Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:20, реферат
Темперамент изучают с точки зрения его физиологической основы, а
также исходя из особенностей его проявления в виде различных психологических качеств и характеристик. При этом первые исследования
темперамента были связаны именно с первым направлением - на протяжении длительной истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма.
1. Введение………………………………………………………………………...2
2. Понятие темперамента…………………………………………………………5
3. Типы темперамента…………………………………………………………….8
4. Роль темперамента в деятельности человека. Понятие ценности темперамента…………………………………………………………………….13
5. История учения темперамента……………………………………………….18
6. Заключение…………………………………………………………………….22
7. Список литературы……………………………………………………………24
Эмоциональная возбудимость - насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции, и с какой скоростью она возникает. Она выражается в эмоциональной впечатлительности, импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начало и прекращения их).
САНГВИНИК (в основе лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы). Так дал описание ему доктор А.П. Чехов: "Постоянен в своем непостоянстве. Все впечатления действуют на него легко и быстро. Отсюда происходит его легкомыслие. Или вовсе никогда ничего не читает , или все. Читает запоем. Только тем и занимается, что любит. Женится нечаянно. Вечно воюет с тещей. Женщина-сангвиник - самая сносная женщина, если она не глупа."
Что характерно для сангвиника? Прежде всего, его повышенная
реактивность, которая проявляется в том, что он живо и с большим возбуждением откликается на все привлекающее их внимание, очень
впечатлителен. Сангвиник отличается и повышенной активностью -
9
проявляет большую настойчивость, энергию. Активность и реактивность у него уравновешенны - он может легко сдерживать свои реакции и проявления чувств. Темп реакции достаточно высокий, что проявляется в быстрых движениях, походке вприпрыжку, быстром темпе речи. Сангвиник отличается высокой пластичностью поведения и экстровертностью. Он любознателен, жизнерадостный, эмоции возникают легко, но они не сильные и не глубокие, быстро забывает обиды, доброжелателен.
ХОЛЕРИК (в основе лежит сильный, неуравновешенный - с преобладанием возбуждения - тип нервной системы). А.П. Чехов: "Желчен и лицом желто-сер. Глаза ворочаются в орбитах, как голодные волки. Раздражителен. Глубоко убежден, что зимой "черт знает, как холодно", а летом "черт знает, как жарко". Шуток не понимает. Как мера и приятель - невозможен, как подчиненный - едва ли мыслим, как начальник - невыносим и весьма нежелателен. Женщина-холерик - черт в юбке, крокодил".
Для
холерика, как и для сангвиника,
также характерны высокая
реактивность и активность,
быстрый темп реакции.
Но реактивность преобладает над
активностью. Поэтому он так несдержан
и вспыльчив, легко выходит из себя,
нетерпелив. Он менее пластичен
и более ригиден, чем сангвиник,
отсюда большая устойчивость и
постоянство его интересов.
Им свойственна лихорадочная быстрота
(мимика, жесты, темп речи, порывистость).
Холерик берется со страстью за любое
дело, страшно инициатив. В
общении вспыльчив, резок, не сдерживает
эмоции.
10
МЕЛАНХОЛИК (в основе лежит слабый тип нервной системы). Описание темперамента по доктору А.П. Чехову: "Глаза серо-голубые, готовые прослезиться. Склонен к ипохондрии. С прискорбием и со слезами в голосе уведомляет своих близких, что валерьяновые капли ему уже не помогают. Завещание у него давно уже готово. Женщина-меланхолик невыносимейшее, беспокойнейшее существо. Как жена - доводит до отупения, отчаяния и самоубийства. Тем только и хороша, что от нее избавится нетрудно."
В отличие от других типов темперамента, у меланхолика высокая сензитивность, проявляющаяся в болезненной чувственности, в обидчивости. Малая реактивность и пониженная активность проявляются у меланхолика в том, что он редко смеется, не уверен в себе, часто и легко теряется, не доводит работу до конца. Отличается медленным психическим темпом - его движения вялые, слабые, говорит медленно. Быстро утомляется от людей и новой обстановки, чувства медленно возникают, но проявляется глубиной. Эти люди легко уязвимы, хотя внешне этого не показывают. Тактичны, мягки, стеснительны. Им присуща мнительность и пессимизм.
ФЛЕГМАТИК (в основе лежит сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы). А.П. Чехов: "Наружность самая обыкновенная, топорная. Вечно серьезен, потому что лень смеяться. Непременный член всевозможных комиссий, заседаний и экстренных собраний, на которых ничего не понимает и дремлет без зазрения совести. Самый удобный для женитьбы человек, на все согласен, не ропщет, покладист. На службе - счастлив. Женщина-флегматик - родится, чтобы со временем стать тещей. Быть тещей - ее идеал."
В отличие от сангвиника и холерика у него малая реактивность. Это проявляется в том, что его трудно рассмешить или рассердить. Высокая активность значительно преобладает над малой реактивностью,
11
что и определяет терпеливость, выдержку, самообладание. Психический темп замедленный - движения неторопливы, медленная походка, на вопросы отвечает не сразу. Он отличается малой пластичностью и большой ригидностью. Он медлителен и спокоен, проявляет во всем основательность, склонен к порядку, но медленность мешает в процессе познания, уклоняется от споров. У него устойчивое настроение, уклоняется от ссор. Неудачи и неприятности не выводят его из себя.
В чистом виде темпераменты практически не встречаются. У каждого человека преобладают черты какого-то одного темперамента в сочетании темперамента другого. Приведенные характеристики не претендуют на категоричность, так как деление темперамента всех людей на четыре группы весьма условно. Более широко можно говорить лишь о том, что темперамент определяет главным образом течение психической жизни человека, динамику психической деятельности.
