Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 20:36, контрольная работа
Представители гуманистического и когнитивного направлений поставили проблему соотношения рациональных и интеллектуальных процессов в психике индивида. При этом особое значение они придают процессу самоактуализации личности и прогнозированию жизненных ситуаций с помощью ≪личностных конструктов≫.
Основные подходы к анализу психики личности (психоаналитическая, бихевиористская, гуманистическая, когнитивная) были разработаны в 30—60-е годы XX в. В настоящее время в психологии существует множество теорий личности.
Введение
1.Структура психики по Фрейду
2. Модель психической структуры личности в аналитической психологии Юнга
3. Гуманистический и когнитивный подходы к пониманию психики личности
Список использованной литературы
Мыслительный тип личности более склонен анализировать информацию, требователен к своему партнеру, предпочитает скрывать свои эмоции и чувства.
Эмоциональный тип личности, напротив, способен воздействовать на партнера своими эмоция-
ми и сам легко поддается такому воздействию. Он более склонен идти на компромиссы, но обидчив и может воспользоваться этим средством воздействия на партнера.
Ощущающий тип быстро ориентируется в ситуации делового общения, уверен в себе, реалистичен и не склонен заключать такие соглашения, которые не обещают практических результатов.
Интуитивный тип долго размышляет при принятии решений, склонен к колебаниям, сомнениям, проявляет беспокойство о будущей реализации делового соглашения.
к пониманию психики личности.
К пониманию психики личности особое значение в деловом общении имеет закон конгруэнтности, наиболее обстоятельно разработанный в концепции американского психолога Карла Роджерса — одного из основателей гуманистической психологии.
В отличие от Фрейда и Юнга Роджерс при рассмотрении психики личности опирается на принцип ее самоактуализации. Согласно этому принципу основной мотив поведения личности — стремление к самоактуализации. Она состоит в реализации личностью своих способностей с целью сохранить жизнь, сделать себя более сильной, а жизнь — более удовлетворяющей ее.
Самоактуализация происходит в борьбе и преодолении препятствий в личной и социальной жизни. Ей более свойственны открытость, опора на себя, а не инертность, не защитные психологические реакции.
Самоактуализация личности происходит и в межличностном общении, где процессы оценивания, понимания и сопереживания могут привести к более тесному психологическому взаимодействию. При этом общение является более согласованным тогда, когда у обоих партнеров наблюдается соответствие опыта, осознания и сообщения. Конгруэнтность и означает точное ≪соответствие опыта, осознания и сообщения≫.
Чем больше партнер А воспринимает общение со стороны партнера В как соответствие опыта, осознания и сообщения, тем больше их последующее взаимодействие будет отвечать психоло-гической согласованности и взаимной удовлетворенности. Так формулирует закон конгруэнтности К. Роджерс. При этом он отмечает, что игнорирование данного закона ведет к ухудшению психологической согласованности в действиях обоих партнеров.
Концепция психики личности Лж. Келли совершенно иной подход к пониманию психики личности, отличный от фрейдистского и гуманистического подходов, предложил американский психолог Джордж Келли, представитель когнитивного направления в психологии. Это направление выявляет влияние рациональных и интеллектуальных процессов психики на поведение человека. Оно придает особое значение когнитивным процессам — мышлению, осознанию, воображению, понятиям, суждениям, интеллекту.
Свою довольно оригинальную концепцию психики личности Джордж Келли назвал теорией личностных конструктов. Она рассматривает человека как
ученого-исследователя, который судит о своем окружении, о жизненных ситуациях с помощью определенных понятийных систем —
моделей интерпретации
как ≪личностные конструкты≫.
Когнитивный (от лат. cognitio — познание) — познавательный.
По своему содержанию личностный конструкт — это, как пишет Дж. Келли, набор идей, понятий, суждений, которые использует человек, чтобы осознать, интерпретировать или предсказать свой опыт. Если конструкт помогает человеку прогнозировать жизненные ситуации, он сохранит его. Если же прогностическая эффективность конструкта мала, то он будет подвергнут пересмотру или вовсе отброшен.
У каждого человека складывается своя собственная уникальная система конструктов, и люди отличаются друг от друга этими системами.
