Понятие большой социальной группы, ее виды и признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 00:16, контрольная работа

Описание

Социально-психологическое исследование характеристик больших социальных групп наталкивается на целый ряд трудностей. Богатство методик изучения различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования, например, психологического облика классов, наций и других групп такого рода. Отсюда иногда рождается убеждение, что область психологии больших групп вообще не поддается научному анализу.

Содержание

Введение
1.Понятие и признаки большой социальной группы
2.Виды больших социальных групп
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Готовая контрольная работа по соц. псих..doc

— 79.50 Кб (Скачать документ)

          МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

 

Учреждение  образования 

«Гомельский государственный университет 

имени Франциска  Скорины»

 

 

 

Заочный  факультет

 

 

 

 

Кафедра психологии

 

 

 

Понятие большой  социальной группы,

ее виды и  признаки

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

 

Исполнитель

 

студент группы  ПЗ - 42                                                       Скворцова Н. И.         

    

 

 

 

246013, г. Гомель,

ул. Жемчужная, 30/79

 

 

 

Гомель 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

1.Понятие и признаки большой социальной группы

 

2.Виды больших социальных  групп

 

Заключение

 

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    

 

     Социально-психологическое исследование характеристик больших социальных групп наталкивается на целый ряд трудностей. Богатство методик изучения различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования, например, психологического облика классов, наций и других групп такого рода. Отсюда иногда рождается убеждение, что область психологии больших групп вообще не поддается научному анализу. Отсутствие традиции в таком исследовании еще больше укрепляет подобные взгляды. Вместе с тем социальная психология без раздела о психологии больших социальных групп, очевидно, вообще не может претендовать на то, чтобы быть социальной психологией в точном значении этого слова. По утверждению Г.Г. Дилигенского, рассмотрение психологии больших групп даже как рядоположенной проблемы социальной психологии (наряду с проблемами малой группы, личности, общения) не может считаться правомерным, ибо это не одна из проблем данной дисциплины, а важнейшая ее проблема, поскольку "содержание социально значимых черт человеческой психики формируется именно на макросоциальном уровне". Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственного межличностного общения в процессах формирования личности, сами по себе они не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Все эти и иные содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта больших групп, опыта, обобщенного знаковыми, культурными и идеологическими системами: этот опыт лишь "доведен" до индивида через посредство малой группы и межличностного общения. Кроме того, психологический анализ больших социальных групп даёт возможность более полно и широко познать психику отдельного индивида.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие  и признаки большой социальной  группы

 

 

     Прежде чем рассматривать вопрос о видах и признаках больших социальных групп, необходимо выяснить, что же такое "большая социальная группа"? Нельзя дать чисто количественное определение этого понятия. Большая группа представляет собой общность людей, выделяемую на основе определенных социальных признаков: классовых, религиозных, этнических, демографических, профессиональных. Непосредственные связи между всеми членами большой группы отсутствуют; главное значение в ней приобретает опосредованное взаимодействие, поэтому в большой группе обязательно возникает необходимость в организованной регламентации деятельности её членов. В больших группах формируются культурные ценности, вырабатываются традиции, базовые ценности - идеология. Социальная связь в больших социальных группах осуществляется средствами массовой коммуникации.

     Для всех  больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых групп:

  • Социально-психологическими регуляторами жизнедеятельности больших групп является групповое сознание, обычаи и традиции. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики.
  • Особенности жизненной позиции таких групп вместе со специфическими регуляторами поведения дают такую важную характеристику, как образ жизни группы. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми.
  • Интересы, ценности, потребности.
  • Специфический язык. Для этнических групп - это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп "язык" может выступать как определенный жаргон, например, свойственный профессиональным группам, такой возрастной группе, как молодежь.

     Однако  общие черты, свойственные большим группам, нельзя абсолютизировать. Каждая разновидность этих групп обладает своеобразием: нельзя выстраивать в один ряд класс, нацию, какую-либо профессию и молодежь. Значимость каждого вида больших групп в историческом процессе различна, как различны и многие их особенности. Поэтому все "сквозные" характеристики больших групп должны быть наполнены специфическим содержанием.

