Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:19, отчет по практике
Предмет практики – педагогический процесс, как неотъемлемая часть подготовки клинического психолога.
Цель педагогической практики – освоение основных механизмов преподавания психологии.
Задачи практики:
• установление взаимодействия с коллективом группы;
• проведение аудиторных занятий по психологии;
• выполнение заданий по заказу психолога образовательного учреждения;
• подготовление и защита отчёта о результатах практики.
1. Введение………………………………………………………………….3
2. Условия, план, виды деятельности практической работы……………5
3. Содержание педагогической практики………………………………10
4. Заключение………………………………………………………………14
5. Приложения……………………………………………………………...15
2
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. Условия, план, виды деятельности практической работы……………5
3. Содержание педагогической практики………………………………10
4. Заключение……………………………………………………
5. Приложения……………………………………………………
Введение
Преподавание как вид деятельности является важным и значимым в профессии клинического психолога. Квалификация по специальности «Психология. Клиническая психология» включает в качестве элемента «преподаватель психологии». В профессиональной деятельности психолога, в какой бы сфере он ни работал, обучающая функция, функция психологического просвещения наверняка будет достаточно широко представлена.
Базой прохождения педагогической практики являлась кафедра (университет) с 07.02.2011 по 31.05.2011 г.
Объект практики — учебная группа в учебном заведении высшего профессионального образования.
Предмет практики – педагогический процесс, как неотъемлемая часть подготовки клинического психолога.
Цель педагогической практики – освоение основных механизмов преподавания психологии.
Задачи практики:
• установление взаимодействия с коллективом группы;
• проведение аудиторных занятий по психологии;
• выполнение заданий по заказу психолога образовательного учреждения;
• подготовление и защита отчёта о результатах практики.
Предполагаемые результаты практики:
• освоение новой профессиональной позиции — позиции учителя, преподавателя психологии;
• формирование умений конструирования, организации и проведения урока;
• формирование умений самоанализа проведенной учебной и анализа уроков;
• приобретение опыта организации учебного процесса;
• приобретение опыта управления совместной деятельностью группы во время внеаудиторной работы.
Условия, план, виды деятельности практической работы
Клиническая психология — обширный раздел прикладной психологии (на стыке с психиатрией), изучающий индивидуальные особенности с точки зрения связанных с ними медицинских реакций и явлений. Это специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению, интегрирует науку, теорию и практику с целью понять, предсказать и облегчить дезадаптацию, инвалидность и дискомфорт, равно как и способствовать адаптации, приспособляемости и личностному развитию, концентрируется на интеллектуальных, эмоциональных, биологических, психологических, социальных и поведенческих аспектах функционирования человека в течение жизни, в различных культурах и на всех социоэкономических уровнях.
Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.
Клиническая психология изучает общие и частные закономерности изменений и восстановления психической деятельности при различных патологических состояниях и аномалиях развития. Специалисты, посвятившие себя этой специальности, знают как изменяется психическая деятельность при различных аномальных состояниях человека (жертвы насилия, социальных, стихийных и природных катастроф, кризисные состояния здорового человека или пациента, изменённые состояния сознания, и т.д.), какова роль психических факторов в возникновении и преодолении различных недугов, в укреплении здоровья. В главную задачу современной медицинской психологии входят изучение: психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение; психических проявлений различных болезней; отношений больного человека с окружающей его микросредой; влияния тех или иных болезней на психику. Современная клиническая (медицинская) психология занимается проблемами взаимоотношений врача и пациента, руководства персоналом и коммуникациями в лечебном учреждении, коррекции поведения больного человека, его отношений с окружающим миром, влияния психосоциальных факторов на болезнь. В центре внимания клинической психологии – человек с душевными «болями» и проблемами, с трудностями адаптации и самореализации, связанными с состоянием его здоровья. Психологическая диагностика, экспертиза, реабилитация и коррекция являются необходимыми составляющими профессиональной деятельности клинического психолога, направленной на профилактику и преодоление не только заболеваний, но и различных состояний дезадаптации человека.
Учреждения, в которых работают клинические психологи, и виды их деятельности крайне разнообразны. Клинические психологи трудятся в центрах психического здоровья и занимаются частной практикой; они работают в университетах, больницах, школах, органах управления здравоохранением и в органах внутренних дел, в разнообразных консультативных центрах, правительственных учреждениях, частных лечебницах, армии, частных компаниях и фирмах. Помимо психотерапии и других способов воздействия на человека, клинические психологи занимаются оценкой психологических факторов, связанных с психическими, телесными, поведенческими и эмоциональными расстройствами человека.
Характер клинической психологии заключается в том, что она находится на стыке гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, которые будут изучать студенты: клиническая медицина, анатомия, физиология, психофармакология, генетика, высшая математика, психологическая коррекция, психология здоровья и ряд других предметов.
К основным дисциплинам специальности «Клиническая психология» относят:
Патопсихология
Нейропсихология
Неврология
Основы психосоматики
Психология реабилитации и восстановления ВПФ
Проективные методы клинической психологии
Психология отклоняющегося поведения
Психофармакотерапия
Учение о неврозах
Личностные расстройства
Базовые теории и методы психотерапии
Методы диагностики развития в норме и патологии
Клиника внутренних болезней
Методика преподавания психологии
Педагогическая психология и т.п.
Исследовательская работа педагогической практики на базе кафедры общей и клинической психологии предполагает:
1. умение выявлять ключевые составляющие и анализировать деятельность психолога-преподавателя, формирование навыков профессиональной саморефлексии;
2. освоение умений корректно ставить цели, формулировать задачи;
3. индивидуальной и совместной деятельности;
4. изучение и анализ структуры учреждения, где проходит педагогическая практика, целей и задач психолога-преподавателя в данном учреждении и т.п.
