Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:54, реферат
Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя или более людьми.
Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом общения, т.е. сообщения. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о стадиях процесса, в котором участвуют двое или большее число людей.
Успешное развитие любой экономической системы определяют информация и знания. Характерным признаком современного производства является то, что информация и знания воплощены в большинстве создаваемых благ. Наконец, знания и возможность их применения стали новым источником власти. Таким образом, в условиях современного производства, обеспечения его эффективности и нового качественного роста в постоянно меняющейся внешней среде коммуникация между людьми и организациями превращается в стратегический ресурс управления.
Введение 3
I. Поведенческая диагностика на основе изучения вербальных и невербальных средств общения 4
1.1 Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе 4
1.2 Невербальная коммуникация и ее роль в диагностике поведенческих и психологических особенностей личности 9
II. Установление и развитие отношений с клиентом в сфере социально-культурного сервиса и туризма 12
2.1 Методика установления отношений с клиентом 12
2.2 Иерархия потребностей клиента и их диагностика 14
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Констатирующая
информация выступает в форме
сообщения, она имеет место в
различных образовательных
1.2 Невербальная коммуникация и ее роль в диагностике поведенческих и психологических особенностей личности
Невербальная
коммуникация представляет собой обмен
невербальными сообщениями
Характер и формы выражения различных средств общения позволяют нам говорить о существенных отличиях вербальной и невербальной коммуникации. Невербальные сообщения всегда ситуативны, по ним можно понять нынешнее состояние участников коммуникации, но нельзя получить информацию об отсутствующих предметах или происшедших в другом месте явлениях, что можно сделать в вербальном сообщении.
Невербальные сообщения являются синтетичными, их с трудом можно разложить на отдельные составляющие. Вербальные же элементы коммуникации (слова, предложения, фразы) четко отделены друг от друга.
Невербальные сообщения обычно непроизвольны и спонтанны. Даже если люди хотят скрыть свои намерения, они могут хорошо контролировать свою речь, но невербальное поведение контролю практически не поддается. Поэтому очень часто в реальной практике коммуникации возникают ошибки из-за обобщения на основании лишь одного невербального действия.
Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека.
В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует невербальный аспект обмена информацией – невербальную коммуникацию.
В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения — все это примеры невербальной коммуникации.
Еще одна разновидность невербальной коммуникации формируется тем, как мы произносим слова. Имеются в виду интонация, модуляция голоса, плавность речи и т. п. Как известно из опыта, то, как мы произносим слова, может существенно изменять их смысл. Вопрос: «У вас есть какие-нибудь идеи?» — на бумаге означает очевидный запрос о предложениях. Произнесенный резким авторитарным тоном с раздражением во взгляде этот же вопрос может быть истолкован следующим образом: «Если вы знаете, что для вас хорошо, а что плохо, не предлагайте никаких идей, которые противоречат моим».
К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим высшим животными, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.
Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов, и могут не совпадать в разных национальных культурах. Болгары несогласие с собеседником выражают кивком головы, который русский воспринимает как утверждение и согласие.
Это информация об отношениях участников коммуникации к самой ситуации: насколько они комфортно чувствуют себя в ней, интересно ли им общение или они хотят поскорее выйти из нее. Люди используют невербальное общение для того, чтобы полнее, точнее и понятнее выразить свои мысли, чувства, эмоции.
Таким
образом, невербальные сообщения способны
передавать обширную информацию. Прежде
всего, это информация о личности
коммуникатора. Мы можем узнать о
его темпераменте, эмоциональном
состоянии в момент коммуникации,
выяснить его личностные свойства и
качества, коммуникативную
2.1 Методика установления отношений с клиентом
В сфере сервиса и туризма общение - не только обыденная функция взаимодействия, но и функциональная категория.
Коммуникативная компетентность - это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации специалистов характерно: достижение большей определенности во взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения, что способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов.
Первая
стадия процесса личной продажи связана
с приемом клиента и
Энтузиазм, энергичность, динамизм представляют
собой те составляющие, без которых невозможно
создать атмосферу, наиболее благоприятствующую
установлению отношений с клиентами. Продажа
чаще всего осуществляется с «открытым
сердцем», поэтому продавцу необходимы
вера в успех и уверенность в себе. Он должен
быть конгруэнтным и сопричастным. Быть
конгруэнтным означает следующее: различные
чувства, которые сотрудник испытывает
в отношении себя самого, фирмы, своей
профессии, должны согласовываться таким
образом, чтобы он предстал перед другими
людьми цельной и непротиворечивой личностью.
Достижение этого во многом зависит от
руководства предприятия, его работы с
персоналом.
Для успеха личной продажи большое значение
имеет определенный физический аспект
встречи. Вполне очевидно, что сотрудник,
занятый сбытом, должен иметь соответствующий
внешний вид, быть чисто и опрятно одетым.
Об этом не следует забывать, так как все
мы чрезвычайно чувствительны к внешне
незначительным мелочам: небрежно повязанному
галстуку, сомнительному маникюру и т.п.
