Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 03:08, реферат
Сущность каждого человека и его психики отражают социально значимые качества. Личность — феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Основное условие психического и личностного развития человека — жизнь в обществе людей. Только в общении с людьми ребенок осваивает опыт человеческого поведения, опыт обращения с предметами труда и быта, овладевает речью, учится взаимодействовать с другими людьми.
Введение 3
Понятие нормы 5
Причины нарушений в личностном развитии 11
Нарушения личностного развития без психической патологии 14
Заключение 18
Библиографический список 20
— соответствующую возрасту индивида зрелость чувства постоянства места обитания (константность);
— максимальное приближение формирующихся субъективных образов отражаемым объектам действительности;
— гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней;
— адекватность реакций человека
на окружающие его физические, биологические
и психические влияния и
— соответствие физических и психических реакций силе и частоте внешних раздражителей;
— удовлетворение своим местом в среде себе подобных, гармонию взаимоотношений с ними;
— умение уживаться с иными лицами и с самим собой;
— критический подход к обстоятельствам жизни;
— способность самокоррекции
— адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду);
— чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;
— постоянство и идентичность переживаний в однотипных обстоятельствах;
— способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;
— самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для его остальных членов;
— способность планировать и осуществлять свой жизненный путь[1].
При анализе перечисленных
П.Б. Ганнушкин, отечественный психиатр с мировым именем, называл гармонические натуры по большей части плодом воображения и утверждал, что у каждого человека можно найти психопатические черты. Человек здоров настолько, насколько он не позволяет патологическим чертам разрастись больше положенного.
Б.С. Братусь отмечал, что самым
расхожим для многих психологов и
психиатров остается понимание нормы
как чего-то среднего, устоявшегося,
не выделяющегося из массы и наиболее
адаптированного к окружающей среде.
Такое, понимание согласуется со
здравым смыслом и имеет
Французский психиатр Кюльер утверждал, что «в тот самый день, когда больше не будет полунормальных людей, цивилизованный мир погибнет — погибнет не от избытка мудрости, а от избытка посредственности».
Гете принадлежит афоризм: «Дураки и умные люди равным образом безвредны. Опасны только полудурки и полумудрецы».
К. Ясперс в «Общей психопатологии»
цитирует высказывание Вильманса: «Так
называемая нормальность — не что
иное, как легкая форма слабоумия»
и далее объясняет: «Логически это
означает следующее: объявив нормой
умственную одаренность, мы должны будем
признать, что большинство людей
слегка слабоумно. Но мера здоровья —
это нечто статистически
А. Маслоу пишет о том, что общепринятый
подход к человеку, когда нормой
считается
Некоторые психологи подвергают критике и адаптационный подход, приверженцы которого считают, что любая патология представляет собой либо «расстройство врожденных форм поведения», сбой в нормальном функционировании адаптирующейся живой системы (К. Лоренц), либо результат внутреннего несоответствия социального и природного (В.И. Вернадский), либо вынужденное «стеснение» жизни в ее «свободе», форма выживания человека в экстремальных для него условиях внешней или внутренней среды (И.В. Давыдовский)[3].
Само понятие «
Социальные психологи считают, что адаптация может быть добровольной и принудительной. Принудительная адаптация наносит ущерб человеку — деформирует его интеллектуальные и моральные качества, приводит к эмоциональным нарушениям.
Нарушения в развитии личности могут проявляться в виде неадекватного поведения, в нарушении иерархии мотивов, побуждающих личность к активности, в возникновении отрицательных черт характера, в виде вредных привычек поведения, в нарушении межличностых взаимодействий и многих других формах.
В зависимости от этиологии возникновения они могут носить различный характер. Например, известно, что та или иная психическая болезнь оставляет определенный след в психике человека, приводит к существенным изменениям в личностной сфере, к утере сложной организации человеческой деятельности и подконтрольности поведения. Такие люди (душевнобольные), как правило, попадают в психиатрическую клинику и ими занимаются психиатры.
Но кроме них есть люди, которые не считают себя больными, но в их поведении проявляются определенные странности, у многих из них имеют место пагубные привычки в виде болезненного пристрастия. Иначе говоря, аномалии в развитии личности могут возникать не только у душевнобольных людей, но и у лиц, не имеющих психической патологии. Поэтому изучением личностных особенностей в аспекте психической нормы и патологии занимаются как психиатры, так и психологи[1].
Особенно уязвимы в
возникновении личностных отклонений
дети, имеющие те или иные жизненные
ограничения. Они представляют особую
группу — группу повышенного риска.
Объясняется это тем, что, во-первых,
на появление различных отклонений
на ранних этапах возрастного развития
существенно влияют биологические
факторы (генетические, инфекционные,
иммунологические, токсические и
др.) Наличие того или иного дефекта
затрудняет общее развитие ребенка,
сказывается на его познавательной
сфере и ведет к значительному
своеобразию формирования личности.
Во-вторых, дети с ограниченными
возможностями обостренно воспринимают
воздействие различных
В числе наиболее общих причин возникновения нарушений в личностном развитии выступают два основных фактора: социальный (условия жизни, негативное влияние микросоциальной среды, психосоциальные травмы, алкоголизм, наркомания и др.) и биологический (наследственность, травмы головного мозга, инфекционные поражения, некоторые ток-сикации и др.).
Ведущая роль в развитии личности
принадлежит социальному
Наиболее распространенными социальными причинами, вызывающими нарушения в личностном развитии, могут быть:
1. Депривация (эмоциональная,
социальная, сенсорная) — состояние
недостаточного удовлетворения
какой-либо важной
2. Влияние окружающей социальной
среды, которая особенно
3. Образ жизни, преобладание
определенных жизненных норм
в статусе поведения ребенка,
от которых зависит его
Биологические причины особенно отрицательно сказываются на развитии личности в период раннего и дошкольного детства. К ним можно отнести врожденные аномалии (болезнь Дауна), наследственные психические заболевания, различные формы недоразвития головного мозга, патологии беременности, родовые и послеродовые травмы, интоксикации головного мозга и другие. Вследствие названных причин такие дети, особенно если с ними не проводилась специальная реабилитационная работа, обнаруживают различного рода аномалии в личностном развитии. Поэтому при изучении личности роль биологических факторов следует рассматривать не обособленно, а с учетом социальных условий, в которых находится индивид.
Психические
и личностные отклонения — это
не случайный набор
Любое
психическое и личностное отклонение
от нормы проявляется разными
синдромами. Выявленная специфичность
сочетания синдромов при
Отклонения в личностном развитии охватывает большой круг явлений: аномальные привычки поведения, неадекватное реагирование в межличностных отношениях, эмоциональные нарушения, нарушения волевой сферы, антисоциальная мотивация поведения, недостатки в развитии характера и многие другие.
К наиболее распространенным отклонениям в личностном развитии детей и подростков относят аномальные привычки и различные девиации поведения, возникающие в результате соответствующих социальных воздействий.
Аномальные привычки — это своеобразные стили поведения, появившиеся в результате некритического воспри-ятияребенком или подростком форм поведения в конкретной социальной среде. Ребенок и подросток, не владея другими формами защиты своих прав, интересов, желаний, подражая взрослым и своим авторитетным сверстникам, начинает в общении проявлять грубость в виде сквернословия и других негативных форм реагирования. С другой стороны, в процессе взросления ребенок, став подростком, стремясь самоутвердиться в собственном воображении и в глазах сверстников, заимствует формы поведения, которые, по его мнению, делают его более взрослым. Это курение, употребление алкоголя, наркотических веществ и т. п[3].