Понятие психологической нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:12, лекция

Описание

Основным потребителем дифференциально-психологических знаний является психодиагностика. В психологии индивидуальных различий рождаются понятия, для измерения которых затем создаются или подбираются методики. Понятие психологической нормы

Работа состоит из  1 файл

2_Понятие психологической нормы.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

Самооценка понимается как необходимый элемент развития самосознания, как применение оценок, некой общественной меры к собственному «Я». Именно самооценка (как соотношение своего поведения с требованиями окружающих, со своими представлениями об этих требованиях к себе: «Я - образ» или «социальное ожидание») управляет поведением личности, способствует ее формированию.

Адекватная самооценка (или объективное отражение собственной  личности) ведет, как правило, к самокритичности  и требовательности к себе, формирует  уверенность в своих силах, определенный уровень притязаний личности. Неадекватная самооценка может привести к искажению уровня притязаний, к общей конфликтности субъекта с окружающей действительностью. Попытки компенсации заниженной самооценки могут привести к аддиктивному поведению. В частности к преступлениям, злоупотреблению алкоголем, наркотическими веществами, агрессивности.

Самосознание  и самооценка личности

Самосознание  принадлежит целостному субъекту и  служит ему для организации его  собственной деятельности, его взаимоотношений с окружающими и его общения с ними.

Самосознание  в психической деятельности человека выступает как сложный процесс  опосредованного познания себя, развернутый  во времени, связанный с движением  от единичных, ситуативных образов  через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование - понятие собственного Я.

Образование отношений  формирующегося человека к самому себе является наиболее поздним по сравнению  с другими свойствами. Во всех видах  деятельности и поведения эти отношения следуют за отношением к ситуации, предмету и средствам деятельности, к другим людям. Лишь пройдя через многие объекты отношений, сознание становится само объектом самосознания. Требуется накопление опыта множества подобных осознаний себя субъектом поведения для того, чтобы отношения к себе превратились в свойство, называемое рефлексивностью. Однако именно эти свойства завершают структуру личности и обеспечивают ее целостность. Они наиболее тесно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками; выполняя функцию самопознания, самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации личности.

Самопознание - сложный многоуровневый процесс, индивидуализированно развернутый во времени. Очень условно  можно выделить 2 стадии: познание своих особенностей через познание особенностей другого, сличение и дифференциацию; на 2-й стадии подключается самоанализ.

Человек познает  окружающий мир, а вместе с тем  и себя через активное взаимодействие с миром. Выделяют стадии формирования самопознания, связывая каждую из этих стадий с новой возможностью для субъекта отделения себя от других предметов, людей; с возможностью стать более самостоятельным и воздействовать на окружающий мир (у ребенка это связано с первыми манипуляциями с предметами, после - с ходьбой, затем - с появлением речи). На начальных этапах также особенно важны механизмы интериоризации знаний о себе других. Так, ребенок усваивает и использует в самопознании:

1. Ценности, параметры  оценок и самооценок, нормы; 

2. Образ самого  себя;

3. Отношение к себе и оценку себя родителями;

4. Чужую самооценку (например, родительскую);

5. Способы регуляции  поведения; 

6. Уровень ожиданий  и притязаний.

Самопознание - процесс динамический и никогда  не завершающийся, так как, во-первых, происходит постоянное развитие самих познавательных способностей; во-вторых, изменяется и сам объект познания - личность: и в-третьих, всякое знание о себе самом уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав что-то о себе человек становится другим. Самопознание идет параллельно с постоянной проверкой на адекватность и коррекцией.

С самопознанием  тесно связана способность к  рефлексии. То есть способность осознавать не только "что я мыслю, ощущаю, вспоминаю", но и "что это именно я мыслю, ощущаю и вспоминаю", Я  условно разделяется на Я-действующее и Я-рефлексирующее.

Итоговый продукт  самопознания Я-образ или Я-концепция. По Роберту Бернсу Я-концепция - это  совокупность всех представлений индивида о себе самом, сопряженная с их оценкой. При изучении Я-концепции  традиционно выделяют несколько компонентов:

- "Я-реальное" и "Я-идеальное" (Роджерс, Фрейд,  К.Левин);

- "Я-материальное" и "Я-социальное"; образ тела, "социальное Я", "когнитивное  Я" и самооценка; - "Я настоящее", "Я динамическое", "Я фактическое", "Я вероятное" ...

