Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:20, реферат
Темперамент изучают с точки зрения его физиологической основы, а
также исходя из особенностей его проявления в виде различных психологических качеств и характеристик. При этом первые исследования
темперамента были связаны именно с первым направлением - на протяжении длительной истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма.
1. Введение………………………………………………………………………...2
2. Понятие темперамента…………………………………………………………5
3. Типы темперамента…………………………………………………………….8
4. Роль темперамента в деятельности человека. Понятие ценности темперамента…………………………………………………………………….13
5. История учения темперамента……………………………………………….18
6. Заключение…………………………………………………………………….22
7. Список литературы……………………………………………………………24
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
(НОУ ВПО ЗУИЭП)
г. Пермь
Факультет менеджмента
специальность «Управление персоналом»
Кафедра
«Экономики, предпринимательства и управления»
Реферат
По дисциплине: «Психология и педагогика»
Тема:
«Понятие о темпераменте,
роль темперамента в
учебной и трудовой
деятельности. Учения
о темпераменте в истории
психологии».
Реферат
студентки 1 курса
(МПК-2010)
Сабурова Е.А.
Проверила:
Кузнецова Е.Г.
к.психол.н.
Пермь, 2011
Содержание.
1. Введение…………………………………………………………
2. Понятие
темперамента………………………………………………
3. Типы
темперамента………………………………………………
4. Роль
темперамента в деятельности
человека. Понятие ценности темперамента………………………………………………
5. История
учения темперамента……………………………
6. Заключение……………………………………………………
7. Список
литературы……………………………………………………
2
Введение.
Темперамент изучают с точки зрения его физиологической основы, а
также исходя из особенностей его проявления в виде различных психологических качеств и характеристик. При этом первые исследования
темперамента были связаны именно с первым направлением - на протяжении
3
длительной
истории своего изучения темперамент
всегда связывался с органическими
основами, или физиологическими особенностями
организма.
4
Понятие темперамента.
Как известно, на земле нет людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человека неповторима.
Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдается индивидуальные особенности психики. Эти особенности психики весьма консервативны, устойчивы. Они образуют у каждого человека своеобразную психическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей, вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Эти свойства у всех разные. Наблюдая за поведением студентов, за тем, как они трудятся, учатся и отдыхают, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, несомненно, обращаем внимание большие индивидуальные различия людей. Одни быстры, порывисты, шумливы - другие, наоборот, медлительны, спокойны, невозмутимы. Следует отметить, что эти различия касаются не содержания личности, а некоторых внешних проявлений. Вот эта сторона характеризует понятие "темперамент".
ТЕМПЕРАМЕНТ - совокупность типологических особенностей человека, проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте и силе его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.
Темперамент - это проявления в психике человека врожденного типа нервной деятельности. Следовательно, к свойствами темперамента относятся, прежде всего, врожденные и индивидуально-своеобразные
5
свойства человека. В чем же заключается их своеобразие? Представим себе две реки - одну спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение другой реки - полная противоположность. Река быстро несется, вода у нее грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в пену. Особенности течения этих рек зависят от ряда природных условий.
Нечто подобное можно наблюдать в динамике психической деятельности разных людей. У одних людей психическая деятельность протекает равномерно. Такие люди внешне всегда спокойны, уравновешенны и даже медлительны. Они редко смеются, взгляд их всегда строг и голоден. Попадая в трудные ситуации или смешные положения, эти люди остаются внешне невозмутимыми. Их мимика и жесты не отличаются разнообразием и выразительностью, речь спокойная, походка твердая. У других людей психологическая деятельность протекает скачкообразно. Они очень подвижны, беспокойны, шумливы. Речь их порывиста и страстна, движения хаотические, мимика разнообразна и богата. Нередко такие люди при разговоре машут руками и топают ногами. Они суетливы и нетерпеливы. Свойства темперамента и есть те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека. Другими словами, от темперамента зависит характер протекания психической деятельности, а именно: 1)скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания);
2)психический ритм и темп;
3)интенсивность психических процессов(например, сила эмоций, активность воли);
4)направленность психической деятельность на какие-то определенные
6
объекты (например, постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям от реальной действительности или обращенность человека к самому себе, к своим идеям и образам).
Также динамика психической деятельности зависит от мотивов и психического состояния. Любой человек, независимо от особенностей его темперамента, при наличии интереса работает энергичнее и быстрее, чем при его отсутствии. У любого человека радостное событие вызывает подъем душевных и физических сил, а несчастье - падение их. Напротив свойства темперамента проявляются одним и тем же образом в самых различных видах деятельности и при самых различных целях. Например, если студент волнуется перед сдачей зачета, проявляет беспокойство перед
проведением
урока в школе во время
педагогической практики, находится
в тревожном ожидании старта на
спортивных соревнованиях, это
значит, что высокая тревожность
- свойство его темперамента.
Свойства темперамента наиболее
устойчивы и постоянны по
сравнению с другими психическими
особенностями человека. Различные свойства
темперамента закономерно связаны
между собой, образуя определенную
организацию, структуру, характеризующую
тип темперамента.
7
Типы темперамента.
В
настоящее время под типом
темперамента принято понимать
определенную совокупность психологических
свойств, закономерно связанных между
собой и общих у одной группы людей.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА
Психологическая характеристика типов темперамента определяются
следующими основными его свойствами.
Сензитивность - наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и скорость возникновения этой реакции (повышенная чувствительность). Если у одного человека определенные условия деятельности не вызывают раздражения, то для другого они становятся сильным сбивающим фактором. Одна и та же степень не удовлетворенности потребностей одним человеком почти не замечается, а у другого вызывает страдание. В данном случае, второй имеет более высокую сензитивность.
Реактивность - степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, угроза, резкий и неожиданней звук).
Активность - то, с какой степенью активности (энергичности) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении цели. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания на длительной работе и т.д.
Соотношение
реактивности и активность - то, от чего
в большей степени зависит деятельность
человека: от случайных
внешних и внутренних обстоятельств
(от настроения, желания, случайных
событий) или от цели, намерений,
стремлений, убеждений человека.
8
Темп реакции - скорость протекания различных психических реакций и процессов: скорость движения, находчивость, скорость запоминания, быстрота ума.
Пластичность и противоположное ей качество - ригидность. Это легкость и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям (пластичность) или инертность и косность его поведения (ригидность).
Экстраверсия и противоположное ей качество - интроверсия. Это то, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникших в данный момент (экстравертированность) или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертность). Поэтому спортсмен-экстраверт склонен "уходить в себя", особенно в напряженной обстановке.