Патриотическое воспитание школьников в современных условиях: теория реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 11:50, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования обусловлена необходимостью устранения противоречия между имеющимися предпосылками (создана нормативно - правовая база, имеется исторически-сложившийся опыт патриотического воспитания) по патриотическому воспитанию школьников и недостаточной разработанностью подходов к патриотическому воспитанию в современных условиях.
В ходе исследования решается проблема, каковы подходы в теории и практике реализации патриотического воспитания школьников в современных условиях.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Концептуальные основы патриотического воспитания учащихся 7
1.1.Сущность и принципы патриотического воспитания 7
1.2.Основные направления патриотического воспитания 18
Выводы по 1 главе 25
Заключение 28
Список литературы 30

Работа состоит из  1 файл

kurs.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)


1

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Глазовский государственный педагогический институт

Им. В.Г.Короленко

 

 

Факультет социальных и  информационных технологий

кафедра социальной педагогики

Патриотическое воспитание школьников в современных условиях: теория реализации

 

 

 

Курсовая работа

студента группы №

Научный руководитель – д.п.н.,                                                                                                                                                                                                                                                                    профессор кафедры педагогики                                                

 

 

 

Глазов, 2010 г.

 

 

Оглавление

Введение                                                                                                                   3

Глава 1.Концептуальные основы патриотического воспитания учащихся       7

1.1.Сущность и принципы патриотического воспитания                                   7

1.2.Основные направления патриотического воспитания                                  18

Выводы по 1 главе                                                                                                  25                                        

Заключение                                                                                                             28

Список  литературы                                                                                               30                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной РФ является патриотическое воспитание граждан. Коренные преобразования в стране конца XX-начала XXI века, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождающийся изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании его граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования, как важных факторов формирования патриотизма. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Значительные изменения в социально – экономической и политической жизни страны привели к комплексу проблем практически во всех сферах жизнедеятельности. Одна из самых  актуальных – снижение «патриотичности» современной молодежи. Снижение патриотичности молодежи вызвано множеством факторов, среди которых нет главного. Можно выделить наиболее значимые: отсутствие четкой идеологии и системы ценностей в обществе, ориентация СМИ на индивидуалистическую западную культуру, односторонняя критика социалистического прошлого, отсутствие должного внимания о гражданах. 

Большой урон патриотическому воспитанию и нравственности наносят СМИ, особенно телевидение. Новое поколение молодежи вырастает на американских боевиках и азиатских наркотиках. Слово «патриот»  стало,  чуть ли не ругательным, а слово «нравственность» произносится с иронией. И как  неизбежный результат – растут  наркомания, пьянство и детская преступность, каждый третий призывник не годен к службе по состоянию здоровья, а большинство подростков просто не хотят служить в армии, боятся ее, как тюрьмы. Обилие низкосортных иностранных фильмов сексуальной и агрессивной направленности формируют потребительское отношение к жизни.  

На современном этапе развития  российского общества возрождение патриотизма – культурной , национальной, духовной и иной принадлежности к Родине, служение Отечеству – является важнейшим условием возрождения России как великой державы. Патриотизм является фундаментом общества и государства, опорой их жизнедеятельности и необходимым условием эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Развитие гражданственности и патриотизма российской молодежи является одним из приоритетных направлений государственной молодежной  политики.                              

Любое общество, любое государство, если оно действительно озабочено своим дальнейшим существованием и развитием, заинтересовано в том, чтобы большинство граждан его составляющих, принимали основные идеи, принципы, нормы и интересы данного государства. Необходимо, чтобы члены общества активно участвовали в различных сферах жизнедеятельности государства, обеспечивая защиту его интересов и поступательное развитие. Все это возможно только в том случае, если основными социальными ценностями государства являются гражданственность и патриотизм. Такое качество личности, как патриотизм, формируется только в результате достаточно сложного систематического и целенаправленного процесса развития личности, которое называется воспитанием. Это обуславливает необходимость специальных мер по патриотическому воспитанию молодежи.           

Проблема патриотизма приобретает особую актуальность, теоретическую и практически – политическую значимость в периоды формирования и становления наций, развития национальных и особенно национально – освободительных  движений. Сегодня она обостряется в связи с расширением и углублением процессов интернационализации, межгосударственной, региональной и планетарной интеграции, глобализации, попытками поставить под вопрос роль и значение государственного и национального суверенитета. В настоящее время в обществе все более широко осознается пагубность  для будущего России нравственной деградации, слово «патриотизм» вновь обретает свое высокое значение. Сложившаяся в стране сложная ситуация вызвала озабоченность работников учреждений образования и культуры, ученых, государственных, общественных и религиозных деятелей. По их мнению, патриотическое воспитание является важным средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности РФ.

