Понятие нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 03:08, реферат

Описание

Сущность каждого человека и его психики отражают социально значимые качества. Личность — феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Основное условие психического и личностного развития человека — жизнь в обществе людей. Только в общении с людьми ребенок осваивает опыт человеческого поведения, опыт обращения с предметами труда и быта, овладевает речью, учится взаимодействовать с другими людьми.

Содержание

Введение 3
Понятие нормы 5
Причины нарушений в личностном развитии 11
Нарушения личностного развития без психической патологии 14
Заключение 18
Библиографический список 20

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 47.74 Кб (Скачать документ)

— соответствующую возрасту индивида зрелость чувства постоянства места  обитания (константность);

— максимальное приближение формирующихся  субъективных образов отражаемым объектам действительности;

— гармонию между отражением обстоятельств  действительности и отношением человека к ней;

— адекватность реакций человека на окружающие его физические, биологические  и психические влияния и адекватную идентификацию образов впечатлений  с образами однотипных памятных представлений;

— соответствие физических и психических  реакций силе и частоте внешних  раздражителей;

— удовлетворение своим местом в  среде себе подобных, гармонию взаимоотношений  с ними;

— умение уживаться с иными лицами и с самим собой;

— критический подход к обстоятельствам  жизни;

— способность самокоррекции поведения  в соответствии с нормами, типичными  для разных коллективов;

— адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду);

— чувство ответственности за потомство  и близких членов семьи;

— постоянство и идентичность переживаний  в однотипных обстоятельствах;

— способность изменять способ поведения  в зависимости от смены жизненных  ситуаций;

— самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для его  остальных членов;

— способность планировать и  осуществлять свой жизненный путь[1].

При анализе перечисленных параметров становится ясно, что единый образец  жизни и поведения для всех людей — это скорее абстрактная  схема, слабо связанная с многообразием  реальной психической жизни.

П.Б. Ганнушкин, отечественный психиатр с мировым именем, называл гармонические  натуры по большей части плодом воображения  и утверждал, что у каждого  человека можно найти психопатические  черты. Человек здоров настолько, насколько он не позволяет патологическим чертам разрастись больше положенного.

Б.С. Братусь отмечал, что самым  расхожим для многих психологов и  психиатров остается понимание нормы  как чего-то среднего, устоявшегося, не выделяющегося из массы и наиболее адаптированного к окружающей среде. Такое, понимание согласуется со здравым смыслом и имеет глубокие корни в житейском сознании, прочно отождествляющем нормальное и общепринятое, однако оно упрощает представления  о человеческом развитии, низводя  его до уровня приспособления к расхожим «шаблонам поведения».

Французский психиатр Кюльер утверждал, что «в тот самый день, когда  больше не будет полунормальных людей, цивилизованный мир погибнет — погибнет не от избытка мудрости, а от избытка  посредственности».

Гете принадлежит афоризм: «Дураки  и умные люди равным образом безвредны. Опасны только полудурки и полумудрецы».

К. Ясперс в «Общей психопатологии»  цитирует высказывание Вильманса: «Так называемая нормальность — не что  иное, как легкая форма слабоумия» и далее объясняет: «Логически это  означает следующее: объявив нормой умственную одаренность, мы должны будем  признать, что большинство людей  слегка слабоумно. Но мера здоровья —  это нечто статистически среднее, т.е. свойственное большинству; соответственно, легкая степень слабоумия — это  и есть здоровье. Следовательно, нечто  болезненное и есть норма. Таким  образом, «здоровое — синоним  «больного». Такой логический ход  мысли завершается очевидным  распадом обоих понятий, независимо от того, основываем ли мы их на оценочных  или среднестатистических суждениях».

А. Маслоу пишет о том, что общепринятый подход к человеку, когда нормой считается среднестатистическое, подталкивает к выводу, что «нормальность» —  лучшее, чего можно ожидать от человека, и потому должно довольствоваться ею. Однако он склонен считать такую  норму скорее болезнью, уродством, задержкой  человеческого развития, «недочеловечностью».

