Понятие психологического воздействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 11:00, контрольная работа

Описание

Цель данной работы – на основе различной литературы, выявить характер воздействия на личность.
На основе цели мною были поставлены следующие задачи: определить классификацию некоторых методов воздействия и дать им характеристику - раскрыть сущность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4
1 ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
5
1.1 Определения
5
1.2 Методы психологического воздействия. Определения
5
2 ВНУШЕНИЕ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
8
2.1 Характеристики внушения
8
2. 2 Виды внушения
10
2.3 Приёмы внушения
11
2. 3.1 Приёмы прямого внушения
11
2. 3.2 Приемы косвенного внушения
12
2.3.3 Приемы скрытого внушения
16
3 УБЕЖДЕНИЕ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
17
3.1 Понятие убеждение
17
3.2 Виды убеждения
18
4 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МАССОВУЮ АУДИТОРИЮ
21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
26

Работа состоит из  1 файл

реферат психология.docx

— 49.78 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

4

1 ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  ВОЗДЕЙСТВИЯ

5

1.1 Определения

5

1.2 Методы психологического  воздействия. Определения

5

2 ВНУШЕНИЕ КАК МЕТОД  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

8

2.1 Характеристики внушения

8

2. 2 Виды внушения

10

2.3 Приёмы внушения

11

2. 3.1 Приёмы прямого внушения

11

2. 3.2 Приемы косвенного внушения

12

2.3.3 Приемы скрытого внушения

16

3  УБЕЖДЕНИЕ КАК МЕТОД  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

17

3.1 Понятие убеждение

17

3.2 Виды убеждения

18

4 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ  ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МАССОВУЮ АУДИТОРИЮ

21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

26

   

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рассматриваемая  тема является довольно острой, так как в наше время никто не защищен от воздействия на свою личность, в том числе и негативного. Это может быть внушение, убеждение и множество других методов. Методы воздействия на личность человека обращены на формирование новых потребностей или изменение побудительной силы имеющихся мотивов поведения.

Цель данной работы –  на основе различной литературы, выявить  характер воздействия на личность.

На основе цели мною были поставлены следующие задачи: определить классификацию некоторых методов воздействия и дать им характеристику -     раскрыть сущность.

 

 

 

 

 

1 ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

 

1.1 Определения

 

 Воздействие - в психологии это целеинтенциональный перенос какого-либо движения, информации от одного участка корреляции к другому или же воздействия одних нейроструктур на другие. Воздействие может классифицироваться, как непосредственно-конвергенционное, когда сама динамика движения и заключается в самом движении кодоинформация экстрапалируется в форме импульсных сигналов-движений [1].

Психологическое влияние - это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных. Психологическое влияние - это воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие [2].

 

 

1.2 Методы психологического воздействия. Определения 

 

Убеждение - сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющие своей целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения. 

Внушение - сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям. 

Самопродвижение - объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества на выборах, при назначении на должность и др. 

Заражение - передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться состояние может как непроизвольно, так и произвольно, усваиваться - также непроизвольно или произвольно. По другим источникам: процесс перехода эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта, фактор спонтанного социального сплочения. Однако при выходе из-под контроля психическое заражение (индукция) приводит к распаду нормативно-ролевого поведения, возникает деструктивный "эффект толпы" [3].  

Пробуждение импульса к подражанию - способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого повеления и образа мыслей) также может быть как произвольным, так и непроизвольным. 

Формирование благосклонности - привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги. 

Просьба - обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия 

Принуждение - угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности -- это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором -- как собственное давление, адресатом -- как давление на него со стороны инициатора или "обстоятельств". 

 Деструктивная критика - высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Разрушительность такой критики - в том что она не позволяет человеку "сохранить лицо", отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя. 

 Манипуляция - скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

По другим источникам: система  средств идеологического и социально-психического воздействия с целью изменения  позиций и поведения людей  вопреки их интересам. Манипуляция  массовым сознанием и поведением - характерная особенность административно-командной  системы [3].

 

 

 

 

2 ВНУШЕНИЕ КАК МЕТОД  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

 

2.1 Характеристики внушения

 

Внушение (суггестия) - форма  непосредственного психического воздействия, связанная с ослаблением сознательного  контроля; выступает как стихийный  компонент повседневного общения  или как специально организуемый вид коммуникации, рассчитанный на некритическое восприятие информации [4]

Внушение - один из механизмов воздействия на массовое и индивидуальное сознание, широко используемое в массовой коммуникации, рекламе, распространении моды и в политическом манипулировании; аутосуггестия (саомвнушение) является средством психической саморегуляции [4].

Внушение - воздействие на поведение и психику человека, предполагающее некритическое восприятие им особенностей информации [6]. Внушение осуществляется посредством вербальных и невербальных средств. Общаясь, люди постоянно воздействуют друг на друга, внушая или навязывая друг другу свои мнения, оценки, настроения [6]. Сила внушения увеличивается во время стихийных бедствий (землетрясений, наводнений), а также под влиянием целенаправленной рекламы, значимости передаваемой информации, авторитета говорящего [6].

Особенностью внушения является его адресованность не к логике и  разуму личности, не к её готовности мыслить и рассуждать, а к готовности внутренне принять передаваемые сведения, указываемые сведения [4]. Внушение, отмечал Бехтерев, действует путём непосредственного прививания психических состояний, то есть идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике [4].

