Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 11:00, контрольная работа
Цель данной работы – на основе различной литературы, выявить характер воздействия на личность.
На основе цели мною были поставлены следующие задачи: определить классификацию некоторых методов воздействия и дать им характеристику - раскрыть сущность.
ВВЕДЕНИЕ
4
1 ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
5
1.1 Определения
5
1.2 Методы психологического воздействия. Определения
5
2 ВНУШЕНИЕ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
8
2.1 Характеристики внушения
8
2. 2 Виды внушения
10
2.3 Приёмы внушения
11
2. 3.1 Приёмы прямого внушения
11
2. 3.2 Приемы косвенного внушения
12
2.3.3 Приемы скрытого внушения
16
3 УБЕЖДЕНИЕ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
17
3.1 Понятие убеждение
17
3.2 Виды убеждения
18
4 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МАССОВУЮ АУДИТОРИЮ
21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
26
Ещё один вид убеждающего воздействия – разъяснение. Существуют следующие характерные виды разъяснения: инструктивное; повествующее; рассуждающее.
Инструктивное разъяснение
- это схематическое
Повествующее разъяснение - это своеобразный рассказ нацелен на изложение фактов в виде живого повествования, которое последовательно приводит к вполне определенным выводам [11].
Рассуждающего разъяснения - это разъяснение с полемикой, активизирует мыслительную деятельность, побуждает внимательнее отнестись к предлагаемым конкретным выводам.[11] Приёмы рассуждающего разъяснения важны для руководителей, общающихся с творческими, инициативными людьми, которые жаждут активного участия общения.
Доказательство - логическая операция, строящаяся на основах законов логики: законе тождества, законе противоречия, законе исключённого третьего и законе достаточного основания [11]. Суть доказательства заключается в том, что выдвигается какой-то тезис, и подыскиваются аргументы или доводы для доказывания тезиса. [11]
Опровержение - критика устоявшихся взглядов и стереотипов поведения людей, с разрушением и формированием его установок.[11] Во время опровержения мы встречаемся с чувством собственного достоинства оппонента. В связи с этим одной логики оказывается недостаточно. Нет смысла вступать в спор, чтобы опровергнуть что-либо. Наш оппонент не признается, что был не прав, для замены одной установки на другую требуется не один день.[11]
Существуют специфическое социально-психологическое правило, что при опровержении доводов оппонента следует обращаться к его чувству собственного достоинства.
Чувство собственного
достоинства (ЧСД) равно
ЧСД=У/П.
Чем выше успех и чем меньше притязания, тем выше ЧСД [11]. Под успехом здесь понимается не материальная, социально-психологическая величина, выступающая в виде оценочных суждений со стороны окружающих [11]. Во всех случаях добиваются успеха в тех случаях, если дают человеку почувствовать его собственное "Я": называют его по имени и отчеству, подчёркивают реальные заслуги, дают возможность проявить инициативу, побуждают к самостоятельным действиям, стараются не навязывать чужой образ мыслей, а стимулируют к размышлению [11].
Эффективность убеждения зависит от личностных свойств тех, кого убеждают [11]. Согласно исследованиям американских учёных убеждению не поддаются: люди с ограниченной фантазией, внутренне ориентированные личности, социально не контактные люди, лица с явно выраженной агрессивностью, индивиды с параноидальными тенденциями [11].
4 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МАССОВУЮ АУДИТОРИЮ.
Влияние массовых коммуникаций направлено на формирование, изменение или усиление существующих у аудитории установок и стереотипов и проявляется во всех видах массово-коммуникативных действий, включая рекламу и PR [15].
В современном мире
реклама является одним из
важнейших видов
Существует множество техник по созданию рекламы, рекламоведение стало одной из самых популярных вузовских дисциплин. На телевидении, например, рекламы порой бывает больше, чем социальной проблематики [15]. Конечной целью рекламы, как и PR, является воздействие на общественное мнение. Процесс функционирования рекламы включает в себя решение пяти задач:
• назвать товар
(продукт) и выделить его
• передать информацию о товаре, его качествах и месте реализации;
• побуждать потребителя пробовать новый продукт и способствовать его повторному употреблению;
• стимулировать
• развивать у покупателей предпочтения и приверженности к определенной марке.[15]
По форме в рекламе
одним из основных психологических
методов воздействия на массовую
аудиторию является убеждение. Убеждение
в рекламе основано на апелляции
к ценностям и мотивам
Эффективность рекламы зависит от степени охвата аудитории, что обеспечивается симбиозом рекламы и средств массовой коммуникации (СМК).