Степень рассогласованности отдельных компонентов обуславливает  психическое здоровье, устойчивость, мотивацию, связано с процессами саморегуляции.

Структуры сознания на разных уровнях (самоконтроль, саморегуляция, самоорганизация) могут:

1. мотивировать определенную деятельность (что может корениться в представлении об "идеальном Я", может быть результатом расхождения "Я настоящего" и "Я будущего");

2. участвовать  в целеобразовании; 

3. воспрещать  те или иные действия;

4. детерминировать  отношение к окружающим;

5. влиять на  развитие тех или иных черт  личности.

Самоконтроль 

Эксперимент с  зеркалом: 2 группы испытуемых: обычная  и группа, которая помещается перед  зеркалом; и тем, и другим испытуемым дают одинаковые задания; оказывается, что наиболее старательными и последовательными проявляют себя те, которые видели свое отражение в зеркале.

Человек не часто  прибегает к самоконтролю, во-первых, потому что многие поведенческие  акты регулируются автоматически и, во-вторых, человек часто бывает неудовлетворен собственной самооценкой. Самосознание включается только тогда, когда этого невозможно избежать, например, в условиях рассогласования правил и норм с поведением, или когда требуется внимательное отношение к себе.

Самосознание - культурный феномен, позволяющий сохранять постоянство собственного поведения и испытывать чувство ответственности за социальные ценности, усвоенные индивидом. В рамках концепции "объективного самосознания оно рассматривается как сличение совершаемого поведения или поведения, требуемого ситуацией, с представлениями о самом себе. Способность к самоконтролю сопряжена с волевым усилием над собой.

Саморегуляция

Тесно связана  с таким эмоциональным компонентом  самосознания, как отношение к  себе, самоуважение и самооценка.

Самооценка - результат интегративной работы в сфере самопознания с одной стороны, и в сфере эмоционально-ценностных самоотношений, с другой. Самооценка - непостоянный конструкт, она постоянно видоизменяется, совершенствуясь. Самооценка обусловлена сочетанием знания о себе и мировоззрения, норм и ценностей, присущих человеку. Именно самооценка выполняет функцию регуляции поведения и деятельности, так как она может соотносить потрености и притязания человека и его возможности.

самооценка = притязания / возможности.    

Самооценка является "стержнем" саморегуляции на всех этапах ее осуществления, включается в  структуру мотивации, определяет направленность саморегулирования, выбор средств  и влияет на интерпретацию достигнутого эффекта поведения.

Достаточно высокий  уровень развития саморегулирования поведения, который объективно выражается в тонкости, дифференцированности и адекватности всех осознанных поведенческих реакций, поступков, вербальных проявлений, соответствует зрелому состоянию развития самосознания в целом: адекватной самооценке, а также ориентации на самооценку, а не на оценку другими. Самооценка - на начальных этапах результат интериоризации оценки себя другими - впоследствии эмансипируется от оценок окружающих и все более приобретает значение внутреннего регулятора поведения.

Можно выделить 2 уровня саморегулирования:

1. Тактический  - саморегулирование, имеющее четкие  временные границы, осуществляющееся  в процессе конкретного поведенческого  акта;

2. Стратегический - этот уровень скорее можно  назвать самоорганизацией - процесс, растянутый во времени, обеспечивающий координацию всей личности в целом, связанный с планированием личностных изменений, с самовоспитанием личности. Этот процесс также обеспечивает соподчинение мотивов на протяжении всей жизни, построение иерархии мотивов и решение конфликтов между индивидными и социальными мотивами и мотивами духовными, индивидуальными в пользу последних.

 
 
Индивидуальность  человека и развитие его личности

Приведём только один классический пример использования  этой возможности - генетическую "классификацию личностей", предложенную еще в 1920 г. А.Ф.Лазурским. Наполненная богатейшим эмпирическим материалом, эта классификация содержит четкие принципы разделения индивидуальных типов и групп людей, а также критерии, оценки уровней их личностного развития.

