Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 20:36, контрольная работа
Представители гуманистического и когнитивного направлений поставили проблему соотношения рациональных и интеллектуальных процессов в психике индивида. При этом особое значение они придают процессу самоактуализации личности и прогнозированию жизненных ситуаций с помощью ≪личностных конструктов≫.
Основные подходы к анализу психики личности (психоаналитическая, бихевиористская, гуманистическая, когнитивная) были разработаны в 30—60-е годы XX в. В настоящее время в психологии существует множество теорий личности.
Введение
1.Структура психики по Фрейду
2. Модель психической структуры личности в аналитической психологии Юнга
3. Гуманистический и когнитивный подходы к пониманию психики личности
Список использованной литературы
В связи с этим положением Юнга желательно и в деловом общении больше обращать внимание на непроизвольные, спонтанные жесты партнера, не совпадающие с вербальной информацией. А в сложных конфликтных ситуациях прислушиваться и к своим внутренним интуитивным спонтанным психическим ощущениям.
Это важно еще и потому, что в партнерских отношениях делового общения возможно проявление так называемой синхроничности. Феномен синхроничности, по мнению Юнга, состоит в том, что любой психоидный архетип не только имеет тенденцию локализоваться в отдельной личности, но и воздействовать на ее ближнее окружение ≪через подпороговое восприятие мельчайших признаков данного аффекта≫. В этом феномене обнаруживается коллективная природа психоидного архетипа, ведь коллективное бессознательное в отличие от личностного, идентично у всех личностей. Поэтому при общении с деловым партнером, у которого имеются
активированные
Коллективное бессознательное неразрывно связано с личностным бессознательным и вместе с ним и другими системами психики образует единую психическую структуру личности.
Интегрирующий центр этой структуры, архетип единства и целостности, Юнг обозначил как das Selbst — Самость.
Выступая как интегрирующее начало психики, Самость призвана в своих пределах объединить все противоречивые взаимодействия психической структуры, выразить психическую целостность личности и обеспечить ее реализацию в качестве субъекта.
Становление Самости происходит в процессе индивидуации — такого психического развития, которое реализуется лишь во второй половине жизни, когда индивид освобождается совсем от родительских уз и обретает новое единство сознания с бессознательным.
По мнению Юнга, Самость можно представить в виде определенного геометрического символа, кратного четырем и имеющего круговую структуру с гипотетическим центром между сознательным и бессознательным.
Поэтому, согласно Юнгу, Самость объединяет четыре системы психики:
. Jch (Я)
• Persona (Маска)
• Schatten (Тень)
• Anima и Animus (Образы женщины и мужчины)
Система ≪Я≫ составляет самую малую часть психики как целого. Она выступает центром сознания и именно к ней стекает весь поток осознаваемых психических переживаний. Для нее, по мнению Юнга, характерны узость, дискретность, степень ясности и малое информационное содержание.
Представляя в значительной своей части процессы отображения органами чувств внешнего и внутреннего мира, система ≪Я≫ способна нести в себе автономные комплексы психических данных. Эти комплексы включают определенные группы последовательно связанных друг с другом идей и образов, сконцентрированных вокруг центрального ядра. Образуя единство из множества ≪сознаний органов чувств≫, система ≪Я≫ также представляет собой целостный автономный комплекс, который ≪осознает лишь меньшую часть из того, что слышит и видит≫.
В содержание системы ≪Я≫ входят психические процессы апперцепции, чувствования, предвосхищения, а также процессы мышления, воли и влечений.
Апперцепция выступает как свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов от предшествующего опыта.
Процессы апперцепции связаны с личностными особенностями психической деятельности партнеров. Каждый из партнеров в деловом общении оказывается как бы между двумя противостоящими друг другу установками; между познанием (восприятием информации) и пониманием личности партнера. Идеальное понимание ведет к лишенному познания сопереживанию и требует уподобления двух различных личностей партнеров. При этом раньше или позже один из них обнаруживает, что он вынужден жертвовать собственными личностными интересами.
