Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:19, отчет по практике
Предмет практики – педагогический процесс, как неотъемлемая часть подготовки клинического психолога.
Цель педагогической практики – освоение основных механизмов преподавания психологии.
Задачи практики:
• установление взаимодействия с коллективом группы;
• проведение аудиторных занятий по психологии;
• выполнение заданий по заказу психолога образовательного учреждения;
• подготовление и защита отчёта о результатах практики.
1. Введение………………………………………………………………….3
2. Условия, план, виды деятельности практической работы……………5
3. Содержание педагогической практики………………………………10
4. Заключение………………………………………………………………14
5. Приложения……………………………………………………………...15
Заключение
В ходе приобщения к профессиональной деятельности клинического психолога путём педагогической деятельности на кафедре (университет) с 07.02.2011 по 31.05.2011 г. произошло изучение педагогического процесса, в который включен психолог-преподаватель.
Основная цель педагогической практики - освоение основных механизмов преподавания психологии – была достигнута. Также был отработан теоретический и практический материал, на основе которого и были изучены необходимые практические навыки, методы психолога-преподавателя.
Данный вид практики достаточно точно отразил и помог достичь всех поставленных целей и задач, непосредственно стоящих перед студентом.
Приложение 1
Дневник
по педагогической практике
Выполнил: студент
Проверил: преподаватель
ОТРАЖЕНИЕ ХОДА ПРАКТИКИ (ХРОНОМЕТРАЖ МЕРОПРИЯТИЙ)
Дата | Вид практической деятельности | Содержание практической деятельности (задания), ход и результаты выполнения поручений |
11.02.11
|
Исследовательская Методическая
|
Вводная лекция по педагогической практике; распределение практикантов по базам прохождения практики и распределение дисциплин. Место прохождения практики – кафедра; Преподаваемая дисциплина – педагогическая психология; Куратор педагогической практики – преподаватель |
11.02.11
|
Исследовательская Методическая
|
Обсуждение с куратором целей, задач, плана практики; ознакомление с инструктажем по охране труда и технике безопасности с оформлением установленной документации, с этическими основами профессиональной деятельности психолога-преподавателя; ознакомление с государственными стандартами по специальности «Педагогическая психология» и т.п..
|
11.02.11- 22.02.11
|
Исследовательская Методическая Аналитическая |
Подготовительный этап, предшествующий проведению занятию, анализ литературы по теме «ОБЩИЙ АНАЛИЗ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ КАК РЕЗУЛЬТАТА ПРОЦЕССА УЧЕНИЯ», составление плана семинара.
|
22.02.11 |
Проведение семинарского занятия на тему «ОБЩИЙ АНАЛИЗ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ КАК РЕЗУЛЬТАТА ПРОЦЕССА УЧЕНИЯ».Подведение итогов проведенного занятия совместно с куратором. Самоанализ проведенного занятия. | |
22.02.11- 25.02.11 |
Исследовательская Методическая Аналитическая |
Подготовительный этап, предшествующий проведению занятию, анализ литературы по теме «СОСТАВ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФАЗЫ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА», составление плана семинара.
|
25.02.11 | Проведение семинарского занятия на тему «СОСТАВ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФАЗЫ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА».Проведение контрольной работы по пройденным трем темам: 1. «ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ»; 2. «ОБЩИЙ АНАЛИЗ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ КАК РЕЗУЛЬТАТА ПРОЦЕССА УЧЕНИЯ»; 3. «СОСТАВ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФАЗЫ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА». Подведение итогов проведенного занятия совместно с куратором. Самоанализ проведенного занятия.
| |
25.02.11- 11.03.11
|
Исследовательская Методическая Аналитическая |
Подготовительный этап, предшествующий проведению занятию, анализ литературы по теме «ОБЩИЙ АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ», составление плана семинара.
|
11.03.11 |
Проведение семинарского занятия на тему «ОБЩИЙ АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».Подведение итогов проведенного занятия совместно с куратором. Самоанализ проведенного занятия.
| |
14.03.11 |
Аналитическая
|
Совместное анализирование с куратором проведенных занятий, итоговое подведение итогов практики.
|
14.03.11- 30.05.11 |
Методическая Аналитическая
|
Составление отчетно-реферативной работы по педагогической практике. |
30.05.11 |
Проверка куратором отчетно-реферативной работы по педагогической практике.
|
Приложение 2
Конспекты проведенных занятий
Занятие №1
Тема: Общий анализ знаний и умений как результата процесса учения.
