Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:30, курсовая работа
Цель: исследование педагогической запущенности детей и разработка коррекционной программы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• изучить научно-педагогическую литературу по изучаемой проблеме;
• проанализировать существующие подходы к понятию «педагогическая запущенность» в различных источниках;
ВВЕДЕНИЕ………………………..……………………………….……………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования педагогической запущенности детей………………………………………………….…………...6
1.1. Различные подходы к проблеме исследования педагогической запущенности……………………………………………………………….…….6
1.2. Деятельность психолога по организации работы с педагогически запущенными детьми..…………………………………………18
ГЛАВА 2. Основные особенности работы с педагогически запущенными детьми……………………………………………………………………………29
2.1 Классификация типов личности «трудных» детей……………………….29
2.2 Воспитательная работа с педагогически запущенными детьми……………………………………………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…………….…………...48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….………………50
3. Воспитание правильного отношения к закону и навыков правомерного поведения.
Цель работы (наряду с общими целями правового воспитания): преодоление неуважительного отношения к закону и правовым нормам, борьба с противоправным поведением.
Формы и методы: встречи с работниками милиции, суда и прокуратуры, правовое просвещение родителей; проведение тематических лекций и бесед.
Работа находит отражение в тех разделах перспективного плана, где предусматривается нравственное воспитание учащихся.
4. Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Цели работы: обучение учащихся приемам и способам самостоятельной умственной деятельности, ликвидация пробелов в знаниях, воспитание интереса к общеобразовательным знаниям, формирование чувства уверенности в своих силах и способностях.
Формы и методы работы: индивидуальный подход к учащемуся на уроке, дополнительные учебные занятия, привлечение учащихся к внеклассным мероприятиям познавательного характера, создание нормальных условий труда и отдыха подростков в семье, поощрение за успехи в учебе.
Указанная работа может найти отражение почти во всех разделах перспективного плана, но, прежде всего там, где предусматривается формирование коллектива учащихся, воспитания у них основ научного мировоззрения, эстетическое воспитание.
5. Преодоление недостатков физического развития и здоровья педагогически запущенных учащихся.
Цели работы: выработать у педагогически запущенных подростков привычку к правильному режиму учения, труда и отдыха, отвлечь от неразумных и вредных для здоровья занятий, воспитать отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркомании, сформировать необходимые гигиенические навыки и привычки.
Формы и методы работы: уроки физического воспитания, занятия спортивных кружков и секций, специальные медицинские мероприятия, психоневрологическое обследование всех педагогически запущенных учащихся.
Работа планируется в связи с решением общих задач физического воспитания учащихся.
6. Работа с родителями педагогически запущенных учащихся.
Цель работы: изучение условий жизни и воспитания учащегося в семье, педагогическое и правовое просвещение родителей, координация воспитательных воздействий на подростков, принятие соответствующих мер родителям, уклоняющимся от воспитания своих детей, а также отрицательно влияющих на них.
Формы и методы работы: педагогический лекторий для родителей, деятельность родительского актива. На особый учет должны быть взяты родители - правонарушители и пьяницы и с целью индивидуального воздействия на них.
7. Половое воспитание.
Цели работы: наряду с решением общих по отношению ко всем учащимся задач полового воспитания (воспитание правильного отношения к противоположному полу, изучение законодательства о браке и семье, специальных вопросов гигиены, физиологии интимных отношений) дополнительными целями в работе с педагогически запущенными учащимися являются: преодоление нездоровых интересов, повышенной сексуальности, неправильного отношения к противоположному полу, разъяснение недопустимости вульгарного поведения.
Формы и методы работы: беседы, лекции о взаимоотношениях между полами, о браке, семье, а также с целью профилактики венерических заболеваний, индивидуальные беседы, использование специальной литературы, обсуждение фильмов, спектаклей о любви, о семейных отношениях, медицинские консультации.
ГЛАВА 2. Основные особенности работы с педагогически запущенными детьми
2.1 Классификация типов личности «трудных» детей
Воспитательная работа с педагогически запущенными детьми определяется типом личности конкретного ребенка. Мазуров Г. И. выделяет следующие типы «трудных» детей:
1) Возбудимый тип личности. У учащихся, относящихся к этому типу, ярко выражено стремление к лидерству, поэтому они, как правило, активны. Им не свойственно иметь четко выработанную позицию в коллективе учащихся и поэтому их можно встретить как среди хорошистов, так и среди себе подобных — с отрицательной направленностью в поведении. Они обычно стремятся добиться лидерства в группе с отрицательной направленностью в поведении, ради этого грубо нарушают установленный распорядок и правила поведения на уроках и во внеурочное время, притесняют более слабых учащихся, могут принять участие в драке, открыто не подчиниться учителю и дирекции школы и т.д. Но они не склонны к тонкому расчету и не способны прогнозировать последствия своего поведения. Чаще всего им удастся утвердить свой авторитет за счет грубых нарушений правил поведения учащихся в школе. Если же им утвердиться в школьной группе с отрицательной направленностью не удалось, они способны сделать видимость улучшения поведения, дать обещания учителю и на классном собрании — коллективу впредь изменить отношение к учебе и личной дисциплине. Однако, лишь утвердив свое недавно шаткое положение среди основной массы учащихся, они попытаются реализовать свое стремление к доминированию над другими.
