Понимание психики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 20:36, контрольная работа

Описание

Представители гуманистического и когнитивного направлений поставили проблему соотношения рациональных и интеллектуальных процессов в психике индивида. При этом особое значение они придают процессу самоактуализации личности и прогнозированию жизненных ситуаций с помощью ≪личностных конструктов≫.
Основные подходы к анализу психики личности (психоаналитическая, бихевиористская, гуманистическая, когнитивная) были разработаны в 30—60-е годы XX в. В настоящее время в психологии существует множество теорий личности.

Содержание

Введение
1.Структура психики по Фрейду
2. Модель психической структуры личности в аналитической психологии Юнга
3. Гуманистический и когнитивный подходы к пониманию психики личности
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Психология 2 курс.docx

— 66.69 Кб (Скачать документ)

 

Введение.

   

         Большинство расхождений и конфликтов в межличностных отношениях деловых партнеров связано с индивидуальными особенностями их психики. Эти особенности обусловлены не только генетическими, но и социально-культурными влияниями. Подчеркивая уникальность психики каждого человека, швейцарский психолог Карл Густав Юнг писал: Ни одно автономное психическое содержание не является внеличностным, или объективным. Объективность, внеличность — это категории сознания. Все же автономные психические факторы имеют личностный характер1.

Смена и чередование эмоциональных  переживаний, аффективных реакций, разнообразных инстинктов, мотиваций  и установок позволяет психике личности адаптироваться к сложным жизненным ситуациям. Такие ситуации зачастую возникают в деловом общении. Личности с активной и динамичной психикой склонны следить за своими действиями и действиями партнера, выявляя сильные и слабые стороны как собственных поступков, так и всей сложившейся ситуации. В случае неудачи они, не колеблясь, берут ответственность на себя за то, что приложили недостаточно усилий ДЛЯ установления делового контакта. Напротив, личности с пассивной и менее дееспособной психикой более склонны винить в неудаче различные внешние обстоятельства или своих деловых партнеров. Различные модификации социального поведения деловых партнеров свидетельствуют о наличии существенных отличий в их психической структуре. Сама же по себе психическая структура выступает как знак личности, выражает ее индивидуальность и психические особенности. По своей сущности психическая структура не является неизменной, а скорее представляется движущим и текущим процессом. Тем не менее ДЛЯ нее характерна определенная целостность, включающая комплекс довольно устойчивых признаков: инстинкты, рефлексы, темперамент, чувствительность, способности, мотивации, установки. Все эти признаки определяют свойственный данному человеку ход мыслей и поведения, когда он приспосабливается к различным жизненным ситуациям.

Описать психическую структуру  личности пытались многие теории. Одни из них сделали попытку выявить  ее биологическую детерминацию. Например, теории Кречмера и Шелдона связали  характер психических реакций человека с его физической конституцией. Другие теории сделали главный упор на выявление соотношения различных элементов, уровней и систем психической структуры. К таким теориям можно отнести психоаналитическую концепцию Зигмунда Фрейда и аналитическую психологию Карла Юнга.

Представители гуманистического и когнитивного направлений поставили проблему соотношения рациональных и интеллектуальных процессов в психике индивида. При этом особое значение они придают процессу самоактуализации личности и прогнозированию жизненных ситуаций с помощью ≪личностных конструктов≫.

Основные подходы к  анализу психики личности (психоаналитическая, бихевиористская, гуманистическая, когнитивная) были разработаны в 30—60-е годы XX в. В настоящее время в психологии существует множество теорий личности. Они позволяют прогнозировать личностные характеристики индивида, его поведенческие реакции и мотивации, а также характер и способы межличностных отношений. При этом все современные теории личности принято подразделять на три типа.

     Первый тип — это психодинамические теории. К ним можно отнести теории 3. Фрейда, К. Юнга и их современных последователей. Они объясняют динамику личности на основе взаимодействия структурных элементов психики: бессознательных мотиваций, влечений, комплексов и архетипов.

    Второй тип — социодинамические теории. Ведущую роль в развитии психики личности они отводят социокультурным детерминантам: социальным условиям существования личности, ее социальному окружению и предметной деятельности. Такая позиция доминирует в деятельностном подходе С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, теории оперантного научения Б. Скиннера.

     Третий тип составляют интеракционистские теории личности. Они объясняют динамику психики личности на основе взаимодействия

1 Согласно представлениям  Кречмера и Шелдона, высокие  и худые люди обладают заторможенной  психикой и склонны к робости  и одиночеству; сильные и мускулистые люди имеют динамичную психику и отличаются стремлением к доминированию, властвованию.

