Понятие о темпераменте, роль темперамента в учебной и трудовой деятельности. Учения о темпераменте в истории психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:20, реферат

Описание

Темперамент изучают с точки зрения его физиологической основы, а
также исходя из особенностей его проявления в виде различных психологических качеств и характеристик. При этом первые исследования
темперамента были связаны именно с первым направлением - на протяжении длительной истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………...2
2. Понятие темперамента…………………………………………………………5
3. Типы темперамента…………………………………………………………….8
4. Роль темперамента в деятельности человека. Понятие ценности темперамента…………………………………………………………………….13
5. История учения темперамента……………………………………………….18
6. Заключение…………………………………………………………………….22
7. Список литературы……………………………………………………………24

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)

      Неуравновешенность  холерика вредит там, где нужно проявить выдержанность, терпеливость. Слишком  медленный темп движений, медленное, монотонное вещание флегматика не способствует успешности деятельности, где нужно проявить подвижность, скорость влияния на других. Слабость возбудимости и тормозные действия, свойственные меланхолику, вызывают робость, нерешительность, препятствует установлению контактов с другими. Склонность сангвиника к захвату новой, до скуки при однообразной, хотя и важной деятельности снижает активность в

16

деятельности, постоянно вызывает тягу к новой, модной.

      Исследованиями  доказано, что на основе одинаковых свойств высшей нервной деятельности можно сформировать существенно разные динамические особенности личности: у слабого типа нервной деятельности - силу действий; у неуравновешенного – уравновешенность; у инертного - живость, подвижность. Такие изменения наступают под воздействием смысловой стороны деятельности. Путем вправления можно достичь определенного уровня торможения, слабости, инертности или несдержанности движений, но образованные таким образом позитивные действия - сила, уравновешенность, подвижность - не устраняют полностью врожденной слабости, неуравновешенности или инертности нервной деятельности. В экстремальных условиях привычное в основном теряет силу, в действие вступают природные особенности типа нервной системы присущего: слабость, возбудимость, которые оказываются в растерянности, стопорному состоянии, беспомощности, чрезмерной возбудимости, потере самообладания.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

17

История учения темперамента.

      Учение  о темпераменте имеет свою историю. Еще в древние времена ученые обратили внимание на различия между  людьми. Так, Гиппократ (ок.460 - ок.377 до н.э.) сделал первую попытку выяснить, чем предопределяются индивидуальные различия в поведении людей. Он и его последователь Гален пришли к выводу, что эти различия определяет разное соотношение основных видов жидкости в организме человека. Если преобладает кровь (лат. sanguis) - человек ведет себя как сангвиник; если слизь (гр. phlegma) – флегматик; если желтая желчь (гр. choie) – холерик; черная желчь (гр. melania choie) - меланхолики. Оптимальное соотношение этих жидкостей определяет здоровье, тогда как непропорционально является источником различных заболеваний. Эта теория получила название гуморального (лат. humor - жидкость) теории темперамента Гиппократа - Галена и долгое время была ведущей. Следует сказать, что концепция зависимости темперамента от соотношения "жидкостей в организме частично подтвердили современные эндокринологическое и психофармакологические исследования. Например, такие черты темперамента, как реактивность, эмоциональная уравновешенность, чувствительность, в значительной мере предопределяются индивидуальными особенностями функционирования гормональной системы.

      Аристотель, объясняя эту теорию, утверждал, что  разные темперамент порождаются  качествами крови человека. Так, от качества крови зависит общая  двигательная активность человека. Аристотель выделял такие качества крови, как скорость оседания и степень плотности и теплоты. Например, легкая кровь присуща сангвиникам, тяжелая - меланхоликам, теплая - холерикам, жидкая - флегматикам.

 

18

      О влиянии этого учения на дальнейшее развитие типологии темпераментов можно судить по тому, что до середины XVIII в. почти все исследователи видели анатомо-физиологические основы темперамента в строении и функционировании кровеносной системы. Так, известный исследователь темперамента немецкий психиатр Э. Кречмер считал, что определенные им четыре основные черты темперамента (чувствительность к раздражителям, настроение, темп психической деятельности и психомоторика) обусловлены химическим составом крови. Японский психолог T. Фуракава также утверждал, что ведущим методом диагностики темперамента является определение химического состава крови. Параллельно с этими взглядами с середины XVIII в. начала развиваться теория, базирующаяся на качествах нервной системы. Так, А. Галлер, основатель экспериментальной физиологии, который ввел такие важные для психологии понятия, как возбудимость и чувствительность, утверждал, что различия темпераментов определяют сила и возбудимость самих кровеносных сосудов, которыми проходит кровь. Эту идею воспринял его ученик Г. Врисберг, который связывал типы поведения с особенностями нервной системы. Так, он считал, что холерики и сангвиников большой мозг, "сильные и толстые нервы", высокая возбудимость органов чувств. А для флегматиков и меланхоликов характерны небольшой мозг, "тонкие нервы и невысокая возбудимость органов чувств. Под влиянием антропологических и психиатрических исследований конституционных различий между людьми и склонности к психических заболеваний определилась концепция, которая пытается связать строение тела и качества темперамента. Так, французский врач К. Сиго в 20-х годах XX ст. создал типологию, согласно которой каждой системе организма соответствует определенная внешняя среда, которая влияет на эту систему: воздух - источник дыхательных реакций, пища - источник реакций пищеварения, моторные реакции возникают в физической среде, социальную среду обусловливает различные мозговые реакции.