Некоторые психологи подвергают критике  и адаптационный подход, приверженцы  которого считают, что любая патология  представляет собой либо «расстройство  врожденных форм поведения», сбой в  нормальном функционировании адаптирующейся живой системы (К. Лоренц), либо результат  внутреннего несоответствия социального  и природного (В.И. Вернадский), либо вынужденное «стеснение» жизни  в ее «свободе», форма выживания  человека в экстремальных для  него условиях внешней или внутренней среды (И.В. Давыдовский)[3].

Само понятие «приспособленность»  в ряде исследований признается не подходящим для описания здорового  или нормального существования. Так, польский психолог и клиницист  К. Домбровский считал, что способность  всегда приспосабливаться к новым  условиям и на любом уровне свидетельствует о моральной и эмоциональной неразвитости. За этой способностью скрываются отсутствие иерархии ценностей и жизненная позиция, не содержащая в себе элементов, необходимых для позитивного развития личности и творчества.

Социальные психологи считают, что адаптация может быть добровольной и принудительной. Принудительная адаптация  наносит ущерб человеку — деформирует  его интеллектуальные и моральные  качества, приводит к эмоциональным  нарушениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причины нарушений в личностном развитии

 

Нарушения в развитии личности могут проявляться в  виде неадекватного поведения, в  нарушении иерархии мотивов, побуждающих  личность к активности, в возникновении  отрицательных черт характера, в  виде вредных привычек поведения, в  нарушении межличностых взаимодействий и многих других формах.

В зависимости от этиологии возникновения они  могут носить различный характер. Например, известно, что та или иная психическая болезнь оставляет  определенный след в психике человека, приводит к существенным изменениям в личностной сфере, к утере сложной  организации человеческой деятельности и подконтрольности поведения. Такие  люди (душевнобольные), как правило, попадают в психиатрическую клинику  и ими занимаются психиатры.

Но кроме них  есть люди, которые не считают себя больными, но в их поведении проявляются  определенные странности, у многих из них имеют место пагубные привычки в виде болезненного пристрастия. Иначе  говоря, аномалии в развитии личности могут возникать не только у душевнобольных людей, но и у лиц, не имеющих психической  патологии. Поэтому изучением личностных особенностей в аспекте психической  нормы и патологии занимаются как психиатры, так и психологи[1].

Особенно уязвимы в  возникновении личностных отклонений дети, имеющие те или иные жизненные  ограничения. Они представляют особую группу — группу повышенного риска. Объясняется это тем, что, во-первых, на появление различных отклонений на ранних этапах возрастного развития существенно влияют биологические  факторы (генетические, инфекционные, иммунологические, токсические и  др.) Наличие того или иного дефекта  затрудняет общее развитие ребенка, сказывается на его познавательной сфере и ведет к значительному  своеобразию формирования личности. Во-вторых, дети с ограниченными  возможностями обостренно воспринимают воздействие различных социальных факторов. В зависимости от условий  воспитания и социального окружения  у таких детей по мере их взросления возникают вторичные нарушения, представляющие собой психические  и личностные отклонения.

В числе наиболее общих  причин возникновения нарушений  в личностном развитии выступают  два основных фактора: социальный (условия  жизни, негативное влияние микросоциальной  среды, психосоциальные травмы, алкоголизм, наркомания и др.) и биологический (наследственность, травмы головного  мозга, инфекционные поражения, некоторые  ток-сикации и др.).

Ведущая роль в развитии личности принадлежит социальному фактору. Личность — продукт социального  развития. После появления ребенка  на свет у него при нормально организованном обучении и воспитании начинает интенсивно, формироваться интеллектуальная, потребностно-мотивацион-ная  и эмоционально-волевая сферы, познавательные способности, вырабатываются нормы и правила поведения, которые впоследствии станут основой структуры его личности. В случае же ущемления в развитии одной или нескольких названных сфер происходит задержка психического развития, недоразвитие личности (проявления инфантилизма), возникновение педагогической запущенности, формирование отрицательных черт характера, привычек и отклонений в поведении.

Наиболее распространенными  социальными причинами, вызывающими  нарушения в личностном развитии, могут быть:

1. Депривация (эмоциональная,  социальная, сенсорная) — состояние  недостаточного удовлетворения  какой-либо важной психологической  потребности. Ведет к задержке  познавательной сферы, к нарушению  процессов мышления, межличностного  взаимодействия, возникновению заторможенности,  апатии, раздражительности.

