Педагогический процесс, как неотъемлемая часть подготовки клинического психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:19, отчет по практике

Описание

Предмет практики – педагогический процесс, как неотъемлемая часть подготовки клинического психолога.
Цель педагогической практики – освоение основных механизмов преподавания психологии.
Задачи практики:
• установление взаимодействия с коллективом группы;
• проведение аудиторных занятий по психологии;
• выполнение заданий по заказу психолога образовательного учреждения;
• подготовление и защита отчёта о результатах практики.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………….3
2. Условия, план, виды деятельности практической работы……………5
3. Содержание педагогической практики………………………………10
4. Заключение………………………………………………………………14
5. Приложения……………………………………………………………...15

Работа состоит из  1 файл

отпр на .ру.doc

— 189.00 Кб (Скачать документ)


2

 

Содержание

 

1.      Введение………………………………………………………………….3

2.      Условия, план, виды деятельности практической работы……………5

3.      Содержание педагогической практики………………………………10

4.      Заключение………………………………………………………………14

5.      Приложения……………………………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

              Преподавание как вид деятельности является важным и значимым в профессии клинического психолога. Квалификация по специальности «Психология. Клиническая психология» включает в качестве элемента «преподаватель психологии». В профессиональной деятельности психолога, в какой бы сфере он ни работал, обучающая функция, функция психологического просвещения наверняка будет достаточно широко представлена.

              Базой прохождения педагогической практики являлась кафедра (университет) с 07.02.2011 по 31.05.2011 г.

              Объект практики — учебная группа в учебном заведении высшего профессионального образования.

              Предмет практики – педагогический процесс, как неотъемлемая часть подготовки клинического психолога.

              Цель педагогической практики – освоение основных механизмов преподавания психологии.

              Задачи практики:

• установление взаимодействия с коллективом группы;

• проведение аудиторных занятий по психологии;

• выполнение заданий по заказу психолога образовательного учреждения;

• подготовление и защита отчёта о результатах практики.

              Предполагаемые результаты практики:

• освоение новой профессиональной позиции — позиции учителя, преподавателя психологии;

• формирование умений конструирования, организации и проведения урока;

• формирование умений самоанализа проведенной учебной и анализа уроков;

• приобретение опыта организации учебного процесса;

• приобретение опыта управления совместной деятельностью группы во время внеаудиторной работы.

 

 

 

 

 

Условия, план, виды деятельности практической работы

 

             

              Клиническая психология — обширный раздел прикладной психологии (на стыке с психиатрией), изучающий индивидуальные особенности с точки зрения связанных с ними медицинских реакций и явлений. Это специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению, интегрирует науку, теорию и практику с целью понять, предсказать и облегчить дезадаптацию, инвалидность и дискомфорт, равно как и способствовать адаптации, приспособляемости и личностному развитию, концентрируется на интеллектуальных, эмоциональных, биологических, психологических, социальных и поведенческих аспектах функционирования человека в течение жизни, в различных культурах и на всех социоэкономических уровнях.

Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.

              Клиническая психология изучает общие и частные закономерности изменений и восстановления психической деятельности при различных патологических состояниях и аномалиях развития. Специалисты, посвятившие себя этой специальности, знают как изменяется психическая деятельность при различных аномальных состояниях человека (жертвы насилия, социальных, стихийных и природных катастроф, кризисные состояния здорового человека или пациента, изменённые состояния сознания, и т.д.), какова роль психических факторов в возникновении и преодолении различных недугов, в укреплении здоровья. В главную задачу современной медицинской психологии входят изучение: психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение; психических проявлений различных болезней; отношений больного человека с окружающей его микросредой; влияния тех или иных болезней на психику. Современная клиническая (медицинская) психология занимается проблемами взаимоотношений врача и пациента, руководства персоналом и коммуникациями в лечебном учреждении, коррекции поведения больного человека, его отношений с окружающим миром, влияния психосоциальных факторов на болезнь. В центре внимания клинической психологии – человек с душевными «болями» и проблемами, с трудностями адаптации и самореализации, связанными с состоянием его здоровья. Психологическая диагностика, экспертиза, реабилитация и коррекция являются необходимыми составляющими профессиональной деятельности клинического психолога, направленной на профилактику и преодоление не только заболеваний, но и различных состояний дезадаптации человека.

