Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 09:26, контрольная работа
Исследования показывают, что психологические нарушения выявляются у 14–20% детей, т.е. у каждого пятого или седьмого ребенка. Эти показатели варьируют в зависимости от пола, возраста, этнического происхождения и места проживания. Например, у детей 6–11 лет поведенческие проблемы отмечаются чаще, чем в других возрастных группах.(6,стр.119-121)
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Что же такое детская психотерапия 5
1.2 Метод песочная терапия 10
1.3 Сэндплэй - песочная терапия 15
1.4 Терапия на песке - опыт работы с детьми.....................................................................20
Заключение 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Использование ресурса: Когда ребенок соприкасается с тяжелыми переживаниями, очень важно сохранить его устойчивость, предоставить ему поддержку.
Примером ресурса может быть выбор игрушки, вызывающей положительные эмоции и дающей ощущение уверенности и защищенности. Данный выбор совершается перед работой в песочнице, чтобы ребенок оказался подготовлен к возможному всплыванию тяжелых переживаний. Это делается в том случае, когда терапевт предполагает, что будет затронута сложная тема. Если же тяжелые моменты в процессе сессии всплывают неожиданно, терапевт помогает клиенту найти ресурсное содержание внутри картины.
Работа с травматическим опытом: На песне ребенок имеет возможность отыграть пережитое травматическое событие, используя фигурки из коллекции. Ребенок может Несколько раз проигрывать один и тот же сюжет, тем самым снижая его пугающее значение и переструктурируя эмоциональный опыт.(5,стр.86-88)
Кроме того, ребенок может моделировать развязки историй, расширяя внутренние границы восприятия травмы (снижается жесткая фиксация на определенной последовательности действий в событии) и получая возможность успешного разрешения.
Часто детям легче выразить переживания заменяя реальные объекты фигурами животных.
Работа с аутичными детьми: Ощущение безопасных границ собственного тела формируется у новорожденных в процессе его тактильного контакта с матерью, представляющей собой своеобразную коммуникацию. Подобного ощущения не возникает в тех случаях, когда ребенок испытывает дефицит тактильного контакта, либо когда данный контакт связан с его травматизацией. (5,стр.86-88)
Поверхность песка ассоциируется с «кожными покровами» земли и с окружающей средой. Ранний опыт тактильной коммуникации и ощущение человеком границ личного «пространства» проецируется на песочницу.
Работа с песком в данных случаях выступает как средство компенсации незащищенности или недостаточной тактильной коммуникации.
Стадия «хаоса»: Самая первая стадия в песочной терапии — «хаос». Очень часто эти картины содержат большое количество беспорядочно представленных фигур, часто просто сваленных в кучу. Также часто предметы перемешивают с песком и картины сменяют одна другую.
Стадия конфликта: Конфликтное содержание песочных картин отражает внутреннее напряжение человека. Оно бывает явным и скрытым.
Есть картины, в которых конфликтное содержание лежит «на поверхности»: в песочнице идут бои, имеется множество воинственных героев, кто-то уже погиб, добро борется со злом. Здесь речь идет о явном конфликтном содержании.
... Но есть немало внешне благополучных картин, наличие конфликта е которых можно ощутить лишь на интуитивном, энергетическом уровне. При этом возникает странное ощущение: вроде все хорошо и красиво, но откуда же тревожный фон? Здесь речь идет о скрытом конфликтном содержании.
Нередко разрешение одной темы порождает актуальность другой. Как мы видим, конфликтующие стороны пришли к примирению - объединились за одним столом. И только теперь стала заметно тема отдаленности, одиночества, ранее прикрывающаяся агрессией.
Стадия «гармония»: заключительный этап проработки поднятой актуальной темы или терапии в целом — «гармония». Герои картины, наконец, приходя к согласию и объединяются.
Заключение
Зачастую ребенок не
может выразить словами свое внутреннее
психологическое неблагополучие (ощущение грусти, подавленности, беспомощности,
одиночества, безнадежности). Он сигнализирует
нам 3 способами:
Изменение поведения
стал робкий, неуверенный, менее жизнерадостный;
часто плачет, с трудом засыпает по вечерам,
стал боязлив;
легко теряет самообладание: раздражителен,
дерзок, груб, упрям;
без разрешения берет деньги, уходит из
дома;
часами не отходит от компьютера, живет
в виртуальном мире
Ухудшение состояния здоровья
частые простудные заболевания;
боли и недомогание неясного характера;
Формирование хронических заболеваний
(гастриты, аллергическая патология, диабет,
вегето-сосудистые нарушения).
