Понятие психологической нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:12, лекция

Описание

Основным потребителем дифференциально-психологических знаний является психодиагностика. В психологии индивидуальных различий рождаются понятия, для измерения которых затем создаются или подбираются методики. Понятие психологической нормы

Работа состоит из  1 файл

2_Понятие психологической нормы.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

 
Операционализация различий в содержании понятий темперамент, личность, характер

Ряд признаков, употребляемых в отношении темперамента, личности и характера, являются сквозными. Например, мы говорим "сильная личность". "сильный характер", "сильный темперамент". Но смысл этих квалификаций различен. "Сильный темперамент" означает выносливый, способный переносить нагрузки, меняющиеся в широком диапазоне, сохраняющий работоспособность. Сильный характер имеется у человека, способного противостоять всякого рода соблазнам на пути следования к намеченной цели. Сильная личность - это человек, пользующийся авторитетом, влиятельный человек. Еще одним параметром такого рода является направленность. Смысл ее также меняется, говорим ли мы о направленности личности, направленности характера или о направленности темперамента. Операционально эти различия позволяют учитывать специально разработанные диагностические процедуры, позволяющие дифференцировать экстраверсию/интроверсию, экстернальность/интернальность, экстрапунитивность/интропунитивность. Соответствующими признаками и должны быть дополнены описанные нами типы темперамента, личности и характера.

Представления об экстраверсии/интроверсии были разработаны  К. Юнгом для дифференциации типов  направленности либидо. Экстравертированный  тип характеризуется обращенностью  на окружающий мир, объекты которого, подобно магниту, притягивают "жизненную энергию" субъекта, что в известном смысле ведет к отчужденности субъекта от самого себя, к принижению значимости явлений внутреннего мира. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность. Для интровертированного типа характерны фиксация интересов на явлениях внутреннего мира, которым придается высшая ценность, необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднения в социальной адаптации. В качестве примеров фрагмента шкалы для диагностики экстраверсии/интроверсии, понятых как темпераментный параметр, могут служить следующие высказывания (вопросы):

1. Нравится ли  Вам оживление и суета вокруг  Вас? (Да.)

2. Предпочитаете  ли Вы работать в одиночестве? (Нет.)

3. Вы по натуре  живой человек? (Да.)

4. Очень ли  Вы любите вкусно поесть? (Нет.)

5. Предпочли  бы Вы остаться в одиночестве  дома, чем пойти на скучную  вечеринку? (Нет.)

6. Считаете ли  Вы обычно, что все само собой  уладится и придет в норму? (Нет.)

7. Говорите ли  Вы иногда первое, что придет  в голову? (Да.)

Параметр экстернальности/интернальности основывается на представлении о  возможности различной локализации  механизмов самоконтроля: во внешнем  или внутреннем личностном пространстве. Если человек принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на самого себя, объясняя их своими намерениями, своими способностями, своими поступками, то говорят о наличии у него интернального локуса контроля. Если же у него доминирует склонность приписывать причины происходящего внешним факторам (окружающим обстоятельствам; судьбе, случаю), то это свидетельствует о наличии у него эктернального локуса контроля. В качестве примеров можно привести следующие высказывания:

1. Для того  чтобы убедиться, что я прав, мне важно знать реакцию окружающих. (Да.)

2. Мое самочувствие  сильно зависит от окружающих. (Да.)

3. Мне важно,  чтобы все вещи, окружающие меня  повседневно, всегда находились  на своих местах. (Да.)

4. Человек, который  не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточного усердия. (Нет.)

5. Перед собой  я ставлю только такие задачи, которые я смогу решить без  посторонней помощи. (Нет.)

6. Никто не  способен помочь человеку разобраться  в его проблемах, кроме него  самого. (Нет.)

7. Люди оказываются  одинокими из-за того, что сами  не проявляют интереса и дружелюбия  к окружающим. (Нет.)