Ориентированная на потребление система ценностей, взятая в масштабах всего общества, приводит к формированию комплекса неполноценности у тех групп населения, которые по финансовым причинам не могут воспользоваться рекламируемыми товарами. Особенно это касается молодежи и подростков, психика которых еще не является достаточно устойчивой. Следствием рекламы дорогостоящих товаров и услуг и односторонней пропаганды соответствующего образа жизни является формирование культа денег, что приводит людей к стремлению обладать этими деньгами любым способом [15].
С другой стороны, создание потребностей является одной из форм манипулирования массовой аудиторией, которая с этой целью приводится в состояние повышенной готовности для восприятия внушения. Этому способствует, например, использование такого метода, как дробление телевизионных передач, включением в них блоков рекламы, представление газетами не цельного текста сообщения, а фрагментарное разнесение его по разным полосам газеты, иными словами, разделение целостной проблемы на отдельные фрагменты так, чтобы потребитель информации не сразу мог их объединить и понять саму проблему[15].
Для распыления и
лишения смысла информации
Для привлечения внимания
к рекламируемым товарам в
рекламе активно используются
различные персонажи из
Другим способом влияния на действия аудитории является PR как способ управления общественным мнением с последующим изменением поведения.
"Паблик рилейшнз - это
специальная система
Главная задача PR - умение представить
какое-то явление или качество нужной
стороной, в нужное время и в
нужном месте, иными словами, PR для
эффективного воздействия на аудиторию
учитывает все психологические
особенности и объективные
В сфере политики помимо
мифотворчества, воздействия на установки
и стереотипы PR применяют еще
один эффективный психологический
метод, позволяющий формировать
имиджи. Если при формировании стереотипов
реальность упрощается, то при формировании
имиджей она практически
При этом самое пристальное внимание уделяется психологическому анализу ожиданий аудитории, связанных с предстоящим мероприятием, а также анализу ценностей того слоя населения, на который рассчитано воздействие (например, хороший семьянин - для людей среднего возраста, очень любит своих родителей - для людей старшего возраста, почитатель молодежной музыки - для молодежи, имеет импозантную внешность - для представителей противоположного пола, увлекается горными лыжами - для спортсменов, а также для тех, кого интересует состояние здоровья носителя имиджа, и т.д.).
В процессе коммуникативного
воздействия на массовую
Канал (имеется в
виду печать, радио или телевидение),
по которому актуализируется
сообщение, также влияет на
итоговое восприятие
Заключительным звеном массово-коммуникативного акта выступает массовая аудитория, вернее, эффект, произведенный на нее, что в конечном счете является основной задачей всего производимого действия.
Для достижения необходимого
эффекта аудитория с помощью
описанных выше способов приводится
в психологическое состояние
готовности (или несопротивляемости)
к восприятию транслируемой информации.
Специалисты по общественному мнению
ведут регулярные замеры последнего
с целью выявления полученных
эффектов и, в случае необходимости,
коррекции действий для их оптимизации.
Этому служит также определение
различных социально-
В деятельности современных массовых коммуникаций, во-первых, сохраняются все прежние методы психологического воздействия на массовое сознание, приобретая под влиянием новых социальных реалий другие формы и расставляя акценты на других сторонах общественной жизни, во-вторых, распространяется применение новых методов, учитывающих прогрессирующие изменения в состояниях массового сознания, вызванные изменениями социальных процессов и явлений.[15]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Юрчук В. В. Современный словарь по психологии – Минск: Элайда, 2000 - 704 с.
2. Сидоренко Е. В. Психология влияния и противостояния – М.: Дело, 1995 - 325 с.
3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психология словарь справочник- Минск: Хэлтон -1998, 399 с.
4. Зимбардо Ф., Ляйппе М., Социальное влияние - Питер: СПб - 2001, 448 с.
5. Столяренко И. О. Психология управления - Ростов-на-Дону: Профиздат - 1997, 320 с.
6. Зинченко В. П. Психологический словарь – М.: Педагогика-Пресс - 1998, 440 с.
7. Ершов А.И. Проблемы психологического воздействия- Иваново: (статья) Межвузовский сборник трудов, - 1979, 143 с.
8. Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Краткий энциклопедический словарь по общей, социальной и юридической психологии - М.: Юридическая литература -1997, 448 с