2) Неуправляемый тип личности. Учащиеся этой категории, по некоторым своим психологическим особенностям, сходны с возбудимым типом. Но у них те же личностные свойства выражены более ярко, и это соответствующим образом отражается на поведении, которое приобретает как бы импульсивный характер из-за неумения управлять своим поведением.
Выраженное у этого типа подростков стремление к доминированию над другими учащимися в условиях школы приводит к тому, что они с готовностью выполняют поручения лидера группы с отрицательной направленностью. Сами же лидерами «отрицательных» они, как правило, не становятся в силу того, что не умеют подчинять свое поведение интересам группы, не способны подавлять собственные эмоции быть хитрыми и расчетливыми.
Своими поступками трудные школьники этого типа выделяются среди общей массы учеников, так как постоянно создают вокруг себя конфликтную обстановку, нарушают распорядок в школе, дисциплину на уроках, притесняют других учащихся, активно участвуют в драках и за пределами школы. Находясь под контролем дирекции школы или классного руководителя, школьники удерживаются от нарушений распорядка школы. Но стоит только ослабить контроль, они сразу же начинают вести себя по-прежнему. Обсуждения на педсовете, беседа с родителями в присутствии этих учащихся существенного влияния на их поведение не оказывают. Любые убеждения, доводы и аргументы ими просто игнорируются.
Такие учащиеся подростки плохо усваивают как социально-одобряемые нормы, так и нормы, действующие в «отрицательной» среде. Практически их поведение трудно предсказуемо. Они не способны учитывать прошлый опыт. Отсюда — отсутствие страха перед очередной беседой с классным руководителем, дирекцией школы и сообщением в комиссию по делам несовершеннолетних.
3) Упорный тип личности. Поведение этого типа детей в значительной степени определяется такой их личностной чертой, как честолюбие. В зависимости от своих убеждений и взглядов они любым путем стремятся занять лидирующее положение в группе с отрицательной направленностью. Но в отличие от «возбудимых» эти трудные подростки имеют четко выбранную жизненную позицию, проявляют упорство в отстаивании своих взглядов, склонных к прямолинейности и завышенной оценке собственной личности. Они воспринимают окружающий «школьный мир» по принципу «черного» и «белого», в суждениях категоричны, в поступках решительны. Как правило, придерживаются в школьном ученическом коллективе раз выбранной линии поведения.
Учащиеся этой направленности поддерживают традиции уголовной среды, способны проявлять жестокость в отношении тех учащихся, которые пытаются подорвать их авторитет, большинство их поступков направлено на утверждение своего лидерства. В своем поведении руководствуются девизом «цель оправдывает средства», используя свои организаторские способности, могут создавать «отрицательные» группировки среди учащихся.
Состояние агрессивности возникает у них, как правило, в период полового созревания. У мальчиков с опережающим физическим развитием в этот период наблюдаются даже элементы садизма, проявляющиеся порой в издевательских действиях. Элементы агрессивности связаны с проявлением определенной модели поведения, которой свойственны вспышки гнева, негативизма, а порой преступности. Реакции на различные виды возбуждений бывают настолько острыми, что создается своеобразная модель поведения, выражающаяся в постоянной грубости, крике, тенденции любыми способами защитить себя и обвинить другого. Эта агрессивная реакция — своего рода защитная зона, за которой скрывается бездеятельность и желание уйти от ответственности. На порицания классного руководителя и обсуждения у дирекции школы эти подростки попадают довольно редко, так как им удается переложить ответственность за нарушения дисциплины в школе на других учащихся, не пользующихся таким авторитетом. Бывают случаи, когда подростки «упорного типа» идут на грубые нарушения дисциплины — неповиновение учителям в школе. Это делается для того, чтобы еще больше утвердить свой авторитет среди «отрицательных».
Если же они не достигают желаемого положения среди учащихся в школьном коллективе, то картина их поведения становится иной: действия учащихся классного (школьного) коллектива они воспринимают как враждебные, ущемляющие их интересы, нередко выступают в роли «борцов за справедливость», забрасывают вопросами и заявлениями учителя и дирекцию школы.
Для этого типа трудных детей характерны такие черты, как чрезмерная подозрительность и склонность к неприятным переживаниям. Они недоверчивы, осторожны, трезвы в расчетах, долго помнят нанесенную обиду, особенно, когда она затрагивает их самолюбие. Поэтому их часто характеризуют как злопамятных, болезненно обидчивых и мстительных людей.
