Конфликт, понятие, причины и пути управления конфликтами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 07:43, реферат

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение конфликта, понятие, причины и пути управления конфликтами .
Актуальность выбранной темы:
Человек постоянно вступает в отношения с другими людьми. От того, как будет налажено общение с людьми, зависит социальная комфортность и результативность нашей деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Конфликт, понятие, причины возникновения и пути управления конфликтами.docx

— 41.00 Кб (Скачать документ)

Введение.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение конфликта, понятие, причины и пути управления конфликтами  .

Актуальность выбранной  темы:

Человек постоянно вступает в отношения с другими людьми. От того, как будет налажено общение  с людьми, зависит социальная комфортность и результативность нашей деятельности.

Разрешение  конфликтных ситуаций имеет очень  большое значение. Конфликт означает столкновение противоположных интересов, отсутствие согласия между сторонами  делового контакта. Считается, что конфликт всегда нежелателен, поскольку наносит  ущерб людям, негативно сказывается  на результатах совместной работы, ухудшает, а иногда и разрушает  деловые взаимоотношения. Классическая точка зрения на конфликт состоит  в том, что ему вообще нет места. Но теперь признано, что определенная степень конфликтности в социальных отношениях просто неизбежна. У конфликта  может быть созидательный или  разрушающий результат.

Современная точка зрения заключается  в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые  конфликты не только возможны, но даже может быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный  характер. В некоторых случая он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом.

Во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на эти документы проходит до их фактического исполнения.

Для достижения цели данной курсовой работы, поставлены следующие  задачи:

  • Подобрать литературу с теоретическим материал по данной теме;
  • Раскрыть понятия конфликта;
  • Рассмотреть причины их возникновения;
  • Рассмотреть пути управления конфликтами.

 

Глава 1. Сущность конфликта, его понятие  и типы

 

    1. Понятие конфликта и его причины.

Конфликт - это противоречие между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной или личной жизни. Однако не всякое противоречие можно назвать конфликтом. Противоречия приводят к конфликтам тогда, когда они затрагивают  социальный статус группы или личности, материальные или духовные интересы людей, их престиж, моральное достоинство.

Вполне естественно, что  такие противоречия вызывают не только размышления, завершающиеся оценками,. но и определенные эмоции, такие, как  обида, гнев, презрение, негодование, страх  и т. п. Эмоции подогревают человека, толкают его на борьбу. Вот почему при определенных противоречиях  возникает противоборство.

Отсюда следует, что конфликт - это такое противоречие, которое  характеризуется противоборством.

Понятие «конфликт» является синонимом следующих понятий:

  • спор, соперничество – дружеское соревнование или враждебная борьба за достижение цели;
  • единоборство – вооруженный конфликт;
  • борьба – столкновение индивидуальных соперников;
  • скандал – публичное столкновение или шумная ссора.

В условиях совместной жизни, работы или схожего бизнеса интересы всех участников не могут быть все  время согласованными. Основными  точками рассогласования являются:

  • интересы;
  • цели;
  • права;
  • отсутствие баланса между правами и ответственностью.

Основные причины конфликтов в действующих организациях:

    • распределение ресурсов (не имеет значения каких) – даже в самых крупных организациях они всегда ограниченны, люди всегда хотят получить больше, а не меньше, поэтому необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта;
    • взаимозависимость задач – возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задач от другого человека или группы (например, при нарушении принципа единоначалия);
    • различия в представлениях и ценностях – вместо того чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и ее аспекты, которые, по их мнению, благоприятны для группы или реализации личных потребностей;
    • различия в манере поведения и жизненном опыте, в возрасте, уровне и специфике образования, в манере одеваться – люди могут вести себя так, как не принято в коллективе, например, агрессивно и враждебно, готовы оспаривать каждое слово, что создает вокруг них атмосферу, чреватую конфликтом;
    • увеличение потребности в специалистах и зависимость руководителей от профессиональных знаний специалистов (конфликты между штатными специалистами и административно – управленческим персоналом) – административный персонал и специалисты рассматривают друг друга и оценивают свои роли в организации с различных позиций, например, с увеличением значения технических знаний и опыта во всех областях деятельности организации роль технических специалистов все более расширяется, что приводит к обострению конфликтов между техническим и административным персоналом, но все увеличивающаяся степень сложности, специализации и конкуренции в деятельности большинства организаций приводит к тому, что конфликты между специалистами и управленцами становятся основной заботой руководства при управлении поведением организации как единого целого;
    • неудовлетворительные коммуникации – такие причины, как: неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, предъявление взаимоисключающих требований к работе, плохая передача информации – способны служить как причиной, так и следствием конфликта, они могут действовать как его катализатор, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других .

Возникновение точек рассогласования  интересов является постоянным процессом, поэтому конфликтные ситуации, а  следовательно, и конфликты неизбежны  и неотвратимы. Они являются естественным фрагментом жизни любого коллектива, поэтому возникновение конфликта  – это нормально. Полное отсутствие конфликта внутри организации – условие не только невозможное, но и нежелательное.

Конфликт не всегда и не обязательно приводит к разрушениям.

Напротив, это один из главных  процессов, служащих сохранению целого. При определенных условиях конфликты  могут способствовать сохранению жизнеспособности и устойчивости организации. Конфликт не следует воспринимать как однозначно деструктивное явление и так  же однозначно оценивать.

Конфликт содержит в себе потенциальные позитивные возможности: конфликт изменение адаптация выживание. Ценность конфликтов в том, что это  стимул к изменениям, это вызов, требующий  творческой реакции.