Актуальность  исследования обусловлена необходимостью устранения противоречия между имеющимися предпосылками (создана нормативно - правовая база, имеется исторически-сложившийся опыт патриотического воспитания) по патриотическому воспитанию школьников и недостаточной разработанностью подходов к патриотическому воспитанию в современных условиях.                                                                                                                    

В ходе исследования решается проблема,  каковы подходы в теории и практике реализации патриотического воспитания школьников в современных условиях.                                                                                                     

Объектом исследования является процесс воспитания патриотизма.  

Предметом анализа являются подходы в патриотическом воспитании школьников в современных условиях.                                                                  

Цель исследования – выявление концептуальных основ и основных подходов к практике реализации патриотического воспитания школьников в современных условиях.

Гипотеза исследования – патриотическое воспитание школьников будет успешным, если реализованы следующие условия: проанализирован  опыт патриотического воспитания учащихся,  использован диагностический инструментарий для определения уровня патриотической воспитанности, разработана программа по патриотическому воспитанию школьников и подтверждена ее эффективность на практике.

Задачи исследования:

1.    Проанализировать концептуальные основы патриотического воспитания;                                            

2. Определить основные направления патриотического воспитания в современных условиях;                                                            

3.    Охарактеризовать опыт патриотического воспитания школьников;                                                                           

4.  Выявить условия организации деятельности школьного коллектива по патриотическому воспитанию учащихся.        

Источниковой базой исследования явились: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации  на 2006 - 2010 гг .», публикации в периодических изданиях по данной теме («Народное образование», «Воспитание школьников», «Педагогика», «Воспитательная работа в школе» ).                                           

Цель и задачи работы определили выбор методов исследования:   теоретический анализ и обобщение нормативных правовых документов по проблеме патриотического воспитания школьников; опросно – диагностические методы: наблюдение, анкетирование, беседа, констатирующий и формирующий эксперименты; статистические методы: количественный и качественный анализ результатов.

Экспериментальной базой исследования явилось  АОУ НПО УР «ПУ № 32» г. Глазова. На разных этапах в исследовании приняло участие 23 человека.

Исследование проводилось в три этапа:                                                  

1. Выявлялось состояние исследуемой проблемы в теории и практике.

2. Разрабатывалась программа по патриотическому воспитанию школьников.                                                                                                                

3. Проводилась опытно-экспериментальная работа, осуществлялась проверка гипотезы, формулировались выводы исследования.

Структура курсовой работы состоит из одной главы, заключения, списка литературы.

              

Глава 1. Концептуальные основы патриотического воспитания  школьников

1.1. Сущность и принципы патриотического воспитания

Значительные изменения в социально-экономической и политической жизни страны привели к комплексу проблем практически во всех сферах жизнедеятельности. Одна из самых актуальных – снижение «патриотичности» современной молодежи.                                                                         

Понятие патриотизм происходит от греческого patris – родина, отечество; patriots – соотечественник. Под патриотизмом понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. Соответственно патриот – это человек, одушевленный патриотизмом [33,с.143].

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки [27,с.128-130]. Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе. Недооценка патриотизма, как важнейшей составляющей общественного сознания, приводит к ослаблению социально – экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства.

Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания [27,с.130]. Чувство патриотизма – это чувство причастности ко всему в культуре и цивилизации своей страны, радость за то, что несет возможность жить и развиваться любому человеку своей страны и не мешает жить людям иных стран, и сожаление, боль, стремление преодолеть то, что так или иначе мешало и мешает своим и чужим.                                                    Первоначально чувство любви к Отечеству человек испытывает инстинктивно. Вполне очевидна и понятна привязанность человека к месту жительства, в котором он родился и вырос, и с которым ассоциируются лучшие воспоминания его детства и юности. Различают привязанность человека к физической среде (природа, ландшафт, климат); к социуму (окружающие люди с их менталитетом, привычками, обычаями); к духовной сфере (искусство, литература, наука). Эти особенности восприятия пробуждаются с малых лет.                                                                     Инстинктивная привязанность к «своему» преобразуется в осознанную любовь к Отечеству по мере постижения ее значения, силы и величия. В развитии всех человеческих чувств наступает момент, когда место инстинкта должно занять размышление, когда человек испытывает потребность оправдать перед самим собой свои естественные склонности и привязанности, когда он позволяет себе оставить лишь то из унаследованного, что окажется в согласии с его разумом.                                

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации – документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания.

Коренные преобразования в стране конца XX - начале XXI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России. Сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования, как важнейших факторов формирования патриотизма.

Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной задачей.

В Концепции сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи, принципы, функции государственных органов, роль и место общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях.

Информация о работе Патриотическое воспитание школьников в современных условиях: теория реализации