     Теперь можно ответить на вопрос: какова структура психологии больших социальных групп? При ответе на него необходимо обратиться к некоторым принципиальным положениям социологической теории. Посредствующим звеном между экономическим развитием и историей культуры в широком смысле этого слова являются обусловленные социально-экономическим развитием изменения в психологии людей. Эти изменения очевидны прежде всего не как индивидуальные изменения в установках, взглядах, интересах каждой отдельной личности, но именно как изменения, характерные для больших групп.

     Влияние сходных условий существования группы на сознание ее представителей осуществляется двумя путями:

 а) через личный жизненный опыт каждого члена группы, определяемый социально-экономическими условиями жизни всей группы;

 б) через общение, большая часть которого происходит в определенной социальной среде с четко выраженными чертами данной группы.

     Структура психологии большой социальной группы включает в себя целый ряд элементов. В широком смысле это - различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому как этими же элементами обладает психика отдельного человека. В отечественной социальной психологии предпринят ряд попыток определить более точно элементы этой структуры. Почти все исследователи (Г.Г. Дилигенский, А.И. Горячева, Ю.В. Бромлей и др.) выделяют две составные части в ее содержании:

 1) психический склад как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.);

 2) эмоциональная сфера как более подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения). Каждый из этих элементов может стать предметом специального социально-психологического анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Виды  больших социальных групп

 

 

     Большие группы разделяются на два вида. К первому относятся стихийно возникшие, кратковременно существующие общности: толпа, публика, аудитория. Ко второму виду относятся социальные группы в собственном смысле слова, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. К таким группам можно отнести классы и социальные слои, различные этнические, профессиональные и половозрастные группы. Для всех долговременных больших групп характерны такие общие признаки, как нравы, обычаи, традиции, язык. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, которая воспроизводится на протяжении длительного исторического развития, передаваясь от поколения к поколению. На этой основе возникает такая важная характеристика большой группы как образ жизни, включающий особую систему потребностей, интересов, ценностей, социальных стереотипов, а также специфических форм общения, быта. Благодаря этому формируется так называемая групповая психология, которая выступает по отношению к отдельному индивиду как некая социальная реальность, выходящая за пределы его сознания и воздействующая на него вместе с остальными объективными условиями жизни.

     Влияние сходных условий существования большой группы на сознание и поведение ее представителей осуществляется посредством личного опыта каждого человека и через общение, которое происходит в особой социальной среде с четко выраженными чертами данной группы. В результате формируется социальный тип личности, т.е. типичный представитель данной социальной группы. В социологии используют такое понятие как социальные представления, которое обозначает обыденные представления какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ общества, его институтов, системы власти, законов и иных норм. Это происходит следующим образом: группа фиксирует некоторые аспекты социальной действительности, формирует отношение к нему, а на основе этой оценки уже происходит интеграция членов группы и закрепление этой оценки в каждом индивидуальном сознании. Тем самым формируется одновременно и такое явление как групповая идентичность. Посредством исследования социальных представлений можно изучать психологию большой социальной группы.

     Классы и социальные слои представляют в социологии большой интерес, так как классовая принадлежность часто связана с определением политической принадлежности. В традиционном для марксистского подхода понимании классов изучаются такие характеристики, как специфика образа жизни и политического поведения, традиции и обычаи, а также психологические особенности разных классов. Согласно этому подходу, социальное положение определяет объем и состав материальных и духовных благ представителей данного класса, что и задает определенную структуру их потребностей и соответственно интересов. Типичный устоявшийся образ поведения представителей данного класса нередко определяют как социальный характер. Социальный характер проявляется в привычках и социальных стереотипах, которые в разной степени влияют на индивидуальное поведение представителей разных классов и социальных слоев. Наиболее устойчивы привычки и стереотипы поведения у такого класса как крестьянство. Большой город с разнообразной системой общения способствует, напротив, известному смешению обычаев, привычек и традиций разных социальных групп.

     Этнические группы (нация, народность и собственно этническая группа) представляют собой еще одну исторически сложившуюся устойчивую группу, весьма значимую в общественных процессах. Традиция исследования данного вида больших групп заложена работами В. Вундта, который интерпретировал понятие «народ» как этническую группу и считал, что методом изучения народной жизни должно быть исследование мифов, обычаев и языка. Национальная принадлежность индивида является для социологии и социальной психологии весьма значимым фактором, ибо фиксирует специфические характеристики той социальной среды, в которой формируется личность. Этнические особенности концентрируются в историческом опыте народа и через процесс социализации становятся достоянием каждого индивида. Способ осознания этнической принадлежности зависит от конкретных условий существования данной этнической группы. Наиболее распространенной характеристикой этнической группы является национальный характер, под которым одни авторы подразумевают темперамент, другие – личностные черты, третьи – ценностные ориентации. Но, конечно, речь должна идти не о каких-то наборах психологических свойств, а о специфике их проявления и степени выраженности той или иной черты у представителей различных этносов. Ведь нельзя сказать, что храбрость, трудолюбие свойственны одному народу и напрочь отсутствуют у другого (тогда как же он выжил в исторической борьбе с другими группами?).