              Учреждения, в которых работают клинические психологи, и виды их деятельности крайне разнообразны. Клинические психологи трудятся в центрах психического здоровья и занимаются частной практикой; они работают в университетах, больницах, школах, органах управления здравоохранением и в органах внутренних дел, в разнообразных консультативных центрах, правительственных учреждениях, частных лечебницах, армии, частных компаниях и фирмах. Помимо психотерапии и других способов воздействия на человека, клинические психологи занимаются оценкой психологических факторов, связанных с психическими, телесными, поведенческими и эмоциональными расстройствами человека.

              Характер клинической психологии заключается в том, что она находится на стыке гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, которые будут изучать студенты: клиническая медицина, анатомия, физиология, психофармакология, генетика, высшая математика, психологическая коррекция, психология здоровья и ряд других предметов.

К основным дисциплинам специальности  «Клиническая психология» относят:

        Патопсихология

        Нейропсихология

        Неврология

        Основы психосоматики

        Психология реабилитации и восстановления ВПФ

        Проективные методы клинической психологии

        Психология отклоняющегося поведения

        Психофармакотерапия

        Учение о неврозах

        Личностные расстройства

        Базовые теории и методы психотерапии

        Методы диагностики развития в норме и патологии

        Клиника внутренних болезней

        Методика преподавания психологии

        Педагогическая психология и т.п.

Исследовательская работа педагогической практики на базе кафедры общей и клинической психологии предполагает:

1.      умение выявлять ключевые составляющие и анализировать деятельность психолога-преподавателя, формирование навыков профессиональной саморефлексии;

2.      освоение умений корректно ставить цели, формулировать задачи;

3.      индивидуальной и совместной деятельности;

4.      изучение и анализ структуры учреждения, где проходит педагогическая практика, целей и задач психолога-преподавателя в данном учреждении и т.п.

Методическая работа является залогом и необходимой платформой для качественной и эффективной аналитической деятельности. Ее обязательные составляющие:

1.      составление плана индивидуальной работы в соответствии с целями и задачами практики;

2.      составление плана семинарских занятий;

3.      обязательная работа с литературой по преподаваемой дисциплине, что должно отражаться в документации и т.п.

Аналитическая составляющая практики выражается в следующем:

1.      ежедневном заполнении и оформлении отчетной документации с элементами анализа работы, проделанной за день;

2.      составление письменного профессионального анализа педагогических случаев;

3.      составление психолого-педагогического анализа проведенных занятий, группы и т.п.

Завершением педагогической практики является итоговый анализ совместно с куратором достигнутых целей, задач, подведением итогов, а также повторением теоретической базы полученных практических навыков.


Содержание педагогической практики

 

Педагогическая практика, а именно педагогическая деятельность была рассредоточена по следующим направлениям:

1.      исследовательская;

2.      методическая;

3.      аналитическая.

В первые дни практики реализовывалась в основном исследовательско-методическая работа, в рамках которой, произошло знакомство с организационным порядком, существующем в университете на кафедре общей и клинической психологии; обсуждение с преподавателем-куратором, системы оценивания знаний; знакомство с тематическим планом; определение с тем занятий, которые будут закреплены за практикантом. Также был обозначен план дальнейшей работы.

С середины (второй половины) первой недели практики начинается подготовка первого самостоятельного аудиторного занятия.

Начиная со второй недели и до конца практики начинается работа по реализации составленного и утверждённого индивидуального плана по проведению собственных занятий.

Каждый день проведения занятия (а именно 3 занятия по 2 академических часа) включал три обязательных этапа:

1.      подготовительный этап, предшествующий проведению занятию;

2.      непосредственно проведение занятия;

3.      подведение итогов совместно с куратором практики.

