Парадигмы и дихотомии в современной психологической науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 00:24, доклад

Описание

Научная парадигма — совокупность фундаментальных достижений в данной области науки, задающих общепризнанные образцы, примеры научного знания, проблем и методов их исследования и признающихся в течение определенного времени научным сообществом как основа его дальнейшей деятельности
Принимаемая в качестве парадигмы теория должна казаться предпочтительнее конкурирующих с ней других теорий, но она вовсе не обязана объяснять все факты и отвечать на все вопросы

Работа состоит из  1 файл

Министерство Науки и Образование Украины1.docx

— 46.03 Кб (Скачать документ)

Нарративная методология предполаг опосредствованность психол знания, в отлич от непосред переживания в старой парадигме описат пси.

Повествовательная необх-ть приходит на смену причинной детерминации. Критерий истинности или ложности трудноприменим, т.к. вымышленные истории подчиняются повествоват струк-ре как и подлинные.

Использование повествования в  целях понимания.

Повествованием из культуры в культуру могут переносится универсальные типы и сюжеты, но это не «универсальность законов логических суждений»

Морфологическая и динамическая парадигма в психологии

Дихотомия относится:

1) к раскрытию  возможностей деят подхода

2) к проб  ориентировки психол теории на анализ структурно оформленных или динамических компонентов в активности чел

В пси сознания:

структурализм (Вундт, морфол трактовка созн) и функционализм (Джеймс, зачатки динамич объяснения, связанного с возникновением системы напряжения (позже их развивает Левин), но объяснительный принцип ограничен системой внутри сознания)

Методы психол исслед не могут быть однознач разведены на классы, соответствующие той или иной ориентации психол объяснений. Есть общие методы: наблюд, эксперим, есть специальные (на исслед динамичности): психоаналитические – все они позволяют проверять гипотезы разной объяснительной ориентации.

Деят подход – морфол парадигма, т.к. относительно инвариантная система, кот можно описать на разных ур.  Однако, есть примеры, когда деят подход используется для динамич парадигмы – прим: установка. Способ реализации деят подхода может осуществляться и в той, и в др парадигме.

 

 Естественно-научная и гуманитарная парадигмы

Есть путаница оттого, что акцент либо на методе изучения, либо на специфике  предмета.

Гуманитарная  парадигма:

  • отказ от культа эмпирических методов и связывания признака научности только с верифицируемостью знания, т. е. это отказ от сужения критериев научного метода.
  • легализация интуиции и здравого смысла в научном исследовании;
  • возможности широких обобщений на основе анализа индивидуальных случаев;
  • единство воздействия на изучаемую реальность и ее исследования;
  • возврат к изучению целостности личности в ее «жизненном контексте» (при доминировании телеологичности психологического объяснения).

Расширение поля возможных гипотез  как научных в рамках гуманитарной парадигмы. Поворот лицом к человеку, а не к миру вещей.

 

Естественно-научная парадигма:

  • реализация экспериментального метода
  • классическая картина мира

С ней  связаны психофизиология, нейропсихолоигя и др.

 

Другая парадигма: деятельностный, культурно-исторический, когнитивный подход и др

  • логика исследования тоже гипотетико-дедуктивная
  • другие (и изменяющиеся) принципы детерминизма (то есть нет привнесения в психологию естественно-научной картины мира)
  • теоретическая психологическая реконструкция изучаемой реальности

Например, К.Левин в своих исследованиях  реальзовал идеал классической рациональности, но как психолог, он выдвинул в качестве предмета механизмы потребностно-мотивационной регуляции поведения личности – а хэто уже элемент неклассической картины мира.

 

Экспериментальный метод -  достаточно формальный инструмент, сравнительно независимый от теоретической платформы  того или иного направления в  психологии. Не нивелируется специфика  психологических школ в способах операциоиализации переменных и целостного построения экспериментальных моделей.

Принятие объяснительных принципов  только применительно к логике каузального вывода об эмпирически устанавливаемой зависимости, но никак не по отношению к содержательным основаниям психологического объяснения.