Детская психотерапия-это комплекс психологического
и медицинского воздействия на ребенка
и его семью для того, чтобы помочь ему
в социальной адаптации, взрослении, сохранении
физического и душевного здоровья. Это
сравнительно молодая область психотерапии
становится все актуальнее, т.к. в наши
дни быть родителем труднее, чем когда-либо
в истории.
В настоящее время психотерапевтическая
помощь становится все более актуальной.
Песочная терапия обеспечивает доступ клиента к самому своему сокровенному «Ядру» чувств. Здесь клиент в образах представляет происходящее в его внутреннем и внешнем мире. Создавая то, о чем говорит внутренний голос, он привносит во внешнюю действительность отношения с самим собой и позволяет бессознательному быть видимым. В течение жизни люди создают некую персону ( маску для окру-жающих),чтобы с ее помощью связываться с внешним миром. Они часто подавляют чувства и мысли , и теряют контакт с собственной Самостью, центром своей души. Чем глубже эмоции и чувства скрываются, тем более дистанцировано от воспоминаний сознание, и менее вероятно то, что мы можем найти слова, которые их выражают…
Игры с песком отражают склонность детей к циклической повторяемости изображений хаоса, борьбы и разрешения конфликта.
Необходимым оборудованием для песочной терапии являются две песочницы, выкрашенные изнутри в голубой цвет и коллекция всевозможных мелких игрушек. Одна из песочниц- для работы с мокрым песком, другая – с сухим.
Еще необходимы различные строительные естественные и искусственные материалы: камни, ракушки, сучки, деревяшки, конструктор. Необходимыми также в коллекции являются различные монстры, страшилки, оружие. И это не полный перечень необходимых игрушек и предметов, пополнять его можно по мере необходимости и возможности.
Важным условием для песочной терапии является безопасная ситуация для клиента. Это отдельный кабинет, и полное отсутствие возможности вторжения кого-либо в кабинет во время занятия. Любое вторжение кого-либо, без желания ребенка, либо шумы за дверью, становятся помехой для данной работы. Клиент воспринимает ситуацию небезопасной, активизируются защитные механизмы и сопротивление психики, которые не позволяют ребенку контактировать с необходимым внутренним психическим содержанием, а соответственно корректировать его.
В конце работы, ребенок покидает кабинет психолога, оставляя свою песочную картину неразобранной. Психолог фотографирует картину для дальнейшего анализа и разбирает песочницу. Важное условие: разбор песочницы ребенок не должен видеть, и приходя на занятие в следующий раз, он не должен застать в песочнице построек других детей. Поэтому психологу приходится делать разбор песочниц после каждого клиента, при этом игрушки надо успеть разложить по категориям. Особенно трудно приходится психологу , когда ребенок отрабатывает на сессии этап хаоса. Т.к. при этом он сметает все игрушки с полок, из контейнеров, сваливает все в песочницу, да еще может залить водой, перемешивая это все. Времени на разбор такой песочницы уходит гораздо больше. Для облегчения работы психолога после такого занятия необходимо иметь различные приспособления как то: большое сито для отделения мелких игрушек от сухого песка, тонкую щетку, или кисточку для сметания песка с игрушек, столов и краев песочницы. Можно использовать автомобильную губку для сбора луж в песке, бумажные полотенца для протирки влажных игрушек. Совершенно необходимы также алюминевые или оцинкованные тазы, в которые при необходимости можно быстро переложить совсем мокрый песок, и насыпать в песочницу сухой песок ( необходимо иметь его в запасе). В этих тазах также удобно сушить песок (на обогревателе или на солнышке).
Используемый песок может быть любым из возможных (серый, желтый, белый…. Перед началом использования песок промывают, прокаливают (или покупают уже готовый в магазине). Периодически песок и ящики просушивают и кварцуют кварцевой лампой.
Песочную терапию эффективно сочетают и с другими психотерапевтическими техниками: сказкотерапия, арт-терапия , психодрама и пр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