Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 11:56, реферат
Цель исследования: ознакомить аудиторию с жизненными кризисами и их периодизациями.
Задачи исследования: рассмотреть яркие примеры кризисов в жизни человека.
При написании реферата были использованы научные труды следующих ученых: Б.Г. Ананьева, Э. Эриксона, И.А. Аршавского, Д.Б. Бромлея.
Для написания данной работы были применены следующие методы исследования:
1)Анализ литературы по направлению жизненные кризисы человека;
2)Изучение трудов ученых, занимавшихся кризисными периодами в жизни человека;
Введение…………………………………………………………………...............4
1.Исследование кризисов личности в «возрастной психологии»…...…............5
1.1 Понятие «возрастная психология»,методы и этапы исследования….5
1.2Основные теории психического развития человека. Противоречия
индивидуального развития человека……………………………………10
1.3 Возрастная периодизация жизненного цикла человека..……………13
1.4 Кризисы возрастного развития человека…………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников………
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Сибирский государственный университет путей сообщения
Кафедра « Профессиональное обучение, педагогика и психология»
Тема: Периодизация жизненных кризисов.
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Психология»
Руководитель: Демидова Л.И. Разработала: Бондаренко Н.Н.
________________
(подпись) (подпись)
_________________
(дата проверки)
Краткая рецензия:
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
(запись о допуске к защите)
______________________________
(оценка по результатам защиты)
2012 год
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Сибирский государственный университет путей сообщения
Кафедра «Профессиональное обучение, педагогика и психология»
Задание на выполнение реферата
по дисциплине
«Психология».
студенту Бондаренко Н.Н.
факультет Управление Персоналом
Тема: Периодизация жизненных кризисов.
Исходные данные к реферату:
1) Результаты исследования
Содержание, объем, трудоемкость и график выполнения
Название документа и раздела |
Ориентировочно |
График выполне- ния (недели) | |
колич. страниц |
Трудоемко сть в часах | ||
1. Подбор литературы, составление плана |
1 |
2 |
1-2 |
2. Составление плана написания работы и утверждение его у научного руководителя |
1 |
2 |
2-3 |
3. Написание первой части |
17 |
8 |
6-7 |
4. Написание второй части |
|||
5. Оформление и сдача работы на проверку |
5.5 |
9-10 | |
Общая трудоемкость |
17.5 |
Сроки сдачи на проверку: с 5.11.12.
Сроки защиты: 12.11.12 -24.12.12
Основная литература:
1.Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология - М.: Просвещение, 1979.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968;
3. Гамезо М.В.Возрастная и педагогическая психология - М.: Просвещение, 1984.
4. Фельдштейн Д. И. Хрестоматия по возрастной психологии - М.: Изд-во ИПП, 1996.
5. Аршавский И. А. Основа возрастной периодизации - М.: Наука, 1975.
Задание выдано: 25.09.2012г.
Руководитель _________ Демидова Л.И.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.Исследование кризисов личности в «возрастной психологии»…...…............5
1.1 Понятие «возрастная психология»,методы и этапы исследования….5
1.2Основные теории психического развития человека. Противоречия
индивидуального развития человека……………………………………10
1.3 Возрастная периодизация жизненного цикла человека..……………13
1.4 Кризисы возрастного развития человека…………………………….18
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….....
Приложения……………………………………………………
Введение
Кризис, с точки зрения психологии, - это состояние
резкого несоответствия между привычными
способами жизни организма и потребностями
окружающей среды. Другими словами, по-старому
жить невозможно, а как по-новому - неизвестно
и страшно.Жизненный кризис личности затрагивает весь организм в целом: падает
настроение, появляются тревоги, ухудшаются
отношения с друзьями и близкими.
Разрыв,
противоречие между актуальной и потенциальной
формами совместного существования и
создают, по мнению разных ученых, явление
кризиса, когда ребенок, юноша, взрослый
к чему-то стремятся, сами не ведая, что
душе угодно.
Возрастные
кризисы сопровождают человека на протяжении
всей жизни. У кого-то они проходят гладко,
кому-то впору чуть ли не вешаться. Форма,
длительность и острота кризисов может
варьироваться в зависимости от индивидуальных
особенностей человека, социальных условий,
особенностей воспитания в семье. Возрастные
кризисы закономерны и необходимы для
развития. Возникающая в результате таких
кризисов более реалистическая жизненная
позиция помогает человеку обрести новую
относительно стабильную форму взаимоотношений
с окружающим миром.
