В зависимости от причин,
породивших аномальные привычки и различные
формы девиантного поведения, выделяют
следующие наиболее распространенные
виды привычек:
1. Аморальные и ассоциальные
привычки поведения. К ним относят
поступки вербального (словесно-понятийного
и двигательного), нравственно-поведенческого
содержания, такие как сквернословие
(нецензурная брань), грубый тон
(крик), неискренность (лживость), употребление
в речи так называемых слов-паразитов,
несоблюдение санитарно-гигиенических
требований по уходу за своим
телом, одеждой (обкусывание ногтей
на руках, отсутствие привычки
мыть руки перед едой, чистить
зубы, вовремя менять белье и
т. п.), реакции конфликтного характера
при взаимоотношениях (драчливость,
повышенная моторно-двигательная
и эмоциональная возбудимость).
2. Привычки вербального
и моторно-двигательного характера,
обусловленные невротическими состояниями.
В их числе могут быть проявления
логоневроза, повторяющиеся движения
рук, головы, тики глаз, гиперемия
кожи лица и др. Эти привычки
чаще всего проявляются в ситуациях,
порождающих у ребенка психоэмоциональное
напряжение. Особенно это заметно
в период болезни, во время
конфликтов с родителями и
сверстниками, в условиях повышенной
ответственности (при невыполнении
каких-то обещаний, при неподготовленности
к уроку и др.). Одни дети
в этих случаях становятся
возбужденными, аффективными, капризными,
плаксивыми, другие — стеничными, вялыми,
третьи — сверхобщительными и т. п.
Основными причинами появления
таких привычек могут быть вегетативная
неустойчивость нервной системы
ребенка, особые условия воспитания
детей в семье (гиперопека и др.),
трудности психологической перестройки
при ускоренном или замедленном
физическом созревании в подростковом
возрасте и др. Если дете'й и подростков
обучать приемам общения и
саморегуляции, то у них формируются
адаптационные механизмы, которые
способствуют их постепенному преодолению.
3. Аномальные привычки
интоксикационного генезиса. К ним
относят привычки, связанные с
употреблением алкоголя, табакокурением,
наркоманию и токсикоманию. Развитие
этих вредных привычек происходит
постепенно. Решающее значение оказывает
негативное микросоциальное окружение.
Сначала подросток или юноша
старается быть послушным в
семье, с учителями и пытается
скрывать то, что он, например, курит,
пробует выпивать, и он как
бы находится в двойственном
положении. Эта раздвоенность
позиции ведет к тому, что у
детей появляются такие черты,
как настороженность, хитрость, неискренность,
которые со временем становятся
устойчивыми личностными образованиями.
Навыки и привычки —
фундамент поведения личности. На
их основе формируется характер человека.
Поэтому необходимо постоянно заботиться
о том, чтобы с самого начала жизненного
пути у ребенка формировались
положительные привычки поведения.
Они позволят ему быстрее ориентироваться
в жизненных ситуациях и овладевать
новым опытом социальных отношений.
Акцентуации характера: в подростковом
и раннем юношеском возрасте особенно
заметными становятся типологические
черты характера, которые обозначаются
как варианты акцентуированных личностей
(К. Леонгард) или акцентуированных характерологических
свойств (А.Е. Личко). Акцентуации характера
— это крайние варианты нормы, при которых
отдельные свойства характера чрезмерно
усилены, в результате чего ухудшается
взаимодействие с окружающими людьми.
В спокойной обстановке они незаметны
и возникают лишь в некоторых дисстресовых
ситуациях, которые требуют соответствующей
активной ответной реакции акцентуированного
свойства. Акцентуации характера — это
своего рода слабое звено в характере
человека, обладающего повышенной возбудимостью
к одним психотравмирующим факторам при
определенной устойчивости к другим.
Известно несколько классификаций
акцентуированных личностей и типов
характера.
Так, К. Леонгард на основе изучения
взрослых людей выделил 10 основных
типов акцентуаций личности, которые
сами по себе не являются патологическими,
но при определенных условиях могут
развиваться как в положительном,
так и в отрицательном направлениях.
А.Е. Личко предложил классификацию
типов акцентуаций характера, расчитанную
на подростково-юношеский возраст.
В ней он дал характеристику 11
основным типам акцентуаций (гипертимный,
циклоидный, лабильный, астеноневротиче-'ский,
сенситивный, психастенический, шизоидный,
эпилеп-тоидный, истероидный, неустойчивый,
конформный).
А.В. Петровский, исходя из того,
что рассмотрение акцентуаций характера
предполагает привлечение в первую
очередь педагога, а не психиатра,
и, чтобы избежать прямых аналогий с
психиатрическими терминами (шизоидные,
эпилепто-идные черты), предложил
свою классификацию. В нее он включил
шесть важнейших типов акцентуаций,
основанных на заимствовании наиболее
удачных терминов из классификаций
К. Леонгарда и А.Е. Личко. Это:
1. Интровертированный тип
характера. Для него свойственна
замкнутость, затрудненность в
общении и налаживании контактов
с окружающими, уход в себя.
2. Экстравертный тип —
эмоциональная взвинченность, жажда
общения и деятельности, зачастую
безотносительно к ее необходимости
и ценности, говорливость, непостоянство
увлечений, иногда хвастливость,
поверхностность, конформность.
