Понятие о мышлении, виды и логические формы мышления, развитие мышления детей, индивидуальные различия мышления школьников

Автор работы: Олеся Новикова, 16 Июня 2010 в 18:01, контрольная работа

Описание

Среди духовных способностей человека есть такая, которая на протяжении многих столетий была предметом пристального внимания ученых и которая вместе с тем до сих пор является труднейшим и загадочным предметом науки. Это способность мыслить. С ней мы постоянно сталкиваемся в труде, в учении, в быту.
Любая деятельность рабочего и агронома, школьника и ученого неотделима от мыслительной работы. Во всяком настоящем деле необходимо поломать голову, пораскинуть умом, т.е., говоря языком науки, нужно осуществить мыслительное действие, интеллектуальную работу.
Известно, что задача может быть решена, и не решена, один справится с нею быстро, другой думает долго. Есть задачи посильные и ребенку, а над некоторыми бьются годами целые коллективы ученых. Значит, есть умение мыслить. Одни им владеют лучше, другие хуже.
Что это за умение? Какими путями оно возникает? Как его приобрести? Об этом и пойдет речь в моем реферата.

Содержание

Введение
Понятие мышдения
Виды мышления
Логическое мышление
Развитие мышления детей
Индивидуальные различие мышления школьников

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 31.81 Кб (Скачать документ)

Содержание. 

  1. Введение
  2. Понятие мышдения
  3. Виды мышления                                                                                                                             
  4. Логическое мышление
  5. Развитие мышления детей
  6. Индивидуальные различие мышления школьников
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Введение
 

Среди духовных способностей человека есть такая, которая  на протяжении многих столетий была предметом  пристального внимания ученых и которая  вместе с тем до сих пор является труднейшим и загадочным предметом  науки. Это способность мыслить. С ней мы постоянно сталкиваемся в труде, в учении, в быту.

Любая деятельность рабочего и агронома, школьника и  ученого неотделима от мыслительной работы. Во всяком настоящем деле необходимо поломать голову, пораскинуть умом, т.е., говоря языком науки, нужно осуществить  мыслительное действие, интеллектуальную работу.

Известно, что  задача может быть решена, и не решена, один справится с нею быстро, другой думает долго. Есть задачи посильные  и ребенку, а над некоторыми бьются годами целые коллективы ученых. Значит, есть умение мыслить. Одни им владеют  лучше, другие хуже.

Что это за умение? Какими путями оно возникает? Как  его приобрести? Об этом и пойдет речь в моем реферата. 

2. Понятие о мышлении.

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит  к мышлению. Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы  чувственного восприятия. Мышление позволяет  с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно  в восприятии.

Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение  их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает  на себя функции обобщения и планирования.

Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма  психического отражения, устанавливающая  связи и отношения между познаваемыми объектами.

Известно, что  человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, так никогда  и не сможет научиться правильному, с нашей точки зрения, мышлению. Именно таким является мальчик Виктор, выросший в джунглях и описанный  Ж. Годфруа. Таким образом, навыки и  способы мышления развиваются у  человека в онтогенезе при воздействии  среды - человеческого общества.

А как исторически  изменялись формы мышления человека, закрепленные культурой общества? Это  изменение связано с общей  культурной эволюцией. Например, исчисление у культурно-отсталых народов неразрывно связано с практическими нуждами  и не мыслится в отрыве от предмета исчисления. На просьбу сосчитать  следует вопрос: «Что считать?» Так, медведей можно считать только до 6, так как «никому не доводилось убить больше на охоте». Так же обстоит  дело и с другими абстрактными понятиями. Таким образом, мышление в слаборазвитых обществах носит  «прелогический» характер.

С развитием  общества мышление эволюционирует и  все более переходит к обобщенному, теоретическому уровню, к понятиям. Появляются и развиваются абстракции числа, пространства и времени. Так  же как развитие технического потенциала общества приводит к оперированию физическими  явлениями, не поддающимися восприятию нашими органами чувств, и мышление переходит к оперированию понятиями, не имеющими не только чувственных, но и вообще каких-либо представлений. Хорошим примером для иллюстрации  этого являются многие понятия современной  ядерной физики. 

3.Виды мышления.

Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Прежде всего, весьма различным может быть их познавательное значение. Так, очевидно, неравноценны в познавательном отношении  элементарный мыслительный акт, посредством  которого ребенок разрешает встающие перед ним затруднения, и система  мыслительных операций, посредством  которой ученый разрешает научную  проблему о закономерностях протекания каких-либо сложных процессов. Можно, таким образом, различать разные уровни мысли в зависимости от того, насколько высок уровень  ее обобщений, насколько глубоко  вместе с тем она переходит  от явления к сущности, от одного определения сущности ко все более  глубокому ее определению. Такими разными  уровнями мышления являются наглядное мышление в его элементарных формах и мышление отвлеченное, теоретическое. 

Вид мышления, который  осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение  реальности в образно-концептуальной форме.

При наглядно-образном мышлении преобразование наглядных  условий мыслительных действий состоит  прежде всего в переводе их перцептивного  содержания на «язык» семантических  признаков, на язык значений.