Методическая работа является залогом и необходимой платформой для качественной и эффективной аналитической деятельности. Ее обязательные составляющие:
1. составление плана индивидуальной работы в соответствии с целями и задачами практики;
2. составление плана семинарских занятий;
3. обязательная работа с литературой по преподаваемой дисциплине, что должно отражаться в документации и т.п.
Аналитическая составляющая практики выражается в следующем:
1. ежедневном заполнении и оформлении отчетной документации с элементами анализа работы, проделанной за день;
2. составление письменного профессионального анализа педагогических случаев;
3. составление психолого-педагогического анализа проведенных занятий, группы и т.п.
Завершением педагогической практики является итоговый анализ совместно с куратором достигнутых целей, задач, подведением итогов, а также повторением теоретической базы полученных практических навыков.
Содержание педагогической практики
Педагогическая практика, а именно педагогическая деятельность была рассредоточена по следующим направлениям:
1. исследовательская;
2. методическая;
3. аналитическая.
В первые дни практики реализовывалась в основном исследовательско-методическая работа, в рамках которой, произошло знакомство с организационным порядком, существующем в университете на кафедре общей и клинической психологии; обсуждение с преподавателем-куратором, системы оценивания знаний; знакомство с тематическим планом; определение с тем занятий, которые будут закреплены за практикантом. Также был обозначен план дальнейшей работы.
С середины (второй половины) первой недели практики начинается подготовка первого самостоятельного аудиторного занятия.
Начиная со второй недели и до конца практики начинается работа по реализации составленного и утверждённого индивидуального плана по проведению собственных занятий.
Каждый день проведения занятия (а именно 3 занятия по 2 академических часа) включал три обязательных этапа:
1. подготовительный этап, предшествующий проведению занятию;
2. непосредственно проведение занятия;
3. подведение итогов совместно с куратором практики.
При подготовке и проведении занятий по психологии были взяты за основу общедидактические принципы: научность, системность, последовательность, доступность, наглядность, связь теории с практикой, сознательность и активность, учёт индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.
Подготовка к проведению занятий начиналась с тематического планирования, т.е. предусматривались ответы на следующие вопросы:
1) что должны получить учащиеся в результате изучения темы: что обязаны запомнить и знать, какими умениями овладеть, какой вклад в развитие умственной активности, мотивов учения, самостоятельности будет обеспечен, что смогут применить в самовоспитании и саморазвитии своей личности?
2) какой объем материала и за какое время должен быть освоен?
3) какие вопросы должны быть рассмотрены по теме?
4) что необходимо повторить до изучения темы, какие ранее полученные сведения по другим предметам использовать?
5) какие практические упражнения и задачи следует выполнить для закрепления материала и углубления его понимания?
6) какие технические средства, наглядные пособия должны быть использованы?
7) какова должна быть система обратной связи по теме (вопросы для текущего, обобщающего опросов, контрольные и письменные работы)
8) какое домашнее задание следует выполнить учащимся?
9) какое дополнительное задание для сильных учеников следует предусмотреть?
Затем происходило согласование с преподавателем формы организации обучения. Было принято решение, что предстоящие занятия будут только семинарскими (практическими), ввиду учета расписания занятий преподавателя и графика обучения студента-практиканта.
После, начиная с первой недели и до проведения последнего семинарского занятия, разрабатывался план, а затем план–конспект занятия.
Этап проведения занятия проходил согласно разработанному плану семинара и особо не поддавался коррекции, т.к. никаких педагогических трудностей не возникало и посещение студентов было в рамках предполагаемого (7 студентов из 10 стабильно посещали занятия).
Каждое проведенное занятие заканчивалось подведением итогов совместно с куратором практики, на которых обсуждались наилучшие стороны и неудачные моменты построения педагогического процесса непосредственно на практике.
В период практики заполнялся дневник педагогической практики. В дневнике были сделаны записи, касающиеся общих сведений о непосредственной деятельности, в определенный момент практики.
В итоге, за период практики я выступил в роли преподавателя педагогической психологии. Мною были проведены 3 семинарских занятия по 2 академических часа, в процессе которых я полностью прочувствовал тяжелую преподавательскую деятельность, все трудности, возникающие при работе со студентами, но также и радость от взаимодействия и возможности влияния на обучение будущих клинических психологов.
Попробовав себя в роли преподавателя, я в который раз убедился, что теория и практика должны быть тесно связаны. И не всегда понятный материал в теории легко проходит на практике. Моя работа со студентами заставила меня увидеть свои недостатки в общении с данной возрастной группой и не только. Очень часто, в случае, когда я терял контроль над поведением группы, мне хотелось вести себя как авторитетный, строгий учитель, хотя этот стиль общения мне не присущ. В ходе работы находились более действенные приемы. Возбуждение интереса с помощью познавательной информации, подкрепленной примерами из жизни, привлечение внимания неожиданными фактами и подробностями еще раз напомнили мне о том, как важно сделать семинар не только информативным, но и максимально интересным. Сухая информация не будет воспринята ими и скорее всего пройдет мимо ушей, не оставив никакого следа.
Адаптация в группе, у которой были проведены все три семинарских занятия, прошла достаточно незаметно для меня, т.к. никаких затруднений не было испытано, несмотря на небольшую разницу в возрасте.
В процессе выполнения подготовки, проведения семинарских занятий я не только освоил педагогические навыки, присущие психологу-преподавателю, но и закрепил теоретические знания, полученные в процессе обучения, а также усовершенствовал профессиональные умения и навыки в построении конструктивного взаимодействия с людьми, в написании практических материалов и проведении учебных занятий.
Информация о работе Педагогический процесс, как неотъемлемая часть подготовки клинического психолога