Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 22:16, реферат
Цель работы: изучить педагогические технологии.
Задачи:
- выявить сущность педагогических технологий;
- изучить виды педагогических технологий и технологическую карту;
- рассмотреть технологию педагогического общения.
Введение ………………………………………………………………………3-4
1. Сущность педагогической технологии ………………………………….…5
1.1. Педагогические технологии ………………………………….…...5-7
1.2. Виды педагогических технологий ………………………………..8-17
2. Методика и технология ……………………………………………….….18-19
3. Критерии выбора педагогических технологий …………………………20-21
Заключение ……………………………………………………………………..22
Список литературы …………………………………………………………….23
Приложение
Таким образом, по своему характеру цель технологий обучения (ТО) - это воспитание личности с заданными свойствами.
По содержанию цели ТО ориентированы преимущественно на усвоение знаний, умений, навыков (ЗУН), а не на развитие личности (всестороннее развитие было декларацией).
В современной массовой российской школе цели несколько видоизменились - исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития, произошли изменения в характере нравственного воспитания, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней.
Массовая школа с традиционной технологией по-прежнему является "школой знаний", сохраняет примат информированности личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной.
Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, учение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для раскрытия индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.
Авторитаризм процесса обучения проявляется в:
Позиция ученика: ученик- подчиненный объект обучающих воздействий, ученик "должен", ученик - еще не полноценная личность, бездуховный "винтик".
Позиция
учителя: учитель - командир, единственное
инициативное лицо, судья ("всегда прав");
старший (родитель) учит; "с предметом
к детям", стиль "разящие стрелы".
[4]
2.
Технологии личностно-
Принципиально важным моментом для понимания сущности педагогической технологии является определение позиции ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.
Личностно-
Личностно-
3. Технология поддержки ребенка
Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения (в том числе технические), корректируют содержание образования. Наиболее полно технологии индивидуальной поддержки разработаны в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии. К. Роджерс считает основной задачей педагога помощь ребенку в его личностном росте. Педагогика, по его мнению, сродни терапии: она всегда должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье. К. Роджерс утверждает, что учитель может создать в классе нужную атмосферу для индивидуального развития, если будет руководствоваться следующими положениями:
4. Педагогика сотрудничества
Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой), школы советского периода (С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко) и зарубежных педагогов (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психолого-педагогической практики и науки. [1]
Как
целостная технология педагогика сотрудничества
пока не воплощена в конкретной модели,
не имеет нормативно-
Педагогика
сотрудничества имеет следующие
классификационные
В "Концепции
среднего образования Российской федерации"
сотрудничество трактуется как идея
совместной развивающей деятельности
взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием,
проникновением в духовный мир друг
друга, совместным анализом хода и результатов
этой деятельности. Как система отношений
сотрудничество многоаспектно; но важнейшее
место в нем занимают отношения "учитель-ученик".
В концепции сотрудничества ученик представлен
как субъект своей учебной деятельности.
Поэтому два субъекта одного процесса
должны действовать вместе; ни один из
них не должен стоять над другим.
5. Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
Академик РАО Шалва Александрович Амонашвили разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества. Своеобразным итогом его педагогической деятельности является технология "Школа жизни".
Целевые ориентации технологии Ш. А. Амонашвили определяются следующим:
Особую роль в технологии Ш. А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметок очень ограничено, ибо отметки - это "костыли хромой педагогики"; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.
Урок
- ведущая форма жизни детей (а
не только процесс обучения), вбирающая
всю и спонтанную, и организованную
жизнь детей (урок - творчество, урок
- игра).[4]
6. Технологии развивающего обучения
Развивающее обучение мы понимаем как учебный процесс, в котором, наряду с передачей конкретных знаний, уделяется должное внимание процессу интеллектуального развития человека; такой учебный процесс направлен на формирование знаний в виде хорошо организованной системы.
Разработка развивающих технологий обучения требует прежде всего ответа на два вопроса:
Ответы на первый вопрос составляют структурные основы развивающего обучения и в конечном итоге сводятся к построению некой, будем называть ее рациональной, модели интеллекта. Они определяют цели, конечный образ того, что должно быть создано.
Ответы
на второй вопрос - технологические
основы развивающего обучения, определяющие
то, как должен быть организован учебный
процесс для наиболее эффективного получения
нужного результата. [4]
2. Методика и технология
Педагогика давно искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с группой или классом и постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы. Много веков назад, при зарождении педагогики, считалось, что необходимо найти какой-то прием или группу приемов, которые позволяли бы добиваться желаемой цели. Так появились различные методики. Время шло, у практиков накапливался опыт, они создавали новые, более эффективные методики. Однако результаты практической работы по создаваемым методикам не всегда отвечали все расширяющимся требованиям.
В
результате педагогика накопила в своем
арсенале значительное число эффективных
методик. Однако проблемы стабильности
в обучении, а также достижения каждым
учеником высоких результатов остаются
и по сей день. Очевидно, что совершенствование
методик надо продолжать, но процесс их
накопления и эмпирического (основанного
на практике) отбора должен быть совмещен
с выбором цели и отработкой системы контроля
процесса обучения. Этому и призвана помочь
технологизация процесса обучения.
Поступательное развитие педагогики открывает
большие возможности в поиске новых средств,
форм и методов обучения и воспитания.
В педагогике постоянно появляются новые
подходы и взгляды на организацию процесса
обучения и воспитания. Это наука - реагируя
на все изменения социальных условий и
требований, она создает все новые и новые
подходы и формы.
Сегодня каждый педагог ищет наиболее
эффективные пути усовершенствования
учебного процесса, повышения заинтересованности
учеников и роста успеваемости учащихся.
В связи с этим стремлением педагогов
повышать качество обучения все настойчивее
звучит призыв к переходу с отдельных
методик на педагогические технологии.
По сравнению с обучением, построенным
на основе методики, технология обучения
имеет серьезные преимущества.