Известно несколько методов, которые способствуют
установлению контакта с клиентом.
Первый состоит в том, чтобы сразу же приступить к проблемам, которыми всецело поглощен потенциальный потребитель. Второй метод основан на том, чтобы сразу же поразить воображение клиента одной потрясающей фразой или одним ярким образом. Третий метод заключается в том, чтобы понять и принять клиента как личность: каждый человек нуждается в признании. Существует, прежде всего, первичное признание, т.е. признание клиента как совершенно самостоятельного участника личной продажи. Но есть также признание психологического плана, которое носит личный характер. Признание и высокая оценка клиента позволяют создать созидательную и доброжелательную атмосферу и обязывают продавца рассматривать продажу не как нечто, сосредоточенное на нем и для него, а как то, что сосредоточено на клиенте. Четвертый метод является разновидностью первого и отличается своим подходом к проблемам. Так, если в первом случае интересы клиента зондируют и раскрывают импровизированным образом, то в данной ситуации продавец намеренно поднимает проблемы, которые волнуют клиента. Их, разумеется, сотрудник фирмы предварительно изучает и анализирует. Пятый метод заключается в том, чтобы сразу же приступить к обсуждению основного вопроса, сформулировать предложение, которое не может не заинтересовать клиента. Кто, в самом деле, останется равнодушным к предложению сэкономить, получить качественное обслуживание и т.д.? На такое предложение, за которым следуют подробности, очень трудно ответить отказом. Кроме того, такая постановка вопроса позволяет лучше выявить потребности клиента.
2.2 Иерархия потребностей клиента и их диагностика
Люди
различаются в плане своей
физической и ментальной природы, а
также в плане своих личных
амбиций и ожиданий, менеджмент никогда
не должен забывать об этом. Почти невозможно
разработать систему, которая будет
работать применительно к каждому,
но, поняв некоторые общие
Иерархия потребностей перечисляет потребности людей в порядке возрастания их значимости. После того как удовлетворена одна потребность, следующая становится наиболее важной для человека:
5 Потребность
в самореализации
4 Эгоистичные потребности
3 Потребности в статусе
2 Потребности в безопасности
1 Физиологические потребности
Человек,
который в течение длительного
времени был безработным, начнет
с нижнего края шкалы. К несчастью,
есть люди, которые страдают от лишений
физиологического плана — отсутствия
крова, тепла и т. д., хотя цель благополучного
государства состоит в
Допустим,
что человек, побыв некоторое
время безработным, нашел работу,
его может устроить и небольшая
оплата. Однако, когда человек начнет зарабатывать
и почувствует себя в безопасности (потребности
1 и 2 будут удовлетворены), он может запросто
захотеть больше денег — осязаемого признака
статуса и т. д. вверх по шкале. Люди обычно
амбициозны, и в современном обществе,
где собственность (машины, дома, стиль
проведения отпуска и т. д.) часто являются
признаками статуса, торговые агенты,
как и другие люди, будут испытывать потребность
в повышении статуса. Известно, что люди,
требующие у своего начальства повышения
оплаты, остаются довольны, получив должность,
которая удовлетворяет их потребность
в статусе, чего не обязательно удалось
бы добиться лишь посредством увеличения
оплаты. Часто люди не осознают своих настоящих
потребностей, так что менеджмент вполне
может воздействовать на причины недовольства,
а не на его симптомы. Внимательное управление
сбытом и прогрессивные тренинги могут
направить эти естественные потребности
на личное развитие и продвижение в компании.
Эгоистичные потребности связаны с самоощущением
людей, и на работе они найдут выражение
в мнении человека относительно того,
как его компания к нему относится. Наконец,
когда другие потребности удовлетворены,
люди будут стремиться к самореализации,
часто вообще вне рамок работы, например
в садоводстве, живописи, писательском
труде или изготовлении мебели.
Рынок потребительских услуг, в том числе и в сфере социально культурного сервиса и туризма, зависит от клиентов с их разнообразными потребностями, вкусами и пожеланиями. В современных условиях жёсткой конкуренции шанс выжить и усилить свои позиции имеют только те компании, которые уделяют особое внимание различным аспектам поведения потребителей. Успех деятельности предприятия сервиса определяется тем, насколько его сотрудники владеют информацией об особенностях поведения и мотивации потребителей услуг. Неслучайно маркетологи наряду с продуктом, ценой продукта, продвижением продукта, его месторасположением учитывают и человека – потребителя продукта. Всвязи с этим специалист, работающий в сфере предоставления услуг, должен знать потребности и пожелания клиента, изучая их нужды, вкусы, предпочтения, ожидания пользы от услуги, а также неудовлетворенные потребности и реакции на новые услуги. Задача специалиста – выявить специфические потребности или проблемы потенциального клиента для того, чтобы затем сфокусироваться на том, какой продукт решит проблему или удовлетворит нужды потребителя товаров и услуг. Для того чтобы предложить клиенту то, в чём он нуждается, даже если последний не может самостоятельно обозначить свои желания, требуется понимание поведения и его мотивов.