Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 09:26, контрольная работа
Исследования показывают, что психологические нарушения выявляются у 14–20% детей, т.е. у каждого пятого или седьмого ребенка. Эти показатели варьируют в зависимости от пола, возраста, этнического происхождения и места проживания. Например, у детей 6–11 лет поведенческие проблемы отмечаются чаще, чем в других возрастных группах.(6,стр.119-121)
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Что же такое детская психотерапия 5
1.2 Метод песочная терапия 10
1.3 Сэндплэй - песочная терапия 15
1.4 Терапия на песке - опыт работы с детьми.....................................................................20
Заключение 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Песочная картина никогда не разбирается в присутствии пациента. Когда пациент уходит, его картина остается нетронутой и ментальный отпечаток остается, откуда что-то новое может возникнуть. Совсем нередко пациенты сообщают, что унося с собой изображение песочной картины, они чуствуют себя как бы утешенными. Иногда они меняют изображение в соем внутреннем видении. Иногда они планируют следущую картину, опираясь на последнюю. Разрушить песочную картину в присутствии пациента будет обесцениванием цельного созданного, разрыванием связи между пациентом и его внутренним Я , а также ожесточением отношения с терапевтом.(11,82-84)
После ухода пациента песочная картина фотографируется. После серии сессий, когда Эго пациента становится достаточно сильным, чтобы интегрировать материал правильно, или по обоюдному согласию, терапевт предлагает пациенту серию фотографий. Тогда, объяснения, прояснения, интерпретации могут быть даны и даны ответы на заданные вопросы. Обычно даже тогда немного нужно сказать, потому что фотографии сами говорят напрямую пациенту, потому что он сам буквально видит свой процесс становления и развития. В каком-то смысле, процесс песочной терапии может напоминать продленный сон или активное воображение, которое нуждается в самораскрывании. Юнг делал тоже самое, работая с материалами сновидений в «Психологии и Алхимии». Относительно этого подхода, Юнг сказал:
«Интеллект не возражает «анализу» бессознательного как пассивного объекта; напротив, такая деятельность будет совпадать с нашими рациональными ожиданиями. Но дать бессознательному идти своим путем и воспринимать его как действительность, - это уже превышение способностей обычного западного человека.»(10,стр.161)
Но врач ...который пытается скорректировать загадочную и почти непостижимую работу Всевышнего со своим так называемым научным подходом . . . просто ставит мелкую софистику вместо естественных процессов исцеления »
В сэндплей терапевт использует наблюдения, почерпнутые из песочных картин во время аналитических сессий, также как идеи, собранные аналитически, используются ,чтобы пролить свет на значение картин. Истолкования картин предлагаются пациенту только после завершения сессий, при показе всех фотографий.
Ценность ретроспективного показа фотографий многозначна. Это помогает сделать прикасание к бессознательному более конкретным. Это повторяет и усиливает перемены. Влияние этого на пациента помогает дальнейшим изменениям. Иногда пациенты хотят показать фотографии своим партнерам в отношениях. Партнер тоже может впечатлиться как если бы бессознательное пациента смогло передать ему что-то.
Презентация фотографий предлагает другое измерение терапевтического опыта, в котором пациент может увидеть собственными глазами где он был и что он буквально сотворил. На презентации фотографий терапевт может помочь пациенту проложить путь между визуальными изображениями с одной стороны и происходящим в его внутреннем и внешнем мире. Часто пациенты спонтанно находят взаимосвязь между символическим значением картин и самим собой, что усиливает их сознание компетенции. Часто оба и пациент и терапевт находят что-то значимое новое пока они просматривают фото. Иногда пациент видит какие-тосвязи, которые терапевт не заметил.( 4, интернет http://krugosvet.ru/)
Просмотр фотографий по своей природе — возможность усилить эго пациента. Ведь это созданное им самим. И конечно это не тот момент для терапевта, чтобы демонстрировать его богатые познания в области архетипов или свою блистательную креативность.
В общем, количество интерпретивной или архитипической информации, предложенной пациенту во время показа фотографий ( как и в интерпретации снов в аналитическом процессе) зависит от готовности эго принять, интереса и способности пациента понять.
Случается, что пациент не очень хочет просматривать фотографии. Как будто создание песочной картины было само по себе постановлением, закрывшим гештальт.
Пациент уже вне этого периода его жизни. Это уже для него прошло и больше не имеет значения.
