Планирование однофакторного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:37, курсовая работа

Описание

В настоящее время активно ведутся исследования тревожности, агрессивности и других личностных качеств, оказывающих влияние на поведение индивида. Пожалуй, немного найдется таких психологических явлений, значение которых одновременно оценивается и чрезвычайно высоко, и достаточно узко, даже функционально. Но такова тревожность. С одной стороны, это «центральная проблема современной цивилизации», как важнейшая характеристика нашего времени: «XX век — век тревоги». Ей придается значение основного «жизненного чувства современности». С другой — психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или ситуации (соревновательная, экзаменационная тревожность) и т. п.

Содержание

стр.
Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы изучения тревожности как составляющей личности человека. 6
1.1 Тревожность: понятие, причины возникновения. 6
1.2 Характеристика личностной и ситуативной тревожности. 9
1.3 Состояния тревожности у педагогов. 11
Глава 2. Программа экспериментального исследования. 13
2.1 Планирование исследования. 13
2.2 Процедура проведения эксперимента. 15
2.3 Статистическая обработка данных. 17
Заключение 20
Список литературы 21
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по эспериментальной.docx

— 61.22 Кб (Скачать документ)
МИНОБРНАУКИ РОСИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

«ч-й государственный университет»

 
 
 
 

Курсовая  работа  

По  дисциплине «Экспериментальная психология» 

Тема:

«Планирование однофакторного исследования» 
 
 

            Выполнила  
            Группа  
            Специальность 030301 Психология
            Проверил  
 
 
 
 

2011-2012 г.

 

Содержание: 

  стр.
Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы изучения тревожности как составляющей личности человека. 6
1.1 Тревожность: понятие, причины возникновения. 6
1.2 Характеристика личностной и ситуативной тревожности. 9
1.3 Состояния тревожности у педагогов. 11
Глава 2. Программа экспериментального исследования. 13
2.1 Планирование  исследования. 13
2.2 Процедура  проведения эксперимента. 15
2.3 Статистическая  обработка данных. 17
Заключение 20
Список  литературы 21
Приложения 23

 

Введение.

В настоящее  время активно ведутся исследования тревожности, агрессивности и других личностных качеств, оказывающих влияние  на поведение индивида. Пожалуй, немного  найдется таких психологических  явлений, значение которых одновременно оценивается и чрезвычайно высоко, и достаточно узко, даже функционально. Но такова тревожность. С одной стороны, это «центральная проблема современной  цивилизации», как важнейшая характеристика нашего времени: «XX век — век тревоги». Ей придается значение основного  «жизненного чувства современности». С другой — психическое состояние, вызываемое специальными условиями  эксперимента или ситуации (соревновательная, экзаменационная тревожность) и т. п.

Неудивительно поэтому, что этой проблеме посвящено  очень большое количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и в биохимии, физиологии, философии, социологии. Необходимо, правда, отметить, что все это в большей степени относится к западной науке. В отечественной литературе исследований по проблемам тревожности довольно мало, и они носят достаточно фрагментарный характер.

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение  субъекта. Определенный уровень тревожности  – естественная и обязательная особенность  активной деятельной личности. У каждого  человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния  в этом отношении является для  него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

В современной  литературе имеется много упоминаний о школьной тревожности, немало и  исследований на эту тему. Но дело в  том, что основная масса работ  посвящена проблеме тревожности  школьников. Об эмоциональных состояниях педагога пишут реже. Однако тема эта  довольно важна. Миф о том, что  профессия педагога "творческая и легкая" давно развеян в  среде педагогов-практиков. Одним  из главных факторов, влияющих на адаптационные  процессы в школе, является перегруженность  учителя, психическая и физическая напряженность его труда. Среди  причин, по мнению педагогов, "толкающих" их к смене профессии, многие отмечают увеличение физической и психологической  нагрузки. [18]

Актуальность  исследования обусловлена практической значимостью данного явления, так  как повышение уровня тревожности влияет на особенности психологического климата педколлектива, деятельность педагога, его отношение к детям.

В своей  работе мы хотели бы провести исследование ситуативной тревожности у педагогов образовательного учреждения в условиях прохождения аттестации.

    Таким образом, цель проводимого нами исследования: выявить взаимосвязь уровня ситуативной тревожности  с наличием аттестационных мероприятий.

Объект исследования: педагогический коллектив образовательного учреждения.

Предмет исследования: уровень ситуативной тревожности педагогов.

Гипотезы исследования:

  1. Педагоги, проходящие аттестацию, имеют более высокий уровень ситуативной тревожности, нежели педагоги, не аттестующиеся в течение учебного года.
  2. Аттестующиеся педагоги имеют такой же уровень ситуативной тревожности, что и не аттестующиеся педагоги.

Задачи:

  1. Ознакомиться с теоретическими и эмпирическими исследованиями по проблеме тревожности как составляющей личности человека.
  2. Разработать собственную программу исследования, которая предполагает решение частных задач:
  • Выделить переменные исследования и способы их контроля;
  • Определить способ формирования экспериментальной группы;
  • В соответствии с переменными построить план исследования;
  • Подобрать методики для проведения исследования;
  • Подобрать необходимые методы статистической обработки данных;
  • Выбрать и указать форму представления результатов данных.

 

Глава 1. Теоретические  вопросы изучения тревожности как

составляющей  личности человека.

