Понятие о темпераменте, роль темперамента в учебной и трудовой деятельности. Учения о темпераменте в истории психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:20, реферат

Описание

Темперамент изучают с точки зрения его физиологической основы, а
также исходя из особенностей его проявления в виде различных психологических качеств и характеристик. При этом первые исследования
темперамента были связаны именно с первым направлением - на протяжении длительной истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………...2
2. Понятие темперамента…………………………………………………………5
3. Типы темперамента…………………………………………………………….8
4. Роль темперамента в деятельности человека. Понятие ценности темперамента…………………………………………………………………….13
5. История учения темперамента……………………………………………….18
6. Заключение…………………………………………………………………….22
7. Список литературы……………………………………………………………24

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)

       Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА»

(НОУ ВПО ЗУИЭП)

г. Пермь 
 
 
 

                Факультет менеджмента

                специальность «Управление         персоналом»

                Кафедра «Экономики, предпринимательства и управления» 
                 
                 

Реферат

По  дисциплине: «Психология и педагогика»

Тема: «Понятие о темпераменте, роль темперамента в учебной и трудовой деятельности. Учения о темпераменте в истории психологии». 
 
 
 
 

                  Реферат

                  студентки 1 курса

                  (МПК-2010)

                      Сабурова Е.А. 

                      Проверила:

                      Кузнецова Е.Г.

                      к.психол.н. 
                 
                 
                 

Пермь, 2011

Содержание. 

1. Введение………………………………………………………………………...2

2. Понятие  темперамента…………………………………………………………5

3. Типы  темперамента…………………………………………………………….8

4. Роль  темперамента в деятельности  человека. Понятие ценности темперамента…………………………………………………………………….13

5. История  учения темперамента……………………………………………….18

6. Заключение…………………………………………………………………….22

7. Список  литературы……………………………………………………………24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2

Введение.

      Одна  из заметных тенденций нашего времени - это признание важности человеческой личности. Пристальное внимание и учет "человеческого фактора" наблюдается во всех сферах, так как без этого в настоящее время ничего сделать нельзя.

      Если  в прошлые эпохи человек чаще всего воспринимался как винтик общества, государства и т.п., то теперь набирает силу индивидуальный подход к человеку во всех сферах: в бизнесе, на производстве, в образовании. Этого требует наше время, с его супер сложными технологиями, с обилием информации и пр. Нужны не винтики, не послушные исполнители, а самостоятельные и зрелые личности. В деле создания условий для становления и развития таких личностей очень многое может и должно сделать образование. Учет индивидуальных особенностей человека необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении его темпераментальных особенностей.

      Выделяют  три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.

      Общая активность определяется интенсивностью объемом взаимодействия человека с окружающей средой - физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным. Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений. Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т.п.

      Темперамент изучают с точки зрения его физиологической основы, а

также исходя из особенностей его проявления в виде различных психологических  качеств и характеристик. При этом первые исследования

темперамента  были связаны именно с первым направлением - на протяжении

3

длительной  истории своего изучения темперамент  всегда связывался с органическими  основами, или физиологическими особенностями  организма.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4

Понятие темперамента.

      Как известно, на земле  нет  людей  с  одинаковыми  кожными  узорами на пальцах рук, на дереве нет совершенно одинаковых листьев.  Точно  так  же  в природе  не  существует  абсолютно  одинаковых  человеческих   личностей   - личность каждого человека неповторима.

   Однако человек не рождается  уже сложившейся личностью. Ею он  становится постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него  наблюдается индивидуальные  особенности  психики.   Эти   особенности   психики   весьма консервативны, устойчивы.  Они  образуют  у  каждого  человека  своеобразную психическую  почву,  на  которой   впоследствии,   в   зависимости   от   ее особенностей,  вырастают  свойства   личности,   присущие   только   данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на  гладкую  доску,  где можно писать любые узоры, и что в процессе  воспитания  и  обучения  ребенка надо опираться на имеющиеся у него от  рождения  свойства.  Эти  свойства  у всех разные. Наблюдая за поведением студентов, за  тем,  как  они  трудятся, учатся и отдыхают, как реагируют  на  внешние  воздействия,  как  переживают радости и горести, мы, несомненно, обращаем внимание большие  индивидуальные различия  людей.  Одни  быстры,  порывисты,  шумливы  -  другие,   наоборот, медлительны, спокойны,  невозмутимы.  Следует  отметить,  что  эти  различия касаются не содержания личности, а некоторых  внешних  проявлений. Вот  эта сторона характеризует понятие "темперамент".

      ТЕМПЕРАМЕНТ  -  совокупность   типологических   особенностей   человека, проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте  и силе его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.

      Темперамент - это проявления в психике человека врожденного типа нервной деятельности. Следовательно, к  свойствами  темперамента  относятся,  прежде всего, врожденные и индивидуально-своеобразные

5

свойства  человека. В  чем  же заключается их своеобразие? Представим  себе  две  реки  -  одну  спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно,  она плавно несет свои  воды,  у  нее  нет  ярких  всплесков,  бурных  водопадов, ослепительных брызг. Течение другой реки -  полная  противоположность.  Река быстро  несется,  вода  у  нее  грохочет,  бурлит  и,  ударяясь   о   камни, превращается в пену. Особенности течения этих рек зависят от ряда  природных условий.

