Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:37, курсовая работа
В настоящее время активно ведутся исследования тревожности, агрессивности и других личностных качеств, оказывающих влияние на поведение индивида. Пожалуй, немного найдется таких психологических явлений, значение которых одновременно оценивается и чрезвычайно высоко, и достаточно узко, даже функционально. Но такова тревожность. С одной стороны, это «центральная проблема современной цивилизации», как важнейшая характеристика нашего времени: «XX век — век тревоги». Ей придается значение основного «жизненного чувства современности». С другой — психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или ситуации (соревновательная, экзаменационная тревожность) и т. п.
стр.
Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы изучения тревожности как составляющей личности человека. 6
1.1 Тревожность: понятие, причины возникновения. 6
1.2 Характеристика личностной и ситуативной тревожности. 9
1.3 Состояния тревожности у педагогов. 11
Глава 2. Программа экспериментального исследования. 13
2.1 Планирование исследования. 13
2.2 Процедура проведения эксперимента. 15
2.3 Статистическая обработка данных. 17
Заключение 20
Список литературы 21
Приложения
МИНОБРНАУКИ
РОСИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ч-й государственный университет» |
Курсовая
работа
По
дисциплине «Экспериментальная
психология»
Тема:
«Планирование
однофакторного исследования»
Выполнила | |
Группа | |
Специальность | 030301 Психология |
Проверил |
2011-2012 г.
Содержание:
стр. | |
Введение | 3 |
Глава 1. Теоретические вопросы изучения тревожности как составляющей личности человека. | 6 |
1.1 Тревожность: понятие, причины возникновения. | 6 |
1.2 Характеристика личностной и ситуативной тревожности. | 9 |
1.3 Состояния тревожности у педагогов. | 11 |
Глава 2. Программа экспериментального исследования. | 13 |
2.1 Планирование исследования. | 13 |
2.2 Процедура проведения эксперимента. | 15 |
2.3 Статистическая обработка данных. | 17 |
Заключение | 20 |
Список литературы | 21 |
Приложения | 23 |
Введение.
В настоящее
время активно ведутся
Неудивительно поэтому, что этой проблеме посвящено очень большое количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и в биохимии, физиологии, философии, социологии. Необходимо, правда, отметить, что все это в большей степени относится к западной науке. В отечественной литературе исследований по проблемам тревожности довольно мало, и они носят достаточно фрагментарный характер.
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
В современной литературе имеется много упоминаний о школьной тревожности, немало и исследований на эту тему. Но дело в том, что основная масса работ посвящена проблеме тревожности школьников. Об эмоциональных состояниях педагога пишут реже. Однако тема эта довольно важна. Миф о том, что профессия педагога "творческая и легкая" давно развеян в среде педагогов-практиков. Одним из главных факторов, влияющих на адаптационные процессы в школе, является перегруженность учителя, психическая и физическая напряженность его труда. Среди причин, по мнению педагогов, "толкающих" их к смене профессии, многие отмечают увеличение физической и психологической нагрузки. [18]
Актуальность исследования обусловлена практической значимостью данного явления, так как повышение уровня тревожности влияет на особенности психологического климата педколлектива, деятельность педагога, его отношение к детям.
В своей работе мы хотели бы провести исследование ситуативной тревожности у педагогов образовательного учреждения в условиях прохождения аттестации.
Таким образом, цель проводимого нами исследования: выявить взаимосвязь уровня ситуативной тревожности с наличием аттестационных мероприятий.
Объект исследования: педагогический коллектив образовательного учреждения.
Предмет исследования: уровень ситуативной тревожности педагогов.
Гипотезы исследования:
Задачи:
Глава 1. Теоретические вопросы изучения тревожности как
составляющей личности человека.
1.1. Тревожность: понятие, причины возникновения.
Разные
авторы дают разные определения этому
эмоциональному состоянию. Словарь
практического психолога
Слово
«тревога» было известно в русском
языке с первой половины 18 века и
обозначало «знак к битве». Позже
появилось и понятие «
В.В. Суворова
определяет тревожность, как психическое
состояние внутреннего
А.М. Прихожан определяет тревожность, как устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. [5]
В целом тревожность - это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации, это переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности и является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека. [19]
Вопрос о причинах тревожности открыт, в настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой тревожность, имея природную основу (свойства нервной и эндокринной системы), складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов.
Рассмотрение тревожности как предмета психологического исследования берет начало в психоанализе З.Фрейда. Учёный пришел к выводу, что тревога является функцией Эго и назначение её состоит в том, чтобы предупреждать индивидуум о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать. [11]
Вильгельм Райх рассматривал удовольствия, как свободное движение энергии из сердцевины организма к периферии и во внешний мир. Тревожность же понималась им, как препятствие контакта этой энергии с внешним миром, возвращение ее внутрь, что вызывает “мышечные зажимы”, искажает и разрушает естественное чувствование, в частности сексуальное . [20]
Таким образом, В.Райх внёс в описание феноменологии тревожности важный аспект - ригидность и мышечная зажатость, отказ от выполнения действия путем блокады телесных органов.
Центральная
категория теории А.Адлера - комплекс
неполноценности – также
Другим следствием теории А.Адлера является то, что тревожность чаще вызывают те задачи, которые угрожают самооценке индивида.
Дальнейшее развитие представления о тревожности получили в социокультурной теории личности, разрабатываемой Карен Хорни.[13]
Представления Карен Хорни вносят новые черты в картину природы тревожности - индивид, испытывающий базальную тревожность, стремится к перенесению ответственности за свои действия на социальное окружение.
Согласно Г.Салливану, основные переживания ребенка рассматриваются, как отражение им оценок окружающих и ролей воспринятых им под влиянием общества. Последствием поступка, негативно оцениваемого социальным окружением, является наказание и потеря уважения окружающих, что приводит к утрате чувства собственной безопасности, а, следовательно, нарастанию чувства тревожности. Таким образом, для обеспечения положительной самооценки индивид должен поступать в соответствии с социальными и культурными нормами. Это также гарантирует индивиду отсутствие чувства тревожности.
Источником развития тревожности Г.Салливан считал социальное окружение, а именно родителей как первых людей с которыми взаимодействует ребенок.[15]
1.2 Характеристика личностной и ситуативной тревожности.
Л.А. Китаев-Смык
отмечает, что "широкое распространение
получило... использование в
Ситуативная
тревожность характеризуется
Информация о работе Планирование однофакторного исследования