3. Неуправляемый тип —
импульсивность, конфликтность, нетерпимость
к возражениям, иногда и подозрительность.
4. Неврастенический тип
— преобладающее дурное самочувствие,
раздражительность, повышенная утомляемость,
мнительность. Раздражение против
окружающих и жалость к самому
себе может привести к кратковременным
вспышкам гнева, однако быстрая
истощаемость нервной системы
скоро гасит гнев и способствует
умиротворению, раскаянию, слезам.
5. Сензитивный тип —
свойственна пугливость, замкнутость.
Сензитивные подростки избегают
включаться в большие и тем
более новые компании, не участвуют
в шалостях и рискованных предприятиях
сверстников, предпочитают играть
с маленькими детьми. Чувство
собственной неполноценности у
сензитивных подростков делают
особенно выраженной реакцию
гиперкомпенсации (усиленное стремление
преодолеть свои недостатки). Они
ищут самоутверждения не в
стороне от слабого места своей
натуры, не в областях, где могут
раскрыться их способности, а
именно там, где особенно чувствуют
свою неполноценность
6. Демонстрационный тип
— присущ эгоцентризм, потребность
в постоянном внимании к своей
особе, восхищение и сочувствие.
Лживость, склонность к позерству
и рисовке, демонстративность
поведения (вплоть до инсценировок
самоубийства) — все это определяется
стремлением любыми средствами
выделиться среди сверстников.
Кроме основных перечисленных
типов акцентуаций характеров выделяют
смешанные типы. Их формирование в
детском и подростковом возрасте
во многом обусловлено конституционально-генетическими
и социально-средовыми факторами. В ряде
случаев можно наблюдать усиление или
нивелирование акцентуированных характеристик
поведения в зависимости от органической
недостаточности, связанной с той или
иной болезнью, в ситуациях конфликтного
характера. Например, при неудовлетворенности
межличностными отношениями могут усиливаться
такие характерологические черты, как
раздражительность, эмоциональная неустойчивость,
агрессивность и пр. Их выраженность может
быть более заметной в период привыкания
к курению, употреблению алкоголя, наркотиков.
Впоследствии, если не изменить социальную
ситуацию развития, формируется патопсихологический
комплекс аномально-личностных новообразований.
Заключение
В науках, изучающих человека, выделяют
различные виды норм - статистические,
физиологические, индивидуальные и
др. В психологии корректное обращение
к этому понятию предполагает
дифференцирование норм по возрасту,
полу, социальной, культурной, этнической
принадлежности субъекта. Многообразие
факторов, обусловливающих различия
в нормах, уже само по себе указывает
на неоднозначность самой проблемы
нормы, корни которой, с одной
стороны, в общебиологических законах
психического развития человека и его
психосоциального взаимодействия, с
другой — в этико-философских
взглядах. Иными словами, это междисциплинарная
проблема, которую невозможно решить
с учетом лишь какого-то одного аспекта.
Западные психологи определяют
развитие как изменения, происходящие
во времени в строении тела, психике
и поведении человека, в результате
биологических процессов в организме
и под воздействием окружающей среды.
Отечественные психологи рассматривают
развитие как процесс, характеризующий
качественные преобразования в поведении,
психике, интеллекте и эмоциях, т.е.
понимают психическое развитие как
закономерное изменение психических
процессов во времени, выраженное в
их количественных, качественных и
структурных преобразованиях.
В специальной психологии очень
часто применяется понятие «аномальность».
Одним из ее критериев является своеобразие
расшифровки сигналов окружающего
мира конкретным человеком и воспринимающим
его иначе, чем большинство людей.
Показатели, характеризующие нормальную
психическую деятельность, ограничены
достаточно определенными параметрами,
выход за границы которых позволяет
говорить о ее нарушении. При этом
настроение человека, его эмоции, суждения,
решения возникают не вследствие
соответствующих внешних стимулов,
а в результате измененной высшей
нервной деятельности. Восприятие организуется
и упорядочивается головным мозгом,
при этом его важная функция —
фильтрация внешних сигналов. У людей
с дефектами слуха, зрения, интеллекта,
неадекватно воспринимающих и оценивающих
внешние стимулы, формируется неадекватное
представление об окружающем мире,
а часто неправильная адаптация
к нему.
Понятие дефекта — центральное
для специальной психологии и
педагогики — детально разработано
в трудах Л.С. Выготского. Он отмечал,
что ребенок, развитие которого осложнено
дефектом, не просто менее развит, чем
его нормальные сверстники, но развит
иначе.
При качественном анализе нарушенного
развития выделяют три группы феноменов
— первично нарушенные функции, вторично
задержанные и сохранные. Характер
соотношений первичных и вторичных
симптомов весьма сложен, что существенно
затрудняет диагностику. Не всегда легко
обнаружить первичное нарушение
и отделить его от вторичных, которые
могут быть настолько выраженными, что
маскируют ядерные расстройства. В таких
случаях не исключена диагностическая
ошибка.
Библиографический список
- Акатов Л.И. - Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений
- Братусь Б.С. - Аномалии личности. М., 2000.
- Леонгард К. - Акцентуированные личности. М. 1981
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1979.
- Соколова Е.Т., Николаева О.Д. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., 1995.
- Сорокин В.М. специальная психология. Спб., 2002.