Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 11:56, реферат
Цель исследования: ознакомить аудиторию с жизненными кризисами и их периодизациями.
Задачи исследования: рассмотреть яркие примеры кризисов в жизни человека.
При написании реферата были использованы научные труды следующих ученых: Б.Г. Ананьева, Э. Эриксона, И.А. Аршавского, Д.Б. Бромлея.
Для написания данной работы были применены следующие методы исследования:
1)Анализ литературы по направлению жизненные кризисы человека;
2)Изучение трудов ученых, занимавшихся кризисными периодами в жизни человека;
Введение…………………………………………………………………...............4
1.Исследование кризисов личности в «возрастной психологии»…...…............5
1.1 Понятие «возрастная психология»,методы и этапы исследования….5
1.2Основные теории психического развития человека. Противоречия
индивидуального развития человека……………………………………10
1.3 Возрастная периодизация жизненного цикла человека..……………13
1.4 Кризисы возрастного развития человека…………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников………
Комплексный метод:
психологические исследования
включаются в комплексные
Вторую, самую обширную группу составляют эмпирические методы
получения научных данных. К этой группе методов относятся: наблюдение и
самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностические методы
(тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (ученических работ и т. д.); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т. д.).
Третью группу составляют методы обработки данных. К этим методам
относятся количественный анализ (статистический) и качественный анализ
(дифференциация материала по группам, описание случаев, наиболее полно
характеризующих как типичные варианты, так и исключения).
К четвертой группе относятся интерпретационные методы —
генетический и структурный.
Генетический метод позволяет интерпретировать весь отработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии,
критические моменты
становления психических
Структурный метод устанавливает горизонтальные структурные связи между всеми изучаемыми характеристиками личности.
Этапы исследования. Любое психологическое исследование состоит из нескольких общих этапов.
Первый этап — подготовительный. На основе предварительно собранных сведений выдвигается гипотеза о каких-либо психологических закономерностях.
Второй этап — это само исследование, во время которого с помощью различных конкретных методик получают данные, определяемые характером
поставленной задачи.
На третьем этапе проводится количественный и качественный анализ
данных исследования, который дает возможность выявить существенные связи и закономерности. На четвертом этапе используются интерпретационные методы, позволяющие истолковать полученные данные на основе психологической теории и выявить — правильна или ошибочна была первоначальная гипотеза.
1.2 Основные теории
психического развития
Исследование психического развития человека предполагает не только
описание, но и объяснение, интерпретацию фактов. Конкретные факты
приобретают значение только в контексте определенной теории, которая позволяет отделить главное от второстепенного и объяснить основные закономерности психического развития. В современной психологии существует несколько таких теорий. Ключевой вопрос всякой психологической теории заключается в определении движущих сил и источников психического развития. К ним относится либо природное начало в человеке (или его наследственность), либо среда (социальное окружение, приобретенный опыт). В зависимости от того, как решается этот ключевой вопрос, психологические теории подразделяются на два направления. Исторически это различие восходит к двум разным философским течениям, по-разному представляющим развитие ребенка.
Одно из них связано с именем английского философа XVII в. Джона
Локка, рассматривавшего ребенка как чистую доску (tabula rasa), на которой
окружающая среда и общество в лице своих представителей пишут то, что им нужно. Согласно этой теории, психическое развитие заключается в накоплении социально приемлемых форм поведения и выработке полезных привычек и навыков.
Другое направление основывается на взглядах французского философа
XVIII в. Жан-Жака Руссо, который уже в новорожденном ребенке видел
человеческую личность с врожденными способностями и положительными
задатками. Психическое развитие рассматривалось им как созревание природных задатков и их реализация.
Таким образом, в психологии сформировались три главных подхода к интерпретации закономерностей психического развития:
социализации и тех задачах, которые ставит общество на соответствующем
этапе жизненного пути;
процессов и функций.
В настоящее время психологи редко придерживаются этих взглядов в
чистом виде. Обычно в психическом развитии ребенка признается как роль
наследственности, так и роль среды. В то же время в различных теориях по-
разному расставляются акценты, и на первое место выдвигается тот или иной
фактор, который определяет источник психического развития ребенка.
Противоречия индивидуального развития человека
Известный отечественный психолог Б. Г. Ананьев, специалист в области разработки и реализации проблем человекопознания, подчеркивал
необходимость построения целостной системы возрастного развития
человека, включающей в себя данные обо всех фазах и стадиях человеческой жизни и раскрывающей единство индивидуального развития человека. Ананьев указывал на то, что индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой. Нормальная продолжительность жизни и последовательная смена стадий или фаз индивидуального развития строго определены этой программой и видовыми особенностями.
Одно из проявлений этих внутренних противоречий — неравномерность
развития, проявляющаяся в разном темпе развития и созревания функций в
разные фазы онтогенеза, а также гетерохронность — разность в порядке и темпах развития.