Психология делового общения внутренней психической структуры с внешней социальной средой. Этот подход наиболее очевиден в когнитивных теориях личности Дж. Келли, А. Бандуры и теории социального научения Дж. Роттера. В практике делового общения многообразные подходы к анализу психики индивида могут быть использованы с целью создания между партнерами эффективных межличностных отношений и согласованного психологического взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Структура психики по Фрейду

 

       Модель психической структуры личности сложилась в психоанализе 3. Фрейда не сразу, а в процессе длительной психотерапевтической практики. На ее сущностное и мировоззренческое обоснование оказали воздействие философские теории Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, влиянию которых Фрейд был подвержен в поздний период своей деятельности.

Человеческая психика, согласно Фрейду, включает в себя три области — системы психического: сознательное, бессознательное и предсознательное, которые находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодействия. Для первых двух систем (сознательного и бессознательного) характерна постоянная напряженная борьба, определяющая функционирование всей психической жизни человека. Результатом этой борьбы выступает каждый душевный акт и человеческий поступок.

Необходимой и крайне важной составной частью психической структуры  является система бессознательного. Именно она, по утверждению Фрейда, служит источником всех психических сил и энергий личности. В статье ≪Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе≫ Фрейд предложил для обозначения этой системы использовать сочетание Ubw (начальные буквы немецкого Unbewust — бессознательное). Позднее в работе ≪Я и Оно≫ эта система получила обозначение Оно.

Что же представляет собой  бессознательное?

Прежде чем дать его  определение, Фрейд делает замечание, что ≪психическое≫ и ≪сознательное≫ — понятия не идентичные. Их нельзя отождествлять, так как в психике человека наличествуют очень интенсивные скрытые представления, присутствие которых человек не замечает и не осознает, но они проявляются в оговорках, ошибках памяти и речи, забывании имен и т.д.

Для практики делового общения  это замечание Фрейда представляется очень существенным. Затянувшиеся паузы  перед некоторыми словами, оговорки, обмолвки делового партнера могут свидетельствовать о некоторой неискренности его речевых (вербальных) суждений, о скрытых и неосознанных его стремлениях.

Характеризуя бессознательное  как ≪закономерную неизбежную фазу процессов, которые проявляет наша психическая деятельность≫, Фрейд выделяет такие его важнейшие особенности, как:

 

  1. оно — несловесное (невербальное);

 

  1. ≪оно никогда не умирает≫, не теряет своей динамической силы и энергии;

 

 

  1. ему закрыт прямой доступ в сознательное;

 

  1. по динамике своего образования бессознательное есть вытесненное (Verdrangung), формирующееся на протяжении всей жизни человека без всякого участия сознания;

 

 

  1. законы его функционирования отличаются от законов сознательной деятельности; бессознательное ≪как бы не обращает внимание≫ на смену дня и ночи, рождения и смерти, живет ≪всевременно≫, — сразу прошлым, настоящим и будущим.

 

По своему содержанию бессознательное представляет внутреннюю стихию психических процессов, ≪кипящий котел≫ инстинктов, аффектов, базальных (врожденных) эмоций, влечений. Наиболее обстоятельно содержание и структуру бессознательного Фрейд анализирует в своих лекциях ≪Введение в психоанализ≫. В качестве важнейших структурных элементов бессознательного он выделяет ошибочные действия, сновидения, влечения.

Ошибочные действия, к которым Фрейд относит оговорки, обмолвки, описки, ошибки, забывание, затеривание, запрятывание, являются психическими актами. Они возникают в результате интерференции (наложения) двух различных намерений.

 

Сновидения представляют собой психические реакции на действующие во сне раздражители. Они являются устранением нарушающих сон психических раздражителей путем галлюцинаторного удовлетворения.

Впервые в психологии Фрейд  обстоятельно показывает, что сновидения являются не соматическим, а психическим феноменом. Он дает обстоятельное описание символики сновидений и разрабатывает технику их толкования.

 

Особое внимание Фрейд  уделяет влечениям. Именно они составляют основной фонд бессознательного. Представляя собой психические элементы внутренних раздражений организма, имеющих соматический (телесный) характер, влечения подразделяются на две группы:

 

• влечения ≪Я≫, цель которых — самосохранение индивида;

 

• сексуальные влечения (libido), цель которых — продолжение рода; они рождаются вместе с телом человека и ведут никогда не угасающую жизнь в его психике.