Цели:
1. проконтролировать степень усвоения темы «ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ».
2. сформировать представление о процессе учения и его результатах;
3. развивать умение выделять главное, формулировать выводы. Развивать умение применять знания в жизненной ситуации.
Тип занятия: комбинированный урок
Оборудование:
- Проектор, компьютер;
- опорные схемы «процесс учения».
Ход занятия:
1. Организационный момент (5-10мин)
Приветствие, знакомство, проверка готовности к занятию
2. Проверка остаточных знаний (10 мин)
Устный опрос
- Вспомните всё, чему вы научились на прошлом занятии
- Педагогическая психология – это наука, которая занимается чем?
- Это наука (раздел психологии), изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания и т. д. По предмету и методу тесно примыкает к социальной психологии, с одной стороны, и когнитивной психологии, с другой.
- Назовите и охарактеризуйте предмет, объект, задачи, методы педагогической психологии.
3. Сообщение темы, постановка цели (5 мин)
Мы продолжаем изучать новый для Вас предмет «Педагогическая психология». Тема сегодняшнего занятия: «Общий анализ знаний и умений как результата процесса учения». Исходя из темы семинарского занятия, цель занятия – изучить и сформировать представление о процессе учения и его результатах.
4. Изучение нового материала (55 мин)
Учение представляет собой развивающийся процесс, включающий переход от элементарных ситуаций, где оно осуществляется на основе подражания образцу при минимальной активности самого ученика, к высшим ступеням, опирающимся на «самоуправление» ученика, который самостоятельно добывает новые знания или применяет приобретенные ранее знания к решению новых задач.
Усвоение знаний тесно связано с их применением в различных учебных и практических ситуациях. Применение усвоенных знаний зависит от взаимосвязи теоретических и практического, абстрактного и конкретного мышления. Они по-разному соотносятся на разных этапах обучения, в силу чего возникает необходимость использовать процессы интериоризации и экстериоризации (перехода от внешних действий по решению мыслительных задач к действию в умственном плане и обратно).
В процессе обучения не только приобретаются знания, но совершенствуются и те умственные операции, при помощи которых учащиеся добывают и применяют знания, происходит формирование приемов умственной деятельности, включающее как овладение операциями, так и возникновение мотивов, потребностей в использовании данных операций как способов деятельности.
Постановка и достаточно широкое использование приемов умственной деятельности приводит к формированию у учащихся определенных качеств ума: активности и самостоятельности, продуктивности, гибкости и т.п.
Устный опрос по следующим вопросам:
1. Общее понятие о знании и его составе.
2. Свойства, качества и характеристики знаний.
3. Анализ умений и навыков как способности осуществлять действия.
4. Свойства процесса учения: результативность, длительность, напряженность.
5. Заслушивание докладов и совместное обсуждение (30 мин)
Темы докладов:
1. Основные теории учения в отечественной психологии.
2. Деятельностный подход к усвоению социального опыта.
3. Учение как разновидность человеческой деятельности.
6. Итог урока (10 мин)
- Подводя итоги урока, давайте вспомним ещё раз что такое учение?
- Какую цель в начале урока ставили?
- Как вы считаете, достигли ли мы цели?
- Какие трудности возникали на уроке?
Учение представляет собой развивающийся процесс, включающий переход от элементарных ситуаций, где оно осуществляется на основе подражания образцу при минимальной активности самого ученика, к высшим ступеням, опирающимся на «самоуправление» ученика, который самостоятельно добывает новые знания или применяет приобретенные ранее знания к решению новых задач.
Задание к следующему семинарскому занятию:
Вопросы к семинару по теме «Состав, закономерности фазы усвоения содержания учебного материала» :
1. Природа процесса усвоения
2. Подходы к определению усвоения содержания научных знаний.
3. Основные характеристики усвоения.
