Понятие нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 03:08, реферат

Описание

Сущность каждого человека и его психики отражают социально значимые качества. Личность — феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Основное условие психического и личностного развития человека — жизнь в обществе людей. Только в общении с людьми ребенок осваивает опыт человеческого поведения, опыт обращения с предметами труда и быта, овладевает речью, учится взаимодействовать с другими людьми.

Содержание

Введение 3
Понятие нормы 5
Причины нарушений в личностном развитии 11
Нарушения личностного развития без психической патологии 14
Заключение 18
Библиографический список 20

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 47.74 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение 3

Понятие нормы 5

Причины нарушений  в личностном развитии 11

Нарушения личностного  развития без психической патологии 14

Заключение 18

Библиографический список 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Начиная с мыслителей древности  и до наших дней, не утихают споры, связанные с пониманием природы  личности, ее сущности и специфики  бытия. За этот долгий путь повышенного  внимания к этой проблеме сложилось  немало школ и направлений, предложивших свои концепции понимания личности. Теории личности — это тщательно  выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой  люди, как они себя ведут и почему они поступают именно так, а не иначе. На их основе разрабатываются  различные подходы к проблеме развития и коррекции личности.

Анализ теорий личности, предпринятый американскими психологами Л. Хьеллом  и Д. Зиглером, показывает, что исходные теоретические положения, которыми руководствовались их авторы, основательно определяют их взгляды на природу  личности.

Так, 3. Фрейд представил личность в виде трех взаимодействующих сфер: «Оно» — «Я» — «Сверх-Я» (сопряженных  с соответствующими системами психики: бессознательным — предсознательным — сознательным), содержание и функционирование которых отражает существо личности во всем ее многообразии. Согласно его  представлениям, поведение человека в значительной степени детерминировано  иррациональными, неосознаваемыми  факторами и подчинено трем принципам: принципу удовольствия, принципу постоянства  и принципу реальности.

Абрахам Маслоу был убежден  в том, что большинство наших  поступков является результатом  сознательного и свободного выбора. В центре его концепции — самоактуализирующаяся  личность. Особое место в ней занимает структура потребностей человека.

Согласно Э. Фромму, личность является продуктом динамического  взаимодействия между врожденными  потребностями и давлением социальных норм и предписаний.

Представители отечественной  психологии базируются на понимании  личности как социального качества, формирующегося в деятельности и  общении в процессе усвоения индивидом  общественно-исторического опыта, накопленного человечеством.

Согласно современным  представлениям, личностью человек  не рождается, он всего лишь индивид  — конкретный представитель человеческого  рода, носитель своеобразных индивидуальных качеств и обладающий потенциальной  возможностью стать личностью

Человек, как живое существо, относящееся к виду Homo Sapiens, представляет собой воплощение высшей ступени  развития жизни на земле, достигший  такого состояния благодаря тому, что на определенном этапе общественно-исторического  развития стал субъектом сознательной преобразующей деятельности, направленной на окружающий мир и самого себя.

Сущность каждого  человека и его психики отражают социально значимые качества. Личность — феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Основное условие психического и личностного  развития человека — жизнь в обществе людей. Только в общении с людьми ребенок осваивает опыт человеческого  поведения, опыт обращения с предметами труда и быта, овладевает речью, учится взаимодействовать с другими  людьми. Иначе говоря, без усвоения индивидом общественно-исторического  опыта, накопленного человечеством, без  овладения человеческой культурой  приобрести личностные качества невозможно. Об этом свидетельствует печальный  опыт развития человека вне человеческого  общества, когда по воле случая дети оказывались среди животных.

С другой стороны, под влиянием общества, организованного  обучения и воспитания человек, не имея биологической полноценности, например, при тяжелых формах олигофрении, психических заболеваний, также  не может достичь высокого уровня развития личности. Природные свойства и особенности индивида выступают  в личности как социально обусловленные  элементы. Так, мозговая патология обусловлена  биологически, но порождаемые ею черты  характера, становятся особенностями  личности в силу социальной детерминации.