 

На основе влечений, и  в особенности инфантильных влечений сексуального характера, происходит формирование комплекса Эдипа, учение Фрейда о котором — одно из важнейших в психоанализе. Фрейд считал, что во всех жизненных ситуациях личность заимствует свою психическую энергию от этого первого, вытесненного в бессознательное, комплекса Эдипа.

Положение Фрейда о ведущей  роли Эдипова комплекса в психической  структуре личности не является бесспорным.

Комплекс Эдипа (Эдипов комплекс) — по имени мифического царя Эдипа, который, вопреки своей воле и не ведая того, убивает отца и женится на матери.

В учении Фрейда он означает вытесненное из детской жизни  сильное влечение к матери и связанное с ним агрессивное отношение к отцу.

В ситуациях делового общения так или иначе происходит спонтанная психическая дифференциация партнеров по признаку пола. И в зависимости от того, кто ваш деловой партнер — мужчина или женщина, соответственно срабатывают механизмы психологической защиты, а также эффекты ореола, идентификации и стереотипизации.

Разработанная Фрейдом типология  влечений в процессе психотерапевтической практики подверглась им существенной корректировке. Он ввел новое деление  влечений и предложил более расширенное толкование содержания бессознательного. При этом он исходил из того, что психическая жизнь человека представляет собой непрерывную борьбу между Эросом (сексуальными влечениями и влечениями ≪Я≫) и Танатосом (влечениями к смерти).

Эрос обеспечивает стремление психики человека к жизни, к ее сохранению во что бы то ни стало, или в форме сексуальной — продолжение рода, — или в виде целостности организма. Весь физиологический процесс созидания, пока организм жив, обеспечивается этим стремлением психики, то есть Эросом.

Танатос, напротив, пытается вернуть организм человека в безжизненное состояние, к мертвой, неорганической материи. Но пока человеческий организм жив, преобладает Эрос. Это новое, предложенное Фрейдом деление влечений, отразило сильное влияние на его теорию идей знаменитого немецкого биолога, основателя неодарвинизма Вейсмана.

Теперь и само бессознательное  как система психической структуры  обогащается в психоанализе Фрейда качественно новыми моментами. Оно представляется не чем-то низшим, темным, аморальным в социально-психологическом смысле, а таким, которое способно нести сознательное и даже творческое начало.

 Таким образом, Фрейд подходит к обоснованию второй области психической структуры личности — ≪Идеал-Я≫, или ≪Ceepx-Я≫, которое становится продуктивным источником психической силы и энергии для взаимодействия с реальностью, и прежде всего с явлениями моральной и культурной жизни.

Важнейшим является и то, что система ≪Сверх-Я≫ формируется под влиянием социальной среды и запретов. Принимая на себя функции нравственного сознания, она оценивает все поступки и душевные акты личности с точки зрения ≪добра≫ и ≪зла≫.

К проявлениям ≪Сверх-Я≫ можно отнести ≪внезапное пробуждение совести≫ у человека, возникновение ≪безотчетного чувства вины≫, строгости и презрения к себе. Выступая как цензор, веления которого выполняются вытеснением, ≪Сверх-Я≫ обнаруживает себя как моральная и даже ≪гиперморальная≫ (по терминологии Фрейда) психическая сила, которую сознание не может преодолеть. Природа человека, по утверждению Фрейда, — как в отношении добра, так и в отношении зла далеко превосходит то, что он сам предполагает о себе.

Образование ≪Сверх-Я≫ Фрейд связывает с особым психическим механизмом — идентификацией (отождествлением). В жизни человека идентификация возникает довольно часто, особенно когда ему необходимо перейти от овладения каким-либо лицом к отождествлению себя с ним.

В качестве примера Фрейд  приводит отождествление ребенка с отцом в период переживания Эдипова комплекса. В дальнейшем, во взрослой жизни, это проявляется как отождествление с авторитетным лидером, с объектом любви и т.п.

Психические феномены ≪Сверх-Я≫ осуществляют нравственный контроль за поведением партнеров. Зачастую в психической структуре личности происходит столкновение нравственных и прагматичных (выгодных для дела) суждений. Иногда партнеру приходится делать нравственный выбор, отказавшись от удачной деловой операции. Тем более что партнеры в деловом общении выступают как личности, значимые друг для друга.

Информация о работе Понимание психики