Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:37, курсовая работа
В настоящее время активно ведутся исследования тревожности, агрессивности и других личностных качеств, оказывающих влияние на поведение индивида. Пожалуй, немного найдется таких психологических явлений, значение которых одновременно оценивается и чрезвычайно высоко, и достаточно узко, даже функционально. Но такова тревожность. С одной стороны, это «центральная проблема современной цивилизации», как важнейшая характеристика нашего времени: «XX век — век тревоги». Ей придается значение основного «жизненного чувства современности». С другой — психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или ситуации (соревновательная, экзаменационная тревожность) и т. п.
стр.
Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы изучения тревожности как составляющей личности человека. 6
1.1 Тревожность: понятие, причины возникновения. 6
1.2 Характеристика личностной и ситуативной тревожности. 9
1.3 Состояния тревожности у педагогов. 11
Глава 2. Программа экспериментального исследования. 13
2.1 Планирование исследования. 13
2.2 Процедура проведения эксперимента. 15
2.3 Статистическая обработка данных. 17
Заключение 20
Список литературы 21
Приложения
Деятельность человека в порождающей тревожность ситуации непосредственно зависит от силы ситуационной тревожности, действенности контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации.
Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности.[9]
Существует несколько способов измерения тревожности. Среди них методики для диагностики взрослых (Спилбергер, Тейлор, Хекхаузен, Ханин и др.) и детей (Тэммл, Дорка, Амен). [12], [2]
Для
лучшего различения личностной
и ситуационной тревожности
1.3 Состояния тревожности у педагогов.
Понятие «ситуативная тревожность» близко к понятию «стресс». Анализ литературы показал, что имеется множество работ по изучению влияния педагогической деятельности на наличие стресса у педагогов.
Профессия
педагога относится к группе профессий
повышенного риска по частоте
нарушений здоровья. Обследования состояния
здоровья педагогов показали, что 89,3%
обследованных имеют
В 1998-1999 учебном году Социологическим центром управления образования администрации Центрального района г. Тольятти было проведено исследование, посвященное проблемам социальной и профессиональной адаптации педагогических кадров города. В данном исследовании отслеживалась связь уровня педагогической тревожности с возрастом и стажем педагога. Эксперимент выявил, что именно педагогический стаж оказывает существенное влияние на уровень тревожности.
В начале
трудовой деятельности уровень тревожности
учителей невысок: педагог чувствует
себя полным сил, физически и морально
здоровым. По мере работы в школе
социальная тревожность педагогов
возрастает (как по составляющим здоровья,
так и по составляющим эмоциональных
переживаний), накапливается усталость,
что, несомненно, сказывается в ситуациях
общения с учащимися и
Имеется также исследование, где рассматривается взаимосвязь уровня тревожности и эмоционального выгорания педагогов. [16]
Было
выявлено, что тревожность напрямую
связана с эмоциональным
Анализ
литературы показал, что взаимосвязь
уровня ситуативной тревожности
педагога с аттестационными
Цель исследования: выявить взаимосвязь уровня ситуативной тревожности испытуемых с наличием процедуры педагогической аттестации.
Объект исследования: уровень ситуативной тревожности испытуемых.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня ситуативной тревожности педагога с наличием аттестационных мероприятий.
Эмпирические гипотезы:
1. Доля лиц, у которых имеется повышенный уровень ситуативной тревожности, в выборке аттестующихся педагогов не больше, чем в выборке педагогов не участвующих в аттестации.
2. Доля лиц, у которых имеется повышенный уровень ситуативной тревожности, в выборке аттестующихся педагогов больше, чем в выборке педагогов не участвующих в аттестации.
Задачи исследования:
Для
исследования будет использован
факторный эксперимент для
Переменные и их контроль.
Внутренние переменные:
Уровень ситуативной тревожности.
Зависимая переменная контролируется через регистрацию индивидуальных измерений (результаты тестирования).
Номинально - дихотомическая шкала.
