Педагогические способности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:25, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение педагогики способностей.
В связи с этим в работе были поставлены следующие задачи:
- изучить сущность педагогических способностей;
- ознакомиться с понятием способностей в психологии;
- рассмотреть сущность педагогических способностей;
- ознакомиться со структурой педагогических способностей.

Содержание

Введение
1 Сущность педагогических способностей
1.1 Понятие способностей в психологии
1.2 Сущность педагогических способностей
1.3 Базовые педагогические способности
2 Структура педагогических способностей
2.1 Структура педагогической системы
2.2 Уровни педагогических способностей
2.3 Общие педагогические способности
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Педагогика способностей.doc

— 489.00 Кб (Скачать документ)

  

  Рис.6.Структура  общих педагогических способностей (по Крутецкому)

  Дидактические способности - способности передавать учащимися учебный материал, делая  его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и  понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).

  Персептивные  способности - способность проникать  во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

  Речевые способности - способность ясно и  четко выражать свои мысли, чувства  с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

  Организаторские способности - это, во-первых, способность  организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение  важных задач и, во-вторых, способность  правильно организовать свою собственную  работу.

  Авторитарные  способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

  Коммуникативные способности - способность к общению  с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с  ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

  Педагогическое  воображение (или прогностические  способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий  своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

  Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.

  На  основе теории общих педагогических способностей рядом ученых были выделены специальные педагогические способности учителей разных предметов. Например, А.В. Андриенко изучала специальные педагогические способности учителя математики (рис. 7), Л.Н. Лаврова - учителя истории (рис. 8).

  

  Рис.7. Специальные педагогические способности учителя  математики (по А.В. Андриенко)

 

  От  педагогических способностей учителя, от его личностных качеств зависит  достижение педагогом высокого мастерства в обучении и воспитании детей.

  Рис.8. Специальные педагогические способности учителя  истории (по Л.Н. Лавровой)

 
2 Структура педагогических способностей

2.1 Структура педагогической  системы

  В настоящее время концепция педагогических способностей, развиваемая Н.В. Кузьминой (Кузьмина Н.В., 1990;), представляет собой  наиболее полную системную трактовку. В этой концепции все педагогические способности соотнесены с основными  аспектами (сторонами) педагогической системы.

  Сначала коротко рассмотрим некоторые аспекты  педагогической системы, разрабатываемой  Н.В. Кузьминой (рис. 9).

  

  Рис.9. Педагогическая система

 

  Система представляется как множество взаимосвязанных  элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными  свойствами и закономерностями.

  Педагогическая  система определяется как множество  взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

  Структурные компоненты - это основные базовые  характеристики педагогических систем, совокупность которых образует факт их наличия и отличает от всех других (не педагогических) систем. В трактовке Н.В. Кузьминой педагогическая система включает пять структурных элементов: цели, содержание образования (учебная информация), средства педагогической коммуникации, учащиеся и педагоги. Кроме того, ученый рассматривает и функциональные компоненты.

  Функциональные  компоненты - это устойчивые базовые  связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности руководителей, педагогов, учащихся и  тем самым обуславливающие движение, развитие, совершенствование педагогической системы и вследствие этого их устойчивость, жизнестойкость, выживаемость. Выделяются пять основных функциональных компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский. Эти же элементы являются элементами индивидуальной педагогической деятельности (рис. 10).

 Рис. 10. Функциональные компоненты педагогической системы

2.2 Уровни педагогических способностей

  Н.В. Кузьмина рассматривает совокупность способностей педагога в качестве важнейшего фактора развития и формирования способностей учащихся. В связи с  этим в структуре педагогических способностей ею выделяются два ряда признаков:

  Специфическая чувствительность педагога как субъекта деятельности к объекту, процессу и  результатам собственной педагогической деятельности, в которой учащийся выступает в роли субъекта-объекта  педагогического воздействия.

  Специфическая чувствительность педагога к учащемуся как субъекту общения, познания и труда, поскольку главными средствами воспитания являются виды деятельности формирующейся личности (т.е. самого учащегося) и способы их организации в целях получения искомого конечного результата.

  Первый уровень составляют перцептивно-рефлексивные способности, обращенные к объекту-субъекту педагогического воздействия, т.е. к учащемуся, в связи с самим собой (педагогом). Они обусловливают интенсивность формирования сенсорного фонда личности педагога.

  Второй уровень составляют проектировочные педагогические способности, обращенные к способам воздействия на объект-субъект учащегося, в целях формирования у него потребности в саморазвитии, самоутверждении, в гражданственном и профессиональном становлении.