Первоначально ученые предполагали, что неравномерность изменений и гетерохронность фаз развития — явления типичные только для процессов роста и созревания. Однако опыт исследований показал, что эти явления проявляются также и в старости — в виде гетерохронности инволюционных процессов и неравномерности старения отдельных систем.При этом важно учитывать, что особенности отдельных фаз развития определяются не только биологическими предпосылками. Известно, что одним из важных фактов долголетия является наследственность, однако, этот фактор не единственный: к нему присоединяются условия среды обитания, характер воспитания, деятельности и т. д. Фазы жизненного пути накладываются
на отдельные стадии онтогенеза так, что некоторые стадии обозначаются как
периоды жизненного пути: преддошкольный, дошкольный, школьный.
Начало личности наступает много позже, чем начало индивида. Да и само
начало индивида имеет глубокие корни в особенностях наследственности,
утробного периода жизни.
С первого момента жизни человек зависит от социальных условий существования и воспитания. Начало личности — долгий и многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий на втором-третьем годах жизни человека. Таким образом, история личности хотя и отмечается датой рождения, начинается много позже.
Не менее трудным, чем объективное определение «начала» индивида,
личности, субъекта деятельности, является определение объективных критериев зрелости человека. Не случайно в психологической литературе понятие «зрелость» заменено понятием «взрослость».
По времени не совпадает наступление зрелости человека как индивида
(физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная) и труда (трудоспособность). Совокупность этих направлений развитиястановится базой для формирования индивидуальности человека.
Таким образом, учет возрастных особенностей человека базируется не
только на учете хронологического возраста, но и на следующих измерениях:
особенности его поколения (нельзя, например, сравнивать поведение и уровень развития современных старшеклассников и их сверстников 40-х и 30-х годов, не учитывая влияния акселерации);
Таким образом, возраст человека есть всегда конвергенция биологического, исторического и психологического времени.
Пока психологи не изучили жизненного пути человека целиком, казалось,
что существенные изменения происходят только на первых этапах созревания и в старости; взрослость считалась этапом максимальной стабильности. Однако исследования последних лет показали, что зрелость не является целью развития и тем более его концом: процесс развития принципиально безграничен, так как развитие представляет собой основной способ существования личности.
1.3 Возрастная периодизация жизненного цикла человека
Ключевой проблемой возрастной психологии является проблема
периодизации жизненного цикла. Неравномерность процессов и гетерохронность смены состояний индивида как отражение внутренних противоречий развития содержат различные возможности жизни — от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в других. В самом деле, можно быть тридцатилетним стариком и «молодым» семидесятилетним человеком —творчески и физически активным. Наглядно возрастная классификация представлена на таблицах 1-7.
Возрастные классификации:
Таблица 1 - Древняя китайская классификация возрастов
Молодость |
до 20 лет; |
Возраст вступления в брак |
до 30 лет: |
Возраст выполнения общественных обязанностей |
до 40 лет |
Познание собственных заблуждений |
до 50 лет; |
Последний период творческой жизни |
до 60 лет; |
Желанный возраст: |
до 70 лет; |
Старость |
от 70 лет. |
Таблица 2 - Классификация возрастов жизни по Пифагору(VI в. до н. э.)
Период становления |
0–20 лет («весна»); |
Молодой человек |
20–40 лет («лето»); |
Человек в расцвете сил |
40–60 лет («осень»); |
Старый и угасающий человек |
60–80 лет («зима»). |
Таблица 3 - Классификация возрастов по Гиппократу (IV в. до н. э.)
1 период |
0–7 лет; |
2 период |
7–14 лет; |
3 период |
14–21 год; |
4 период |
21 год – 28 лет; |
5 период |
28 лет – 35 лет; |
6 период |
35 лет – 42 года; |
7 период |
42 года – 49 лет; |
8 период |
49 лет – 56 лет; |
9 период |
56 лет – 63 года; |
10 период |
63 года – 70 лет. |
Таблица 4 - Возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в г. Москве 1965 г.
Новорожденный |
1–10 дней; |
Грудной возраст |
10 дней – 1 год; |
Раннее детство |
1–2 года; |
первый период детства |
3–7 лет; |
второй период детства |
8–12 лет для мальчиков; 8–11 лет для девочек; |
подростковый возраст |
13–16 лет для мальчиков; 12–15 лет для девочек; |
юношеский возраст |
17–21 для юношей (мужчин); 16–20 для девушек; |
средний (зрелый) возраст первый период второй период |
|
22–35 лет для мужчин; 21–35 лет для женщин; 36–60 лет для мужчин; 36–55 лет для женщин; | |
пожилой возраст |
61–74 для мужчин; 56–74 для женщин; |
старческий возраст |
75–90 для мужчин и женщин; |
долгожители |
старше 90 лет. |