Напротив, очевидное достоинство познания (восприятия информации) вызывает психическое противодействие со стороны партнеров, так как чем схематичнее их общение, тем меньше шансов на понимание партнерами друг друга.
Возникает риск парадокса. К тому же любая односторонность общения психологически компенсируется бессознательными подрывными тенденциями.
В таких сложных ситуациях делового общения желательно доводить личностное понимание
до равновесия с восприятием информации. Понимание же ≪любой ценой≫ вредит обоим деловым партнерам.
В некотором равновесии нуждаются также психические процессы чувствования и мышления, возникающие в деловом общении. Разумная аргументация является возможной и перспективной до тех пор, пока эмоции партнеров не превысили некоторой критической для данной деловой ситуации точки. Стоит температуре аффектов партнеров превзойти эту критическую точку, как действенность разума и аргументации начинает отказывать.
Система ≪Я≫ включает в себя и психические процессы личностного самопознания. Однако каждый индивид располагает лишь весьма ограниченным самопознанием, так как сознанию ≪Я≫ ведомы только его осознанные психические содержания, но никак не бессознательные.
Действительное психическое состояние ≪Я≫ остается большей своей частью сокрытой как от самой личности, так и от ее социального окружения. К тому же личность может спутать познание самой себя с тем, что известно о ней в ее социальном общении.
Психические процессы, связанные с социальным лицом личности, принятым ею по отношению к другим индивидам, Юнг включил во вторую систему психики, обозначив ее как ≪Персона≫ (Маска). Если основными принципами первой системы ≪Я≫ являются отражение и рефлексия, то в системе ≪Персона≫ главным принципом выступает адаптация к внешнему социальному миру.
В отличие от системы ≪Я≫, представляющей собой монистическую фазу развития сознания, ≪Персоне≫ присуща двойственность, дуалистическое состояние. По своему содержанию ≪Персона≫ слагается из противоречивых элементов психики, одни из которых основаны на личностных пристрастиях индивида, другие же образованы на основе социальных ожиданий от этой личности.
Поэтому Персона всегда выступает как некий компромисс между этими двумя психическими процессами. Результатом этого компромисса становятся социальные роли, которые играет личность в обществе. В качестве психических элементов Персоны выступают персонифицированные аффекты, установки, идеалы, сентенции, которые в свою очередь ≪овладевают≫ личностью и могут привес-
ти ее к сильнейшим потрясениям. К таким потрясениям можно отнести ≪личностную инфляцию≫ (отчуждение личности путем ее ≪разбухания≫ — отождествления с группой), ≪синдром ригидности≫ (проявление избыточной защищенности личности), ≪диссоциацию≫ (нарушение связи осознанных психических процессов с бессознательными, которое может привести к фрагментированию личности на отдельные комплексы).
Разлад с Персоной может
привести к конфликтным ситуациям.
Он вызывает чувство неудовлетворенности,
а поскольку его внутренний источник
не осознается, то причины, как правило,
проецируются на делового партнера. Коллизии
и столкновения между партнерами
могут быть вызваны различием
и в темпах адаптации их Персон
к ситуации делового общения или
же проявлением направленного
Существенное значение приобретают и неосознанные, спонтанные психические воздействия, исходящие из внутреннего субъективного мира партнеров. Их проявление связано с наличием в психической структуре еще одной системы, которую Юнг назвал ≪Тень≫. Она является первичным уровнем бессознательных психических процессов, представляя собой личностное бессознательное. По своему содержанию она включает такие представления и восприятия, которые либо потеряли свою силу и оказались
забытыми, либо ≪из-за слишком малой интенсивности никогда не достигали сознания...≫. При этом они несут в себе не только негативное содержание, но и такие дремлющие психические силы, которые обладают большой динамикой и могут привести личность либо к росту, либо к катастрофе. Все зависит ≪от подготовленности и установок сознания≫.
Юнг считает, что личность никогда не может ≪перепрыгнуть≫ через собственную Тень или ≪обмануть≫ ее. Напротив, признание собственной Тени необходимо личности для осознания собственного несовершенства. А такое осознание требуется для установления человеческих отношений, для общения с себе подобными, понимания взаимной зависимости людей, нужды в их помощи и поддержке. Если же личность имеет ≪завышенные идеалы≫, считая себя более совершенной, то тем самым она непроизвольно унижает других или ставит их в подчиненное положение.
