Педагогический процесс, как неотъемлемая часть подготовки клинического психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:19, отчет по практике

Описание

Предмет практики – педагогический процесс, как неотъемлемая часть подготовки клинического психолога.
Цель педагогической практики – освоение основных механизмов преподавания психологии.
Задачи практики:
• установление взаимодействия с коллективом группы;
• проведение аудиторных занятий по психологии;
• выполнение заданий по заказу психолога образовательного учреждения;
• подготовление и защита отчёта о результатах практики.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………….3
2. Условия, план, виды деятельности практической работы……………5
3. Содержание педагогической практики………………………………10
4. Заключение………………………………………………………………14
5. Приложения……………………………………………………………...15

Работа состоит из  1 файл

отпр на .ру.doc

— 189.00 Кб (Скачать документ)

              Устный опрос по следующим вопросам:

1. Природа процесса усвоения

2. Подходы к определению усвоения содержания научных знаний.

3. Основные характеристики усвоения.

4. Структурная организация усвоения.

5. Структурный и функциональный анализ действий             

6. Свойства действия             

7. Этапы процесса усвоения             

8. Типы ориентировочной основы действий

 

5. Заслушивание доклада и совместное обсуждение (10 мин)

Тема доклада:

1. Репродуктивные и продуктивные варианты осуществления процессов познания в учении (на примерах).

 

6. Проведение контрольной работы по пройденным темам (25 мин):

1. «Предмет, задачи и структура педагогической психологии. история становления и методы педагогической психологии»;

2. «Общий анализ знаний и умений как результата процесса учения»;

3. «Состав, закономерности фазы усвоения содержания учебного материала».

Группа разделена на 2 варианта.

Первый вариант расписывает следующие вопросы:

1.                     предмет и задачи педагогической психологии;

2.                     свойства, качества и характеристики знаний;

3.                     структурная организация процесса усвоения.

Второй вариант расписывает следующие вопросы:

1.                     основные проблемы и связь педагогической психологии с другими науками;

2.                     свойства процесса учения;

3.                     этапы процесса усвоения.

 

6. Итог урока (5 мин)

-          Подводя итоги урока, давайте вспомним ещё раз что такое усвоение?

-          Какую цель в начале урока ставили?

-          Как вы считаете, достигли ли мы цели?

-          Какие трудности возникали на уроке?

              Усвоение — основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта. В процессе усвоения человек овладевает социальными значениями предметов и способами действия с ними, нравственными основаниями поведения и формами общения с другими людьми.

 

Задание к следующему семинарскому занятию:

              Вопросы к семинару по теме «Общий анализ учебной деятельности»:

1. Учебная деятельность в системе других видов деятельности.

2. Определение учебной деятельности.

3. Анализ процесса учебной деятельности.

4. Деятельность учения, ее структурные моменты

а) Субъект учения

б) Предмет и продукт учения

5. Виды сотрудничества в учебной деятельности             

Подготовиться презентации на тему:

Основные аспекты диагностики учебной деятельности.

Основная литература:

              1.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 2004.

Дополнительная литература:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2007.

2. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986.

3. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1998.

4. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. –М., 1992.

5. Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? – М., 2002.

6. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.Т.2. М., 1981. (Ред.-состав. И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис).

7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

 

 

Занятие №3

Тема: Общий анализ учебной деятельности.

 

Цели:

1. проконтролировать степень усвоения информации по пройденной теме «Состав, закономерности фазы усвоения содержания учебного материала»;

         2. сформировать представление об учебной деятельности;

   3. развивать умение выделять главное, формулировать выводы, развивать умение применять знания в жизненной ситуации.

 

Оборудование:

-          Проектор, компьютер;

 

Тип занятия: комбинированный урок

 

Ход занятия:

1.       Организационный момент (5-10мин)

Приветствие, проверка готовности к занятию, оглашение результатов контрольной работы, объяснение основных ошибок, и лучших ответов.