        Нечто подобное  можно  наблюдать  в  динамике  психической  деятельности разных людей. У одних людей психическая деятельность  протекает  равномерно. Такие люди внешне всегда спокойны, уравновешенны  и  даже  медлительны.  Они редко смеются, взгляд их всегда строг и голоден. Попадая в трудные  ситуации или смешные положения, эти люди остаются внешне невозмутимыми. Их  мимика  и жесты  не  отличаются  разнообразием  и  выразительностью,  речь  спокойная, походка твердая.  У  других  людей  психологическая  деятельность  протекает скачкообразно. Они очень подвижны, беспокойны, шумливы. Речь их порывиста  и страстна, движения хаотические, мимика разнообразна и богата. Нередко  такие люди  при  разговоре  машут  руками  и  топают  ногами.   Они   суетливы   и нетерпеливы. Свойства темперамента и есть  те  природные  свойства,  которые определяют динамическую сторону психической деятельности  человека.  Другими словами,   от   темперамента   зависит   характер   протекания   психической деятельности, а именно: 1)скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например,  скорость  восприятия,  быстрота  ума,  длительность сосредоточения  внимания);

2)психический   ритм  и   темп;

3)интенсивность психических      процессов(например,      сила      эмоций,       активность воли);

4)направленность  психической  деятельность  на  какие-то  определенные

6

объекты (например,  постоянное  стремление  человека  к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям от реальной действительности  или  обращенность человека к самому себе, к своим идеям и образам).

      Также  динамика  психической   деятельности   зависит   от   мотивов   и психического  состояния.  Любой  человек,  независимо  от  особенностей  его темперамента, при наличии интереса работает энергичнее и быстрее,  чем при его  отсутствии.  У  любого  человека  радостное  событие  вызывает   подъем душевных и физических сил, а несчастье - падение их. Напротив свойства темперамента проявляются одним  и  тем  же  образом  в самых различных видах деятельности и при самых  различных  целях.  Например, если студент волнуется перед сдачей  зачета,  проявляет  беспокойство  перед

проведением урока в школе во  время  педагогической  практики,  находится  в тревожном ожидании старта  на  спортивных  соревнованиях,  это  значит,  что высокая тревожность  -  свойство  его  темперамента.  Свойства  темперамента наиболее  устойчивы  и  постоянны  по  сравнению  с   другими   психическими особенностями человека. Различные свойства темперамента закономерно  связаны между собой, образуя определенную  организацию,  структуру,  характеризующую тип темперамента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7

Типы  темперамента.

      В настоящее время под типом  темперамента принято  понимать  определенную совокупность психологических свойств, закономерно связанных  между  собой  и общих у одной группы людей. 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  ТИПОВ  ТЕМПЕРАМЕНТА

Психологическая   характеристика   типов    темперамента    определяются

следующими  основными его свойствами.

      Сензитивность - наименьшая сила  внешних  воздействий,  необходимая  для возникновения  какой-либо   психической   реакции   человека,   и   скорость возникновения этой реакции (повышенная  чувствительность).  Если  у одного человека определенные условия деятельности не вызывают раздражения,  то  для другого они становятся сильным сбивающим фактором. Одна и та же  степень  не удовлетворенности потребностей одним человеком  почти  не  замечается,  а  у другого вызывает страдание. В данном  случае,  второй  имеет  более  высокую сензитивность.

      Реактивность  -  степень  непроизвольности  реакций   на   внешние   или внутренние  воздействия  одинаковой  силы  (критическое  замечание,  обидное слово, угроза, резкий и неожиданней звук).

      Активность - то, с  какой  степенью  активности  (энергичности)  человек воздействует на внешний мир и  преодолевает  препятствия  при  осуществлении цели. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в  достижении  цели, сосредоточенность внимания на длительной работе и т.д.

      Соотношение реактивности и активность - то, от чего  в  большей  степени зависит  деятельность  человека:   от   случайных   внешних   и   внутренних обстоятельств (от настроения,  желания,  случайных  событий)  или  от  цели, намерений, стремлений, убеждений человека. 
 

8

      Темп  реакции -  скорость  протекания  различных  психических реакций  и процессов: скорость движения, находчивость, скорость  запоминания,  быстрота ума.

        Пластичность и противоположное ей качество - ригидность. Это легкость  и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям  (пластичность)  или инертность и косность его поведения (ригидность).

      Экстраверсия  и противоположное ей качество -  интроверсия.  Это  то,  от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека  -  от  внешних впечатлений,  возникших в данный  момент  (экстравертированность)  или от образов,  представлений  и   мыслей,   связанных   с   прошлым   и   будущим (интровертность). Поэтому спортсмен-экстраверт  склонен "уходить в себя", особенно в напряженной обстановке.

Информация о работе Понятие о темпераменте, роль темперамента в учебной и трудовой деятельности. Учения о темпераменте в истории психологии