По мнению Юнга, ≪показать≫ человеку его Тень очень полезно. Тогда он лучше осознает и светлую сторону своей личности.
Находясь между этими двумя противоположностями, воспринимая одновременно свою Тень и свой Свет, ≪личность неизбежно ощущает и собственную Самость≫.
Тень, входящая в личностное бессознательное, неразрывно связана с коллективным бессознательным — самой глубинной системой психики личности.
Эта система включает многочисленные архетипические образы, в том числе и такие, как Анима и Анимус (образы женщины и мужчины).
Выступая как архаичные формы психических феноменов, образы Анимы и Анимуса каждый раз воспроизводятся в индивидуальной структуре личности. Анима представляет собой автономный архетипический образ в мужской личности, воспроизводя в его психической структуре женское начало.
Анимус — это первообраз мужчины в психике женской личности.
Распознать эти образы можно тогда, когда они спроецированы в каком-либо индивиде и помимо его воли выражаются в нем.
Так, Анима, накопленная в бессознательном в мужской личности, прорывается наружу в виде иррациональных чувств: сентиментальности, необузданной эмоциональности. Тогда можно говорить о психическом синдроме ≪одержимости Анимой≫.
Напротив, в женской личности, если прорывается наружу Анимус, это приводит к иррациональным суждениям, часто необдуманным и нелогичным, или к излишней сдержанности.
В деловом общении Анима может проявиться в порыве излишней эмоциональности у партнера-мужчины или в жесткой аргументации и ригидности партнера-женщины.
Взаимосвязь всех четырех систем психики в модели психической структуры, обоснованной Юнгом, можно образно представить, что, в отличие от Фрейда, Юнг выводит сознание из бессознательных психических процессов, которые и ≪придают определенную форму содержаниям психики≫.
Возможные конфликты, возникающие на стыке систем, приводят к дестабилизации Самости, она может проявиться в утрате Персоны, в ≪личностной инфляции≫ (при идентификации личности с коллективом или группой как субъектами деятельности), в недооценке своей Тени, в одержимости Анимой или Анимусом и других возможных потрясениях личности.
Возникающие в психической структуре комплексы Юнг связывает с определенной направленностью психики личности, ее доминирующими установками.
В качестве таких установок он выделяет интроверсию и экстраверсию, которые ≪характеризуют предрасположенное реагирование психики индивида и тем самым определяют не только образ действия и вид субъективного опыта, но и характер бессознательной компенсации≫.
У экстраверта психическая энергия почти вся направлена в сторону объекта, поэтому он больше ориентирован на то, что происходит вне его. Он не только легко вступает в общение, но и может соотносить свои личностные суждения с мнениями других.
Для интроверта характерно некоторое негативное отношение к объекту. Он больше ориентирован на свои собственные ощущения и оценку объекта, чем на сам объект как таковой. Психическая энергия интроверта направлена вовнутрь, она рефлексивна.
Экстраверт активен, деятелен, его волевой импульс направлен на делового партнера. Он даже склонен идти на риск, но зависимость от внешних условий, объективных факторов деловой ситуации всегда ограничивает его возможности.
Интроверт старается отгородиться от обилия информации, исходящей от партнера, и в своих решениях и поступках ориентируется на собственные установки.
У экстраверта ведущим является правое полушарие головного мозга, так как оно ориентировано на текущее время и пространство. У интроверта ведущим является левое полушарие, связанное с внешним миром более опосредованно.
Типология Юнга, включающая интровертированную и экстравертированную установки психики личности, была дополнена им введением дополнительных различий внутри этих типов четырех психических функций:
мышления,
эмоций,
ощущения,
интуиции.
Соответственно в типологии личностей он выделил:
мыслительный,
эмоциональный,
ощущающий,
интуитивный типы.
Каждый из этих типов личностей ориентирован в своей деятельности на соответствующие психические функции.