 

2.       Проверка остаточных знаний (10 мин)

Устный опрос

-          Вспомните всё, чему вы научились на прошлом занятии

-          Усвоение – это…?

Усвоение — основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта. В процессе усвоения человек овладевает социальными значениями предметов и способами действия с ними, нравственными основаниями поведения и формами общения с другими людьми.

 

3. Сообщение темы, постановка цели (5 мин)

Тема сегодняшнего занятия: «Общий анализ учебной деятельности». Учебная деятельность, это составная часть деятельности студента, которая является основой подготовки специалиста, в частности специалиста по клинической психологии. Исходя из темы семинарского занятия, цель занятия – сформировать представление об учебной деятельности.

 

4. Изучение нового материала (55 мин)

              Учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, то есть продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.

          Учебная деятельность, как уже указывалось, это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действия в сфере научных понятий. Она должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с ее содержанием, т.е. мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Личные успехи, личное совершенствование приобретает тем самым глубокий общественный смысл .

          Известно, что знания, умения и навыки человек получат не только в школе и не только в результате учебной деятельности, но и при самостоятельном чтении книг, журналов, из радио и телепередач, при просмотре фильмов и посещении театра, из рассказов родителей и сверстников, а также в игровой и трудовой деятельности. Следовательно, правомерно поставить вопрос о том, какие знания, каким способом и при каких условиях должны усваиваться ребенком именно в школе, под руководством учителя, организующего учебную деятельность.             

Устный опрос по следующим вопросам:

1. Учебная деятельность в системе других видов деятельности.

2. Определение учебной деятельности.

3. Анализ процесса учебной деятельности.

4. Деятельность учения, ее структурные моменты

а) Субъект учения

б) Предмет и продукт учения

5. Виды сотрудничества в учебной деятельности             

 

5. Обсуждение презентаций на тему (30 мин):

Основные аспекты диагностики учебной деятельности.

 

6. Итог урока (10 мин)

-          Подводя итоги урока, давайте вспомним ещё раз что такое учебная деятельность?

-          Какую цель в начале урока ставили?

-          Как вы считаете, достигли ли мы цели?

-          Какие трудности возникали на уроке?

              Учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, то есть продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.

 

Задание к следующему семинарскому занятию:

              Вопросы к семинару по теме «Действия,  входящие в деятельность учения»:

1. Начальные логические приемы мышления             

2. Психологические умения

3. Специфические приемы познавательной деятельности             

4. Взаимосвязь общих и специфических знаний и умений             

5. Умение учиться             

Основная литература:

              1.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 2004.

Дополнительная литература:

1. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М., 2005.

2. Ляудис В.Я. Инновационное обучение. – М. 1992.

3. Маркова А.К., Матис Т.А, Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.

4. Матюшкин А.М. и др. Развитие творческой активности школьников. – М., 1991.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2007.

6. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986.

7. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.

8. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

10. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Самоанализ проведенных занятий

 

Все проведенные мною занятия были комбинированного типа. На этих занятиях сочетались контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания. Структура занятий включала в себя следующие этапы: организационный этап, проверка домашнего задания, постановка цели, актуализации знаний, введения знаний, обобщение и систематизация знаний, выполнение задач стандартного и творческого типа, подведения итогов обучения, определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению.

Задания были очень качественно организованы, что проявлялось в высоком оценивании знаний студентов и высокую степень их подготовки. Конечно, бывали моменты, когда студенты затруднялись с ответом на на вопросы, но благодаря применению организующей и направляющей помощи, вопросы были изучены на достаточно высоком уровне.

Для проверки знаний студентов, использовал разные подходы, такие как, например, постановка прямых вопросов конкретным ученикам, вопрос, обращенный к классу в целом. Проверял их готовность к работе с материалом, выполнение домашнего задания. Группа работала очень активно, на всех трех семинарских занятиях. Правда, несколько студентов на первом занятии по большей части молчали и отвечали лишь тогда, когда их спрашивали, сами не проявляя активности, но в дальнейшем, благодаря совместным усилиям этот коммуникативный барьер, по преодолению стеснительности был успешно преодолен. На этапе проверки знаний, использовал индивидуальный подход.