Образное мышление представляет собой форму творческого  отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или  субъекта на данный момент времени  не существует. Мышление человека (в  своих низших формах оно имеется  у животных) также можно понимать как творческое преобразование имеющихся  в памяти представлений и образов.

Отличие мышления от остальных психологических процессов  познания состоит в том, что оно  всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение  какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.

Мышление - это  особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему  включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера. В психологии выделяют и  исследуют теоретическую, практическую и ряд промежуточных видов  деятельности, содержащих в себе и  те и другие операции. Мышление подразделяется на теоретическое и практическое. В свою очередь теоретическое  может быть понятийным и образным, а практическое - наглядно-образным и наглядно-действенным.

Теоретическое понятийное мышление - это такое  мышление, пользуясь которым человек  в процессе решения задачи непосредственно  не обращается к опытному изучению действительности, не получает сам  необходимые для мышления эмпирические факты, не предпринимает практических действий, направленных на реальное преобразование действительности. Он обсуждает и ищет решение задачи с самого начала и до самого конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, выраженными в понятиях, суждениях, умозаключениях.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного  тем, что материалом, который здесь  использует человек для решения  задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а представления  и образы. Они или непосредственно  формируются в ходе восприятия действительности, или извлекаются из памяти. В ходе решения задачи эти образы мысленно преобразуются так, чтобы человек  в новой ситуации мог непосредственно  увидеть решение интересующей его  задачи. Образное мышление представляет собой такой вид умственной деятельности, который чаще всего встречается  в работе писателей, художников, артистов.

Оба рассмотренных  вида мышления - теоретическое понятийное и образное - в действительности сосуществуют, но выражены в разной степени. Они хорошо дополняют друг друга, так как раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны  бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное обобщенное отражение действительности; теоретическое  образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем  объективно-понятийное. Без того или  другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь  глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на деле.

Отличительная особенность следующего вида мышления - наглядно-образного - состоит в  том, что мыслительный процесс в  нем непосредственно связан с  восприятием мыслящим человеком  окружающей действительности и без  него совершаться не может. Мысля  наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые  для мышления образы представлены кратковременной  и оперативной памяти (в отличие  от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются  из долговременной памяти). Данная форма  мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного  и младшего школьного возраста, а  у взрослых - среди людей, занятых  практической работой. Этот вид мышления широко развит у руководителей разного  ранга и уровня, у людей, так  называемых «операторных профессий», у всех тех, кому часто приходится принимать решения о предметах  своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно с ними не взаимодействуя.

Наконец, последний  из обозначенных нами видов мышления - это наглядно-действенное. Его особенность  заключается в том, что сам  процесс подобного мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком, с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей массовых рабочих профессий,занимающихся реальным производительным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Разница между  теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б.М.Теплова, состоит  в том, что «они по-разному связаны  с практикой... Работа практического  мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач... тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей».

И теоретическое, и практическое мышление, в конечном счете, связано с практикой, но в  случае практического мышления эта  связь имеет более прямой непосредственный характер. Практический ум, как правило, на каждом шагу нацелен на решение  практической задачи, и его выводы непосредственно, проверяются практикой  здесь и теперь. Теоретический  же ум выступает как опосредованный: он проверяется на практике лишь в  конечных результатах его работы.

Все перечисленные  виды мышления могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера  и конечных целей доминирует тот  или иной вид мышления. По этому  основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к  интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу.

4.Логическое мышление.

Более сложные  виды работы мышления требуют других конструкций. Объективно сложившиеся  в истории языка средства отражают не только внешние пространственные или временные отношения, но и  логические отношения, более сложные  отношения причины и следствия  и т.п.

Дедуктивное мышление (дедукция), это процесс логического  вывода, т.е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений-посылок к их следствиям (заключениям), и подразумевается  установление истинности или ложности заключений на основе логических связей.

Делая логические выводы, человек использует сложные  системы, образующие связи, по которым  течет его мысль. Примером такой  связи может служить силлогизм (суждение), т.е. отражение связей между  предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Это наборы утверждений (фактов) из которых делается заключение.

В силлогизме человек  высказывает свое мнение о данном факте или предмете, определяет связи  между фактами или предметами или/и свое отношение к какому-то явлению. В силлогизмах выражаются и чувства человека, его намерения: "Я люблю море", "Я хочу уехать в Петербург".

В истории языка  и логики сформировались такие средства, которые автоматически передают человеку опыт поколений, избавляя его  от необходимости получать соответствующую  информацию собственным логическим путем.

Логические связи, получаемые человеком в результате развития, становятся основой его  продуктивного мышления, но человек  не рождается с логическим чувством. Человек должен научиться пользоваться логическими связями, используя  не только свой личный опыт, а это  совсем не легкий процесс. Мыслящий человек  может рассуждать и решать логические задачи, не включая процесс решения  в практическую деятельность.

Логические связи  делают мышление доказательным, объективным  и убедительным. Однако формальная логика (понятие, силлогизм) оставляет  за "бортом" такие формы, как  процессуальность мышления, этапы выявления  и добывания данных, условия возникновения  и развития мысли, взаимосвязь с  чувственным познанием.

Информация о работе Понятие о мышлении, виды и логические формы мышления, развитие мышления детей, индивидуальные различия мышления школьников