Понятие психологической нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:12, лекция

Описание

Основным потребителем дифференциально-психологических знаний является психодиагностика. В психологии индивидуальных различий рождаются понятия, для измерения которых затем создаются или подбираются методики. Понятие психологической нормы

Работа состоит из  1 файл

2_Понятие психологической нормы.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

Понятие психологической  нормы

Основным потребителем дифференциально-психологических знаний является психодиагностика. В психологии индивидуальных различий рождаются  понятия, для измерения которых  затем создаются или подбираются  методики. Здесь же возникает представление о способах оценки и интерпретации полученных результатов. В связи с этим очень важным является понятие психологической нормы, очень неоднородное по своему содержанию, на которое оказывают влияние по меньшей мере четыре фактора.

1. Норма –  статистическое понятие. Нормальным признается то, чего много, что относится к середине распределения. А «хвостовые» его части, соответственно, указывают на область низких («субнормальных») или высоких («супернормальных») значений. Для оценки качества мы должны соотнести показатель человека с другими и таким образом определить его место на кривой нормального распределения. Очевидно, что приставки «суб» и «супер» не дают этической или прагматической оценки качества (ведь если у человека «супернормальный» показатель агрессивности, едва ли это хорошо для окружающих и для него самого).

Нормы не абсолютны, они развиваются и получаются эмпирически для данной группы (возрастной, социальной и других). Так, например, на протяжении последних лет показатель маскулинности по опроснику MMPI у девушек устойчиво повышен; однако это говорит не о том, что они поголовно ведут себя как юноши, а о необходимости пересмотра устаревших норм.

2. Нормы обусловлены  социальными стереотипами. Если  поведение человека не соответствует  общепринятому в данном обществе, оно воспринимается как отклоняющееся. Например, в российской культуре не принято класть ноги на стол, а в американской это никем не осуждается.

3. Нормы ассоциируются  с психическим здоровьем. Ненормальным  может считаться то, что требует обращения к клиницисту. Необходимо отметить, однако, что и в психиатрии оценочный подход дискутируется, а в качестве наиболее существенных указаний на отклонение от нормы принимается нарушение продуктивности деятельности и способности к саморегуляции. Так, например, когда пожилой человек, осознавая слабость своей памяти, использует вспомогательные средства (записную книжку, раскладывание необходимых предметов в поле зрения), то это поведение соответствует норме, а если он, относясь к себе некритически, отказывается от необходимости «протезировать» свое жизненное пространство, то это приводит в конечном счете к неспособности решать поставленные задачи и свидетельствует о нарушении психического здоровья.

4. Наконец, представление  о нормах определяется ожиданиями, собственным необобщенным опытом и другими субъективными переменными: так, например, если первый ребенок в семье начал говорить в возрасте полутора лет, то второй, который к двум годам еще не научился свободно изъясняться, воспринимается как наделенный признаками отставания.

В. Штерн, призывая к осторожности в оценке человека, отмечал, что, во-первых, психологи не имеют права из установленной  аномальности того или иного свойства делать заключение об анормальности  самого индивида как носителя этого свойства и, во-вторых, невозможно установленную анормальность личности свести к узкому признаку как ее единственной первопричине. В современной диагностике понятие «норма» используют при изучении внеличностных характеристик, а когда речь заходит о личности, применяют термин «особенности», тем самым подчеркивая намеренный отказ от нормативного подхода.

Итак, нормы –  это не застывшее явление, они  постоянно обновляются и изменяются. Обязательно должны регулярно пересматриваться и стандарты психодиагностических методик.

.

Мощь  самооценки

Что такое самооценка?