"Течение
психической жизни подобно
водному потоку. У одних, как в горной реке,
образы и мысли, чувства и
настроения стремительно и быстро
сменяют друг друга. У других,
подобно широкой, многоводной реке,
психическая жизнь течет медленно,
с большим внутренним напором"1.
В этом плане в основном
и можно говорить об индивидуальных
различиях людей по свойствам темперамента.
12
РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА.
Если оценить приведенные психологические характеристики темперамента, то увидим, что в каждом из них есть как хорошие, так и плохие свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, так же неустойчиво и его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой тревожностью, но зато он тонко чувствующий человек, как правило осторожный и осмотрительный. Следовательно, нет темпераментов "плохих" или "хороших" – каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и социальной ценности человека – от темперамента не зависят склонности, мировоззрения и убеждения человека, содержание его интересов. Среди
выдающихся людей прошлого встречаются люди с самыми различными темпераментами: А.В. Суворов и А.И. Герцен были сангвиниками, Петр 1 и И.П. Павлов – холериками, Н.В. Гоголь и П.И. Чайковский – меланхоликами, а М.И. Кутузов и И.А. Крылов – флегматиками. И среди наших современников – выдающихся спортсменов, летчиков-космонавтов, государственных деятелей – мы видим людей, существенно различающихся по темпераменту. Точно так же и люди одного типа темперамента могут быть как передовыми деятелями, так и консервативными.
В зависимости от того, как человек относится к тем или иным явлениям, к жизненным задачам, к окружающим людям, он мобилизует соответствующую энергию, становится способным к длительным напряжениям, заставляет себя изменить скорость своих реакций и темп работы. Воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать свое внимание на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например флегматику.
13
Под влиянием жизненных условий, определенного образа действий у холерика может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у меланхолика – энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявление типа высшей нервной деятельности и темперамента человека. Однако отдельные сильные психические потрясения, сложные конфликтные ситуации могут внезапно демаскировать, обострить ту или иную природную динамическую особенность психики человека.
В системе воспитания и перевоспитания типологические категории людей требуют особенно внимательного индивидуального подхода. При необычных сверхсильных воздействиях, порождающих преступно-опасную ситуацию, ранее сформированные тормозные реакции могут "растормозиться" прежде всего у людей холерического типа. Меланхолики малоустойчивы к трудным ситуациям, более расположены к нервно-психическому срыву.
В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. В то же время свойства темперамента имеют тенденцию более резкого проявления с возрастом человека.
Особенности типа темперамента начинают проявляться уже в раннем детстве. Задача учителей и воспитателей заключается в том, чтобы учитывать эти особенности и вырабатывать у детей умение владеть своим темпераментом.
Как же надо учитывать особенности того или иного типа темперамента в учебной и трудовой деятельности? Поскольку у детей сангвинического темперамента легко образуются и остаются устойчивыми временные связи, они легко усваивают новый материал, почти "хватают на лету".
14
Но вследствие того, что они очень подвижны и их внимание отворачивается от основного дела, к ним следует применять меры, которые бы воспитывали усидчивость и сосредоточенность. Нужно постоянно поддерживать интерес сангвиников к начатым делам, иначе они начнут скучать, станут медлительными или, наоборот, искать сторонние возбудители.
Работая с холериками, следует учитывать, что они легко концентрируют свое внимание на том или ином объекте, но не могут ее быстро переключать, поскольку процессы торможения в них замедленные. Учителям следует так организовывать деятельность учащихся, чтобы облегчить успешное переключение внимания и воспитывать умение ее переключать. Холерики могут нарушать дисциплину на уроках, так как чаще бывают повышены возбуждающим, склонными к аффективным реакциям, их надо увлечь интересными делами и давать какие-то поручения. Навыки и привычки в холериках образуются легко, но изменить их бывает очень и очень трудно. Поэтому переход от привычных действий к новым, должно осуществляться постепенно. Неуравновешенные дети (которыми являются холерики) требуют больше времени для создания нового динамичного стереотипа, поэтому к ним нельзя применять грубых, категоричных запретов, а направлять их на другую деятельность постепенно.
У детей флегматичного и меланхоличного темпераментов временные связи образуются медленнее вследствие недостаточной подвижности корковых процессов. Поэтому им нужно давать больше времени на усвоение и освоению учебного материала. Инертность нервных процессов, недостаточная подвижность флегматиков приводит к тому, что они медленно переключают внимание. Работая с ними, следует подбирать задания, которые способствуют выработке большей скорости реагирования и моторной подвижности. Динамические стереотипы у флегматиков образуются
15
медленнее, чем у сангвиников, а потому их надо постепенно переключать с одной привычной действия на другую.
Дети меланхоличного темперамента требуют особого внимания из-за своей уязвимости, быструю утомляемость организма. Им необходимы спокойное, благоприятное окружение и продуманный режим педагогического воздействия, который предусматривает постепенный переход от привычных условий жизни к другой деятельности и других условий. Слабость нервных процессов этих учеников требует чуткого и осторожного отношения к ним.
Деятельность
- трудовая, учебная, игровая - выдвигает
требования не только к знаниям и уровню
умственного и эмоционально-волевого
развития личности, но и к типологических
особенностей нервной системы, а значит,
темперамента человека.
В зависимости от содержания и условий
деятельности сила, уравновешенность
и подвижность нервной системы (темперамента)
личности оказываются по-разному, играют
положительную или отрицательную роль.
Там, где требуется значительная работоспособность,
выносливость, лучше проявляет себя сильный
тип нервной системы, а где следует проявить
сочувственностью, кротость, лучше проявляет
себя слабый тип нервной системы.