При подготовке и проведении занятий по психологии были взяты за основу общедидактические принципы: научность, системность, последовательность, доступность, наглядность, связь теории с практикой, сознательность и активность, учёт индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.

Подготовка к проведению занятий начиналась с тематического планирования, т.е. предусматривались ответы на следующие вопросы:

1) что должны получить учащиеся в результате изучения темы: что обязаны запомнить и знать, какими умениями овладеть, какой вклад в развитие умственной активности, мотивов учения, самостоятельности будет обеспечен, что смогут применить в самовоспитании и саморазвитии своей личности?

2) какой объем материала и за какое время должен быть освоен?

3) какие вопросы должны быть рассмотрены по теме?

4) что необходимо повторить до изучения темы, какие ра­нее полученные сведения по другим предметам использовать?

5) какие практические упражнения и задачи следует выполнить для закрепления материала и углубления его понимания?

6) какие технические средства, наглядные пособия должны быть использованы?

7) какова должна быть система обратной связи по теме (вопросы для текущего, обобщающего опросов, контрольные и письменные работы)

8) какое домашнее задание следует выполнить учащимся?

9) какое дополнительное задание для сильных учеников следует предусмотреть?

Затем происходило согласование с преподавателем формы организации обучения. Было принято решение, что предстоящие занятия будут только семинарскими (практическими), ввиду учета расписания занятий преподавателя и графика обучения студента-практиканта.

После, начиная с первой недели и до проведения последнего семинарского занятия, разрабатывался план, а затем план–конспект занятия.

Этап проведения занятия проходил согласно разработанному плану семинара и особо не поддавался коррекции, т.к. никаких педагогических трудностей не возникало и посещение студентов было в рамках предполагаемого (7 студентов из 10 стабильно посещали занятия).

Каждое проведенное занятие заканчивалось подведением итогов совместно с куратором практики, на которых обсуждались наилучшие стороны и неудачные моменты построения педагогического процесса непосредственно на практике.

В период практики заполнялся дневник педагогической практики. В дневнике были сделаны записи, касающиеся общих сведений о непосредственной деятельности, в определенный момент практики.

В итоге, за период практики я выступил в роли преподавателя педагогической психологии. Мною были проведены 3 семинарских занятия по 2 академических часа, в процессе которых я полностью прочувствовал тяжелую преподавательскую деятельность, все трудности, возникающие при работе со студентами, но также и радость от взаимодействия и возможности влияния на обучение будущих клинических психологов.

Попробовав себя в роли преподавателя, я в который раз убедился, что теория и практика должны быть тесно связаны. И не всегда понятный материал в теории легко проходит на практике. Моя работа со студентами заставила меня увидеть свои недостатки в общении с данной возрастной группой и не только. Очень часто, в случае, когда я терял контроль над поведением группы, мне хотелось вести себя как авторитетный, строгий учитель, хотя этот стиль общения мне не присущ. В ходе работы находились более действенные приемы. Возбуждение интереса с помощью познавательной информации, подкрепленной примерами из жизни, привлечение внимания неожиданными фактами и подробностями еще раз напомнили мне о том, как важно сделать семинар не только информативным, но и максимально интересным. Сухая информация не будет воспринята ими и скорее всего пройдет мимо ушей, не оставив никакого следа.

Адаптация в группе, у которой были проведены все три семинарских занятия, прошла достаточно незаметно для меня, т.к. никаких затруднений не было испытано, несмотря на небольшую разницу в возрасте.

В процессе выполнения подготовки, проведения семинарских занятий я не только освоил педагогические навыки, присущие психологу-преподавателю, но и закрепил теоретические знания, полученные в процессе обучения, а также усовершенствовал профессиональные умения и навыки в построении конструктивного взаимодействия с людьми, в написании практических материалов и проведении учебных занятий.

Информация о работе Педагогический процесс, как неотъемлемая часть подготовки клинического психолога