     В исследовании национального характера особую роль играет изучение национального языка, поскольку передача черт данного характера осуществляется прежде всего посредством языка. Относительная устойчивость черт национального характера, несмотря на изменчивость исторических условий, объясняется тем, что возникает определенная инерция, обеспечиваемая передачей историко-культурного опыта от поколения к поколению. Еще одной значимой характеристикой этнической группы выступают этническая идентичность и этническое самосознание. Присущая всякой группе психологическая общность выражается, как уже было сказано, в формировании определенного «мы-чувства», которое у ее представителей фиксирует осознание особенностей этой группы, ее отличие от других. Образ других групп при этом обычно упрощается, складывается под влиянием межэтнических отношений, формирующих особую установку на представителя другой группы. При этом играет роль прошлый опыт общения с другой этнической группой. Если этот опыт носил враждебный характер, то это переносится и на каждого нового представителя этой группы. Чаще всего этнический стереотип возникает из-за ограниченности межэтнического общения. Складывающиеся таким образом стереотипы в дальнейшем влияют на возникновение этнических симпатий и антипатий. Психологически же при этом возникает явление этноцентризма, т.е. предпочтение своей этнической группы, стремление воспринимать все жизненные явления с ее позиции, сочувственная фиксация черт своей группы. Она не обязательно подразумевает формирование враждебного отношения к другим группам и может сочетаться с терпимым отношением к межгрупповым различиям.

     Этнические стереотипы, приобретая форму предубеждения, легко могут быть использованы в качестве орудия национальной розни. Однако, при изучении межэтнических различий, как и межклассовых, следует помнить, что различия не могут быть абсолютизированы и должны рассматриваться как производные от определенных исторических условий.

     Демографические группы можно разделить: по принципу пола – мужчины и женщины, по принципу возраста – молодежь, лица среднего возраста, пожилые. Наиболее изучены гендерные группы (феномены гендерной идентификации, гендерных стереотипов, гендерных ролей). Как правило, различие социальных ролей мужчины и женщины порождает проблему гендерных стереотипов, которые сказываются при решении проблемы равноправия полов. Изучение возрастных групп привлекает внимание к таким проблемам как проблема пенсионеров, проблема молодежи, конфликт поколений и т.п.

     Стихийные группы и массовые движения – это сравнительно кратковременные объединения большого числа лиц, собравшихся вместе по какому-то определенному поводу и демонстрирующие совместные действия. Участниками такого объединения являются представители таких социальных групп, как классы и социальные слои, этнические, профессиональные и демографические группы. В современном обществе от действий таких образований часто зависят принимаемые политические и социальные решения. Прежде чем перейти к характеристике этого типа групп следует сказать об одном важном факторе их формирования, а именно общественном мнении. Во всяком обществе идеи, убеждения и социальные представления существуют не изолированно друг от друга, а образуют под влиянием сходной общественной ситуации нечто общее, что можно назвать массовым сознанием. Выразителем его и является общественное мнение. Оно представляет собой публично выраженное и распространенное суждение, которое несет в себе оценку того или иного события, представляющего интерес для массы людей. Характерной чертой общественного мнения является то, что любое событие, попавшее в его фокус, рассматривается с точки зрения одобрения или осуждения, т.е. отражение действительности в общественном мнении носит оценочный характер. Практика показывает, что на формирование и выражение мнений, помимо коренных, групповых интересов, оказывают существенное влияние и такие факторы, как степень осознания этих интересов отдельными представителями больших групп, уровень информированности людей, деятельность органов управления по изучению и использованию общественного мнения. Общественное мнение возникает достаточно быстро и так же быстро может изменяться, строится по принципу сходства отдельных взглядов. Исследование общественного мнения – это ключ к пониманию конкретного состояния общества.

Информация о работе Понятие большой социальной группы, ее виды и признаки