Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 11:50, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена необходимостью устранения противоречия между имеющимися предпосылками (создана нормативно - правовая база, имеется исторически-сложившийся опыт патриотического воспитания) по патриотическому воспитанию школьников и недостаточной разработанностью подходов к патриотическому воспитанию в современных условиях.
В ходе исследования решается проблема, каковы подходы в теории и практике реализации патриотического воспитания школьников в современных условиях.
Введение 3
Глава 1.Концептуальные основы патриотического воспитания учащихся 7
1.1.Сущность и принципы патриотического воспитания 7
1.2.Основные направления патриотического воспитания 18
Выводы по 1 главе 25
Заключение 28
Список литературы 30
1. Краеведческое и поисковое. Освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности по ее возрождению, сохранению и развитию через изучение народных обычаев, традиций, ремесел и т. д.
2. Экскурсионно – туристическое. Воспитание потребности в изучении истории родного края, села, района, области, изучение шедевров народной и мировой культуры в общении со сверстниками других городов, регионов, воспитание грамотного зрителя, умеющего отличить высокохудожественные образы традиционной и современной Российской культуры от низкопробных.
3. Литературно – музыкальное. Привитие художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучение произведений и творчества местных писателей и поэтов, воспитание музыкальной культуры. Задача образовательного учреждения – формировать эстетическое чувство, научить детей постигать любовь к Родине через язык художественных произведений, выражать ее в сочинениях, искать для их выражения наиболее точные слова и их сочетания.
4. Физкультурно- оздоровительное. Возрождение и развитие спортивных народных игр, воспитание здорового спортивного соперничества между детьми и коллективами, реализация древнегреческой олимпийской идеи объединения спорта и искусства, гармоничного их сочетания в жизни человека.
5. Экологическое. Воспитание любви к природе, потребности в ее защите от негативных воздействий – загрязнения, вырубки лесов, истребления редких видов растений; изучение природы родного края. Воспитание любви к родной природе – одна из важнейших сторон патриотического воспитания. Задача учителя – развить важную грань общей культуры – интерес к родной природе, любовь и бережное отношение к ней: ведь нынешние дети – будущие хозяева земли. Если они проникнутся настоящей любовью к природе, они никогда не станут уничтожать редкие деревья, опустошать водоемы, загрязнять воздух, истреблять диких зверей и птиц.
6. Трудовое. Привитие трудовых навыков каждому ребенку, воспитание потребности заботиться о чистоте, уюте, порядке дома, в классе, в училище, привитие принятых в обществе трудовых норм. Осознание необходимости и значения труда, его роли в жизни общества и судьбе каждого человека; потребность в труде, любовь к труду как выражение творческого потенциала личности.
7. Семейное. Утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи, изучение и овладение опытом предыдущих поколений, соединение воспитательного потенциала семьи и классного руководителя, изучение родословной, истории семьи.
8. Предметное. Воспитание патриотических чувств через изучаемые предметы. В основе патриотического воспитания лежит развитие у учащихся гражданского национального самосознания в процессе усвоения исторического материала, усиления нравственной направленности изучения истории в училище, стимулирование у учащихся личностного отношения к историческим событиям и деятелям, применение активных форм, методов и приемов познавательной, творческой деятельности. Задача, на уроках истории, показать, подчеркнуть, донести до ребят преемственную связь времен и народов, связь поколений, связь между прошлым, настоящим и будущим.
Итак, чувство патриотизма главным образом должно формироваться и развиваться в образовательно – воспитательном учреждении. Важнейшей составляющей является массовая патриотическая работа, организуемая педагогическим коллективом и проводимая по различным направлениям.
Выводы по I главе
В ходе исследования были охарактеризованы следующие нормативно правовые документы по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации: государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» (от 16 февраля 2001г. №122), Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (протокол № 2(12) – П4 от 21 мая 2003 г.), государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (от 11 июля 2005 г. №422).
Было установлено, что основные задачи патриотического воспитания в нашей стране в последние годы решались в ходе реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы, основной целью которой являлось – создание системы патриотического воспитания. В настоящее время такая система в своей основе сложилась, но вместе с тем для этого эффективного функционирования системы сделано еще не все. С этой целью была принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан российской Федерации на 2006-2010 годы», целью которой является совершенствование системы патриотического воспитания.
Были проанализированы определения патриотизма, предложенные в документах, за основу примем определение, данное в Концепции патриотического воспитания граждан российской Федерации, где патриотизм рассматривается как сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества.
В ходе исследования были определены следующие принципы патриотического воспитания:
- принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур;
- принцип адресного подхода, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения;
- принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;
- принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора, как социально ценный опыт прошлых поколений;
- принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице и т. д.
На основе принципов, изложенных в Концепции были сформулированы принципы патриотического воспитания, которые отражают специфику воспитания учащихся общеобразовательной школы:
- обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями;
- обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;
- диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий;
- интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы;
- опора на новые концепции организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических понятий;
- опора на положительное в личности воспитанника и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия;
- координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания.
