Педагогическая технология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 22:16, реферат

Описание

Цель работы: изучить педагогические технологии.
Задачи:
- выявить сущность педагогических технологий;
- изучить виды педагогических технологий и технологическую карту;
- рассмотреть технологию педагогического общения.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3-4
1. Сущность педагогической технологии ………………………………….…5
1.1. Педагогические технологии ………………………………….…...5-7
1.2. Виды педагогических технологий ………………………………..8-17
2. Методика и технология ……………………………………………….….18-19
3. Критерии выбора педагогических технологий …………………………20-21
Заключение ……………………………………………………………………..22
Список литературы …………………………………………………………….23
Приложение

Работа состоит из  1 файл

пд..doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)
 

  Таким образом, по своему характеру цель технологий обучения (ТО) - это воспитание личности с заданными свойствами.  

     По  содержанию цели ТО ориентированы преимущественно  на усвоение знаний, умений, навыков (ЗУН), а не на развитие личности (всестороннее развитие было декларацией).  

     В современной массовой российской школе цели несколько видоизменились - исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития, произошли изменения в характере нравственного воспитания, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней.  

     Массовая  школа с традиционной технологией  по-прежнему является "школой знаний", сохраняет примат информированности  личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной.

     Традиционная  технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, учение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для раскрытия индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.  

     Авторитаризм  процесса обучения проявляется в:

  • регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур ("школа насилует личность");
  • централизации контроля;
  • ориентации на среднего ученика ("школа убивает таланты").
 

  Позиция ученика: ученик- подчиненный объект обучающих воздействий, ученик "должен", ученик - еще не полноценная личность, бездуховный "винтик".  

     Позиция учителя: учитель - командир, единственное инициативное лицо, судья ("всегда прав"); старший (родитель) учит; "с предметом к детям", стиль "разящие стрелы". [4] 

     2. Технологии личностно-ориентированного  образования  

     Принципиально важным моментом для понимания сущности педагогической технологии является определение  позиции ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.

     Личностно-ориентированная  технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.  

     Личностно-ориентированные  технологии характеризуются:

  • антропоцентричностью;
  • гуманистической сущностью;
  • психотерапевтической направленностью;
  • ставят цель разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. [4]
 

     3. Технология поддержки  ребенка  

     Технологии  личностной ориентации пытаются найти  методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют методы психодиагностики, изменяют отношения  и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения (в том числе технические), корректируют содержание образования. Наиболее полно технологии индивидуальной поддержки разработаны в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии. К. Роджерс считает основной задачей педагога помощь ребенку в его личностном росте. Педагогика, по его мнению, сродни терапии: она всегда должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье. К. Роджерс утверждает, что учитель может создать в классе нужную атмосферу для индивидуального развития, если будет руководствоваться следующими положениями:

  • на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное доверие к ним;
  • учитель должен помогать учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся в отдельности;
  • учитель должен исходить из того, что у детей есть внутренняя мотивация к учению;
  • учитель должен быть для учащихся источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью;
  • важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося;
  • учитель должен развивать в себе способность чувствовать национальный настрой группы и принимать его;
  • учитель должен быть активным участником группового взаимодействия;
  • он должен открыто выражать в классе свои чувства;
  • должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;
  • учитель должен хорошо знать самого себя и свои возможности. [4]
 

     4. Педагогика сотрудничества  

     Педагогика  сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой), школы советского периода (С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко) и зарубежных педагогов (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психолого-педагогической практики и науки. [1]  

     Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительного  инструментария; ее идеи вошли почти  во все современные педагогические технологии, составили основу "Концепции  среднего образования Российской федерации". Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа "проникающую" тех ое й ия, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их составная часть.  

     Педагогика  сотрудничества имеет следующие  классификационные характеристики:

  • по уровню применения - общепедагогическая технология;
  • по философской основе - гуманистическая;
  • по основному фактору развития - комплексная биосоцио- и психогенная;
  • по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная поэтапная интериоризация;
  • по ориентации на личностные структуры - всесто ое й гармоничная;
  • по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;
  • по типу управления: система малых групп;
  • по организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная;
  • по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;
  • по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;
  • по категории обучаемых - массовая. Целевые ориентации педагогики сотрудничества;
  • переход от педагогики требовании к педагогике отношений;
  • гуманно-личностный подход к ребенку;
  • единство обучения и воспитания.
 

  В "Концепции  среднего образования Российской федерации" сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения "учитель-ученик". В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим. 

     5. Гуманно-личностная  технология Ш.  А. Амонашвили  

     Академик  РАО Шалва Александрович Амонашвили разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества. Своеобразным итогом его педагогической деятельности является технология "Школа жизни".   

     Целевые ориентации технологии Ш. А. Амонашвили определяются следующим:

  • способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
  • облагораживание души и сердца ребенка;
  • развитие и становление познавательных сил ребенка;
  • обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;
  • идеал воспитания - самовоспитание.
 

     Особую  роль в технологии Ш. А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметок очень ограничено, ибо отметки - это "костыли хромой педагогики"; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.  

     Урок - ведущая форма жизни детей (а  не только процесс обучения), вбирающая  всю и спонтанную, и организованную жизнь детей (урок - творчество, урок - игра).[4] 

     6. Технологии развивающего  обучения

     Развивающее обучение мы понимаем как учебный  процесс, в котором, наряду с передачей конкретных знаний, уделяется должное внимание процессу интеллектуального развития человека; такой учебный процесс направлен на формирование знаний в виде хорошо организованной системы.  

     Разработка  развивающих технологий обучения требует прежде всего ответа на два вопроса:

  • Какова та система, которая должна быть "построена" в процессе обучения?
  • Как должно вестись само "строительство"?

     Ответы  на первый вопрос составляют структурные  основы развивающего обучения и в  конечном итоге сводятся к построению некой, будем называть ее рациональной, модели интеллекта. Они определяют цели, конечный образ того, что должно быть создано.   

     Ответы  на второй вопрос - технологические  основы развивающего обучения, определяющие то, как должен быть организован учебный процесс для наиболее эффективного получения нужного результата. [4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         2. Методика и технология

     Педагогика  давно искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с группой или классом и постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы. Много веков назад, при зарождении педагогики, считалось, что необходимо найти какой-то прием или группу приемов, которые позволяли бы добиваться желаемой цели. Так появились различные методики. Время шло, у практиков накапливался опыт, они создавали новые, более эффективные методики. Однако результаты практической работы по создаваемым методикам не всегда отвечали все расширяющимся требованиям.

     В результате педагогика накопила в своем  арсенале значительное число эффективных методик. Однако проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов остаются и по сей день.     Очевидно, что совершенствование методик надо продолжать, но процесс их накопления и эмпирического (основанного на практике) отбора должен быть совмещен с выбором цели и отработкой системы контроля процесса обучения. Этому и призвана помочь технологизация процесса обучения. 
     Поступательное развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. В педагогике постоянно появляются новые подходы и взгляды на организацию процесса обучения и воспитания. Это наука - реагируя на все изменения социальных условий и требований, она создает все новые и новые подходы и формы. 
     Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. В связи с этим стремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу с отдельных методик на педагогические технологии. 
     По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества.

Информация о работе Педагогическая технология