Периодизация жизненных кризисов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 11:56, реферат

Описание

Цель исследования: ознакомить аудиторию с жизненными кризисами и их периодизациями.
Задачи исследования: рассмотреть яркие примеры кризисов в жизни человека.
При написании реферата были использованы научные труды следующих ученых: Б.Г. Ананьева, Э. Эриксона, И.А. Аршавского, Д.Б. Бромлея.
Для написания данной работы были применены следующие методы исследования:
1)Анализ литературы по направлению жизненные кризисы человека;
2)Изучение трудов ученых, занимавшихся кризисными периодами в жизни человека;

Содержание

Введение…………………………………………………………………...............4
1.Исследование кризисов личности в «возрастной психологии»…...…............5
1.1 Понятие «возрастная психология»,методы и этапы исследования….5
1.2Основные теории психического развития человека. Противоречия
индивидуального развития человека……………………………………10
1.3 Возрастная периодизация жизненного цикла человека..……………13
1.4 Кризисы возрастного развития человека…………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников………

Работа состоит из  1 файл

реферат по психологии2.doc

— 284.50 Кб (Скачать документ)


Федеральное агентство  железнодорожного транспорта

Сибирский государственный  университет путей сообщения

Кафедра   « Профессиональное обучение, педагогика и психология»

 

Тема: Периодизация жизненных кризисов.

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Психология»

 

 

 

 

 

            

                   Руководитель: Демидова Л.И.                          Разработала: Бондаренко Н.Н.     

                                                                                                                             Группа:РСО- 111

 

                   ________________                        _________________

                        (подпись)                             (подпись)

                   _________________                                      _________________

     (дата проверки)                                                         (дата сдачи на проверку)

 

Краткая рецензия:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

 

_________________________________

        (запись о допуске к защите)

 

________________________________        _________________________________

        (оценка по результатам защиты)                         (подписи преподавателей)

 

 

 

2012 год


Федеральное агентство  железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Профессиональное обучение, педагогика и психология»

Задание на выполнение реферата

по дисциплине

«Психология».


 

студенту   Бондаренко Н.Н.                                                                   Группа РСО 111

факультет Управление Персоналом

 

Тема: Периодизация жизненных кризисов.

 

Исходные данные к реферату:

1) Результаты исследования методом  анкетирования.

Содержание, объем, трудоемкость и график выполнения

 

 

 

 

Название документа и раздела

Ориентировочно

График 

выполне-

ния (недели)

колич. страниц 

Трудоемко

сть в часах

1. Подбор литературы, составление  плана

1

2

1-2

2. Составление плана написания  работы и утверждение его у  научного руководителя

1

2

 2-3

3. Написание первой части

17

8

6-7

4. Написание второй части

     

5. Оформление и сдача работы  на проверку

 

5.5

9-10

Общая трудоемкость

 

17.5

 

 

Сроки сдачи  на проверку:  с 5.11.12.

Сроки защиты: 12.11.12 -24.12.12

Основная литература:

1.Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология - М.: Просвещение, 1979.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968;

3. Гамезо М.В.Возрастная и педагогическая психология - М.: Просвещение, 1984.

4. Фельдштейн Д. И. Хрестоматия по возрастной психологии - М.: Изд-во ИПП, 1996.

5. Аршавский И. А. Основа возрастной периодизации - М.: Наука, 1975.

 

Задание выдано: 25.09.2012г.

 

Руководитель      _________     Демидова Л.И.

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………...............4

1.Исследование кризисов личности в «возрастной психологии»…...…............5

         1.1 Понятие «возрастная психология»,методы и этапы исследования….5

         1.2Основные теории психического развития человека. Противоречия

          индивидуального развития  человека……………………………………10

         1.3 Возрастная периодизация жизненного цикла человека..……………13

         1.4 Кризисы возрастного развития человека…………………………….18

Заключение……………………………………………………………………….23

Список использованных источников……………………………………….......24

Приложения……………………………………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Кризис, с точки зрения психологии, - это состояние резкого несоответствия между привычными способами жизни организма и потребностями окружающей среды. Другими словами, по-старому жить невозможно, а как по-новому - неизвестно и страшно.Жизненный кризис личности затрагивает весь организм в целом: падает настроение, появляются тревоги, ухудшаются отношения с друзьями и близкими. 
           Разрыв, противоречие между актуальной и потенциальной формами совместного существования и создают, по мнению разных ученых, явление кризиса, когда ребенок, юноша, взрослый к чему-то стремятся, сами не ведая, что душе угодно.                                                        
          Возрастные кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. У кого-то они проходят гладко, кому-то впору чуть ли не вешаться. Форма, длительность и острота кризисов может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей человека, социальных условий, особенностей воспитания в семье. Возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития. Возникающая в результате таких кризисов более реалистическая жизненная позиция помогает человеку обрести новую относительно стабильную форму взаимоотношений с окружающим миром.  
    Жизненные кризисы являются предметом пристального внимания психологов. Разделяя человеческую жизнь на периоды, стадии, они обращают внимание на трудности перехода от одной стадии к другой. При этом подчеркиваются особенности кризисных явлений у женщин и у мужчин, анализируются факторы, инициирующие кризисы. В зависимости от научной ориентации одни исследователи видят причины кризисов в биологическом развитии человека, обращают внимание на сексуальные изменения, другие большее значение придают социализации личности, третьи — духовному, нравственному становлению. Объект исследования: личность, темперамент.