Например, если деловые партнеры по-разному интерпретируют одно и то же событие, то это означает, что каждый из них воспринимает его с помощью своих личностных конструктов, необходимых ему для создания непротиворечивой картины мира. Чтобы понять партнера, надо знать что-то о его личностных конструктах.
Осмысление психологических качеств личности каждым из партнеров происходит в терминах схожести и контраста (≪дружеский - враждебный≫, ≪умный - глупый≫, ≪мужской - женский≫, ≪хороший - плохой≫).
Келли предполагал, что в основе формирования личностных конструктов лежит когнитивный процесс наблюдения сходства и различий. При этом в когнитивном акте необходимо присутствие трех элементов, два из которых должны быть схожи в пределах одного и того же контекста, а третий — отличаться от первых двух.
(Например, партнеры Иванов и Петров — честны, а Сидоров — нет.) То есть все личностные конструкты биполярны и дихотомичны. Подобно магниту они имеют два противоположных полюса: полюс сходства (эмерджментный полюс) и полюс контраста (имплицитный полюс).
Каждый конструкт имеет свой определенный диапазон применимости. Так, конструкты ≪хороший — плохой≫, ≪честный — нечестный≫ имеют широкий диапазон применимости в деловом общении, поскольку они предполагают множество деловых ситуаций, требующих личностных оценок.
Келли предложил и свою типологию конструктов, среди которых важное значение для делового общения имеют упредительный (констелляторный) конструкты.
Упредительный конструкт стандартизирует (упреждает) элементы жизненного опыта по типу мышления ригидного (жесткого) человека. Примерами упредительных конструктов могут служить этические (≪упрямец≫, ≪лжец≫, ≪делец≫) или этнические (≪кавказец≫) ярлыки, которые присваиваются деловым партнерам.
Констелляторный конструкт ограничивает возможности для возникновения альтернативных мнений и суждений. Он подобен типу шаблонного, стереотипного мышления. К примеру: ≪Если деловой партнер — продавец автомобилей, то он скорее всего нечестен и склонен к махинациям≫.
БОЛЬШОЙ интерес для делового общения имеет предложенная Келли модель действий человека перед лицом новой или неопределенной ситуации.
Келли обозначил эту модель как цинл О-В-И (ориентировка - выбор - исполнение).
Сущность его состоит в последовательном обдумывании нескольких возможных конструктов и выбора того из них, который окажется лучшим для интерпретации ситуации. Деловой партнер, оказавшись в неопределенной ситуации, может пройти через ряд циклов О-В-И прежде, чем примет решение, какой именно конструкт использовать для ее интерпретации.
Важный аспект теории личностных конструктов Келли касается психологического взаимодействия партнеров, создания между ними эффективных межличностных отношений — отношений содружества. Достигнуть их можно тогда, когда один партнер психологически ставит себя на место другого, интерпретируя при этом какую-то часть его конструктной системы. Это позволяет лучше понимать и прогнозировать настоящее и последующее поведение партнера.
Гармоничное психологическое взаимодействие партнеров более достижимо при совпадении их когнитивной ориентации, когда переживаемая деловая ситуация имеет для них приблизительно одинаковое психологическое значение. Важно при этом, чтобы партнеры были представителями одной культуры. Если же в деловой ситуации взаимодействуют представители разных культур, то возможно психологическое переживание ≪культурного шока≫, возникающего из-за резкого различия конструктов партнеров.
Итак, в отличие от Фрейда и Юнга, которые в трактовке психической структуры опираются преимущественно на прошлый опыт личности, Келли придает большее значение тому, как люди осознают и интерпретируют свой настоящий опыт. Отсюда следует и его вывод об общности психических процессов. Если человек интерпретирует свой опыт подобно тому, как это делает другой человек, то ≪его психические процессы подобны психическим процессам другого человека≫.
Рассматривая жизнь человека, как его деятельность и постоянное осмысление реального мира, Келли подчеркивает активность психики человека, ее способность предвидеть и контролировать жизненные ситуации в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов.
Список использованной литературы
1. Психология и этика делового общения - Под редакцией профессора
В.Н. Лавриненко Четвертое издание, М, 2005г.
2. Хрестоматия по истории психологии. - М., 1980г.
3. Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1996г.