Б. М. Тепловым было обосновано право психологии не терять свой предмет и использовать при этом способы критической проверки психологических гипотез, а не апеллировать к объективируемым показателям как критерию научности и объективности.

 

Неклассическая парадигма:

Преодоление естественно-научной установки на овладение и управление психикой человека (В,П.Зинченко и А,В.Брушлинский)

Пузырей и Василюк: психологическая практика отделена от теории. Для нее разрабатываются свои методы.

Братусь: нужен переход от гуманитарной парадигмы к эсхатологической – которая бы исходила из представлений о предельных смыслах бытия.

Методологический прорыв возможен в осмыслении способов освоения области  практической психологии.

 

Недостатки и ограничения  классической психологии:

  • сциентизм как узко понятая научность
  • универсализм (поиск общих законов),
  • индивидуализм,
  • механистическое понимание каузальности
  • разделение внешнего-внутреннего и субъективного-объективного.

 

Постнеклассическая наука:

  • уход от противопоставления естественно-научного и гуманитарного познания;
  • возникновение сетевых концепций, противопоставляемых основным положениям теории систем
  • революционная роль новой информационной культуры;
  • движение навстречу идеям, отличающим познание мира и человека на Западе и Востоке.
  • идеи «гуманизации мира языком» (В. Гумбольдт), переходящим с уровня функции (обслуживания) на уровень сущности (возвышения человека)
  • рассмотрения взаимоотношений человека и природы в диалоге и контексте ноосферогенеза;
  • обращение к понятиям неопределенности (в том числе «духовной неопределенности») и незавершенности как ценности.

Принцип неопределенности – невозможность полного познания объекта, искажаемого мерностью измерительного устройства.

Принцип дополнительности – возможность нескольких способов описания вещества в разных экспериментах (новый статус междисциплинарных исследований, новый тип научной рациональности).

Многопредметность психологии à сосуществование множества теорий

Гусельцева две модели развития психологиеской науки:

  • «пирамида» - есть ведущая методология
  • «сеть», когда есть такая школа, посредством которой представители разных направлений могут услышать друг друга

Ценностные  аспекты психологического знания:

- в постмодернизме «Я» как  единство сознания и центр  принятия решений оказывается  под угрозой (Лекторский).

  • недостаточность концепции познающего субъекта для обращения к бытию человека (Рубинштейн)
  • проблема смысла, в т.ч. психологического исследования – ведь власть над сознанием можно использовать разрушительно (Роджерс)
  • Поппер: ценности не должны вмешиваться в интеллектуальные решения

 

 

Поиск новых парадигм

Вопрос  о роли исследовательской деятельности в конструировании психологической  реальности.

Гуманистическая направленность теории – не дает критерия для проставления рангов разным теориям  в развитии науки.

В.П.Зинченко: экспериментальный метод приоткрывает человеку его возможности, создавая искуственные ситуации à способствует самопроизводству человека

Изменение метода в соответствии с изменением предмета психологии и целей деятельности психолога – перспектива развития методологии.

Квазиэксперимент и построение экологически валидных исследований – источник изменения логики метода.

Разведение  гуманитарного и естественно-научного знания теряется в неклассической и постнеклассической парадигмах.

Переход к изучению подлинно-человеческих способов существования, Da-Sein-анализ – акцент не на познавательной, а на экзистенциальной и герменевтической парадигмах. Хайдеггер.

Внимание  к новым темам, отражающим происходящие в мире изменения – выход за пределы «лабораторной психологии».

Диалогичная форма познания – диалог познающего и познаваемого.

Круговая  казуальность – опредеение бытия понятийным аппаратом (это не о причинной детерминации психического)

Реализация  в исследовательских схемах потенциальных  возможностей человека.

Критическое отношение к аксеологическому аспекту любого исследования.

Соотнесение разноуровневых ценностей в самой науке.

Не путать гуманистическую психологию и гуманитарную парадигму!

Основные положения, которые объединяют авторов гуманистической психологии (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, Ш. Бюлер, Р. Мэй и др.).