Цель исследования: ознакомить аудиторию с жизненными кризисами и их периодизациями.

Задачи исследования: рассмотреть яркие примеры кризисов в жизни человека.

При написании реферата были использованы научные труды  следующих ученых: Б.Г. Ананьева, Э. Эриксона, И.А. Аршавского, Д.Б. Бромлея.

Для написания данной работы были применены следующие  методы исследования:

1)Анализ литературы  по направлению жизненные кризисы человека;

2)Изучение трудов ученых, занимавшихся кризисными периодами в жизни человека;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Исследование кризисов личности в возрастной психологии

 

1.1 Понятие «возрастная  психология»

          По мере усложнения человеческой деятельности и накопления научных данных в структуре психологии и других наук, идет непрерывный процесс изменений, обусловленный различными,  прежде всего, социальными факторами. Эти изменения выражаются, с одной стороны, в дифференциации («отпочковании»)  отдельных отраслей психологии, а с другой — в интеграции (объединении) различных отраслей и направлений исследований как внутри психологии, так и на стыке ее с другими, смежными науками.

          Возрастная психология как более или менее обособленная отрасль психологической науки возникла в конце  XIX века и была направлена на выявление возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в течение жизни.

          Мера дробления возрастных периодов и их сравнительных характеристик последовательно возрастала. К настоящему времени, с учетом сложившейся системы обучения и воспитания, внутри возрастной психологии четко обозначились подразделы:

  1. Психология младенца;
  2. Психология дошкольника;
  3. Психология младшего школьника;
  4. Психология подростка;
  5. Психология старшего школьника (или ранней юности);
  6. Психология взрослого человека (акмеология);
  7. Психология преклонного возраста (геронтология).

          Если в рамках отдельного возрастного периода можно более детально выявить и проанализировать характеристики определенного возраста, то общая возрастная динамика требует охвата ряда этапов, выявления сравнительных характеристик нескольких возрастных «срезов».

          С момента возникновения возрастной психологии (конец  XIX – начало XX веков) рамки возрастных границ объекта исследований существенно раздвинулись.

          Исследования, связанные  с психологией взрослых людей, постепенно распространились на юношей, подростков, младших школьников, а затем и на дошкольников. Эти исследования позволили обнаружить ранее неизвестные потенциальные возможности детей, а главное  — вскрыть те периоды жизни ребенка, которые наиболее благоприятны (сензитивны) для развития различных функций, интеллектуальных возможностей, формирования нравственных качеств личности.Особенно интересным в этом отношении является ранний возраст, первые годы и даже месяцы жизни ребенка, когда начинается процесс социализации,превращения биологического существа в личность.

          Расширение исследований возрастной психологии в сторону преклонного возраста, тоже принесло много важных и интересных результатов. Границы сохранения активности и творческих способностей человека оказались значительно шире, чем это считалось ранее, а главное, обнаружилось, что эти границы могут быть существенно смещены за счет организации жизни и деятельности человека.

          Возрастная психология, будучи самостоятельной фундаментальной наукой, имеет тесные взаимосвязи с другими дисциплинами. С одной стороны, она опирается на философию, культурологию, психологию развития и общую психологию и дает эмпирический материал для них, а с другой  — является научным фундаментом для педагогической психологии, педагогики и практической психологии.

         Методы возрастной психологии. В отечественной психологии принято выделять четыре группы методов исследования. К первой группе методов, которые можно назвать организационными, относятся: сравнительный, лонгитюдный и комплексный.

Сравнительный метод  — сопоставление различных групп  испытуемых,

или «выборок». В возрастной психологии этот метод позволяет сравнивать друг с другом различные объекты по определенным признакам.  Сравнительный метод, называемый также методом «поперечных срезов», позволяет установить, как варьирует с возрастом та или иная функция (например, определить среднестатистический рост детей какого-то конкретного возраста или сопоставить показатели физической силы, интеллекта, эмоций пятиклассников и девятиклассников).

Недостаток сравнительного метода заключается в том, что  «поперечные 

срезы» не отражают процесса развития. Происходит уравнивание всех

индивидов одного возраста в данной популяции, которые на самом деле могут оказаться на разных уровнях развития.

          Параллельно со сравнительным методом в возрастной психологии применяется  лонгитюдный метод, или метод  «продольного среза». Он

предполагает многократное обследование одних и тех же лиц  на протяжении

достаточно длительного  отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет.

Непосредственным итогом применения этого метода является индивидуальная монография о ходе психического развития.

Ценность лонгитюдного метода состоит в возможности  решения двух

проблем: предсказания дальнейшего  хода психической эволюции и установления генетических связей между фазами психического развития. Лонгитюдный метод устраняет недостаток «поперечного среза»  — уравнивание индивидов. Однако при использовании этого метода встречаются разнообразные трудности, связанные с выбором адекватных методик исследования, сохранностью выработки, трудоемкостью.

Информация о работе Периодизация жизненных кризисов