Параметр экстрапунитивности/интропунитивности  выступает важным дифференцирующим характерологическим признаком  в ситуациях фрустрированности, т.е. тогда, когда на пути удовлетворения значимых для человека намерений неожиданно встречаются преграды, когда разрушаются привычные стереотипы поведения. При экстрапунитивном типе реагирования ответственность за возникновение фрустрирующей ситуации приписывается другим людям, внешним обстоятельствам, им же вменяется обязанность ее ликвидации. При интропунитивном типе реагирования человек принимает ответственность за возникшую ситуацию на себя, стремится выйти из ситуации за счет изменения самого себя. своих установок, своих намерений. Для диагносцирования этого параметра могут использоваться суждения следующего типа:

1. Если, придя  домой, я обнаруживаю пусть  даже незначительный дефект в  купленной вещи, на следующий  день я, конечно, пойду требовать,  чтобы мне ее заменили. (Да.)

2. В дискуссии  я нередко считаю необходимым  повторить свою мысль несколько  раз с тем, чтобы убедиться,  что меня правильно поняли. (Да.)

3. Если я замечу, что коллеги неприветливы со  мной, я постараюсь понять, где  я допустил оплошность. (Нет.)

4. Человек становится  компетентным лишь в результате  самообразования. (Нет.)

5. Для того  чтобы лучше понимать других, нужно сначала научиться понимать  себя. (Нет.)

6. Если я обнаружу  неисправность, которую сам смогу  ликвидировать, я, конечно, это  сделаю. (Нет.)

Понятие личности и ее свойств. Личность и общество

Личность - система  социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Если понятие  индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Как личность человек  характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его  сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.

Существенной  стороной личности является ее отношение  к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и  трудовым обязанностям. Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

В личности существенна  не только ее позиция, но и способность  к реализации своих отношений. Это  зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается  с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются  при жизни человека, но на определенной природной основе.

Наследственная  основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.

В биологической  организации человека, в его природе  заложены возможности будущего его  психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками.

Но становление  человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

То, что на первый взгляд представляется естественными  качествами человека (например, черты  его характера), в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

Движущей силой  развития личности являются внутренние противоречия

между постоянно  растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями  их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных).

Понять личность - это значит понять, какие жизненные  задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения  этих задач она вооружена.

Различаются личности социализированные - адаптированные к  условиям своего социального бытия, десоциализированные - девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения - маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями - "слабыми местами" в психической саморегуляции).

Можно выделить ряд особенностей социализированной  личности, находящейся в пределах психической нормы.

Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).

Личность в  норме находится в состоянии  своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает "радость завтрашнего дня", изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях - толерантна, способна к адекватным действиям.

Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам.

В построении своих  жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна - способна к коррекции своего поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью без психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.

 
Соотношение понятий  темперамент, характер, личность

Проблема, трудность, которая быстро обнаруживается при  употреблении понятий "темперамент", "характер", "личность", заключается  в том, что они нередко используются как синонимы; признаки, составляющие их содержание, не дифференцируются. Примером позиции, демонстрирующей недостаточную дифференцированность признаков, свойственных разным ингредиентам психической реальности, могут служить описания типов темперамента, предложенные американским психологом В. Шелдоном. Его исследования внесли существенный вклад в понимание природы фундаментальных структур психической реальности. Вслед за этими исследованиями, начатыми в 1927 г., было проведено множество других, уточняющих или критикующих выдвинутый подходы его результаты, однако обращение именно к ним позволяет увидеть необходимость разработки и использования специальных процедур, направленных на дифференциацию соответствующих ингредиентов. Шелдон выделил три психических типа (назвав их типами темперамента), основываясь на данных о тесноте корреляционных связей между признаками, характеризующими психический облик человека. При таком подходе в описание типа включаются недифференцированно темпераментные, личностные, характерологические и иные признаки. Это указывает на необходимость дополнять статистический анализ семантическим анализом психологического смысла, учитываемых признаков, понятий, используемых для описания психического облика человека, форм его активности. С позиций результатов ранее проделанного анализа такого рода дифференциация может быть произведена. Изложим один из ее вариантов в форме следующего описания.

Информация о работе Понятие психологической нормы