С другой стороны, презентация фотографий может быть трогающей за душу или радующей. А может иметь инфляционный эффект. Терапевт должен быть чуток к любому проявлению чуств пациента и к тому, что он рассматривает с пациентом картины его души. По причине того, что в процессе построения песочной картины терапевт говорит очень мало,он должен очень деликатно выбирать слова. Терапевт должен осознавать,что необдуманное вмешательство в процесс (кроме нестандартных ситуаций) может помешать важному подсознательному процессу излечения.( 4, интернет http://krugosvet.ru/)
Песочный терапевт должен держать под контролем свое немедленное желание найти готовые ответы на неясные вопросы. Из-за того, что терапевт не сразу делится своими впечатлениями от песочной картины и не получает прямых модифицирующих ответов от пациента, он должен ясно понимать, что любые оценки, интерпретации песочной картины являются гипотезой, которую можно изменить или опровергнуть вовсе.(11,стр.210-211)
Ясно, что интерпретация,
сделанная без прямых ассоциаций
или корректирующего и
Любой символ может нести
множество значений. Поэтому желательно
чтобы терапевт, выбирая интепретации,
обладал широким знанием
Конечно, понимание терапевтом
пациента и его картин в целом
должно идти в одном русле с
архитипическими и
Вывод: Sandplay – это не игра по правилам. Ее ценность лежит в показательно неинтеллектуальном характере.
Песок — загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека - своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.
Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.(8,стр. 12-13)
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.
Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством для "заботы о душе" именно так переводится термин "психотерапия".
Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.(8,стр. 149-153)
Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку:
- развить более позитивную Я-концепцию;
- стать более ответственным в своих действиях и поступках;
- выработать большую способность к самопринятию;
- в большей степени полагаться на самого себя;
- овладеть чувством контроля;
- развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;
- развить самооценку и обрести веру в самого себя.
Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.
Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.(8,стр.149-153)
Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами).
Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей "отыграть" свой опыт и чувства - наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.(2,стр.115)
Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так: "Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики".(8,стр.74)
Работа с сухим песком: Песочница в психотерапевтическом кабинете представляет собой одну из разновидностей невербальной символической игры. При этом с песком контактируют одни лишь руки. Человек не выбирает песок - он уже заполняет поднос, так же кок человеческая сущность «заполнена» плотью. Так же как тело, песок можно ощутить, прикасаясь к нему. Песок символизирует бесформенность, за которой следует этап сотворения форм, то происходит на каждой сессии.
В процессе психотерапии
энергия клиента направляется и
перераспределяется более равномерно,
что символизирует перемещение
Работа с мокрым песком: При проведении песочной терапии дети наполняют формы пеком, а тем оставляют их в перевернутом виде, словно некие горки, нуждающиеся во внешней поддержке, либо делают «пирожки». Изготовление «пирожков» с помощью формочек и ведерка можно рассматривать в качестве своеобразного «рождения». До момента рождения ребенка тело матери является первичной средой его обитания.
Использование емкостей, контейнеров, формочек...: Если у клиента образ отдален, не ясен, опасен, то он засыпает контейнеры песком, лепит куличи и раскладывает их по емкостям, тем самым контейнируя тревогу.(5,стр.113-114)
Создание гор: Горы, сопки, высокие холмы могут иметь в картинах множественную нагрузку. Они служат защитой, препятствием, домом, центральной фигурой композиции. Возвышенность приподнимает человека над землей.
Находясь на горе, человек может увидеть свою «земную» жизнь как на ладони. У психологов это называется «приподняться над ситуацией», освободиться от суеты, посмотреть «философским взглядом».
Горы также символизирует стремление человека к социальной реализации, утверждению себя в социальных делах и достижениях. Поэтому, когда психолог знает, что его клиенту не хватает социальной уверенности, мужественности, то он с помощью моделирующей инструкции просит клиента создать композицию, в центре которой будет находиться гора.(9,стр.191)
Кроме того, возвышение из песка напоминает грудь, живот или чрево - все они являются символами согревающего и питающего женского начала, атрибутами Матери-Земли.
В песочной терапии гора может быть частью общей основы композиции. Такой основой, на которой располагается центральная гора или песчаный остров, является голубое дно песочницы, а этом случае песочная форма символизирует «сознание поднимающееся из бессознательного». Гора, поднимающаяся из воды, символизирует землю, связывающую воду и воздух, а также тело между коллективным бессознательным и возвышенными идеалами.(9,стр.193)
Использование ландшафта: Символизм ландшафта отражает рельеф внутреннего мира человека. Каков он? Плоский, холмистый, горный, лесной, водный? Ландшафт отражает динамику внутренних процессов.
Реки нередко протекают транзитом по всей картине, символизируй центральную магистраль. При этом реки могут разделять пространство картины на несколько частей. Таким образом, мы будем иметь дело с автономными частями личностями, актуальными для автора в данный момент времени.(8,стр.98-99)
Объекты среды обитания человека (заборы, мосты, ворота, порталы, знаки...) являются атрибутами процесса социализации человека. Могут рассказать об особенностях коммуникации клиента. Заборы подчеркивают территориальные границы, мосты образуют связи, знаки вводят социальные ограничения, допущения...