Таких критериев  существует четыре. В них сочетаются признаки развития познавательной и  мотивационной сфер человека, их многоплановости  и определенности. Первым критерием  является общее количество и степень  разнообразия его психических проявлений, т.е. переход от "смутности" основных вопросов к их широте и дифференцированности. Второй критерий - интенсивность этих проявлений, степень развития соответствующих способностей. Третий - степень их осознанности, тенденции к сознательному определению своего отношения к окружающему миру и ориентации в нем. Четвертый, итоговый критерий составляет координацию всех (или большинства) отдельных психических качеств, образующих индивидуальность человека, их концентрация в направлении определенного, но широкого и разностороннего вида деятельности.

Очевидно, что  опорой для выделения разных уровней  развития личности служит именно сознательная активность человека, интеграция - единство и "собранность" - его разнообразных  индивидуальных черт. Тогда сами эти уровни - низший, средний и высший - определяются как разные способы существования, взаимоотношения индивидуальности человека с окружающей его средой.

Так, на низшем уровне развития человек полностью подчинен внешним обстоятельствам. Более  того, неопределенный в интересах и поступках, он оказывается не в силах полноценно реализовать собственные задатки для достаточного и стойкого приспособления к среде. Напротив, люди среднего уровня приспособлены адекватно. В "союзе" со средой, они занимают в нем достойное место, соответствующее склонностям, задаткам и способностям, которые продолжают развиваться. Наконец, на высшем уровне развития отношения вновь меняются. Высокоодаренные люди, занятые интенсивной и плодотворной творческой деятельностью, не ограничиваются приспособлением к среде, но стремятся к ее конструктивному изменению.

Впрочем, принадлежность к определенному психическому уровню является в данной классификации  центральной, но не единственной характеристикой  индивидуальностей. Помимо этого, они разделяются по преобладанию традиционно выделяемых психических функций: эмоции, мышления, воли. Таковы аффективные, рассудочные, деятельные и другие особые типы, задаваемые сочетанием названных функций и существующие при этом самостоятельно, как например, типы мечтателей (одновременное преобладание эмоционального и интеллектуального) или аффектно-деятельных. Большинство из них встречаются на каждом уровне, имея свои особые проявления. Совмещение уровней развития с функциональными типами дает упорядоченную в эмпирически насыщенную картину конкретных индивидуальных типов.

Понятно, что  классификация А.Ф. Лазурского строится не только дедуктивно, но и эмпирически. Однако, главному своему принципу - анализу  индивидуальности человека через развитие его личности - автор следует строго и до конца, отрицая буквальные понимания собственных результатов. На самом деле, если бы выделенные уровни личности лишь описывали реальность "как она есть", то почему не принять их названия - низший, средний и высший - как морально-этические оценки этой реальности? Подобную, "соблазнительную", по словам Лазурского, точку зрения он решительно отвергает: место в той или иной "уровневой" ячейке не может быть закреплено за человеком раз и навсегда. Поэтому этическим критерием является не сама принадлежность к уровню, но постоянная тенденция к его повышению, т. е. усилие человека к продуктивному развитию собственной индивидуальности, его стремление к самосовершенствованию.

Любая классификация  индивидуальностей - конституциональных типов психопатий или психических уровней развития - не ограничиваются фиксацией состояний, предполагая их динамику. Однако в каждом из этих случае динамика будет качественно особой. Так, индивидуальное "движение" в рамках той или иной психотелесной связи заведомо ограничено и отражает возможные модификации биологически исходных основ. Динамические изменения в отклонениях и акцентуациях характера задаются возможностью смещения этих групп и типов и состоят в своего рода "путешествии" по клеткам соответствующих классификаций (хотя далеко не всем) через так называемые транзитивные (переходные) состояния. И только тогда, когда становление характера связывается с самостоятельным усилием человека, ему дана возможность "прорвать" пределы индивидуальных (в то числе - собственных) особенностей, намеченных природой и средой, и, осознавая, руководить их необходимой плодотворной перестройкой, в которой и состоит подлинная жизнь, развитие личности. Понятно, что все эти "движения" так или иначе совмещаются в индивидуальном развитии каждого человека.

Информация о работе Понятие психологической нормы