Жизненные кризисы являются предметом
пристального внимания психологов. Разделяя
человеческую жизнь на периоды, стадии,
они обращают внимание на трудности перехода
от одной стадии к другой. При этом подчеркиваются
особенности кризисных явлений у женщин
и у мужчин, анализируются факторы, инициирующие
кризисы. В зависимости от научной ориентации
одни исследователи видят причины кризисов
в биологическом развитии человека, обращают
внимание на сексуальные изменения, другие
большее значение придают социализации
личности, третьи — духовному, нравственному
становлению. Объект исследования: личность,
темперамент.
Цель исследования: ознакомить аудиторию с жизненными кризисами и их периодизациями.
Задачи исследования:
рассмотреть яркие примеры
При написании реферата были использованы научные труды следующих ученых: Б.Г. Ананьева, Э. Эриксона, И.А. Аршавского, Д.Б. Бромлея.
Для написания данной работы были применены следующие методы исследования:
1)Анализ литературы по направлению жизненные кризисы человека;
2)Изучение трудов ученых, занимавшихся кризисными периодами в жизни человека;
1. Исследование кризисов личности в возрастной психологии
1.1 Понятие «возрастная психология»
По мере усложнения человеческой деятельности и накопления научных данных в структуре психологии и других наук, идет непрерывный процесс изменений, обусловленный различными, прежде всего, социальными факторами. Эти изменения выражаются, с одной стороны, в дифференциации («отпочковании») отдельных отраслей психологии, а с другой — в интеграции (объединении) различных отраслей и направлений исследований как внутри психологии, так и на стыке ее с другими, смежными науками.
Возрастная психология как более или менее обособленная отрасль психологической науки возникла в конце XIX века и была направлена на выявление возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в течение жизни.
Мера дробления возрастных периодов и их сравнительных характеристик последовательно возрастала. К настоящему времени, с учетом сложившейся системы обучения и воспитания, внутри возрастной психологии четко обозначились подразделы:
Если в рамках отдельного возрастного периода можно более детально выявить и проанализировать характеристики определенного возраста, то общая возрастная динамика требует охвата ряда этапов, выявления сравнительных характеристик нескольких возрастных «срезов».
С момента возникновения возрастной психологии (конец XIX – начало XX веков) рамки возрастных границ объекта исследований существенно раздвинулись.
Исследования, связанные с психологией взрослых людей, постепенно распространились на юношей, подростков, младших школьников, а затем и на дошкольников. Эти исследования позволили обнаружить ранее неизвестные потенциальные возможности детей, а главное — вскрыть те периоды жизни ребенка, которые наиболее благоприятны (сензитивны) для развития различных функций, интеллектуальных возможностей, формирования нравственных качеств личности.Особенно интересным в этом отношении является ранний возраст, первые годы и даже месяцы жизни ребенка, когда начинается процесс социализации,превращения биологического существа в личность.
Расширение исследований возрастной психологии в сторону преклонного возраста, тоже принесло много важных и интересных результатов. Границы сохранения активности и творческих способностей человека оказались значительно шире, чем это считалось ранее, а главное, обнаружилось, что эти границы могут быть существенно смещены за счет организации жизни и деятельности человека.
Возрастная психология, будучи самостоятельной фундаментальной наукой, имеет тесные взаимосвязи с другими дисциплинами. С одной стороны, она опирается на философию, культурологию, психологию развития и общую психологию и дает эмпирический материал для них, а с другой — является научным фундаментом для педагогической психологии, педагогики и практической психологии.
Методы возрастной психологии. В отечественной психологии принято выделять четыре группы методов исследования. К первой группе методов, которые можно назвать организационными, относятся: сравнительный, лонгитюдный и комплексный.
Сравнительный метод
— сопоставление различных
или «выборок». В возрастной психологии этот метод позволяет сравнивать друг с другом различные объекты по определенным признакам. Сравнительный метод, называемый также методом «поперечных срезов», позволяет установить, как варьирует с возрастом та или иная функция (например, определить среднестатистический рост детей какого-то конкретного возраста или сопоставить показатели физической силы, интеллекта, эмоций пятиклассников и девятиклассников).
Недостаток сравнительного метода заключается в том, что «поперечные
срезы» не отражают процесса развития. Происходит уравнивание всех
индивидов одного возраста в данной популяции, которые на самом деле могут оказаться на разных уровнях развития.
Параллельно со сравнительным методом в возрастной психологии применяется лонгитюдный метод, или метод «продольного среза». Он
предполагает многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении
достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет.
Непосредственным итогом применения этого метода является индивидуальная монография о ходе психического развития.
Ценность лонгитюдного метода состоит в возможности решения двух
проблем: предсказания дальнейшего хода психической эволюции и установления генетических связей между фазами психического развития. Лонгитюдный метод устраняет недостаток «поперечного среза» — уравнивание индивидов. Однако при использовании этого метода встречаются разнообразные трудности, связанные с выбором адекватных методик исследования, сохранностью выработки, трудоемкостью.