19

      Исходя  из этого, К. Сиро выделил четыре основные типы строения тела: дыхательный, пищеварительный, мускульный и мозговой. Каждому из этих типов соответствуют определенные особенности темперамента. Взгляды К. Сиро повлияли на так называемые конституционные теории темперамента. Главным пропагандистом конституционной типологии считают Э. Кречмера, который в 1921 г. издал труд "Строение тела и характер". Основной мыслью этого исследования является то, что люди с определенным типом строения тела имеют определенные психические особенности и склонность к психических заболеваний. Э. Кречмер выделил четыре конституционные типы:

  • Лептосоматик (греч. leptos - слабый, Soma - тело) - хрупкая телосложение, высокий рост, удлиненные лицо, длинный нос. Плечи узкие, нижние конечности длинные и худые. Э. Кречмер назвал их астеникамы (гр. astenos - кволий);
  • Пикник (греч. pyknos - толстый, полный) - большое количество жировой ткани, чрезмерная полнота, малый или средний рост, большой живот, круглая голова на короткой шее;
  • Атлетика (греч. Athlon - борьба, схватка) - хорошо развитая мускулатура, крепкий телосложение, высокий или средний рост, широкие плечи и узкие бедра, выпуклые кости лица;
  • Диспластик (греч. dys - плохо, plastos - сформированный) - строение бесформенное, неправильная. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями строения тела (например, слишком высокий рост).

      Э. Кречмер утверждал, что у здоровых людей существует зависимость между  строением тела и психическими качествами, характерными для определенных психических  заболеваний, но неярко выраженными. Поэтому 

20

он, в зависимости от определенных типов строения тела, выразил три типа темперамента: 1) шизотимик - лептосоматическое или астеническое строение тела, 2) циклотимик - пикничное телосложение; 3) иксотимик - атлетическая телосложение. Типология Кречмера была и является достаточно популярной в странах Западной Европы.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

21

Заключение.

      Основная  проблема, с точки зрения которой  мы рассматривали темперамент, - проблема относительно более устойчивых и относительно более изменчивых индивидуальных особенностей – является также основной проблемой всей психологии личности.

      Противоречия  между свойствами темперамента, мотивами и отношениями возникают вовсе  не потому, что в происхождении  мотивов и отношений – не участвует. Если бы даже мы полностью отвергли все факты, говорящие об участии наследственного фактора в происхождении темперамента, проблема эта полностью сохранила бы все свое значение. Эти противоречия неминуемо возникают потому, что свойства темперамента медленнее изменяются в онтогенезе, чем некоторые мотивы и отношения. Противоречие – это необходимое движущее противоречие в развитии личности. Это – противоречие между тем, что человек есть, и тем, чем он, должен стал.

      Преодоление противоречий между устойчивыми  и постоянными свойствами темперамента и соответствующими им мотивами и отношениями, происходит и иным путем, благодаря тому, что человек видоизменяет свою деятельность в соответствии со свойствами своего темперамента. Он непроизвольно употребляет способы реагирования и способы действия, соответствующие его темпераменту и вместе с тем удовлетворяющие объективным требованиям деятельности. Он сознательно и намеренно создает такие ситуации и так организует свою деятельность, чтобы наиболее эффективно использовать формы реагирования и способы действия, соответствующие его темпераменту. Человек вырабатывает индивидуальный стиль деятельности.

      Между индивидуальным стилем деятельности и  чертами характера существует глубокая органическая связь. Черты характера  тоже

22

характеризуются определенными способами действия в типичных обстоятельствах, обусловленными отношениями личности к этим обстоятельствам. Различие заключается только в том, что в индивидуальном стиле способы действия характерны лишь для определенного вида деятельности, тогда как способы действия, присущие черте характера, проявляются в различных видах деятельности в различных ситуациях и имеют более обобщенную форму. Поэтому можно предполагать, что точно таким же путем, каким человек вырабатывает свой индивидуальный стиль, он создает и свой собственный характер в зависимости от особенностей своего темперамента и в соответствии с требованиями деятельности.

      Человек в состоянии создать поступками новые свойства своей личности только в таких общественных условиях, где  он может выбирать свои поступки так, чтобы они соответствовали и сложившимся у него ранее свойствам личности, и общественным интересам. Сможет ли человек создать поступками новые свойства своей личности, зависит также и от уровня его личности. Уровень личности определяется глубиной и активностью идейных мотивов. Но идейный уровень личности в свою очередь представляет собой по сравнению со своими свойствами темперамента более воспитуемое свойство.

      Таким образом, в какой степени человек  в состоянии формировать и  воспитывать свою личность в зависимости  от сложившихся у него устойчивых свойств, в свою очередь зависит от свойств, наиболее гибко изменяющихся в процессе воспитания.

 
 
 
 
 
 

23

Список  литературы.

1. Общая психология  /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 г.

2. Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ //под ред.   Ю.Б.Гиппенрейдера, В.Я.Романова - М. изд-во МГУ, 1982 г.

3. Климов  Е.  А.  Индивидуальный   стиль   деятельности   //   Психология

   индивидуальных различий: Тексты. –  М., 1982.

4. Павлов  И. П. Полн. собр. Соч. Т.3.Кн.2. М.-Л., 1951. С.269.

5. Психология Под ред. П. А. Рудика М. "физкультура и спорт" 1974

6. Психология  Под ред. В. А.Крутецкого М. "просвещение" 1974

7. Немов  Р. С. Психология Кн.1.

8. Абрамов Р. С. Введение в практическую психологию.

9. Еникеев М. И. "Основы общей и юридической психологии"

10. Мерлин В.С.  «Собрание сочинений». Том 3: Очерк  теории темперамента.- Пермь: ПСИ, 2007.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

24

Информация о работе Понятие о темпераменте, роль темперамента в учебной и трудовой деятельности. Учения о темпераменте в истории психологии