Личностью может  стать любой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Однако уровень ее развития и качественные характеристики могут варьировать  от самого высокого показателя до примитивного, иметь положительную или отрицательную  направленность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие нормы

 

В самом общем смысле понятие  нормы восходит к латинскому «правило», «образец», «руководящее начало».

В науках, изучающих человека, выделяют различные виды норм — статистические, физиологические, индивидуальные и  др. В психологии корректное обращение  к этому понятию предполагает дифференцирование норм по возрасту, полу, социальной, культурной, этнической принадлежности субъекта. Многообразие факторов, обусловливающих различия в нормах, уже само по себе указывает  на неоднозначность самой проблемы нормы, корни которой, с одной  стороны, в общебиологических законах  психического развития человека и его  психосоциального взаимодействия, с  другой — в этико-философских  взглядах. Иными словами, это междисциплинарная  проблема, которую невозможно решить с учетом лишь какого-то одного аспекта. Рассмотрим наиболее часто применяющиеся  в психологии виды норм.

Статистическая норма. Большинство  свойств, характеристик или достижений у людей тождественны. Самое большое  количество случаев расположено  около средней величины и уменьшается  по направлению к крайним величинам  и экстремальным вариантам. Но само «среднее» не тождественно «частому», оно может быть даже исключительным или реально вовсе не проявляться. Например, среднеарифметический вес  исследуемой группы людей составил 74,8 кг, а реально такого веса не было ни у одного человека этой группы [2].

Ю.Б. Гиппенрейтер, рассматривая категорию  «нормальный характер» задалась целью выяснить, насколько он распространен. При этом «нормальными» считались  люди, имевшие какие-то отклонения от среднематематического. Тогда по одной  четверти популяции размещается  у полюсов «оси» этого свойства. Но если взять два независимых  свойства, то в «нормальной» зоне окажется уже одна четверть популяции, а остальные  попадут в зоны «отклонений». При  пяти независимых свойствах «нормальным» окажется один человек из 32, а при  десяти — один из 1024. Таким образом, «нормальный» характер — явление  довольно редкое.

Имеются сложности и при понимании  нормы как самой высокой частоты  появления признака. Они возникают, например, при оценке желательных  свойств человека, но наблюдаемых  крайне редко. Тогда возникает парадокс: люди с желаемым качеством, с точки  зрения статистической нормы, ненормальны. Так, бескорыстие, способность абсолютно  адекватно оценивать свое поведение  и др. встречаются довольно редко[4].

Если бы принцип статистической нормы применялся в полном объеме, пришлось бы считать нормальными  только средних, конформных и ничем  не примечательных людей, что вряд ли можно считать эталоном для здорового  общества. Ч. Ломброзо описывал нормального  человека как индивида, «обладающего хорошим аппетитом, порядочного работника, эгоиста, рутинера, как терпеливое, уважающее всякую власть домашнее животное».

Как видим, статистическую норму следует  воспринимать сдержанно и тем  более не ограничиваться в оценке свойств, качеств, характеристик человека только ей одной.

Функциональная, или индивидуальная норма. Нормальным считается то, что  обеспечивает человеку как субъективное удовлетворение, так и самореализацию при адекватном восприятии и принятии реальности.

Объектом анализа и оценки здесь  является не «средний» человек, а  индивид со своими собственными возможностями, способностями, потребностями, желаниями, опытом и др. Этот индивид нормален, если он такой, каким должен быть со своей собственной точки зрения; проявляется так, как ему это  свойственно; находит удовлетворение в том, что сам считает правильным или красивым.

Но если эту концепцию довести  до абсурда, то и невротика можно  считать нормальным, если он ведет  себя как невротик. В то же время  в работе с лицами с отклоняющимся  развитием при обсуждении нормальности их поведения следует исходить прежде всего из их возможностей и способностей, так как именно их диапазон и является для них нормой, а все отклонения от него — прогрессом или регрессом в развитии[2].

В целом, оценивая уровень развития индивида с точки зрения индивидуальной нормы, необходимо учитывать его  собственный особенный путь развития и любое отклонение считать отклонением  от нормы только в сопоставлении  с этим путем. Но применение этой нормы  также должно быть осторожным в силу социальной позиции личности, ее взаимодействия с социумом. Индивидуальная норма  излишне акцентирует личную свободу  и право на собственный путь развития и образ жизни в целом без  должного учета того, что является социально приемлемым.