  • Личность представляет собой уникальную и неповторимую целостность, изучать которую необходимо во всей ее конкретной данности, а не в отдельных ее проявлениях. Анализ отдельных случаев часто не менее важен, чем выявление каких-либо статистических закономерностей.
  • В природе человека заложены потенции к непрерывному саморазвитию. Главное в личности — ее устремленность в будущее. Поэтому познание личности должно быть сосредоточено не столько на изучении ее прошлого, сколько на анализе того, к чему она устремлена, как она представляет себе свое будущее.
  • противостоит теориям, опирающимся на принцип гомеостаза (стремление к равновесию), ибо сам способ существования личности есть процесс постановки и достижения все новых и более сложных целей. Ведущими движущими силами развития личности выступают присущие человеку мотивы развития, побуждающие ее к постоянному поиску творческого напряжения.
  • «Внутренний мир человека сильнее влияет на поведение, чем внешние стимулы окружающей среды». Внутренний, феноменальный мир человека должен (и может) изучаться с такой же тщательностью и точностью, как и внешние условия его жизни
  • Любое воздействие на личность (в том числе терапевтическое и воспитательное) должно быть непрямым (косвенным), исключающим прямое внушение. Терапевт должен с глубоким уважением относиться к индивидуальной позиции личности, сопереживать человеку и выступать в качестве его второго «Я». Но ответственность за принимаемые решения и их реализацию клиент берет на себя.

 

Психология  как полипарадигмальная наука. Основные дихотомии.

Понятие кризиса в психологии относят:

1) либо к началу XX в. (1910-1930-е гг.). Тогда на место единой ассоциативной психологии пришло «множество психологии». Эти психологии имели свои предметы и методы, свои теории и виды практического приложения психологических знаний.

2) либо к постоянному хроническому  кризисному состоянию психологии  по настоящее время. Именно отсутствие единой парадигмы в психологии вызывает дискуссии о том, находится ли она в кризисе или еще не доросла до стадии «нормальной» науки.

В современных  отечественных методологических работах состояние психологии оценивается:

А) как допарадигмальное (единая парадигма еще не выработана),

Б) и как мулътипарадигмалъное.

Мультипарадигмальное состояние психологии предполагает принципиальную множественность психологических концепций. Это происходит в силу многоуровневости психического и несводимости всех психологических реалий к описанию в рамках одного объяснительного принципа. За понятием кризиса стоит неудовлетворенность отсутствием единой общепсихологической теории. В психологии сложилось огромное количество парадигм. Практически в каждой парадигме психология приобретала, уточняя те аспекты своего предмета и метода изучения, которые не могли быть охвачены рамками другой парадигмы.

Смена парадигм обычно понимается как показатель развития науки. С этой точки зрения замена понятия кризиса в психологии на понятие множественности парадигм —использование оценочного критерия, означающего признание прогрессивного движения психологической науки.

В классической работе Л. С. Выготского предполагалось, что в качестве характеристик кризиса необходим анализ не только его негативных составляющих (факторов, препятствующих успешному развитию психологии), но и тех перспектив, поиск которых задается самой констатацией состояния кризиса. Парадигмальный подход не полностью совпадает с историко-психологическим. Парадигмальный подход в некоторой степени решает задачу оценивания видимых или еще только намеченных перспектив. Их анализ позволяет выявлять те «пропущенные звенья», отсутствие которых и порождало неудовлетворенность выделенным предметом изучения или осознание ограничений общеметодологической платформы исследований, разделяемой в рамках той или иной психологической школы.

Из  такого рода намеченных перспектив отметим  следующие.

1. Это проблема несоответствия  непосредственной данности психологического  знания человеку и опосредствованного  характера научного познания. Выготский критиковал феноменологический метод. Он выступал против иллюзии непосредственной данности психологического знания и иррационального пути его принятия. Другой поворот той же темы — это проблематичность «непосредственности» психического образа.

Информация о работе Парадигмы и дихотомии в современной психологической науке