Парадигмы и дихотомии в современной психологической науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 00:24, доклад

Описание

Научная парадигма — совокупность фундаментальных достижений в данной области науки, задающих общепризнанные образцы, примеры научного знания, проблем и методов их исследования и признающихся в течение определенного времени научным сообществом как основа его дальнейшей деятельности
Принимаемая в качестве парадигмы теория должна казаться предпочтительнее конкурирующих с ней других теорий, но она вовсе не обязана объяснять все факты и отвечать на все вопросы

Работа состоит из  1 файл

Министерство Науки и Образование Украины1.docx

— 46.03 Кб (Скачать документ)

2. Конструирование психологической  реальности в ходе ее изучения: это зависимость объективного  знания от включения человека в процесс получения опытных данных. Один из аспектов этой темы – рефлексия тех метаподходов и новых парадигм, в рамках которых психологическая теория ищет для себя эмпирический базис и которые преодолеваются на пути формулирования новых задач психологического исследования.

3. Это идея объединения не теорий, но мыслительных усилий психологов, стоящих на разных теоретических платформах. По В. П. Зинченко, диалог существующих подходов с целью добраться до желанного «неслиянного единства» — это путь к воссозданию мыслительного пространства в отечественной психологии, что было утрачено в советский период.

Со  сменой парадигм изменяются и критерии того, что считать научным, а что  — ненаучным. Отсюда вопрос, как сравнивать теории, прописанные в рамках разных парадигм? Теории прописанные в рамках разных парадигм отличаются по способу выделения предмета, по методам предметно-чувственной деятельности психолога. Не случайно сегодня поставлен вопрос о коммуникативной функции методологии психологии.

Здесь важны следующие поправки.

1) речь должна идти не о коммуникациях методологий, а об общении между членами научного сообщества. Члены научного сообщества – носители определенной «профессиональной» картины мира. Еще они люди рефлексирующие, а поэтому способные к интеллектуальному охвату и тех «психологий», позиции которых ими не разделяются.

2) коммуникативную функцию могут выполнять те теории, развитие которых способствует интеграции психологического знания. Важно обращение зарубежных исследователей к культурно-исторической концепции.

Почему  не все научные гипотезы проверяются (или заслуживают проверки)? Поппер отмечает критерий профессионализма ученого в качестве ведущего для определения того, что не включается в предмет и гипотезы исследования.

В профессионализм исследователя включается критерий, который проводит линию между теми проблемами, которые станет решать наука, и теми, которые она в принципе или пока отложит. Косвенно это представлено в известной схеме Хольцкампа. Рефлексивность и критичность, интерес, красота теории — психологические свойства на этом пути отбора правдоподобных гипотез.

Проблему правдоподобия научных гипотез в концепции критического реализма Поппера. За идеей правдоподобия стоит, с одной стороны, сциентистская установка на познаваемость мира, с другой — принятие критерия относительности истинности на пути теоретико-эмпирического познания. То есть это не установка на полное соответствие образа-знания объекту, а установка на возможность приближения к такому пониманию картины мира, в котором сняты все возможные заблуждения с помощью проверки гипотез.

Каждая парадигма может иметь свои заблуждения, но именно движение на общем пути (включая смену парадигм) позволяет приходить ко все более правдоподобной профессиональной картине мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Асмолов А. Г. Основные принципы психологической теории деятельности //А. Н. Леонтьев и современная психология. М.: Изд-во МГУ, 1983. С. 118-127.
  2. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: Методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.
  3. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа, М.: Смысл, 2001.
  4. Асмолов А. Г., Петровский А. В. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности // Вопросы психологии. 1978. № 1. С. 70-80.
  5. Барабанщиков В. А. С. Л. Рубинштейн и Б. Ф. Ломов: преемственность научных традиций // Проблема субъекта в психологической науке / Отв. ред. А. В. Брушлинский и др. М.: Академический проект, 2000. С. 43-52.
  6. Барр В. Социальный конструктивизм в психологии // Постнекласси-ческая психология. 2004. № 1. С. 29-М.
  7. Бассин Ф. В. Еще раз о законах психики // Психологический журнал. 1982. Т. 3, № 6. С. 145-151. 
  8. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. 
  9. Давыдова Г. А. Творчество и диалектика. М., 1976.
  10. ДернерД. Логика неудач. М.: Смысл, 1997. 
  11. ДильтейВ. Описательная психология. М.: Изд-во СГУ, 2001.  
  12. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000.

 

 

 


Информация о работе Парадигмы и дихотомии в современной психологической науке