4. Структурная организация усвоения.
5. Структурный и функциональный анализ действий
6. Свойства действия
7. Этапы процесса усвоения
8. Типы ориентировочной основы действий
Подготовиться к контрольной работе по темам:
1. «Предмет, задачи и структура педагогической психологии. история становления и методы педагогической психологии»;
2. «Общий анализ знаний и умений как результата процесса учения»;
3. «Состав, закономерности фазы усвоения содержания учебного материала».
Подготовить доклад, по желанию, на тему:
Репродуктивные и продуктивные варианты осуществления процессов познания в учении (на примерах).
Основная литература:
1. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 2004.
Дополнительная литература:
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.,1989.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.,1996.
3. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М., 1998.
4. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М., 1985.
5. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М., 1972.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2007.
7. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986.
8. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. – М., 1991.
9. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1984.
10. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М., 1999
11. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. – М., 1997.
12. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1998.
13. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. –М., 1992.
14. Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? – М., 2002.
15. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.Т.2. М., 1981. (Ред.-состав. И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис).
Занятие №2
Тема: Состав, закономерности фазы усвоения содержания учебного материала.
Цели:
1. проконтролировать степень усвоения по трем темам
а. «Предмет, задачи и структура педагогической психологии. история становления и методы педагогической психологии»;
б. «Общий анализ знаний и умений как результата процесса учения»;
в. «Состав, закономерности фазы усвоения содержания учебного материала».
2. сформировать представление о процессе усвоения содержания учебного материала;
3. развивать умение выделять главное, формулировать выводы, развивать умение применять знания в жизненной ситуации.
Тип занятия: комбинированный урок
Ход занятия:
1. Организационный момент (5-10мин)
Приветствие, проверка готовности к занятию
2. Проверка остаточных знаний (10 мин)
Устный опрос
- Вспомните всё, чему вы научились на прошлом занятии
- Учение – это…?
Учение представляет собой развивающийся процесс, включающий переход от элементарных ситуаций, где оно осуществляется на основе подражания образцу при минимальной активности самого ученика, к высшим ступеням, опирающимся на «самоуправление» ученика, который самостоятельно добывает новые знания или применяет приобретенные ранее знания к решению новых задач.Назовите и охарактеризуйте предмет, объект, задачи, методы педагогической психологии.
3. Сообщение темы, постановка цели (5 мин)
Любое постижение нового материала проходит через путь усвоения информации, а в частности, усвоения знаний, получаемых на предметах в ВУЗе и ,к примеру, на занятиях по педагогической психологии. Тема сегодняшнего занятия: «Состав, закономерности фазы усвоения содержания учебного материала». Исходя из темы семинарского занятия, цель занятия – сформировать представление о процессе усвоения содержания учебного материала.
4. Изучение нового материала (55 мин)
Усвоение — основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта. В процессе усвоения человек овладевает социальными значениями предметов и способами действия с ними, нравственными основаниями поведения и формами общения с другими людьми. Усвоению подлежат все содержательные компоненты человеческого поведения — и побудительно-мотивационные, и операциональные. Усвоение значений предметов человеческой материальной и духовной культуры и способов действия с ними составляет основное внутреннее содержание процесса обучения. Стержнем воспитания является усвоение нравственных норм поведения. Усвоение предполагает овладение действием по установлению нового значения предмета (в широком смысле этого слова), что требует первоначальной объективации условий осуществления этого действия (в виде образца, орудий, плана выполнения и т. п.). Эти условия могут задаваться и неявным образом (например, включаться в поведение других людей). Эффективность усвоения — его качество, прочность и скорость — зависит от полноты ориентировочной основы действия, подлежащего формированию; предметного, логического и психологического разнообразия типов материала, включающего усваиваемое содержание; меры управления процессом формирования действия. Реализация этих моментов наряду с усвоением нового значения (формированием понятия) приводит к образованию полноценного действия по применению этого значения. Дальнейшая судьба результатов усвоения — новых действий, понятий и форм поведения — во многом зависит от их места в структуре актуально значимых для субъекта усвоения видов деятельности.
Информация о работе Педагогический процесс, как неотъемлемая часть подготовки клинического психолога