Патриотическое воспитание школьников в современных условиях: теория реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 11:50, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования обусловлена необходимостью устранения противоречия между имеющимися предпосылками (создана нормативно - правовая база, имеется исторически-сложившийся опыт патриотического воспитания) по патриотическому воспитанию школьников и недостаточной разработанностью подходов к патриотическому воспитанию в современных условиях.
В ходе исследования решается проблема, каковы подходы в теории и практике реализации патриотического воспитания школьников в современных условиях.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Концептуальные основы патриотического воспитания учащихся 7
1.1.Сущность и принципы патриотического воспитания 7
1.2.Основные направления патриотического воспитания 18
Выводы по 1 главе 25
Заключение 28
Список литературы 30

Работа состоит из  1 файл

kurs.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

- формирование на этой основе гражданской позиции.

Решая задачи по воспитанию патриотизма и, как следствие,- гражданственности у учащихся образовательного учреждения в процессе обучения, учитель должен исходить из соблюдения следующих условий:

1.Учитывать и использовать естественную реакцию учащихся на происходящие события. Большая часть изучаемого в училище материала, независимо от выбранной учителем программы, позволяет акцентировать внимание на формировании патриотических качеств. Этим в какой-то мере снимается необходимость на каждом уроке демонстрировать яркие события, позволяющие, по мнению учителя, концентрированно решать поставленные задачи воспитания. Кроме того, чрезмерная подчеркнутость значения чего-либо способна вызвать реакцию отторжения информации, а естественный ход событий и естественная реакция на них учащихся может дать нужный эффект, что и должен учитывать учитель при конструировании урока (темы) и всей своей воспитательной работы в процессе обучения.

2.Осуществлять патриотическое воспитание на почве объективного исторического оптимизма, веры в конечную победу добра над злом. Очень важно для учителя ответственно подходить к освещению прошлого и настоящего и его критики, анализировать и делать соответствующие выводы. Учить этому учащихся, стимулируя их к активности, направленной на решение возникающих проблем и обеспечение прогрессивного развития страны.

3.Важное условие формирования любого качества у человека – активное его самостоятельное участие в этом процессе. Работая с различными источниками информации, учащиеся сами формируют свою позицию на события и явления жизни. Разнообразие видов заданий, системность. Предоставление каждому учащемуся возможности постоянного проявления себя, широкое использование похвалы в качестве стимулятора деятельности, планомерное увлечение сложностью выполняемых работ повысят результативность процесса воспитания, улучшат взаимопонимание между учителем и учащимися.

4.Для улучшения взаимопонимания учителю необходимо быть предельно честным в освещении фактов прошлого и настоящего, не сгущать краски, а уважение к истории Родины сделать ведущим принципом своей педагогической работы.

5.Одним из главных условий является формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мотивов, связанных с патриотическими качествами личности.

Таким образом, на основании проведенного анализа работ, связанных с воспитанием патриотизма, правомерно вкладывать в это понятие следующее  смысловое содержание: патриотизм – это синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей культуры.

 

1.2. Основные направления патриотического воспитания

Основные задачи патриотического воспитания в нашей стране в последние годы решались в ходе реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001- 2005 годы», основной целью которой было создание системы патриотического воспитания.                                                                                                                    

В настоящее время такая система в своей основе сложилась. Сформированы федеральные структуры, осуществляющие координацию деятельности органов государственной власти различных уровней, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных организаций по решению проблем патриотического воспитания на основе единой государственной политики. В большинстве субъектов Российской Федерации созданы и работают  региональные межведомственные координационные советы и центры патриотического воспитания. Формируется комплекс нормативно - правового и организационно - методического обеспечения патриотического воспитания, начиная с первичного коллектива и заканчивая высшими органами государственной власти. Приняты Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, ведомственные и региональные программы патриотического воспитания[31,с.8].                                                

Проводимая органами  исполнительной власти и общественными организациями работа позволила добиться некоторого изменения тональности ряда электронных и печатных средств массовой информации в освещении проблем патриотического воспитания. Органы исполнительной власти оказывают активную  поддержку общественным организациям (объединениям) в их работе по патриотическому воспитанию. Деятельность ветеранских организаций (объединений) стала более конкретной и адресной. В патриотическом воспитании полнее учитывается фактор многонационального состава Российской Федерации и связанное с ним многообразие национально - этнических культур. Растет понимание того, что многонациональность нашей страны, разнообразие национальных культур и их взаимное проникновение способствуют материальному и духовному прогрессу общества. Начата работа по развитию научно - теоретических  и методических основ патриотического воспитания. В этой работе активное участие принимают представители Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования, ведущих вузов страны. Организована подготовка специалистов по вопросам патриотического воспитания.                                           