Что касается изложения нового материала, он, на мой взгляд, был донесен до студентов очень доступно, логично и последовательно.

Для закрепления новых знаний учащимся было предложено выполнение разнообразных упражнений (подготовка докладов, презентаций), которые способствовали лучшему усвоению знаний.

В результате выше перечисленного, можно утверждать, что семинарские занятия по педагогической психологии были очень успешным и продуктивным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ КУРАТОРОМ

 

Дата «____»_____________ 200__ г

Учебная дисциплина __________________________________________________________

№ учебной группы ________         Ф.И.О. практиканта ____________________________

Ф.И.О. и должность специалиста, проводившего анализ______________________________

 

№ п.п.

Оцениваемые параметры

учебного занятия

Оценка (пятибалльная)

I.

Тема занятия (нумерация)

 Тема №1

 Тема №2

Тема №3 

1.1.

Соответствие темы занятия календарно-тематическому плану и рабочей программе

 

 

 

1.2.

Грамотность определения образовательной, воспитательной и развивающей задач, успешность их решения в процессе занятия

 

 

 

II.

Организационное начало занятия

 

 

 

2.1.

Готовность преподавателя к занятию:

- наличие конспекта или развернутого плана занятия;

- наличие наглядных пособий, инструментов и пр.

 

 

 

III.

Организационная структура занятия

 

 

 

3.1.

Наличие обязательных компонентов занятия:

- постановка цели и задач предстоящего занятия;

- актуализация ранее изученного (опрос домашнего задания, проблемные вопросы и др.);

- освоение нового учебного материала и его закрепление;

- оценка работы студентов на занятии, выводы.

 

 

 

3.2.

Последовательность и взаимосвязь компонентов учебного занятия

 

 

 

3.3.

Насыщенность занятия, оптимальность темпа его проведения

 

 

 

IV.

Анализ содержания учебного материала

 

 

 

4.1.

Соответствие содержания учебного занятия программе и уровню знаний студентов по предмету

 

 

 

4.2.

Соотношение теоретического и практического материала, связь с жизнью и практикой

 

 

 

V.

Деятельность преподавателя

 

 

 

5.1.

Научность и доступность изложения новых знаний

 

 

 

5.2.

Организация закрепления учебного материала

 

 

 

5.3.

Организация самостоятельной работы студентов

 

 

 

5.4.

Проверка и оценка знаний и умений студентов

 

 

 

5.5.

Качество предлагаемых преподавателем вопросов и требований к ответам студентов

 

 

 

5.6.

Стимулирование преподавателем сознательного усвоения студентами учебного материала

 

 

 

5.7.

Использование преподавателем методов, стимулирующих активную познавательную деятельность студентов

 

 

 

5.8.

Эффективность использования наглядных пособий, ТСО

 

 

 

5.9.

Домашнее задание (оптимальность объема и уровня сложности), комментарии по его выполнению

 

 

 

5.10.

Достижение порядка и сознательной дисциплины студентов

 

 

 

5.11.

Контакт преподавателя с группой

 

 

 

VI.

Деятельность студентов

 

 

 

6.1.

Дисциплина, прилежание студентов

 

 

 

6.2.

Вовлеченность студентов в процесс занятия, их активность, умение переключаться с одного вида работы на другой

 

 

 

6.3.

Интенсивность и качество самостоятельной работы студентов

 

 

 

6.4.

Знание студентами теории, умение применять полученные знания

 

 

 

Итоговая оценка каждого занятия

 

 

 

Общая итоговая оценка всех занятий

 

Информация о работе Педагогический процесс, как неотъемлемая часть подготовки клинического психолога