Автор работы: Олеся Новикова, 16 Июня 2010 в 18:01, контрольная работа
Среди духовных способностей человека есть такая, которая на протяжении многих столетий была предметом пристального внимания ученых и которая вместе с тем до сих пор является труднейшим и загадочным предметом науки. Это способность мыслить. С ней мы постоянно сталкиваемся в труде, в учении, в быту.
Любая деятельность рабочего и агронома, школьника и ученого неотделима от мыслительной работы. Во всяком настоящем деле необходимо поломать голову, пораскинуть умом, т.е., говоря языком науки, нужно осуществить мыслительное действие, интеллектуальную работу.
Известно, что задача может быть решена, и не решена, один справится с нею быстро, другой думает долго. Есть задачи посильные и ребенку, а над некоторыми бьются годами целые коллективы ученых. Значит, есть умение мыслить. Одни им владеют лучше, другие хуже.
Что это за умение? Какими путями оно возникает? Как его приобрести? Об этом и пойдет речь в моем реферата.
Введение
Понятие мышдения
Виды мышления
Логическое мышление
Развитие мышления детей
Индивидуальные различие мышления школьников
Для того чтобы
следовать логическим суждениям, необходим
большой объем оперативной
5.Развитие мышления детей.
Психологи отмечают, что становление мышления проходит две стадии – допонятийную и понятийную. Под допонятийной понимается начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых организацию; суждения детей – единичные, о данном конкретном предмете. Когда дети, что-либо объясняют все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений на этой стадии – суждения по сходству, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самой ранней формой доказательства является пример. Исходя из вышесказанного можно сделать следующий вывод: убеждая ребенка или что-то объясняя ему, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами.
По мнению психологов центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (но не эгоизм, эти понятия отличаются). Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие от него отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Детской логике присущи следующие особенности, обусловленные эгоцентризмом:
1) нечувствительность
к противоречиям. В качестве
примера можно привести
• Рауль, есть у тебя братья?
• Жеральд.
• А у Жеральда есть братья?
• Нет. Только у меня есть брат.
• Послушай, у Жеральда нет брата?
• Нет, у него брата.
2) синкретизм – тенденция связывать все со всем;
3) трансдукция – переход от частного к частному, минуя общее;
4) отсутствие
представления о сохранении
Если ребенок
развивается нормально то постепенно
происходит замена мышления допонятийного,
которому свойственно использование
конкретных образов, мышлением понятийным
(абстрактным), которому свойственно
использование понятий и
Известный русский психолог Выготский Л.С. выделял 5 этапов в переходе к формированию понятий (по Л.Д. Столяренко):
1-й этап. Ребенку
2-3 года. Этот этап проявляется
в том, что при просьбе
2-й этап. На
втором этапе – дети
3-й этап. Он
проявляется в 7-10 лет, когда
дети могут объединить группу
предметов по сходству, но не
могут осознать и назвать
4-й этап. У
подростков 11-14 лет появляется понятийное
мышление, однако еще не совершенное,
поскольку первичные понятия
сформированны на базе
5-й этап. На
нем формируются совершенные
понятия. Происходит это в
6. Индивидуальные различие мышления школьников.
Индивидуальные
различия в мышлении Виды мышления
являются вместе с тем типологическими
особенностями умственной и практической
деятельности людей. В основе каждого
вида лежит особое отношение сигнальных
систем. Если у человека преобладает
конкретно-действенное или
.
Список используемой литературы :
1. Материалы XXV съезда КПСС. — М., 1976. —256 с.
2. Материалы XXVI съезда КПСС. — М., 1981. — 233 с.
3. Выготский Л. С. К проблеме периодизации психического развития в. детском возрасте. — Вопросы психологии, 1971, № 4, с. 14—23.
4. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. — М., 1966. — 442 с.
5. Гальперин П. Я., Талызина Н. Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий. — Вестник МГУ, 1979, №4, с. 54—63.
6. В. В. Давыдов. Виды обобщения в обучении. — М., 1972. — 423 с.
7. Давыдов В. В. Категория деятельности и психического отражения в теории A. Н. Леонтьева. — Вестник МГУ, 1979, № 4, с. 25—41.
8. Давыдов В. В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на современном этапе развития образования. — Вопросы психологии, 1976, №4, с. 3—15.
9. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. — В кн.: Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1973, с. 66—97.
10. Давыдов В. В., Маркова А. К. Развитие мышления в школьном возрасте. — В кн.: Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1978, с. 295—316.
11. Давыдов В. В., Эльконин Д. Б., Маркова А. К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста. — В кн.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М, 1978, с. 180—206.
12.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975. — 304 с.
13. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1972. — 575 с.
14. Маркова А. К. Психологические критерии эффективности учебного процесса. — Вопросы психологии, 1977, № 4, с. 40—51.
15. Маркова А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников. — Вопросы психологии, 1980, № 5, с. 47—59.
16. Маркова А. К. Самообразование школьников. — Вопросы психологии, 1980, № 3, с. 149—154.
17. Психология обучения и воспитания (Вопросы организации формирующего эксперимента) / Под ред. В. В. Давыдова и А. К. Марковой. — М., 1978. — 42 с.
18. Психологические возможности младших школьников в усвоении математики / Под ред. В. В. Давыдова. — М., 1969.— 288 с.
19. Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. B. В. Давыдова. — М., 1977.— 310 с.
20. Репкин В. В. О понятии учебной деятельности. — Вестник Харьковского университета, № 132, 1976, вып. 9, с. 6—10.
21. Репкин В. В. Строение
учебной деятельности. Там же, с. 10—16.