
- в постмодернизме «Я» как единство сознания и центр принятия решений оказывается под угрозой (Лекторский).
Поиск новых парадигм
Вопрос
о роли исследовательской деятельности
в конструировании
Гуманистическая направленность теории – не дает критерия для проставления рангов разным теориям в развитии науки.
В.П.Зинченко:
экспериментальный метод
Изменение
метода в соответствии с изменением
предмета психологии и целей деятельности
психолога – перспектива
Квазиэксперимент и построение экологически валидных исследований – источник изменения логики метода.
Разведение
гуманитарного и естественно-
Переход к изучению подлинно-человеческих способов существования, Da-Sein-анализ – акцент не на познавательной, а на экзистенциальной и герменевтической парадигмах. Хайдеггер.
Внимание
к новым темам, отражающим происходящие
в мире изменения – выход за
пределы «лабораторной
Диалогичная форма познания – диалог познающего и познаваемого.
Круговая казуальность – опредеение бытия понятийным аппаратом (это не о причинной детерминации психического)
Реализация в исследовательских схемах потенциальных возможностей человека.
Критическое отношение к аксеологическому аспекту любого исследования.
Соотнесение разноуровневых ценностей в самой науке.
Основные положения, которые объединяют
авторов гуманистической
Психология как полипарадигмальная наука. Основные дихотомии.
Понятие кризиса в психологии относят:
1) либо к началу XX в. (1910-1930-е гг.). Тогда на место единой ассоциативной психологии пришло «множество психологии». Эти психологии имели свои предметы и методы, свои теории и виды практического приложения психологических знаний.
2)
либо к постоянному
В современных отечественных методологических работах состояние психологии оценивается:
А) как допарадигмальное (единая парадигма еще не выработана),
Б) и как мулътипарадигмалъное.
Мультипарадигмальное состояние психологии предполагает принципиальную множественность психологических концепций. Это происходит в силу многоуровневости психического и несводимости всех психологических реалий к описанию в рамках одного объяснительного принципа. За понятием кризиса стоит неудовлетворенность отсутствием единой общепсихологической теории. В психологии сложилось огромное количество парадигм. Практически в каждой парадигме психология приобретала, уточняя те аспекты своего предмета и метода изучения, которые не могли быть охвачены рамками другой парадигмы.
Смена парадигм обычно понимается как показатель развития науки. С этой точки зрения замена понятия кризиса в психологии на понятие множественности парадигм —использование оценочного критерия, означающего признание прогрессивного движения психологической науки.
В классической работе Л. С. Выготского предполагалось, что в качестве характеристик кризиса необходим анализ не только его негативных составляющих (факторов, препятствующих успешному развитию психологии), но и тех перспектив, поиск которых задается самой констатацией состояния кризиса. Парадигмальный подход не полностью совпадает с историко-психологическим. Парадигмальный подход в некоторой степени решает задачу оценивания видимых или еще только намеченных перспектив. Их анализ позволяет выявлять те «пропущенные звенья», отсутствие которых и порождало неудовлетворенность выделенным предметом изучения или осознание ограничений общеметодологической платформы исследований, разделяемой в рамках той или иной психологической школы.
Из такого рода намеченных перспектив отметим следующие.
1.
Это проблема несоответствия
непосредственной данности
Информация о работе Парадигмы и дихотомии в современной психологической науке