Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 11:56, реферат
Цель исследования: ознакомить аудиторию с жизненными кризисами и их периодизациями.
Задачи исследования: рассмотреть яркие примеры кризисов в жизни человека.
При написании реферата были использованы научные труды следующих ученых: Б.Г. Ананьева, Э. Эриксона, И.А. Аршавского, Д.Б. Бромлея.
Для написания данной работы были применены следующие методы исследования:
1)Анализ литературы по направлению жизненные кризисы человека;
2)Изучение трудов ученых, занимавшихся кризисными периодами в жизни человека;
Введение…………………………………………………………………...............4
1.Исследование кризисов личности в «возрастной психологии»…...…............5
1.1 Понятие «возрастная психология»,методы и этапы исследования….5
1.2Основные теории психического развития человека. Противоречия
индивидуального развития человека……………………………………10
1.3 Возрастная периодизация жизненного цикла человека..……………13
1.4 Кризисы возрастного развития человека…………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников………
Таблица 5 - Периодизация Дж. Биррена — исследователя процессов старения человека (1964)
юность |
12 — 17 лет; |
ранняя зрелость |
17 — 25 лет; |
зрелость |
25 — 50 лет; |
поздняя зрелость |
50 — 75 лет; |
старость |
старше 75 лет. |
Таблица 6 - Возрастная периодизация Д. Б. Бромлей (1966)
Первый цикл |
утробный | ||
– первая стадия — зигота (оплодотворенное яйцо); – вторая стадия — эмбрион (ранняя стадия биологического развития); – третья стадия — плод (поздняя стадия биологического развития); – четвертая стадия — момент рождения (смена жизни во внутренней среде материнского организма на жизнь во внешней среде). | |||
Второй цикл |
детство: 0 – 11–13 лет: | ||
– первая стадия — младенчество — от рождения до 18 месяцев жизни; – вторая стадия — дошкольное детство — от 18 месяцев до 5 лет; – третья стадия — раннее школьное детство — от 5 до 11-13 лет. | |||
Третий цикл |
юность: 11–13 – 21 год: | ||
– первая стадия — половое созревание — старшее школьное детство (ранняя юность) — 11–13 – 15 лет. – вторая стадия — поздняя юность — 15–21 год. | |||
Четвертый цикл |
взрослость — 21–65 лет: | ||
– первая стадия — ранняя взрослость — 21–25 лет; – вторая стадия — средняя взрослость — 25–40 лет; – третья стадия — поздняя взрослость — 40–50 лет; | |||
– четвертая стадия — предпенсионный возраст — 55–60 лет. | |||
Пятый цикл |
старение: 65–70 лет: | ||
– первая стадия — «удаление от дел», «отставка» — 65–70 лет; – вторая стадия — старость — 70 лет и более; – третья стадия — дряхлость, болезненная старость, смерть —максимум около 110 лет в условиях Англии и Западной Европы. |
Таблица 7 - Стадии развития личности по Э. Эриксону
раннее младенчество |
(от рождения до 1 года); |
позднее младенчество |
(от 1 года до 3 лет); |
раннее детство |
(около 3-5 лет); |
среднее детство |
(от 5 до 11 лет); |
половая зрелость, подростковость и юность |
(от 11 до 20 лет); |
ранняя взрослость |
(от 20 до 40–45 лет); |
средняя взрослость |
(от 40–45 до 60 лет); |
поздняя взрослость |
(свыше 60 лет). |
Внутриутробный цикл: | |
Эмбриональный период — до 8 недель; | |
Переходный период — 8–16 недель; | |
Фетальный период: – ранний возраст — 4–6 месяцев; – средний возраст — 7–8 месяцев; – поздний возраст — 8–10 месяцев. | |
Внеутробный цикл: | |
Младенческий период: – начальный возраст — 1–3 мес. (4–6 мес.); – средний возраст — 7–9 мес.; – конечный возраст — 10–13 мес; | |
Период первого детства: – начальный возраст — 1–4 года; – конечный возраст — 5–7 лет; | |
Период второго детства: – начальный возраст — 8–10 лет для мальчиков;8–9 лет для девочек; – конечный возраст — 11–13 лет для мальчиков; 10–12 лет для девочек. | |
Подростковый период: 14–17 лет для мальчиков;12–16 лет для девочек. | |
Юношеский период: 18–21 лет для юношей; | |
Вторая стадия — стабильная: | |
Взрослый период: – первый возраст — 22–28 лет для мужчин;21–26 лет для женщин; – второй возраст — 29–35 лет для мужчин; 27–32 лет для женщин; | |
Зрелый период: – первый возраст — 36-45 лет для мужчин; 33–40 лет для женщин; – второй возраст — 46–55 лет для мужчин; 41–50 лет для женщин; | |
Третья стадия — регрессивная: | |
Пожилой (предстарческий, старческий) период: – первый возраст — 56–63 лет для мужчин; 51–57 лет для женщин; – второй возраст — 64–70 лет для мужчин; 58–63 лет для женщин; | |
Позднестарческий возраст: – первый возраст — 71–77 лет для мужчин; 64–70 лет для женщин; – второй возраст — 78 – 83–84 лет для мужчин; 71 – 77–78 лет для женщин. |
1.4 Кризисы возрастного развития человека
Переходы между различными периодами и эпохами детского развития,
как правило, происходят очень интенсивно и бурно. Они сопровождаются
значительными трудностями в отношениях взрослых и детей, нарастанием
самостоятельности ребенка и отстаиванием своих прав. Эти переходные периоды
были названы в психологии критическими, то есть связанными с кризисами
возрастного развития.
