Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 09:26, контрольная работа
Исследования показывают, что психологические нарушения выявляются у 14–20% детей, т.е. у каждого пятого или седьмого ребенка. Эти показатели варьируют в зависимости от пола, возраста, этнического происхождения и места проживания. Например, у детей 6–11 лет поведенческие проблемы отмечаются чаще, чем в других возрастных группах.(6,стр.119-121)
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Что же такое детская психотерапия 5
1.2 Метод песочная терапия 10
1.3 Сэндплэй - песочная терапия 15
1.4 Терапия на песке - опыт работы с детьми.....................................................................20
Заключение 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии клиентов (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции). Песочная терапия одинаково успешно применяется как при работе с детьми, так и при работе со взрослыми.
В Швеции Шарлотта Бюлер разработала «тест мира», который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии.(4, интернет)
Идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована Маргарет Ловенфельд в 1930 годах. М.Ловенфельд назвала свою методику – техника «построения мира». Техника «построения мира» была взята из «теста мира».(1,стр.54)
В 1950-х годах юнгианский психоаналитик Дора Кальфф, изучив методику «построения мира» начала разрабатывать юнгианскую «Песочную терапию», ставшую в впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии. Д.Кальфф вначале использовала песочную терапию с детьми, а затем и с взрослыми людьми.(2,стр106-107)
Д.Кальфф положила в основу своего подхода к песочной терапии теорию К.Г. Юнга.
Сегодня метод песочной терапии используют в арт-терапии, гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой и семейной терапии, в детском психоанализе.
Песочная терапия – это дополнение к другим видам терапии: визуализации, психодрамы, работы с телом и движением, гипноз и т.д.
Юнгианская песочная психотерапия предполагает использование подноса с песком стандартного размера и большого количества миниатюрных предметов.
Отличие арт-терапевтической практики работы
с песочницей от традиционного варианта
юнгианской песочной терапии "заключается
также в возможности использования фокусирующих
техник, связанных с работой на выбранные
клиентом темы. Они могут быть связаны
с запросом или актуальной проблемой клиента".(1,стр.
203-205)
Существенное отличие от традиционного
варианта юнгианской песочной терапии
заключается в использовании интерактивных
игр и упражнений.
Применение фокусирующих техник, связанных с песочной терапией на определенную тему и нередко бывает обусловлено неуверенностью и повышенной тревожностью клиента. В условиях краткосрочной терапии, специалист иногда может применять тематический подход.
Основная цель песочной терапии – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.(1,стр.138-141)
Основная задача песочной терапии - соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.
Возможности песочной терапии
Данный метод позволяет:
Психотерапевтическая работа позволяют психологу решать следующие задачи:
Модификации песочной терапии могут использоваться в работе педагогов, дефектологов, социальных работников, обученных этому методу.
Показания к песочной терапии
Песочная терапия используется не с первой встречи, за исключением, когда клиент специально направлен для процедуры песочной терапии.
Рекомендуется предлагать песочную терапию в случае, если клиент:
Противопоказания к использованию песочной терапии
Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:
Песок для песочницы
В песочнице можно использовать кварцевый песок маркировки "кварцевый песок 0,1-03". Это достаточно мелкие частицы. Более подходящий песок для песочной терапии песок для шиншиллы.(7, стр 45-51)
Для мелкого песка можно иметь пуливизатор с водой, чтобы орошать песок.
Кроме этого можно использовать речной песок с более крупными частицами. Песок бывает разного оттенка - от светлого до темного.
Песок может быть цветным. В работе с клиентами желательно иметь песок различной окраски. В работе используется как сухой так и мокрый песок. Для этого необходимо иметь емкость с водой. Выбор с каким песком работать всегда остается за клиентом.
В отдельных случаях для работы с песком можно использовать также и ватман, у которого загибаются края и он превращается в импровизированное корыто. Еще один вариант для создания песочных картин - использование специального экрана с подсветкой. В первом и во втором случае достаточно использовать один килограмм сухого песка.
При работе с детьми при создании волшебных картин на ватмане, как вариант, можно использовать не только песок, но и фасоль, горох, манку и другую крупу. Грунтовые цветные камни для аквариума. Это позволяет детям развивать творческие способности. Картины делаются быстро. Их можно мгновенно менять, что очень нравится детям и создает эффект волшебства. Символизм ландшафта песочной картины:
Ландшафт в песочном пространстве символизирует карту клиента. Это могут быть горы, равнины, реки, моря и океаны, дороги, леса и т.д.
