Понятие о темпераменте, роль темперамента в учебной и трудовой деятельности. Учения о темпераменте в истории психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:20, реферат

Описание

Темперамент изучают с точки зрения его физиологической основы, а
также исходя из особенностей его проявления в виде различных психологических качеств и характеристик. При этом первые исследования
темперамента были связаны именно с первым направлением - на протяжении длительной истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………...2
2. Понятие темперамента…………………………………………………………5
3. Типы темперамента…………………………………………………………….8
4. Роль темперамента в деятельности человека. Понятие ценности темперамента…………………………………………………………………….13
5. История учения темперамента……………………………………………….18
6. Заключение…………………………………………………………………….22
7. Список литературы……………………………………………………………24

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)

      Эмоциональная возбудимость - насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции, и с какой скоростью она возникает.  Она выражается в эмоциональной впечатлительности, импульсивности,  эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний,  начало  и  прекращения их).

      САНГВИНИК (в основе лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы). Так дал описание ему  доктор  А.П.  Чехов:  "Постоянен  в  своем непостоянстве. Все впечатления действуют на  него  легко  и  быстро. Отсюда происходит его легкомыслие. Или вовсе никогда ничего не читает  ,  или  все. Читает запоем. Только тем и занимается, что любит. Женится  нечаянно.  Вечно воюет с тещей. Женщина-сангвиник  -  самая  сносная  женщина,  если  она  не глупа."

      Что  характерно   для   сангвиника?   Прежде   всего,   его   повышенная

реактивность,  которая  проявляется  в  том,  что  он  живо  и   с   большим возбуждением  откликается   на   все   привлекающее   их   внимание,   очень

впечатлителен. Сангвиник отличается и повышенной  активностью -

9

проявляет большую  настойчивость,  энергию.   Активность   и   реактивность   у   него уравновешенны - он может легко сдерживать свои реакции и проявления  чувств. Темп реакции  достаточно  высокий,  что  проявляется  в  быстрых  движениях, походке  вприпрыжку,  быстром  темпе  речи.  Сангвиник  отличается   высокой пластичностью    поведения    и    экстровертностью.    Он     любознателен, жизнерадостный, эмоции возникают легко, но они не  сильные  и  не  глубокие, быстро забывает обиды, доброжелателен.

      ХОЛЕРИК (в основе лежит сильный,  неуравновешенный  -  с преобладанием возбуждения - тип нервной системы). А.П. Чехов: "Желчен и лицом  желто-сер. Глаза ворочаются в  орбитах,  как  голодные  волки.  Раздражителен.  Глубоко убежден, что зимой "черт знает, как  холодно",  а  летом  "черт  знает,  как жарко".  Шуток  не  понимает.  Как  мера  и  приятель  -   невозможен,   как подчиненный  -  едва  ли  мыслим,  как  начальник  -  невыносим   и   весьма нежелателен. Женщина-холерик - черт в юбке, крокодил".

      Для  холерика,  как  и  для   сангвиника,   также   характерны   высокая реактивность  и  активность,   быстрый   темп   реакции.   Но   реактивность преобладает над активностью. Поэтому он так  несдержан  и  вспыльчив,  легко выходит из себя,  нетерпелив.  Он  менее  пластичен  и  более  ригиден,  чем сангвиник, отсюда большая  устойчивость  и  постоянство  его  интересов.  Им свойственна лихорадочная быстрота (мимика, жесты, темп речи,  порывистость). Холерик берется со страстью за любое  дело,  страшно  инициатив.  В  общении вспыльчив, резок, не сдерживает эмоции. 

    
 
 

10

      МЕЛАНХОЛИК  (в основе  лежит слабый  тип нервной системы).  Описание темперамента  по  доктору А.П. Чехову:  "Глаза   серо-голубые, готовые прослезиться. Склонен к ипохондрии. С прискорбием  и  со  слезами  в  голосе уведомляет своих близких,  что  валерьяновые  капли  ему  уже  не  помогают. Завещание у него давно  уже  готово.  Женщина-меланхолик невыносимейшее, беспокойнейшее  существо.  Как  жена  -  доводит до отупения,  отчаяния  и самоубийства. Тем только и хороша, что от нее избавится нетрудно."