В детской психологии выделено четыре основных критических периода:
Его составляют следующие компоненты:
- выделение ребенком из окружающей среды взрослого человека
(замирание);
- мимическое (улыбка) и специфическое голосовое(вскрики,гуканье, гуление) общение со взрослым человеком;
- активное привлечение взрослого к общению (движения тела и
конечностей).
В раннем возрасте происходит
интенсивное психическое
- предметная деятельность и деловое общение со взрослым;
- активная речь;
- произвольное поведение;
- формирование потребности в общении со сверстниками;
- начало символической игры;
- самосознание и самостоятельность.
В раннем возрасте наблюдается совершенно особое отношение ребенка к действительности, эту особенность принято называть ситуативностью. Ситуативность заключается в зависимости поведения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации. Восприятие и чувствование еще не отделены друг от друга и представляют собой неразрывное единство, которое вызывает непосредственное действие в ситуации. Вещи имеют особую притягательную
силу для ребенка. Ребенок воспринимает вещь непосредственно здесь и сейчас, не привнося в ситуацию своего замысла и знания о других вещах.
возрасту);
К этому времени происходят резкие изменения на физическом уровне: быстрый рост в длину, изменение пропорций тела, ломка координации движений, появление первых постоянных зубов. Однако главные перемены состоят не в изменении внешнего облика ребенка, а в изменении его поведения.Внешними проявлениями этого кризиса являются манерничанье, кривлянье, демонстративные формы поведения. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает следовать привычным нормам поведения.
Подростковый кризис всегда особенно интересовал ученых. Кризис этот характеризуется перепадами настроения без достаточных причин, повышенной чувствительностью к оценке посторонними внешности, способностей, умений. При этом внешне подростки выглядят самоуверенными, безапелляционными в суждениях. Сентиментальность порой уживается с черствостью, а болезненная застенчивость — с развязностью, показной независимостью, неприятием авторитетов и общепринятых правил, обожанием случайных кумиров.
Этот период характеризуется завершением главной фазы биологического развития, замедлением роста. По данным Б. Г. Ананьева и его сотрудников, пик психофизиологических, психических и интеллектуальных функций
приходится на период 19–20 лет, когда наблюдается повышение уровня
психомоторных характеристик, внимания, памяти, мышления, наблюдается
пик динамичности возбудительного и тормозного процессов. Вместе с тем, по данным ряда исследований, возраст 20 лет является пиком общесоматического развития и пиком всех видов чувствительности (по П. П. Лазареву).К 21 году происходит завершение формирования основных направлений развития высших эмоций: эстетических, этических, интеллектуальных. Именно в этом возрасте человек покидает родительский дом, создает собственную семью и осваивает определенную профессию.
В период между 35 и 46 годами происходит снижение возможностей
новообразований. Это выражается в том, что интеллектуальная активность
остается высокой в привычных условиях профессиональной работы, но
возникают серьезные затруднения в овладении новыми видами деятельности.
Не редкость, когда взрослый человек в середине своего жизненного
пути (35–40 лет) мучительно пытается найти ответы на вопросы: как жить
дальше? для чего жить дальше? зачем вообще жить дальше?
В связи с этим выделяют ряд «биографических кризисов» :
а)кризис нереализованности (переживания человека, основанные на представлении о невыполненности своей жизненной программы, отсутствие
видимых достижений);
б)кризис опустошенности (душевная усталость; ощущение бессилия);
в)кризис бесперспективности (переживание неопределенности
будущего, «безнадежного застоя», когда человек решает, что «впереди ничего не светит»).
Снижение способности выдерживать физическую и нервную нагрузку, утрату живости тканей организма, снижение чувствительности органов чувств, старение сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной и других систем. У пожилых людей организм адаптируется к новым условиям: в
противовес старению развиваются приспособительные функции,
активизируются различные системы организма, что сохраняет его
жизнедеятельность, позволяет преодолеть деструктивные явления старения.
Таким образом, возрастная психология, будучи самостоятельной фундаментальной наукой, имеет тесные взаимосвязи с другими дисциплинами. С одной стороны, она опирается на философию, культурологию, психологию развития и общую психологию и дает эмпирический материал для них, а с другой — является научным фундаментом для педагогической психологии, педагогики и практической психологии. В отличие от стабильных возрастов, кризисные характеризуются яркими и быстрыми изменениями в поведении и в психике человека. На этих этапах развитие идет не эволюционным, а революционным путем. Таким образом, возраст человека есть всегда конвергенция
биологического, исторического и психологического времени.
Пока психологи не изучили жизненного пути человека целиком, казалось,
что существенные изменения происходят только на первых этапах созревания и в старости, однако исследования последних лет показали, что и зрелость не является целью развития и тем более его концом: процесс развития человека принципиально безграничен, так как развитие представляет собой основной способ существования личности.
Заключение
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что возрастной кризис – это переходный этап от одного возрастного периода к другому. В отличии от стабильных возрастов, кризисные характеризуются яркими и быстрыми изменениями в поведении и психике человека. На этих этапах развитие идет не эволюционным, а революционным путем.
Кризисное состояние характеризуется интенсивными отрицательными эмоциями: ощущением неопределенности, волнением, тревогой, переживанием собственной никчемности, беспомощности, одинокости, безнадежности, пессимистической оценкой собственной личности, актуальной ситуации и будущего, выраженными затруднениями в планировании дальнейших действий. Однако, кризис несет в себе позитивное значение, ведь он является необходимым условием дальнейшего развития, почвой для появления новообразований.