Педагогическая технология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 22:16, реферат

Описание

Цель работы: изучить педагогические технологии.
Задачи:
- выявить сущность педагогических технологий;
- изучить виды педагогических технологий и технологическую карту;
- рассмотреть технологию педагогического общения.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3-4
1. Сущность педагогической технологии ………………………………….…5
1.1. Педагогические технологии ………………………………….…...5-7
1.2. Виды педагогических технологий ………………………………..8-17
2. Методика и технология ……………………………………………….….18-19
3. Критерии выбора педагогических технологий …………………………20-21
Заключение ……………………………………………………………………..22
Список литературы …………………………………………………………….23
Приложение

Работа состоит из  1 файл

пд..doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)

     Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………3-4

1. Сущность педагогической технологии ………………………………….…5

     1.1. Педагогические технологии ………………………………….…...5-7

     1.2. Виды педагогических технологий ………………………………..8-17

2. Методика и технология ……………………………………………….….18-19

3. Критерии  выбора педагогических технологий …………………………20-21

Заключение  ……………………………………………………………………..22

Список  литературы …………………………………………………………….23

Приложение

     Введение

     В педагогической и психологической  литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д.Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В.Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А.Г.Ривина, Л.Н.Ланда, Ю.К.Бабанского, П. М. Эрдниева, И.П.Раченко, Л.Я.Зориной, В.П.Беспалько, М.В.Кларина и др. Нужно отметить, что у истоков технологизации в педагогике стоял А.С.Макаренко. [4] [6]

     В настоящее время педагогические технологии рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента.     

     Понятие "педагогическая технология" может  рассматриваться в трех аспектах:

  • научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
  • процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
  • деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
 

Цель  работы: изучить педагогические технологии.

Задачи:

     - выявить сущность педагогических  технологий;

     - изучить виды педагогических технологий и технологическую карту;

     - рассмотреть технологию педагогического  общения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Сущность педагогической  технологии

1.1. Педагогические технологии

     Педагогическая  технология - это строго научное  проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие «методика» выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.

     Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой: 

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.  

     Организация и реализация этого процесса (педагогической технологии) зависит от требований ведущих дидактических принципов. Дидактические принципы, или принципы обучения - это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся:

- принцип научности и доступности обучения;

- принцип системности обучения и связи теории с практикой;

-принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя;

- принцип наглядности;

- принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся. [3]

     Педагогические  технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. Можно выделить наиболее существенные признаки таких технологий:

     - технология разрабатывается под  конкретный педагогический замысел,  в основе ее лежит определенная  методологическая, философская позиция  автора. Так, можно различать технологии  процесса передачи знаний и технологии развития личности;

     - технологическая цепочка педагогических  действий, операций, коммуникаций выстраивается  строго в соответствии с целевыми  установками, имеющими форму конкретного  ожидаемого результата;

     - технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;

     - элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой - гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;

     - органической частью педагогической  технологии являются диагностические  процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности. [1]

     Педагогическая  технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровень владения педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным компонентом. В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными учителями, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

     Современными  исследователями доказано, что научно обоснованные и качественно разработанные  образовательные технологии помогают педагогу достигать планируемого результата профессиональной деятельности с максимальной степенью приближенности. Но в сфере образования (в отличие от производственной) многое зависит и от человека, использующего ту или иную технологию. Поэтому личность учителя, его культура, профессионализм, интуиция - все это условия успешности применения любой образовательной технологии. Вооружение педагога умениями самостоятельного анализа своей деятельности, а также анализа, отбора, разработки образовательных технологий - важная научно-методическая проблема.

     Необходимо  применять технологический подход к процессу осуществления педагогом  самоанализа своей профессиональной деятельности, в частности ее гуманистической направленности. [5] Структура технологической карты самоанализа гуманистической направленности деятельности педагога состоит из концептуальной основы, содержательной и процессуальной частей. См. Приложение 1, 2.

     1.2. Виды педагогических  технологий

     Соответственно  этапам решения педагогической задачи вне зависимости от их содержания и временных рамок можно различать взаимосвязанные общие и частные технологии. К общим относятся технологии конструирования, например процесса обучения и его осуществления. Частные - это технологии решения таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулирование деятельности учащихся, контроль и оценка ее результатов, и более конкретных - типа анализа учебной ситуации, организации начала урока и др.

     Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. На этом этапе решения педагогической задачи можно выделить тесно связанные между собой виды деятельности учителя, которые относительно независимо направлены на конструирование содержания, средств и программ действий своих и учащихся. Соответственно технологию конструирования педагогического процесса можно представить как единство технологии конструирования содержания (конструктивно-содержательная деятельность), конструирования материальных или материализованных средств (конструктивно-материальная) и конструирования деятельности (конструктивно-операциональная). [2]

     Технологию  непосредственного осуществления  педагогического процесса можно  представить как совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-познавательной и других видов развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования и корригирования хода педагогического процесса, его текущего контроля. Центральное место среди них занимает технология организации деятельности, являющейся, по существу, реализацией замысла и проекта функционирования педагогического процесса.

     1. Традиционная педагогическая  технология

     Термин "традиционное обучение" подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я. А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.  

     Отличительными  признаками традиционной классно-урочной  технологии являются следующие:

  • учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
  • класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
  • основной единицей занятий - урок;
  • урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают пал одним и тем же материалом;
  • работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
  • учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы.
 

  Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками - атрибуты классно-урочной  системы.  

     Цели  обучения - подвижная категория, включающая в зависимости от ряда условий те или иные составляющие.  

В советской педагогике цели обучения формулировались так:

  • формирование системы знаний, овладение основами наук;
  • формирование основ научного мировоззрения;
  • всестороннее и гармоничное развитие каждого ученика;
  • воспитание идейно убежденных борцов за коммунизм, за светлое будущее всего человечества;
  • воспитание сознательных и высокообразованных людей, способных как к физическому, так и к умственному труду.

Информация о работе Педагогическая технология