Конфликт может быть управляем, причем управляем таким образом, что его негативные, деструктивные  последствия могут быть минимизированы или элиминированы, а конструктивные возможности усилены. Это означает, что конфликт – это то, с чем можно работать. Работа с конфликтом должна осознаваться менеджером как общий социальный и личный интерес.

Конфликты помогают выявить  разнообразие точек зрения, большее  число альтернатив или проблем, дают дополнительную информацию и т. д. Это делает процесс принятия решений  группой более эффективным, а  также дает людям возможность  выразить свои мысли и тем самым  удовлетворить личные потребности  в уважении и власти. Кроме того, наличие конфликта может привести к более эффективному выполнению планов, разработке стратегий и проектов.

Конфликт может быть функциональным, ведущим к повышению эффективности  организации, или дисфункциональным, приводящим к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности  организации. Роль конфликта зависит  в основном от того, насколько эффективно им управляют. Для этого необходимо знать причины его возникновения, тип и возможные последствия, что позволяет выбрать наиболее эффективный метод его разрешения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Типы конфликтов

 

Выделим следующие виды конфликтов, появление которых наиболее часто  отмечается исследователями в организации:

1. Между работодателями  и служащими (внутриличностный). Он может принимать различные  формы. Одна из самых распространенных  форм - ролевой конфликт, когда к  одному человеку предъявляются  противоречивые требования по  поводу того, каким должен быть  результат его работы. Внутриличностный  конфликт может также возникнуть  в результате того, что производственные  требования не согласуются с  личными потребностями или ценностями. Внутриличностный конфликт может  также являться ответом на  рабочую перегрузку или недогрузку.

2. Между подразделениями  крупных организаций (межгрупповой) Организации состоят из множества  групп, как формальных, так и  неформальных. Даже в самых лучших  организациях между такими группами  могут возникать конфликты. Неформальные  организации, которые считают,  что руководитель относится к  ним несправедливо, могут крепче  сплотиться и попытаться “рассчитаться”  с ним снижением производительности  труда. К сожалению частым примером  межгруппового конфликта служат  разногласия между линейным и  штабным персоналом. Часто из-за  различия целей начинают конфликтовать  друг с другом функциональные  группы внутри организации.

3. Межличностные конфликты  (межличностный). Этот тип конфликта,  возможно, самый распространенный. В организациях он проявляется  по-разному. Чаще всего это  борьба руководителей за ограниченные  ресурсы, капитал или рабочую  силу, время использования оборудования  или одобрение проекта.

4. Между личностью и  группой. Производственные группы  устанавливают нормы поведения  и выработки. Каждый должен  их соблюдать, чтобы быть принятым  неформальной группой и, тем  самым, удовлетворить свои социальные  потребности. Однако, если ожидания  группы находятся в противоречии  с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Между  отдельной личностью и группой  может возникнуть конфликт, если  эта личность займет позицию,  отличающуюся от позиции группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Управление конфликтом

 

Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. По роду своей деятельности менеджеры  нередко оказываются в числе  конфликтующих субъектов. 

Управление конфликтами  – это целенаправленные воздействия:

- по устранению причин, породивших конфликт;

- по коррекции поведения  участников конфликта;

- по поддержанию необходимого  уровня конфликтности, не выходящего  за контролируемые пределы.

Конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих  факторов:

- адекватности восприятия  конфликта, то есть достаточно  точной, не искаженной личными  пристрастиями оценки поступков,  намерений, как противника, так  и своих собственных;

- открытости и эффективности  общения, готовности к всестороннему  обсуждению проблем, когда участники  честно высказывают свое понимание  происходящего и пути выхода  из конфликтной ситуации,

- создания атмосферы взаимного  доверия и сотрудничества.

- неадекватная самооценка  своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том,  и другом случае она может  противоречить адекватной оценке  окружающих - и почва для возникновения  конфликта готова;

- стремление доминировать  во что бы то ни стало  там, где это возможно и невозможно;

- консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть  устаревшие традиции;

- излишняя принципиальность  и прямолинейность в высказываниях  и суждениях, стремление во  что бы то ни стало сказать  правду в глаза;

- определенный набор эмоциональных  качеств личности: тревожность, агрессивность,  упрямство, раздражительность.

 

2.1 Внутриличностные  методы

Внутриличностные методы управления конфликтами заключаются  в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать  свою точку зрения с тем, чтобы  это не вызывало отрицательной реакции, психологической потребности защищаться, окружающих. Например, придя утром  на работу, вы обнаруживаете, что кто-то передвинул все на вашем столе. Вы хотите, чтобы больше этого не повторялось, но и портить отношения с сотрудниками нежелательно. Вы заявляете: «Когда на моем столе передвигают бумаги, меня это очень раздражает. Мне хотелось бы в будущем находить все, как  я оставляю перед уходом». Четкое высказывание, почему именно такие  поступки окружающих вас раздражают, помогают им понять вас, а когда вы говорите, не нападая на них, то такая  реакция может подтолкнуть окружающих на изменение своего поведения.

 

2.2 Структурные  методы

Существует несколько  эффективных способов управления конфликтной  ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и  межличностные. При разрешении конфликта  руководитель должен начать с анализа фактических причин, а затем использовать соответствующую методику.

Существует четыре структурных  метода разрешения конфликтов.

  1. Разъяснение требований к работе.

Одним из лучших методов  управления, предотвращающий конфликт, - разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры как  уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет  и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определены политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его  подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них и в какой ситуации.

Информация о работе Конфликт, понятие, причины и пути управления конфликтами