      В  отличие  от  других  типов  темперамента,   у   меланхолика   высокая сензитивность, проявляющаяся в  болезненной  чувственности,  в  обидчивости. Малая реактивность и пониженная активность проявляются у меланхолика в  том, что он редко смеется, не уверен в себе, часто и легко теряется,  не  доводит работу до конца. Отличается медленным  психическим  темпом  -  его  движения вялые,  слабые,  говорит  медленно.  Быстро  утомляется  от  людей  и  новой обстановки, чувства медленно возникают, но проявляется  глубиной.  Эти  люди легко  уязвимы,  хотя  внешне  этого   не   показывают.   Тактичны,   мягки, стеснительны. Им присуща мнительность и пессимизм.

      ФЛЕГМАТИК (в основе лежит сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы). А.П. Чехов:  "Наружность  самая  обыкновенная,  топорная.  Вечно серьезен, потому что лень смеяться. Непременный член всевозможных  комиссий, заседаний и экстренных собраний, на которых ничего  не  понимает  и дремлет без зазрения совести. Самый удобный для женитьбы человек, на  все  согласен, не ропщет, покладист. На службе -  счастлив.  Женщина-флегматик  -  родится, чтобы со временем стать тещей. Быть тещей - ее идеал."

      В отличие от сангвиника  и холерика  у него  малая реактивность.  Это проявляется в  том,  что  его  трудно  рассмешить  или  рассердить.  Высокая активность  значительно  преобладает  над   малой   реактивностью,  

11

что   и определяет   терпеливость,   выдержку,   самообладание.   Психический   темп замедленный - движения неторопливы, медленная походка, на  вопросы  отвечает не сразу. Он  отличается  малой  пластичностью  и  большой  ригидностью.  Он медлителен и спокоен, проявляет во всем основательность, склонен к  порядку, но медленность мешает в процессе познания,  уклоняется  от  споров.  У  него устойчивое  настроение,  уклоняется  от  ссор.  Неудачи  и  неприятности  не выводят его из себя.

      В  чистом  виде  темпераменты  практически  не  встречаются.  У  каждого человека  преобладают  черты  какого-то  одного  темперамента  в   сочетании темперамента  другого.   Приведенные   характеристики   не   претендуют   на категоричность, так как деление темперамента всех  людей  на  четыре  группы весьма условно. Более широко можно говорить  лишь  о  том,  что  темперамент определяет главным образом  течение  психической  жизни  человека,  динамику психической  деятельности.

      "Течение   психической  жизни   подобно   водному потоку. У одних, как в горной реке, образы и  мысли,  чувства  и  настроения стремительно и  быстро  сменяют  друг  друга.  У  других,  подобно  широкой, многоводной реке, психическая жизнь течет  медленно,  с  большим  внутренним напором"1. В  этом  плане  в  основном  и  можно говорить об индивидуальных различиях людей по свойствам темперамента. 
 
 
 

 
 
  1. В.  С.  Мельник.  В  сб.  "Очерк  теории  темперамента",  изд.2. Пермское книжное  издательство, 1973

    12

 

РОЛЬ  ТЕМПЕРАМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА.

      Если  оценить приведенные психологические характеристики темперамента, то увидим, что в каждом из них есть как хорошие, так и  плохие  свойства.  Так, сангвиник  эмоционален   и   отличается   хорошей   работоспособностью,   но побуждения его неустойчивы, так же неустойчиво и  его  внимание.  Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой  тревожностью,  но  зато  он тонко  чувствующий  человек,  как  правило  осторожный   и   осмотрительный. Следовательно,  нет  темпераментов   "плохих"   или   "хороших"   –   каждый темперамент хорош в одних условиях и плох  в  других.  Не  определяет  он  и социальной ценности  человека  –  от  темперамента  не  зависят  склонности, мировоззрения  и  убеждения  человека,  содержание  его   интересов.   Среди

выдающихся   людей   прошлого   встречаются   люди   с   самыми   различными темпераментами: А.В. Суворов и А.И. Герцен были сангвиниками, Петр 1 и  И.П. Павлов – холериками, Н.В. Гоголь и П.И. Чайковский – меланхоликами, а М.И. Кутузов и И.А. Крылов – флегматиками. И среди  наших  современников  – выдающихся спортсменов, летчиков-космонавтов, государственных деятелей –  мы видим людей, существенно различающихся по темпераменту. Точно так же и  люди одного  типа  темперамента  могут быть  как передовыми  деятелями,  так и консервативными.

      В зависимости от того, как человек  относится к тем или иным явлениям,  к жизненным  задачам,  к  окружающим  людям,  он  мобилизует   соответствующую энергию, становится способным  к  длительным  напряжениям,  заставляет  себя изменить скорость своих реакций и  темп  работы.  Воспитанный  и  достаточно волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать  свое  внимание на другие объекты, хотя это ему  дается  с большим трудом,  чем,  например флегматику.