Уровни измерения переменной:
- Есть повышенный уровень ситуативной тревожности.
В данном эксперименте будет считаться, что «Есть повышенный уровень ситуативной тревожности», если показатели уровня ситуативной тревожности испытуемых, проходящих аттестацию, будут соответствовать повышенному уровню, а не проходящих аттестацию – низкому и умеренному.
- Нет повышенного уровня ситуативной тревожности.
В данном эксперименте будет считаться, что «Нет повышенного уровня ситуативной тревожности», если показатели уровня ситуативной тревожности испытуемых, проходящих аттестацию, будут соответствовать низкому и умеренному уровню, и не проходящих аттестацию – низкому и умеренному.
2. Независимая переменная:
Аттестационные мероприятия.
Независимая переменная контролируется за счет того, что значения задаются экспериментатором, то есть в одной из групп аттестационные мероприятия присутствуют, в другой - отсутствуют.
Номинально-дихотомическая шкала.
Уровни измерения переменной:
- Есть аттестационные мероприятия.
- Нет аттестационных мероприятий.
Внешние переменные:
Формирование экспериментальной группы.
Формирование выборки испытуемых осуществляется стратегией отбора при помощи стратометрической рандомизации.
В экспериментальную выборку
отбираются испытуемые с
Методики эмпирического исследования:
Для
эмпирического исследования использована
методика на определение уровня ситуативной
тревожности «Шкала реактивной тревожности
Спилбергера» (Ч.Д.Спилберг, Ю.Л.Ханин),
приложение 1.
2.2 Процедура проведения эксперимента.
Таблицы с результатами исследования представлены в приложении 2.
Для
проведения исследования используется
факторный эксперимент для
Таблица № 1
План для факторного эксперимента.
Y | X | |
X1 | X0 | |
Y1 | Y1 X1 | Y1 X0 |
X – наличие аттестационных мероприятий.
X1 – аттестационные мероприятия отсутствуют.
X0 – аттестационные мероприятия присутствуют.
Y – Уровень тревожности индивида.
Таким образом, в эксперименте участвует две группы испытуемых по 8 -10 человек. Эксперимент включает в себя 2 процедуры исследования:
Показатели каждой группы, регистрируются и заносятся в таблицы первичных данных 1 и 2, представленных в Приложении 2.
Полученные данные обобщаются и заносятся в следующую таблицу.
Таблица № 2
Показатели уровня ситуативной тревожности в зависимости от наличия аттестации.
Количество
испытуемых
Показатель уровня тревожности |
Нет аттестации, 1 группа | Есть аттестация,
2 группа |
Есть повышенный уровень тревожности | ||
Нет повышенного уровня тревожности | ||
∑ | 100% | 100% |
Для подсчета результатов используется φ*- критерий Фишера, т. к. удовлетворяются все условия области применения: выборки независимые, используется номинально - дихотомическая шкала измерений, объемы сравниваемых выборок более пяти, ни одна из сопоставимых долей не равна нулю.
Формулируются статистические гипотезы:
H0 : Доля лиц, у которых имеется повышенный уровень ситуативной тревожности, в выборке аттестующихся педагогов не больше, чем в выборке педагогов не участвующих в аттестации
H1
: Доля лиц, у которых имеется повышенный
уровень ситуативной тревожности, в выборке
аттестующихся педагогов больше, чем в
выборке педагогов не участвующих в аттестации.
Далее строятся четырехклеточные таблицы сопряженности эмпирических частот:
Таблица № 3
Сопряженность эмпирических частот по признаку: есть, нет высокий уровень ситуативной тревожности, в ситуациях: есть аттестация, нет аттестации (в %).
Группы | Есть повышенный уровень ситуативной тревожности | Нет повышенного уровня ситуативной тревожности | |||
Кол-во | % | Кол-во | % | ∑ | |
1 группа, нет аттестации | 100% | ||||
2 группа, есть аттестация | 100% |
Информация о работе Планирование однофакторного исследования