Бранден утверждает, что большинство семей, в которых  мы вырастаем, - по сути, дисфункциональны. Родительское влияние на нашу самооценку очень велико, хотя факторы, от которых  она зависит, разнообразны и не сводятся к чему-то одному. Родители препятствуют нормальному развитию самооценки, когда они передают ребенку сообщение о его или ее "недостаточности"; наказывают или укоряют за выражение "неприемлемых" чувств; насмехаются, относятся к детским мыслям и чувствам как к малоценным и не очень важным; пытаются контролировать ребенка при помощи чувств стыда и вины; чересчур опекают его или ее, затрудняя нормальное обучение и развитие уверенности в себе; растят ребенка вовсе без правил, т.е. без поддерживающей структуры, или правила противоречивы, загадочны, не подлежат обсуждению, угнетающи, в любом случае - тормозящие нормальный рост; отрицают детское восприятие реальности и неявно способствуют сомнениям ребенка в своем здравомыслии; представляют очевидные факты как нереальные вопреки рациональности ребенка; терроризируют ребенка физическим насилием или его угрозой; превращают ребенка в сексуальный объект; утверждают, что ребенок плох, недостоин, грешен по природе своей.

Самооценка - это:

  1. Уверенность в своей способности думать и справляться с жизненными задачами.
  2. Уверенность в своем праве быть счастливым, чувство достоинства, права на утверждение своих потребностей и желаний и на наслаждение плодами своих усилий.

Самооценка складывается из двух взаимозависимых аспектов:

Самоэффективность (ощущение личной эффективности). Уверенность  в функционировании собственной  психики, в способности мыслить, в процессах, посредством которых  я сужу, выбираю, решаю; уверенность  в способности понимать факты  реальности, входящие в сферу моих интересов и потребностей; когнитивная уверенность в себе.

Самоуважение (ощущение личного достоинства). Уверенность  в своей ценности; позитивный (утвердительный) принцип по отношению к моему  праву жить и быть счастливым; комфорт  при уместном утверждении моих мыслей, желаний и потребностей; чувство, что радость - мое неотъемлемое право.

Наконец, формальное определение - самооценка есть склонность переживать себя как способного справиться с жизненными задачами и как заслуживающего счастья.

Почему нам нужна самооценка?

Необходимость самооценки основывается на двух фактах. Первый - наше выживание и овладение  окружающей средой зависит от оптимального использования сознания. Второй - в  оптимизации мыслительной деятельности ключевым является вопрос выбора - т.е. личной ответственности. Хотя мышление существенно для успеха в жизни, мы не запрограммированы мыслить автоматически - у нас есть выбор: думать или не думать, действовать рационально или иррационально. Отсюда и нужда в самооценке - необходимость знать, что мы функционируем в соответствии с требованиями жизни.

Самооценка и  достижения.

Проявления  здоровой самооценки:

  • Лицо, манера разговора и движения отражают удовольствие, получаемое от самой жизни.
  • Легко, прямо и честно говорит о достоинствах и недостатках (дружеское отношение к фактам).
  • Испытывает комфорт, говоря и выслушивая комплименты, выражения приязни, одобрения и т.п.
  • Открыт для критики и признает свои ошибки, поскольку самооценка не привязана к образу "совершенства".
  • Слова и движения обладают качествами легкости и спонтанности (отсутствует борьба с самим собой).
  • Существует гармоничная связь между тем, что человек говорит и делает и тем, как он выглядит, звучит и движется.
  • Наблюдается принцип открытости и любопытства по отношению к новым идеям, новому опыту, новым возможностям в жизни.
  • Чувства тревоги и небезопасности (если есть) менее ошеломляющи, поскольку их принятие, управление ими и проживание редко воспринимаются как нечто, невообразимо трудное.
  • Налицо способность наслаждаться юмористическими аспектами жизни - своей и других.
  • В реакциях на ситуации и задачи присутствует гибкость, проявляемая в духе изобретательности и даже игривости, поскольку существует доверие к себе, а жизнь не рассматривается как игрушка рока.
  • Утверждающее (не агрессивное) поведение, свое и других, воспринимается с комфортом.
  • Есть способность сохранять гармоничность и достоинство в условиях стресса.

Бранден отмечает и физические корреляты здоровой самооценки:

  • Глаза живые и яркие.
  • Расслабленное лицо, естественный цвет и хорошая кожа (при отсутствии болезни).
  • Естественное положение подбородка - в "созвучии" со всем телом.
  • Мышцы нижней челюсти расслаблены.
  • Плечи держатся прямо, но расслаблены.
  • Кисти рук расслаблены и спокойны.
  • Руки также спокойны и расслаблены.
  • Поза хорошо сбалансирована, спина прямая и расслабленная.
  • Походка имеет качество целеустремленности (без агрессивности и властности).
  • Интенсивность голоса соответствует ситуации, произношение ясное.

