Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 00:24, доклад
Научная парадигма — совокупность фундаментальных достижений в данной области науки, задающих общепризнанные образцы, примеры научного знания, проблем и методов их исследования и признающихся в течение определенного времени научным сообществом как основа его дальнейшей деятельности
Принимаемая в качестве парадигмы теория должна казаться предпочтительнее конкурирующих с ней других теорий, но она вовсе не обязана объяснять все факты и отвечать на все вопросы
2.
Конструирование
3.
Это идея объединения не
Со сменой парадигм изменяются и критерии того, что считать научным, а что — ненаучным. Отсюда вопрос, как сравнивать теории, прописанные в рамках разных парадигм? Теории прописанные в рамках разных парадигм отличаются по способу выделения предмета, по методам предметно-чувственной деятельности психолога. Не случайно сегодня поставлен вопрос о коммуникативной функции методологии психологии.
Здесь важны следующие поправки.
1) речь должна идти не о коммуникациях методологий, а об общении между членами научного сообщества. Члены научного сообщества – носители определенной «профессиональной» картины мира. Еще они люди рефлексирующие, а поэтому способные к интеллектуальному охвату и тех «психологий», позиции которых ими не разделяются.
2) коммуникативную функцию могут выполнять те теории, развитие которых способствует интеграции психологического знания. Важно обращение зарубежных исследователей к культурно-исторической концепции.
Почему не все научные гипотезы проверяются (или заслуживают проверки)? Поппер отмечает критерий профессионализма ученого в качестве ведущего для определения того, что не включается в предмет и гипотезы исследования.
В профессионализм исследователя включается критерий, который проводит линию между теми проблемами, которые станет решать наука, и теми, которые она в принципе или пока отложит. Косвенно это представлено в известной схеме Хольцкампа. Рефлексивность и критичность, интерес, красота теории — психологические свойства на этом пути отбора правдоподобных гипотез.
Проблему правдоподобия научных гипотез в концепции критического реализма Поппера. За идеей правдоподобия стоит, с одной стороны, сциентистская установка на познаваемость мира, с другой — принятие критерия относительности истинности на пути теоретико-эмпирического познания. То есть это не установка на полное соответствие образа-знания объекту, а установка на возможность приближения к такому пониманию картины мира, в котором сняты все возможные заблуждения с помощью проверки гипотез.
Каждая парадигма может иметь свои заблуждения, но именно движение на общем пути (включая смену парадигм) позволяет приходить ко все более правдоподобной профессиональной картине мира.
Список использованной литературы:
Информация о работе Парадигмы и дихотомии в современной психологической науке