В идеальной норме при оценке человека на передний план выступают  не количественные, а качественные показатели; соответственно — норма  не среднее или наиболее часто  встречающееся, а образцовое, идеальное. Но этого достигнуть невозможно, можно  только более или менее приблизиться к идеалу, поэтому такая норма  — бесконечный процесс самореализации индивида.

Идеальные нормы возникали в  виде обобщения положительных качеств  выдающихся представителей человечества, обеспечивавших его прогрессивное  развитие, и фиксировались в так  называемых нормативных науках, например педагогике, политике, праве и др. Идеалы, несмотря на кажущуюся отдаленность от реальности, играют чрезвычайно  важную роль в регуляции поведения  человека и жизни общества.

В психологии идеальные нормы представлены в гуманистических моделях Г. Олпорта, К. Роджерса, А. Маслоу и др. Это направление характеризуют как «психологию эталонов», поскольку психологи-гуманисты создавали идеальные и возвышенные образы здоровой личности, далекой от деструктивных проявлений психопатологии.

Отсутствие идеала или стремления к нему — это признак ненормальности. Одинаково ненормально, когда человек  имеет много противоречивых идеалов, резко их меняет или считает идеалом  нечто, с точки зрения общества идеалом  не являющееся.

В общей группе расстройств личности лица с проявлениями устойчивого  безответственного поведения определяются как социопаты. Другое определение  социопатии — незрелость личности и ее неадекватность. Речь идет об индивидуумах с ослабленной структурой личности, что обычно обусловлено совокупностью  проблем, возникающих при столкновении человека с обществом.

Очевидно, что именно идеальные  нормы заложены в определении  Всемирной организацией здравоохранения  здоровья человека как состояния  полного физического, душевного  и социального благополучия, а  не только отсутствия болезней или физических дефектов[3].

Социальная норма. Это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты  деятельности, обеспечивающие упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп. Социальные нормы  обладают общими основными свойствами — объективностью, историчностью, универсальностью, схематичностью, безусловностью.

Наличие определенных общественно  значимых стимулов деятельности (целей, идеалов, ценностей), образцов или правил «нормального» для данной группы поведения и санкций за уклонение  от них составляет основы социального  контроля в любом сообществе. Моральные  нормы как вид социальных регулируют нравственное поведение и взаимоотношения  людей, служат основанием оценки их поступков.

Социальные нормы — феномен  достаточно изменчивый во времени и  пространстве. Например, гомосексуализм в Древней Греции был составляющей культуры общества, во времена инквизиции за него сжигали на кострах, он преследовался  православной церковью, сейчас наступило  время его реабилитации.

Другой пример дают исследования трансформации  социальных отношений в российском обществе. Советская идеология воспитывала  психологию коллективизма, сегодня  на смену ему приходит индивидуализм.

Групповая норма. Это специфический  вид и своеобразная призма преломления  социальных норм. Наличие в группе достаточно развитой, разветвленной  и устойчивой системы норм позволяет  ей соотнести поведение каждого  ее члена с эталоном и на этом основании выбрать эффективное  средство воздействия на индивидуума. Групповые нормы облегчают осуществление  социального контроля активности членов группы.

Групповые нормы способствуют повышению  устойчивости и стабильности группы, однако они нередко порождают  ригидность и неспособность группы к перестройке жизнедеятельности в изменившихся условиях.

Специалисты-психологи и психиатры  считают, что показатели психической  «нормы» и «не нормы» все еще  не разработаны. Применяемые в этих случаях социологические, психологические, медицинские критерии обычно имеют  негативную основу, выделяющую факторы, которых в «норме» быть не должно. Наиболее удачной, хотя и громоздкой, считают формулировку Г.К. Ушакова, которая включает первоочередные критерии нормы:

— детерминированность психических  явлений, их необходимость, причинность, упорядоченность;

Информация о работе Понятие нормы