Заметьте качество расслабленности в противоположность хроническому напряжению, говорящему о наличии некоего внутреннего конфликта, расщепленности, самоизбегания.

Самооценки не может быть слишком много, ее может  либо быть достаточно, либо недоставать. Вопрос об избытке самооценки поднимают  люди, не уверенные в себе.

Размышления об истоках самооценки.

Необходимость самооценки проистекает из волевой  функции сознания, которая ставит перед нами уникальную задачу - сделать  себя компетентными в преодолении  жизненных трудностей. Мы достигаем  этого, живя осознанно, ответственно и целостно.

Воля к пониманию  обуславливает принцип посвящения осознанности и направлена на интеграцию того, что появляется в нашем ментальном поле и на расширение этого поля. Воля к эффективности - отказ человеческого  сознания принимать беспомощность как постоянное и неизменное условие. Она проявляется в настойчивости перед лицом трудностей. Развить ее помогает "стратегическое отстранение" от проблемного контекста (не отчуждение от реальности!).

Учитывая принцип  осознания, для хорошей самооценки существенна интеллектуальная независимость ("думаем сами за себя"). Часто то, что люди называют "думанием" - просто пережевывание мнений других.

Мощь самооценки на рабочем месте.

Самооценка может  быть наиболее важным психологическим  ресурсом при решении жизненных задач, в первую очередь - на рабочем месте.

Фундаментальный аспект самооценки - доверие собственной  способности учиться, судить, решать. Неспособность принимать решения - одна из главных причин неуспеха в  менеджменте. По мнению Брандена принятие решения требует рассмотрения самого по возможности широкого контекста задачи. Полезно задаться вопросами:

  1. Что я знаю обо всех факторах, способных повлиять на мое решение?
  2. Каковы все предвидимые последствия моего решения?
  3. На кого и как оно повлияет?

Высокая самооценка позволяет обращаться к другим с  уважением и добрыми намерениями; иметь убежденность в том, что  ты достоин успеха; добиваться высокого уровня социальной кооперации; чувствовать  собственную значимость в рабочем  процессе.

Самооценка - репутация, которую мы зарабатываем в собственных глазах.

Натаниель Бранден, 1992

Самооценка

Самооценка, т.е. оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, безусловно, относится к базисным качествам личности. Именно она во многом определяет взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Человек, живя и  действуя в окружающем мире, постоянно  сравнивает себя с другими людьми, свои собственные дела и успехи с  делами и успехами других людей. Такое же сравнение - самооценку мы проводим и по отношению ко всем своим качествам: внешности, способностям, успехам в учебе. Иными словами, мы с детства учимся оценивать сами себя.

Самооценка может  быть реалистичной и не очень, стойкой  и колеблющейся, положительной и отрицательной, высокой и низкой.

Имеет смысл  говорить об общей, или личностной самооценке, отражающей меру самоуважения, уверенности  в собственной ценности.

Наша самооценка складывается из соотношения полученного  результата (уровня успеха) с тем, что мы хотели достичь (то есть с нашими притязаниями).

По известной  формуле классика У. Джемса:

Cамооценка  = Успех / Притязания

Это значит, что  самооценку можно повысить, либо повышая  уровень успеха, либо снижая притязания.

Самооценка

Самосознание является одним из ведущих элементов психического облика личности, регулирующим деятельность и поведение человека.

Самосознание, т.е. осознание личностью самой себя, является следствием длительного развития индивида, превращения его в самостоятельного субъекта деятельности, устанавливающего определенные взаимоотношения с обществом.

Самосознание  — это применение сознания (как  высшей формы психического отражения) к собственному «Я», т.е. отделение  этого «Я» как объекта от «моего»  к нему отношения.

Информация о работе Понятие психологической нормы