2. Влияние окружающей социальной  среды, которая особенно значима  для детского, подросткового и  юношеского возрастов. Именно  в эти периоды происходит интенсивное  формирование характерологических  свойств личности, потребностей, ценностных  ориентации, мотивации поведения.  Например, если подросток или  юноша попадает в группу сверстников  с антисоциальными формами поведения  (насилие, тенденции к употреблению  алкоголя, наркотиков), то у него  разрушаются нормальные человеческие  отношения, изменяются ценностные  ориентации, которые и оказывают  в дальнейшем существенное влияние  на его личностное развитие.

3. Образ жизни, преобладание  определенных жизненных норм  в статусе поведения ребенка,  от которых зависит его соматическое (физическое) и психическое (душевное) здоровье. Например, ребенку или  подростку часто объясняют, как  он должен себя вести, какими  качествами он должен обладать, но ситуации, когда он мог бы  проявить себя в жизни, не  создают. Подобный подход к  формированию личности ребенка  обуславливает различные психологические  проблемы, в том числе и создает  условия для возникновения отклонений  в личностном развитии.

Биологические причины особенно отрицательно сказываются на развитии личности в период раннего и дошкольного  детства. К ним можно отнести  врожденные аномалии (болезнь Дауна), наследственные психические заболевания, различные формы недоразвития головного  мозга, патологии беременности, родовые  и послеродовые травмы, интоксикации головного мозга и другие. Вследствие названных причин такие дети, особенно если с ними не проводилась специальная  реабилитационная работа, обнаруживают различного рода аномалии в личностном развитии. Поэтому при изучении личности роль биологических факторов следует  рассматривать не обособленно, а  с учетом социальных условий, в которых  находится индивид.

Психические и личностные отклонения — это  не случайный набор психопатологических  признаков, он представляет собой определенную систему. В конце 60-х годов прошлого века практикующими врачами было замечено, что между отдельными симптомами той или иной душевной болезни существуют определенные связи. В результате в конце XIX в. возникло учение о симптомокомплексах, которое затем обогатилось понятием «синдром». Симптом — это относительно простой и достаточно четко очерченный признак болезни. Симптомокомплекс — это определенный набор симптомов, присущих психическому расстройству. Синдром — это закономерное сочетание различных симптомов, проявляющихся в рамках психических заболеваний[4].

Любое психическое и личностное отклонение от нормы проявляется разными  синдромами. Выявленная специфичность  сочетания синдромов при проявлении той или иной болезни стала  основой нозологического направления (Э. Крепелин) в определении и лечении  психических отклонений. Сущность другого  направления — синдромологического  — состоит в том, что, по мнению его авторов, необходимо придерживаться определения главного синдрома, так  как в клинической практике лечат  не психическую болезнь, а синдром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нарушения личностного развития без  психической патологии

Отклонения в личностном развитии охватывает большой круг явлений: аномальные привычки поведения, неадекватное реагирование в межличностных отношениях, эмоциональные нарушения, нарушения  волевой сферы, антисоциальная мотивация  поведения, недостатки в развитии характера  и многие другие.

К наиболее распространенным отклонениям в личностном развитии детей и подростков относят аномальные привычки и различные девиации поведения, возникающие в результате соответствующих  социальных воздействий.

Аномальные привычки —  это своеобразные стили поведения, появившиеся в результате некритического воспри-ятияребенком или подростком форм поведения в конкретной социальной среде. Ребенок и подросток, не владея другими формами защиты своих  прав, интересов, желаний, подражая взрослым и своим авторитетным сверстникам, начинает в общении проявлять  грубость в виде сквернословия и  других негативных форм реагирования. С другой стороны, в процессе взросления ребенок, став подростком, стремясь самоутвердиться  в собственном воображении и  в глазах сверстников, заимствует формы  поведения, которые, по его мнению, делают его более взрослым. Это курение, употребление алкоголя, наркотических веществ и т. п[3].

Информация о работе Понятие нормы