4) Активный тип личности. Основной личностной характеристикой этих «трудных» школьников является повышенная активность, проявляющаяся во всех сферах их учебы и быта. Они стремятся к любого рода деятельности школьной жизни и коллектива учащихся, в которой смогли бы реализовать эти качества. В то же время у детей этого типа снижено чувство ответственности, ярко выражено постоянное влечение к переживаниям. В своем большинстве это старшеклассники, которые хотят получить от жизни прежде всего удовольствие, отсюда стремление удовлетворять свои прихоти и влечения. В поисках удовольствия они теряют грани между дозволенным и недозволенным, что часто приводит их к нарушениям внутреннего распорядка поведения в школе и дисциплины на уроках. Этим подросткам свойственно нарушение ритмов работоспособности, взвинченность, дерзость. Обычно такие воспитанники способны сидеть спокойно не более 20 минут, после чего возбуждаются, нарушают дисциплину. Их поведение вызывает конфликты с учителями, воспитателями, для которых они становятся раздражителями. Получая различные замечания, они отвечают на них резкостью, грубостью. Отношение воспитателей к таким подросткам требует известной выдержки, такта.
Подобные личностные свойства определяют их поведение прежде всего в условиях школы. Если они являются нарушителями дисциплины и поведения на уроках и во внеурочное время, то их нарушения представлены настолько большим диапазоном, что трудно выделить доминирующие. Подросток такого типа часто бывает лидером или активным членом «отрицательной» группировки в школе, он способен рисковать и для утверждения своего лидерства может пойти на открытое сопротивление требованиям дирекции школы.
В противоположность неформальным лидерам упорного типа «активные» не столь проницательны и тверды в своих жизненных позициях. Они изворотливы, строят различные комбинации, пытаются войти в «сговор» с учителем, чтобы заручиться его поддержкой и помощью уйти от ответственности за содеянное. Но это делают неосмотрительно. Эти подростки охотно поддерживают отношения с активистами класса и школы, с готовностью соглашаются стать звеньевыми на пришкольных участках в летние каникулы. Но, как показывает практика, чаще всего не справляются с возложенными на них обязанностями, разваливают порученную на них работу, так как такого рода деятельность требует выполнения повседневной, кропотливой работы, ответственности, аккуратности. А им быстро все надоедает и вскоре они начинают халатно относиться к своим обязанностям. Переоценка собственной личности и то, что они берутся сразу за много дел, почти ни одного не доводя до конца, приводит к трению с ученическим коллективом школы и учителями. Некоторые «трудные» дети этого типа обычно к 8-му классу попадают в число «отвергаемых». Это происходит из-за их легкомыслия, отсутствия чувства ответственности за свои слова и поступки, когда накапливается достаточное количество конфликтов с другими учащимися подростками, в том числе и с «трудными».
5) Демонстративный тип личности «трудного» ребенка. Поведение этих учащихся отличается прежде всего сильным стремлением любым путем выделиться, добиться восхищения других учащихся, удивления самим собой. Самое обидное для них — остаться незамеченными. Они любят быть в центре внимания, обладают богатой фантазией, склонны к позерству. Очень высоко оценивают себя и, чтобы добиться признания, могут пойти на ложь, причем зачастую делают это настолько искусно, что у учителя и других учащихся не возникает сомнений в правдивости их слов. Им свойственна тенденция преувеличения, чрезмерная болтливость, фразерство, а порой и ложь. Это провоцирует появление нездоровых стремлений и потребностей, удовлетворение которых ведет порой к преступлению. Таким детям свойственна чрезмерная увлеченность чем-то. Например, по многим предметам у него могут быть плохие оценки, а по географии — «5», ибо он изучает страны, собирает марки и ему этот предмет интересен, а остальные – нет.
Учащиеся подростки демонстративного типа с первых же дней пребывания в коллективе класса прилагают усилия к тому, чтобы завоевать авторитет, с этой целью пытаются показать себя опытными, смелыми, всезнающими. Но в большинстве случаев истинное содержание таких подростков очень быстро раскрывается и дается объективная оценка. В этой связи к ним начинают предъявлять «претензии» другие подростки из «отрицательных», а в итоге они довольно часто попадают в число «отвергаемых». Этот может быть также следствием и того, что такие учащиеся чаще всего не способны обдумать линию своего поведения.
Многие из них обладают неплохими артистическими данными, хорошо вживаются в роль, и умело улавливая настроения окружающих, подделываются под него. Любят рассказывать самые невероятные истории, таким образом обращают на себя внимание других учащихся. Например, чтобы выделиться и добиться признания в ученическом коллективе, они начинают распространять сведения из уличных происшествий, несоответствующих действительности (например, об аварии на городском транспорте с многочисленными жертвами и личной роли). Распространение такой информации рассчитано прежде всего, на впечатление, которое она должна произвести на учащихся и учителя в классе и в школе.
В случае необходимости они могут стимулировать различные заболевания, особенно психические, причем делают это так искусно и квалифицированно, что иногда вводят в заблуждение даже врачей. У учителей, дирекции школы они обычно находится на плохом счету из-за постоянных нарушений дисциплины как на уроках, так и во внеурочное время. Все это в конечном итоге приводит к неспособности адаптироваться в условиях школьного коллектива.