Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 11:00, контрольная работа
Цель данной работы – на основе различной литературы, выявить характер воздействия на личность.
На основе цели мною были поставлены следующие задачи: определить классификацию некоторых методов воздействия и дать им характеристику - раскрыть сущность.
ВВЕДЕНИЕ
4
1 ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
5
1.1 Определения
5
1.2 Методы психологического воздействия. Определения
5
2 ВНУШЕНИЕ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
8
2.1 Характеристики внушения
8
2. 2 Виды внушения
10
2.3 Приёмы внушения
11
2. 3.1 Приёмы прямого внушения
11
2. 3.2 Приемы косвенного внушения
12
2.3.3 Приемы скрытого внушения
16
3 УБЕЖДЕНИЕ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
17
3.1 Понятие убеждение
17
3.2 Виды убеждения
18
4 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МАССОВУЮ АУДИТОРИЮ
21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
26
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
4 |
1 ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ |
5 |
1.1 Определения |
5 |
1.2 Методы психологического воздействия. Определения |
5 |
2 ВНУШЕНИЕ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ |
8 |
2.1 Характеристики внушения |
8 |
2. 2 Виды внушения |
10 |
2.3 Приёмы внушения |
11 |
2. 3.1 Приёмы прямого внушения |
11 |
2. 3.2 Приемы косвенного внушения |
12 |
2.3.3 Приемы скрытого внушения |
16 |
3 УБЕЖДЕНИЕ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ |
17 |
3.1 Понятие убеждение |
17 |
3.2 Виды убеждения |
18 |
4 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МАССОВУЮ |
21 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
26 |
ВВЕДЕНИЕ
Рассматриваемая тема является довольно острой, так как в наше время никто не защищен от воздействия на свою личность, в том числе и негативного. Это может быть внушение, убеждение и множество других методов. Методы воздействия на личность человека обращены на формирование новых потребностей или изменение побудительной силы имеющихся мотивов поведения.
Цель данной работы – на основе различной литературы, выявить характер воздействия на личность.
На основе цели мною были поставлены следующие задачи: определить классификацию некоторых методов воздействия и дать им характеристику - раскрыть сущность.
1 ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
1.1 Определения
Воздействие - в психологии
это целеинтенциональный перенос какого-либо
движения, информации от одного участка
корреляции к другому или же воздействия
одних нейроструктур на другие. Воздействие
может классифицироваться, как непосредственно-
Психологическое влияние - это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных. Психологическое влияние - это воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие [2].
1.2 Методы психологического воздействия. Определения
Убеждение - сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющие своей целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения.
Внушение - сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям.
Самопродвижение - объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества на выборах, при назначении на должность и др.
Заражение - передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться состояние может как непроизвольно, так и произвольно, усваиваться - также непроизвольно или произвольно. По другим источникам: процесс перехода эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта, фактор спонтанного социального сплочения. Однако при выходе из-под контроля психическое заражение (индукция) приводит к распаду нормативно-ролевого поведения, возникает деструктивный "эффект толпы" [3].
Пробуждение импульса к подражанию - способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого повеления и образа мыслей) также может быть как произвольным, так и непроизвольным.
Формирование благосклонности - привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги.
Просьба - обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия
Принуждение - угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности -- это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором -- как собственное давление, адресатом -- как давление на него со стороны инициатора или "обстоятельств".
Деструктивная критика - высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Разрушительность такой критики - в том что она не позволяет человеку "сохранить лицо", отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя.
Манипуляция - скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.
По другим источникам: система
средств идеологического и
2 ВНУШЕНИЕ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
2.1 Характеристики внушения
Внушение (суггестия) - форма
непосредственного психического воздействия,
связанная с ослаблением
Внушение - один из механизмов воздействия на массовое и индивидуальное сознание, широко используемое в массовой коммуникации, рекламе, распространении моды и в политическом манипулировании; аутосуггестия (саомвнушение) является средством психической саморегуляции [4].
Внушение - воздействие на поведение и психику человека, предполагающее некритическое восприятие им особенностей информации [6]. Внушение осуществляется посредством вербальных и невербальных средств. Общаясь, люди постоянно воздействуют друг на друга, внушая или навязывая друг другу свои мнения, оценки, настроения [6]. Сила внушения увеличивается во время стихийных бедствий (землетрясений, наводнений), а также под влиянием целенаправленной рекламы, значимости передаваемой информации, авторитета говорящего [6].
Особенностью внушения является его адресованность не к логике и разуму личности, не к её готовности мыслить и рассуждать, а к готовности внутренне принять передаваемые сведения, указываемые сведения [4]. Внушение, отмечал Бехтерев, действует путём непосредственного прививания психических состояний, то есть идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике [4].