Некоторое время в отечественной  психологии, педагогике игнорировали внушение, как метод воспитания [10]. Считалось, что внушение подавляет волю, снижает критичность мышления до слепой веры и только убеждением можно воспитывать сознательных идейных борцов [10]. В то же время в психотерапии использование внушения в бодрствующем состоянии и в гипнозе имеет длительную историю, и показало значительную эффективность [10].

Согласно концепции А. М. Сводяща, объясняющей механизм внушения, в мозгу человека протекают процессы верификации информации, т.е. определение  ее достоверности [10]. Из значительного количества обрушивающейся информации более сложная подвергается логической переработке и оценке [10]. Большая же часть ее подвергается автоматической неосознаваемой оценке с точки зрения достоверности и значимости. Благодаря этому, организм не загружая сознание, ограждается от неадекватного реагирования на сигналы, которые к нему либо не имеют отношения, либо несут несущественную или ложную информацию [10].

Воздействие внушением заключается  в организации и доведении  до объекта информации в таком  виде, чтобы она не вызывала сомнения в ее ценности, значимости и усваивалась  без анализа [7].

В процессе общения всегда имеет место внушение, когда наблюдается  эффект первого впечатления, актуализируются  стереотипы, предрассудки; возникают  аффекты и неустойчивое психическое  состояние участников общения; отмечается внешнее сходство ситуации, облика и поведения людей с прошлым опытом общения и состоянием.

При внушении у личности, подвергающейся внушению, могут возникать  определённые барьеры. Болгарский психотерапевт  Г. Лозанов утверждает, что с возрастом  у человека формируются три барьера: критическо-логический, интуитивно-эффектный  и этический [10]. Все, что не содержит впечатления добронамеренной логической выдержанности, доверия и чувства уверенности, все, что противоречит этическим принципам личности, как правило, отбрасывается.

В этой связи Г. Лозанов  предлагает такие преодоления данных барьеров [10]: авторитет источника воздействия; инфантилизация (создание атмосферы раскрепощенности, подлаживания, игривости, подобно той, что царит в детских играх); .двуплановость (подключение дополнительных раздражителей: мимики, пантомимики, декорации); интонации, ритм, псевдопассивность (налаживание спокойного отношения, доверия к источнику информации, снятие страха перед возможной неудачей) [10].

 

 

2.2 Виды внушения

 

Внушение имеет несколько  видов это:

- прямое, которое осуществляется воздействием слов, и в свою очередь подразделяется на:

а) команды и приказы - они носят авторитарный, директивный характер. Это резкие, короткие фразы, сопровождающиеся соответствующей мимикой, жестами, интонацией. Обычно фразы повторяются несколько раз.

б) наставления, влияющие на эмоции, установки и мотивы поведения. Это мягкие убаюкивающие фразы, они  повторяются несколько раз спокойным  тоном.[и]

-косвенное (скрытое, замаскированное внушение). Используются промежуточные действия или раздражитель с целью усиления эффекта, например, таблетка, не имеющая лечебных свойств («эффект плацебо»). Усваивается косвенное внушение неосознанно, непроизвольно, незаметно. [16]

Внушение может происходить  как намеренно, так и ненамеренно.

Внушение намеренное в  том случае, когда суггестор (источник внушения: индивид, группа, средства массовой информации [16]) старается достичь конкретной цели, знает что и кому хочет внушить, прилагает усилия для достижения поставленных целей.

Внушение считается ненамеренным, когда суггестор не ставит перед собой цель внушить что-либо суггеренду (объекту внушения) и не прилагает никаких усилий. Такое внушение возможно в случае предрасположенности суггеренда к тому, что внушается. Т.е. внушение «У тебя ничего не получится!», подействует только в случае, если высказано в момент, когда у суггеренда что-то не получилось.

Внушение можно классифицировать по содержанию, при данной классификации  различают  положительное  и отрицательное  внушение.

Положительное внушение  прививает положительные психологические свойства, качества, состояния, например, уверенность в себе, вера в излечение.

Отрицательное же прививает отрицательные психологические свойства, качества, состояния, например, леность, неуверенность в себе, нечестность. [16]

2.3  Приёмы внушения

Ниже приведем классификацию приёмов  внушения, которую выявил  Потеряхин  А. Л.  Существуют следующие группы приёмов внушения:

Приемы прямого внушения - совет, предложение, внушающее наставление, команда, приказ.

Приемы косвенного внушения - намек, одобрение, осуждение, "обманутое  ожидание".

Приемы скрытого внушения - трюизм, иллюзия выбора, предоставление всех вариантов, увязывание действительного  и желаемого.

 

2. 3.1 Приёмы прямого внушения 

 

Приемы прямого внушения - совет  и предложение. Эти приемы наиболее эффективны в том случае, если объект проникся доверием к внушающему. Приемы прямого внушения требуют различной  постановки голоса, интонации предложений, жестикуляции. Так, при использовании  совета для внушения, тон должен быть мягкий, доброжелательный. В то же время, исследования психологов показывают, что многие люди не знают своих  интонационных особенностей. В результате этого очень часто совет подается менторским тоном, естественно вызывающим внутренний протест у внушаемого. Чтобы избавиться от этого недостатка, нужно целенаправленно тренировать  интонирование речи с использованием видеозаписи, магнитозаписи голоса [12].

Информация о работе Понятие психологического воздействия