Бюджетные средства, выделенные на реализацию программных мероприятий, были направлены на  решение неотложных задач патриотического воспитания. Вместе с тем для эффективного функционирования системы патриотического воспитания сделано еще не все.                                                                                

В некоторых регионах не созданы координационные советы и центры патриотического воспитания. Образовательные учреждения и учреждения культуры испытывают недостаток в методическом обеспечении, особенно в части подготовки и переподготовки специалистов в области патриотического воспитания. Патриотизм еще не стал  в полной мере объединяющей основой общества. Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания программными методами, и об актуальности этой работы[31, с.10].                                                                                                                         

В связи с этим была разработана государственная программа                                    « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 -2010 годы», которая является продолжением государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы» и представляет собой  объединенный замыслом и целью комплекс нормативно – правовых, организационных, научно – исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания. Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического  воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.                                                                          

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:                                  - продолжить создание системы патриотического воспитания;

- продолжить совершенствование нормативно – правовой и организационно – методической базы патриотического воспитания;

- шире привлекать к участию в патриотическом воспитании научные учреждения, общественные организации, трудовые коллективы, отдельных граждан;

- повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения;

- проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России[31,с.15-17].                                                                                     

С учетом новых общественных процессов в России немаловажно прояснить соотношение понятий «гражданское воспитание» и « патриотическое воспитание». Порой эти два понятия совмещаются, что нельзя принять безоговорочно. На этапе смены идеологических парадигм возникла опасность отрицания названных понятий, сопутствовавших коммунистическим ценностям. Однако на сегодняшний день их значимость вновь возрастает, что и вызывает необходимость более четкого разведения названных понятий. Гражданское воспитание направлено на формирование готовности подрастающей личности к нравственному социально - ответственному поведению в обществе, к защите своих прав и свобод, к участию в решении социально значимых проблем. Патриотизм личности связан с проявлениями осознаваемой любви к Родине и готовности к ее защите [29,с.123-124].                                                                                                  

Особенность современного патриотического воспитания – увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Выражается это в составлении  региональных и местных программ, в которых только и может быть отражена специфика патриотического воспитания в семье, обществе, организациях и общественных объединениях данной местности. В связи с этим Г. К. Селевко выделяет следующие эффективные пути патриотического воспитания в образовательном учреждении:    

- использование обновленного содержания гуманитарного образования, в первую очередь исторического;                                                                                       

- создание модели образовательного учреждения на принципах русской национальной школы;                                                                                                                  

- реализация туристско - краеведческих программ, активизация поисковой работы;                                                                                                                                     

- дальнейшее развитие многопрофильных музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, включая подготовку авторских программ, участие педагогов и учащихся в краеведческих конференциях, героико - патриотических акциях, в сборе материала по истории родного края[36, с.542-543].                                                                                          

Россия переживает глубокий и многосторонний кризис перехода в новое качественное состояние: изменился общественно - политический строй, экономический уклад. В последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и человека предлагается идеологизированный либеральный стандарт, сущность которого заключается в приоритете земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также суверенитетом государств и патриотическими чувствами. Этот стандарт во многом определяет сегодня российскую образовательную политику. Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными:                                                                                                                                       

- христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма;               

- педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности;                                                                                                     

- целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей;                                                                                                     

- любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения;             

- интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.

Это кризис культуры, происходящий в душах людей. Утрачена система прежних духовных ценностей и ориентиров, а новые пока не выработаны. Распространяется система ложных ценностей «массовой» культуры и субкультур: потребительство, развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственности, упрощенчество. Поэтому одна из задач образовательных учреждений – борьба с отклонениями и извращениями общечеловеческой культуры[36,с.543].                                                                                                     

Воспитание подрастающих поколений в духе патриотизма – составная часть социально-воспитательной работы в учреждениях образования и культуры. Данную работу можно проводить по следующим основным направлениям: военно – патриотическое, краеведческое и гражданское.

Наиболее конкретизировано они раскрываются в следующих направлениях:                          

Информация о работе Патриотическое воспитание школьников в современных условиях: теория реализации