Выявлены следующие основные направления патриотического воспитания: краеведческое и поисковое; экскурсионно- туристическое; литературно-музыкальное; физкультурно-оздоровительное; экологическое; трудовое; семейное; предметное.
Таким образом, определены концептуальные основы патриотического воспитания, которые раскрывают сущность понятия «патриотизм» и принципы патриотического воспитания. В главе были выявлены и описаны основные направления патриотического воспитания, которые способствуют разработке программы по патриотическому воспитанию учащихся.
Заключение
При написании курсовой работы была доказана актуальность исследования. На современном этапе развития общества возрождение патриотизма – культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине, служение Отечеству – является важнейшим условием возрождения России как великой державы.
Такое качество личности, как патриотизм, формируется только в результате достаточно сложного и целенаправленного процесса развития личности, который называется воспитанием.
В настоящее время такая система в своей основе сложилась: создана нормативно правовая база, имеется исторически-сложившийся опыт патриотического воспитания. Вместе с тем образовательные учреждения и учреждения культуры испытывают недостаток в организационно-методическом обеспечении по патриотическому воспитанию учащихся в современных условиях.
Все это свидетельствует о том, что в современном обществе реализация на практике исторически-сложившегося опыта патриотического воспитания недостаточно актуальна и требует разработки новых подходов в этом направлении.
Были решены задачи, выдвинутые во введении.
Во-первых, проанализировав концептуальные основы патриотического воспитания, было выявлено следующее: основной целью патриотического воспитания на данном этапе является совершенствование системы патриотического воспитания.
Во-вторых, были определены основные направления патриотического воспитания школьников в современных условиях.
В-третьих, охарактеризован опыт патриотического воспитания учащихся, выявлены условия организации деятельности школьного коллектива по патриотическому воспитанию детей.
Работа по патриотическому воспитанию школьников в современных условиях является перспективной, так как позволяет разрабатывать новые подходы к патриотическому воспитанию.
Список литературы
1. Авчинникова Н. П. Идея патриотизма в истории русской педагогики./ Авчинникова Н. П.// Педагогика.-2007.-№1.- с.14-19.
2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России. / Адаменко С. // Народное образование.-2005.-№4.- с.23.
3. Акутина С. П. Комплексная программа по воспитанию школьников./ Акутина С. П. // Классный руководитель.-2007.-№3.- с.24-37.
4. Быков А. Организационно- педагогические вопросы патриотического воспитания в школе./ Быков А.// Воспитание школьников.-2006.- №5.- с.4-7.
5. Быков А. Р. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания школьников./ Быков А. Р.// Воспитание школьников.-2006.-№5.- с.26-29.
6. Ветрова Е. Программа «Патриот». / Ветрова Е. // Воспитательная работа в школе.-2005.-№1.- с.61-64.
7. Вырщиков А. И. Патриотизм на службе России./ Вырщиков А. И.// Воспитание школьников.-2006.-№3.- с.21-22.
8. Вырщиков А. Н. Военно - патриотическое воспитание школьников: Теория и практика.- М.: Педагогика,1990.- 152с.
9. Гаврилюк В. В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи./ Гаврилюк В. В.// Социс.-2007.-№4.- с.31-36.
10. Гасанов З. Г. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан. / Гасанов З. Г.// Педагогика.-2005.-№6.- с.59-64.
11. Гончаров И. Ф. Какой быть Российской школе?/ Гончаров И. Ф. // Воспитание школьников.-1994.-№5.- с.5-10.
12. Григорьев Д. Патриотизм великодушия: о содержании патриотического воспитания. / Григорьев Д.// Воспитательная работа в школе.-2005.-№2.- с.15-17.
13. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 3: П-Р.- М.: Омега- Пресс,ОАО ПФ « Красный пролетарий», 2005.- 576 с.
14. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников./ Ефремова Г.// Воспитание школьников.-2005.-№8.- с.17.
15. Замостьянов А. Просвещение и патриотизм./ Замостьянов А.// Народное образование.-2002.-№4.- с.183-185.
16. Зверева Г. В. Подготовка будущих учителей к патриотическуму воспитанию школьников./ Зверева Г. В.// Педагогика.-2005.-№7.-с.39-44.
17. Исмайлов Ш.К. Педагогическое воспитание граждан Российской Федерации./ Исмайлов Ш.В.// Педагогика.-2004.-№4.- с.99-103.
18. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма./ Кобылянский В. А.// Педагогика.-1998.-№5.- с.13-15.
19. Кром М. В. Сколько лет патриотизму?/ Кром М. В.// Родина.-1994.-№10.- с.17-20.
20. Лебедева О. В. Патриотическое воспитание – верноподданническое или гражданское?/ Лебедева О. В.// Педагогика.-2003.-№9.- с.77-82.
21. Левашов В. К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий./Левашов В. К.// Социс.- 2006.-№8.- с.17-19.
22. Лутовинов В. И. Патриотизм и проблемы его формирования у Российской молодежи в современных условиях (социально - филосовский анализ): Дис. Док. Филос. Наук.- М., 1998.- 185с.
Информация о работе Патриотическое воспитание школьников в современных условиях: теория реализации