13

      Под влиянием жизненных условий, определенного  образа действий у холерика может сформироваться  инертность,  медлительность,  безынициативность,  а  у меланхолика – энергичность и  решительность.  Жизненный  опыт  и  воспитание человека  маскируют  проявление   типа   высшей   нервной   деятельности   и темперамента человека. Однако отдельные сильные  психические  потрясения,  сложные  конфликтные ситуации могут внезапно  демаскировать,  обострить  ту  или  иную  природную динамическую особенность психики человека.

   В системе воспитания и   перевоспитания  типологические  категории  людей требуют  особенно  внимательного  индивидуального  подхода.  При   необычных сверхсильных воздействиях,  порождающих  преступно-опасную  ситуацию,  ранее сформированные тормозные  реакции  могут  "растормозиться"  прежде  всего  у людей холерического типа. Меланхолики  малоустойчивы  к  трудным  ситуациям, более расположены к нервно-психическому срыву.

      В зависимости  от  условий  жизни  и  деятельности   человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. В  то же время свойства темперамента имеют тенденцию более  резкого  проявления  с возрастом человека.

      Особенности типа темперамента начинают проявляться уже в раннем детстве. Задача учителей и воспитателей заключается в том, чтобы учитывать эти особенности и вырабатывать у детей умение владеть своим темпераментом.

      Как же надо учитывать особенности того или иного типа темперамента в  учебной и трудовой деятельности? Поскольку у детей сангвинического темперамента легко образуются и остаются устойчивыми временные связи, они легко усваивают новый материал, почти "хватают на лету".

 

14

Но вследствие того, что они очень подвижны и их внимание отворачивается от основного дела, к ним следует применять меры, которые бы воспитывали усидчивость и сосредоточенность. Нужно постоянно поддерживать интерес сангвиников к начатым делам, иначе они начнут скучать, станут медлительными или, наоборот, искать сторонние возбудители.

      Работая с холериками, следует учитывать, что они легко концентрируют свое внимание на том или ином объекте, но не могут ее быстро переключать, поскольку процессы торможения в них замедленные. Учителям следует так организовывать деятельность учащихся, чтобы облегчить успешное переключение внимания и воспитывать умение ее переключать. Холерики могут нарушать дисциплину на уроках, так как чаще бывают повышены возбуждающим, склонными к аффективным  реакциям, их надо увлечь интересными делами и давать какие-то поручения. Навыки и привычки в холериках образуются легко, но изменить их бывает очень и очень трудно. Поэтому переход от привычных действий к новым, должно осуществляться постепенно. Неуравновешенные дети (которыми являются холерики) требуют больше времени для создания нового динамичного стереотипа, поэтому к ним нельзя применять грубых, категоричных запретов, а направлять их на другую деятельность постепенно.

      У детей флегматичного и меланхоличного темпераментов временные связи образуются медленнее вследствие недостаточной подвижности корковых процессов. Поэтому им нужно давать больше времени на усвоение и освоению учебного материала. Инертность нервных процессов, недостаточная подвижность флегматиков приводит к тому, что они медленно переключают внимание. Работая с ними, следует подбирать задания, которые способствуют выработке большей скорости реагирования и моторной подвижности. Динамические стереотипы у флегматиков образуются

  15

медленнее, чем у сангвиников, а потому их надо постепенно переключать с       одной привычной действия на другую.

      Дети  меланхоличного темперамента требуют  особого внимания из-за своей уязвимости, быструю утомляемость организма. Им необходимы спокойное, благоприятное окружение и продуманный режим педагогического воздействия, который предусматривает постепенный переход от привычных условий жизни к другой деятельности и других условий. Слабость нервных процессов этих учеников требует чуткого и осторожного отношения к ним.

      Деятельность - трудовая, учебная, игровая - выдвигает требования не только к знаниям и уровню умственного и эмоционально-волевого развития личности, но и к типологических особенностей нервной системы, а значит, темперамента человека.  
В зависимости от содержания и условий деятельности сила, уравновешенность и подвижность нервной системы (темперамента) личности оказываются по-разному, играют положительную или отрицательную роль. Там, где требуется значительная работоспособность, выносливость, лучше проявляет себя сильный тип нервной системы, а где следует проявить сочувственностью, кротость, лучше проявляет себя слабый тип нервной системы.

Информация о работе Понятие о темпераменте, роль темперамента в учебной и трудовой деятельности. Учения о темпераменте в истории психологии