Некоторое время в отечественной психологии, педагогике игнорировали внушение, как метод воспитания [10]. Считалось, что внушение подавляет волю, снижает критичность мышления до слепой веры и только убеждением можно воспитывать сознательных идейных борцов [10]. В то же время в психотерапии использование внушения в бодрствующем состоянии и в гипнозе имеет длительную историю, и показало значительную эффективность [10].
Согласно концепции А. М. Сводяща, объясняющей механизм внушения, в мозгу человека протекают процессы верификации информации, т.е. определение ее достоверности [10]. Из значительного количества обрушивающейся информации более сложная подвергается логической переработке и оценке [10]. Большая же часть ее подвергается автоматической неосознаваемой оценке с точки зрения достоверности и значимости. Благодаря этому, организм не загружая сознание, ограждается от неадекватного реагирования на сигналы, которые к нему либо не имеют отношения, либо несут несущественную или ложную информацию [10].
Воздействие внушением заключается в организации и доведении до объекта информации в таком виде, чтобы она не вызывала сомнения в ее ценности, значимости и усваивалась без анализа [7].
В процессе общения всегда имеет место внушение, когда наблюдается эффект первого впечатления, актуализируются стереотипы, предрассудки; возникают аффекты и неустойчивое психическое состояние участников общения; отмечается внешнее сходство ситуации, облика и поведения людей с прошлым опытом общения и состоянием.
При внушении у личности, подвергающейся внушению, могут возникать определённые барьеры. Болгарский психотерапевт Г. Лозанов утверждает, что с возрастом у человека формируются три барьера: критическо-логический, интуитивно-эффектный и этический [10]. Все, что не содержит впечатления добронамеренной логической выдержанности, доверия и чувства уверенности, все, что противоречит этическим принципам личности, как правило, отбрасывается.
В этой связи Г. Лозанов предлагает такие преодоления данных барьеров [10]: авторитет источника воздействия; инфантилизация (создание атмосферы раскрепощенности, подлаживания, игривости, подобно той, что царит в детских играх); .двуплановость (подключение дополнительных раздражителей: мимики, пантомимики, декорации); интонации, ритм, псевдопассивность (налаживание спокойного отношения, доверия к источнику информации, снятие страха перед возможной неудачей) [10].
2.2 Виды внушения
Внушение имеет несколько видов это:
- прямое, которое осуществляется воздействием слов, и в свою очередь подразделяется на:
а) команды и приказы - они носят авторитарный, директивный характер. Это резкие, короткие фразы, сопровождающиеся соответствующей мимикой, жестами, интонацией. Обычно фразы повторяются несколько раз.
б) наставления, влияющие на
эмоции, установки и мотивы поведения.
Это мягкие убаюкивающие фразы, они
повторяются несколько раз
-косвенное (скрытое, замаскированное внушение). Используются промежуточные действия или раздражитель с целью усиления эффекта, например, таблетка, не имеющая лечебных свойств («эффект плацебо»). Усваивается косвенное внушение неосознанно, непроизвольно, незаметно. [16]
Внушение может происходить как намеренно, так и ненамеренно.
Внушение намеренное в том случае, когда суггестор (источник внушения: индивид, группа, средства массовой информации [16]) старается достичь конкретной цели, знает что и кому хочет внушить, прилагает усилия для достижения поставленных целей.
Внушение считается ненамеренным, когда суггестор не ставит перед собой цель внушить что-либо суггеренду (объекту внушения) и не прилагает никаких усилий. Такое внушение возможно в случае предрасположенности суггеренда к тому, что внушается. Т.е. внушение «У тебя ничего не получится!», подействует только в случае, если высказано в момент, когда у суггеренда что-то не получилось.
Внушение можно
Положительное внушение прививает положительные психологические свойства, качества, состояния, например, уверенность в себе, вера в излечение.
Отрицательное же прививает отрицательные психологические свойства, качества, состояния, например, леность, неуверенность в себе, нечестность. [16]
2.3 Приёмы внушения
Ниже приведем классификацию приёмов внушения, которую выявил Потеряхин А. Л. Существуют следующие группы приёмов внушения:
Приемы прямого внушения - совет, предложение, внушающее наставление, команда, приказ.
Приемы косвенного внушения - намек, одобрение, осуждение, "обманутое ожидание".
Приемы скрытого внушения - трюизм, иллюзия выбора, предоставление всех вариантов, увязывание действительного и желаемого.
2. 3.1 Приёмы прямого внушения
Приемы прямого внушения - совет
и предложение. Эти приемы наиболее
эффективны в том случае, если объект
проникся доверием к внушающему. Приемы
прямого внушения требуют различной
постановки голоса, интонации предложений,
жестикуляции. Так, при использовании
совета для внушения, тон должен
быть мягкий, доброжелательный. В то
же время, исследования психологов показывают,
что многие люди не знают своих
интонационных особенностей. В результате
этого очень часто совет