Ландшафт покажет, какой путь выстроил себе человек, как он будет его проходить.(7,стр45-51)
В песочной терапии при работе с клиентом можно использовать сказки, легенды, мифы, притчи. Данный дидактический материал подбирается в зависимости от проблемы клиента. Сюжет должен быть понятен клиенту не зависимо от возрастной группы - ребенок это или взрослый человек. В коллекции терапевта должно быть несколько заготовок притч, метафор, сказок. В ходе работы их можно соединять в одну единую метафору. Одна метафора может плавно переходить в другую.(3,стр 74)
Метод песочной терапии - представляет собой одну из необыкновенно действенных техник аналитического процесса во время которого ребенок или взрослый строит собственный мир из песка, воды и миниатюрных фигурок. По К.Г.Юнгу, психика обладает собственной глубокой мудростью и потенциалом к исцелению и трансформации, собственной системой самосохранения, неким психическим иммунитетом. Для появления психического иммунитета необходимы определенные условия. Этими условиями является создание надежного и безопасного пространства, где возможно почувствовать подвижность и изменчивость психического содержания. Это становится возможным благодаря созданию и фиксации образов в песочной терапии Sandplay.( 4, интернет http://krugosvet.ru/)
Основной набор для сендплэй состоит из невысокого прямоугольного поддона 28,5 дюймов на 19,5 дюймов и 3 дюймов глубиной наполовину заполненный песком. Внутри поддон выстлан металлическим листом или твердым пластиком и выкрашен в голубой цвет.
Сгребая песок на дне в сторону можно представить себе голубое дно водоемом — рекой,
озером, океаном. Металическое или
пластиковое дно поддона
Сотни миниатюрных фигурок и маленьких предметов стоят на полках и могут быть использованны в построении картины на песке.
Фигурки включают:
разных профессий и.т.д. : фермеры, рабочие, рыцари, солдаты, африканцы, эскимосы, азиаты и т.д.)
Вкратце коллекция фигурок включает весь спектр символических объектов необходимый для создания мира. Фигурки должны быть хорошего качества, чтобы стимулировать в пациенте творческую и эстетическая чувствительность.(10,стр 142)
Никаких инструкций давать не надо. Пациенту предлагается просто создать в поддоне с песком что он пожелает. Пациент может выбрать создать ландшафт или другую какую-нибудь картину или решить вылепить скульптуру или просто играть с песком.
Используя поддон с песком пациент свободен воплощать свои фантазии, выводить наружу и делать ощутимым трехмерным свой внутренний мир.
Терапевт спокойно наблюдает на небольшом расстоянии, фиксирует реакции, поведение пациента, развитие картины и зарисовывает его набросок , чтобы индентифицировать объекты на картине в дальнейшем. Пациент может говорить а может молчать. Он может быть совершенно спокоен или спонтанно говорить о своей картине, рассказывать ее историю, давать объяснения того, что он делает или раскрывать персональное значение объектов. Часто что-то на картине заставляет пациента проговаривать прошлый опыт или настоящие проблемы. Иногда, после реакции на картину, пациент может решить изменить ее, что он свободен сделать.(10,стр.144)
Когда это случается, можно увидеть что произошло продвижение в терапии только за счет того, что пациент создал картину и отреагировал на нее.
Просто взаимодействие с песком похоже дает хороший эффект. Глубоко интровертные и особенно напряженные пациенты расслабляются. Гиперактивные или истеричные успокаиваются. Как будто прикасание к осязаемой трехмерной реальности несет успокаивающий эффект сам по себе. Особенно это эффективно спациентами,которые стремятся пере-вербализовать, рационализировать или интеллектуализировать. Конечно, это также эффективно и по отношению к противоположному типу пациентов, которым трудно вербализировать самим.(11,стр.62-63)
Те, кто интуитивен, находят преимущество в конкретности процесса, который помогает им «заземлиться». Терапевт слушает, наблюдает и выражает себя эмпатически и познавательно с как можно меньшей вербализацией. После того как картина завершена, терапевт может попросить рассказать историю о картине. Терапевт может спрашивать релевантные вопросы или давать возможность пациенту комментировать и находить ассоциации, связанные с картиной.
Отталкиваясь от тех комментариев и ассоциаций относительно картины, которые идут от пациента, терапевт отдельно проясняет смысл картины в рамках юнгианской символики и архитипического понимания. Терапевт пока ничего не объясняет, не настаивает на ассоциациях и не противостоит ни в чем пациенту. Интерпретации могут нести ценные суждения или быть выведены. Цель сэндплэй — предложить действительно свободную игру в безопасном окружении, которое не ограничено правилами. Игра в песке предлагает возможность быть и действовать без обязательств. Заставлять находить ассоциации значит побуждать мозговую деятельность, которая нежелательна здесь, разве что только очень спонтанная.(11,стр.68-69)
Заставлять находить ассоциации означает вербальное обсуждение и ожидание ответа от терапевта.
Я делаю иногда редкие исключения этой практике. Если пациенту не нравится сэндплей и он скептичен в отношении песочной терапии, я могу прокомментировать предыдущие картины, чтобы убедить его в том, что картины фактически передают его невысказанные чуства плюс другую очень полезную информацию. Есть еще исключения, такие как, например, определенная тема требует немедленного разрешения или пациент обеспокоен и нуждается в подтверждении когнитивного понимания.
Терапевт, конечно, свободен использовать любые идеи, которые он извлек из процесса песочной терапии в вербальном анализе. В действительности, реакция пациента на введение этих идей помогает проверить валидность «прочтения» психологом песочной картины.