1.1. Тревожность: понятие,  причины возникновения.

Разные  авторы дают разные определения этому  эмоциональному состоянию. Словарь  практического психолога определяет тревожность, как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся  низким порогом возникновения реакции  тревоги: один из основных параметров индивидуальных реакций. [8].

Слово «тревога» было известно в русском  языке с первой половины 18 века и  обозначало «знак к битве». Позже  появилось и понятие «тревожность». Психологический словарь дает следующее  определение этого термина: «Тревожность – это индивидуальная психологическая  особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным  переживаниям состояния тревоги, а  также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и /или как свойство темперамента, обусловленное слабостью  нервных процессов» . [19]

В.В. Суворова определяет тревожность, как психическое  состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности и в отличие  от страха может быть беспредметной  и зависеть от чисто субъективных факторов, приобретающих значение в  контексте индивидуального опыта. Она относит тревожность к  отрицательному комплексу эмоций, в  которых доминирует физиологический  аспект. [10]

А.М. Прихожан определяет тревожность, как устойчивое личностное образование, сохраняющееся  на протяжении достаточно длительного периода времени. [5]

В целом  тревожность - это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации, это переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности  и является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека. [19]

Вопрос  о причинах тревожности открыт, в  настоящее время преобладает  точка зрения, согласно которой тревожность, имея природную основу (свойства нервной  и эндокринной системы), складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов.

Рассмотрение  тревожности как предмета психологического исследования берет начало в психоанализе З.Фрейда. Учёный пришел к выводу, что тревога является функцией Эго и назначение её состоит в том, чтобы предупреждать индивидуум о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать. [11]

Вильгельм Райх рассматривал удовольствия, как свободное движение энергии из сердцевины организма к периферии и во внешний мир. Тревожность же понималась им, как препятствие контакта этой энергии с внешним миром, возвращение ее внутрь, что вызывает “мышечные зажимы”, искажает и разрушает естественное чувствование, в частности сексуальное . [20]

Таким образом, В.Райх внёс в описание феноменологии тревожности важный аспект - ригидность и мышечная зажатость, отказ от выполнения действия путем блокады телесных органов.

Центральная категория теории А.Адлера - комплекс неполноценности – также вбирает  в себя тревожность. Тревожность  возникает в связи с необходимостью восстановить утраченное социальное чувство (чувство единства с социумом), когда  социальное окружение ставит перед  индивидом задачи. Даже в том случае, если задача очень проста она воспринимается им как проверка полноценности, что  приводит к чрезмерному эмоциональному реагированию на нее, излишнему напряжению при её решении. [21]

Другим  следствием теории А.Адлера является то, что тревожность чаще вызывают те задачи, которые угрожают самооценке индивида.

Дальнейшее  развитие представления о тревожности  получили в социокультурной теории личности, разрабатываемой Карен Хорни.[13]

Представления Карен Хорни вносят новые черты в картину природы тревожности - индивид, испытывающий базальную тревожность, стремится к перенесению ответственности за свои действия на социальное окружение.

Согласно  Г.Салливану, основные переживания ребенка рассматриваются, как отражение им оценок окружающих и ролей воспринятых им под влиянием общества. Последствием поступка, негативно оцениваемого социальным окружением, является наказание и потеря уважения окружающих, что приводит к утрате чувства собственной безопасности, а, следовательно, нарастанию чувства тревожности. Таким образом, для обеспечения положительной самооценки индивид должен поступать в соответствии с социальными и культурными нормами. Это также гарантирует индивиду отсутствие чувства тревожности.

Источником  развития тревожности Г.Салливан считал социальное окружение, а именно родителей как первых людей с которыми взаимодействует ребенок.[15]

 

1.2 Характеристика личностной  и ситуативной  тревожности.

Л.А. Китаев-Смык отмечает, что "широкое распространение  получило... использование в психологических  исследованиях дифференцированного  определения двух видов тревожности: "тревожности характера" и "ситуативной  тревожности" [4]. Таким образом, необходимо дифференцировать два вида тревожности: свойство личности и состояние в какой-либо определенный момент, связанное с конкретной ситуацией. Первую можно определить как личностную тревожность, а вторую – как ситуативную. Под личностной тревожностью понимается относительно устойчивая индивидуальная характеристика – склонность или тенденция воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на эти ситуации появлением состояния тревожности различного уровня. Как реактивная диспозиция, личностная тревожность "активизируется" при восприятии определенных "угрожающих" стимулов, связанных со специфическими ситуациями: потерей престижа, снижением самооценки, утратой самоуважения индивида и другими.

 Ситуативная  тревожность характеризуется субъективно  переживаемыми эмоциями напряжения, беспокойства, озабоченности, нервозности,  вызванными конкретной ситуацией  и сопровождаемыми активизацией  вегетативной нервной системы,  учащением сердцебиений, повышенным  потоотделением и т.д. Состояние  тревожности как эмоциональная  реакция на стрессовую ситуацию  может быть различной интенсивности  и достаточно динамично и изменчиво  во времени. Тревожность непосредственно  связана с риском возникновения  неврозов. Она является одним  из факторов риска, оказывающих  неблагоприятное влияние на адаптационные  возможности организма в стрессовых  ситуациях. [12]

Информация о работе Планирование однофакторного исследования