  Перцептивно-рефлексивные педагогические способности, в свою очередь, по мнению Н.В. Кузьминой, включают три вида чувствительности:

  - Чувство объекта.

  - Чувство меры или такта.

  - Чувство причастности.

  Уровень сформированности перцептивно-рефлексивных педагогических способностей обеспечивает формирование педагогической интуиции, которая, в свою очередь, может быть как "хорошей", т.е. помогающей продуктивно решать педагогические задачи, так и "плохой", т.е. подсказывающей неверные решения.

  Таким образом, перцептивно-рефлексивные педагогические способности "специализируются" на анализе взаимодействия между субъектом профессионально-педагогического творчества и учащимся, за которого он отвечает (Кумекер Л., Шейн Дж.С., 1994).

  Проектировочные педагогические способности состоят в особой чувствительности к способам создания продуктивных технологий учебно-воспитательного воздействия на учащихся в целях формирования у них искомых качеств, т.е. достижения искомых конечных результатов (Питюков В.Ю., 2001; )

2.3 Общие педагогические способности

  Многочисленные  психолого-педагогические исследования, проведенные Н.В. Кузьминой, показали, что саморазвитие педагогов обеспечивается достаточно высоким уровнем сформированности у них таких общих способностей, как:

  - гностические;

  - проектировочные;

  - конструктивные;

  - коммуникативные;

  - организаторские (рис. 10 ) (Хрестомат. 13.1).

  

  Рис.10. Функциональные компоненты педагогической системы

  Гностические  способности состоят в специфической  чувствительности педагога к способам изучения учащихся в связи с целями формирования у каждого нравственного, трудового, интеллектуального фонда  личности, обеспечивающего ему саморазвитие даже при попадании в неблагоприятную среду (Ксензова Г.Ю., 1999;).

  Проектировочные педагогические способности состоят  в особой чувствительности педагогов  к конструированию "педагогического  лабиринта", т.е. того педагогического  маршрута, по которому нужно вести  учащегося от незнания к знанию, чтобы ему было не просто интересно, но и полезно, экономно и глубоко, трудно и легко, напряженно и "творчески".

  Конструктивные  педагогические способности состоят  в особой чувствительности к тому, как построить предстоящее занятие, встречу, урок во времени и пространстве, чтобы продвинуться на пути к искомому конечному результату: с чего начать, какую систему заданий-задач предложить, как организовать их выполнение, как провести оценивание.

  Коммуникативные педагогические способности проявляются в специфической чувствительности педагога к способам установления с учащимися и развития педагогически целесообразных взаимоотношений на основе завоевания у них авторитета и доверия и обеспечиваются:

  - способностью к идентификации,  т.е. отождествлению себя с учащимися;

  - чувствительностью к индивидуальным  особенностям учащихся (их интересам,  склонностям, способностям);

  - хорошей интуицией, которая является  важной характеристикой творческого  мышления, проявляемой в антиципации,  т.е. в предвосхищении искомого педагогического результата, уже при выборе стратегий воздействия;

  - суггестивными свойствами личности  или способностью к внушению (Митина  Л.М., 1994).

  Организаторские педагогические способности состоят  в особой чувствительности педагога:

  - к продуктивным-непродуктивным способам организации взаимодействия учащихся с объектами деятельности и познания в учебное и внеучебное время;

  - продуктивным-непродуктивным способам  организации взаимодействия учащихся  в группах и коллективах;

  - продуктивным-непродуктивным способам обучения учащихся самоорганизации;

  - продуктивным-непродуктивным способам  организации собственного взаимодействия  с учащимися;

  - продуктивным-непродуктивным способам  самоорганизации собственной деятельности  и поведения.

  Существенен вывод исследователей школы Н.В. Кузьминой, что педагогические способности предполагают высокий уровень развития общих способностей (наблюдательности, мышления, воображения) и что другие способности включаются в сферу педагогической деятельности лишь при наличии педагогической направленности и педагогических способностей в условиях их дальнейшего развития. Кроме того, выделены три типа сочетания педагогических и других специальных способностей: педагогические способности, которые либо помогают, либо нейтральны, либо мешают педагогической деятельности.

 
Заключение

  Способности - индивидуально-психологические особенности  человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.

  На  сегодняшний день существуют различные  подходы к определению способностей. Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым. Согласно развиваемой им и его сотрудниками концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.

Информация о работе Педагогические способности